«Жизнь и быт древних славян. Первые киевские князья»
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Повторительно-обобщающий урок-игра по теме: "Древняя Русь" для обучающихся 6 класса. Представленный материал может использоваться при проведении внеклассного мероприятия в рамках предметной недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra.drevnyaya_rus.6_klass..doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок-игра.6 класс.

Тема:«Жизнь и быт древних славян. Первые киевские князья»

Цели урока-игры:

        -Повторение и закрепление знаний обучающихся по теме «Древняя Русь» в игровой форме с использованием разнообразных по содержанию заданий.

        -Вовлечение учащихся в творческую деятельность, развитие  информационной культуры;  развивать  умение творчески мыслить, высказывать свою точку зрения, закреплять навыки работы с картой.

-Воспитание уважения к истории России; толерантное отношение к народам, проживающим на нашей необъятной России.

Оборудование:

1) Слайд-презентация, созданная в программе POWER-POINT

2) Компьютер

3) Карточки с номерами ответов от «0» до «7»

4)Листы для ответов игроков

5)Лист для жюри

Конкурс1: Представление команд.

Конкурс2:Разминка

1) Вера во многих природных богов, поклонение им (язычество)

2) Сбор меда диких пчел (бортничество)

3)Деревянное или каменное изображение языческих богов (идол)

4) Храмы язычников (капище, требище)

5)Языческие священники( волхвы,кудесники)

  1. Сбор дани с покоренного населения( полюдье)
  2. человек, который писал летописи(летописец)
  3. народное собрание (вече)
  4. славянская азбука(кириллица)

10)промежуток времени в сто лет (век)

Конкурс 3.

Крылатое выражение:

Что означает и в связи с чем возникло.


Ответ:

Точить лясы- лясы, балясы- так называли на Руси резные деревянные украшения на столбах,придерживающих крыльцо. Вырезать балясы  считалось делом несложным, не требующим особого внимания. Поэтому работающий мог одновременно вести посторонние разговоры. Употребляется в смысле пустого провождения времени.

Тянуть волокиту- из медной проволоки тянули очень тонкую нить- волокиту. Работа была медленной и трудоемкой. Употребляется в значении «делать медленно, тянуть время». Нитку иногда называли «канитель». Поэтому синоним — тянуть канитель.

Бить баклуши- Чтобы сделать деревянную ложку или чашку, требовалось отколоть чурку-баклушу. Это было легкое дело, оно поручалось подмастерьям. Особого умения оно не требовало. Употребляется в значении «делать пустое, никчемное дело, заниматься ерундой».

Зарубить на носу- Нос- это памятная дощечка, бирка для записей. Её носили с собой и делали зарубки на память. Означает «запомнить надолго».

Конкурс 4:

Собери пословицы о Родине.Команды получают части одинаковых пословиц, кто быстрее соберет пословицы- победитель.


Россия мать



Родине служить


Сибирь-


Жить-


сумей за неё постоять


золотое дно


Любовь к Родине


сильнее смерти


Конкурс 5 : Да или нет. Каждой команде по очереди задается вопрос. Задача команды ответить было это или нет. Вопросов может быть и больше.

В X веке уже существовало государство Киевская Русь? (1.Да)

Князья Олег и Игорь были родными братьями (0.Нет)

988 г. - это один из годов правления Владимира Святого.(1.Да)

«Матерью русских городов» Олег назвал Киев.(1.Да)

Конкурс для зрителей: Исторические слова.

Назвать самое длинное слово, связанное с историей, начинающееся на букву «Ж»

Ответ: слово «Жизнеописание» (13 букв)

Подведение итогов: вначале проверяются слова, названные болельщиками, и победителю вручают приз, затем слова участников.

Конкурс 6.

На  экране представлен список князей. Учитель  раздает цитаты командам, которые через минуту после обсуждения  называют, кому принадлежат слова.

  1.  Олег
  2.  Игорь
  3.  Ольга
  4.  Святослав
  5.  Владимир Святой

Кому принадлежат слова?

«Идите домой с данью, а я вернусь и похожу ещё»


Игорь


«Не дайте хазарам, но мне дайте дани»


Олег


« Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей...»

Святослав


«Любезна мне речь ваша, - своего князя мне уже не воскресить! Но я хочу почтить вас завтра перед своими людьми»


Ольга


«Идите назад: отцы наши не принимали вашей веры, и я не хочу»


Владимир


Конкурс 7.Домашнее задание. Один человек от команды выступает.

Можешь ли ты быть оратором. Представьте, что вы опровергаете утверждение, что «русский мужик ленив от природы». Какие доказательства вы приведете?

Конкурс 8. Загадки о языческих богах. Задаются  каждой команде. Загадки могут задавать ученики от команды, заранее выучив их, или даже обыгрывая их в соответсвующих нарядах.

Я ___________ всесильная

Мать – Сыра Земля

Я щедра и обильная

Мое тело - поля.

Я добра и могуча,

Я вам пищу даю.

Соберу в небе тучу

И всю землю полью.

Как сестра я Перуну,

А Перун мне- как брат,

Его молнии- стрелы

Мне на помощь летят.

Длиннорука я очень

И с большой головой,

И никто не захочет ссоры со мной!

(Мокошь)


Я езжу на белом коне,

Венок на кудрях моих русых,

Все знают кругом обо мне-

Парнишке веселом, безусом

Могуч я, удал и красив,

Живу я на радость народу,

Хожу по земле я босым

Весною в любую погоду!

Меня провожают гульбой,

Гуляньем в честь бога __________,

Доволен своею судьбой

И русские люди мне милы.

                (Ярило)

****

В венке из роз богиня ___________,

И в жемчугах её коса.

Ей принести подарки надо,

Она ж устроит чудеса:

Даст новобрачным много счастья,

Любви, добра и красоты,

Обережет от всех напастей.

А ты ей поднеси цветы,

Лукошко ягод самых спелых,

Многоголосье птиц лесных,

И мед- творенье пчел умелых,

Добычу лета и весны.

(Лада)

Богиня Лада:

Вот мой сыночек _______

Он мальчик озорной.

Колчан со стрелами

С собою он не носит,

Но лишь взмахнет

Волшебною рукой-

И в тот же миг Тебя любовь подкосит.

(Выходит Лель с горящим бенгальским огнем, встает рядом с Ладой).

Я ______ или _____,

Я русский скотий бог,

Мне песни — гимны пелись,

Чтоб людям я помог.

Чтоб сохранил их стадо,

Чтобы сберег приплод,

Помочь просящим надо,

Ведь жалко мне народ.

(Велес, или Власий)

Кто я? Родоначальник всех богов!

Хозяин всех небес и облаков,

Владыка я и Солнца, и Огня,

И вы не обойдетесь без меня.

Несу я вам и жизнь, несу и смерть,

Могу и сжечь, могу и обогреть.

Ращу в лугах траву, а на полях пшеницу

И по небу плыву в волшебной колеснице.

(Сварог)

Узнайте обо мне немного:

Я золотого Солнца бог,

Я сын всесильного Сварога,

А имя у меня - ____________.

Я покровитель всех людей,

Но русских я предпочитаю,

И без условий и затей

Своими внуками считаю.

Люблю я славить женихов,

Встречая утром после свадьбы,

Под громкий клекот петухов

Среди проснувшейся усадьбы.

Я замыкаю зимний круг

И отмыкаю двери лету,

Я земледельца верный друг ,

С ним вместе шествую по свету.

(Даждьбог).

Я________- верховный царь ветров.

Добрых защищать всегда готов.

Накажу злодеев и врагов,

Отгоню от русских берегов.

С ними я сурово разберусь -

Не ходите войнами на Русь.

Внуки- ветры быстры и сильны.

Могут вражьи потопить челны.

Соберутся в туче дождевой

И прольются молнией-стрелой.

Все кругом сверкает и гремит.

Лишь отважный в битве победит.

(Стрибог)

Божество я грозное,

Управляю громом,

Мое царство звездное

Каждому знакомо.

Идолом, кумиром

Над рекой стою,

И огонь всем миром

Жжете в честь мою

Рощи и дубравы

Дарите мне вы

Для моей же славы,

Славы и молвы.

Все свои деревья я заворожу,

Если сломишь ветку, смертью накажу!

(Перун)

Конкурс 9.

Восстановите утраченные фрагменты документа;

Озаглавьте документ.

« И послушал дружин - - - - -    - - - - - : пошел к  - - - - - янам за - - - - - и прибавил к прежней - - - - - - - - - , и много зла творили - - - - - - нам мужи его... Когда же шел он назад, поразмыслив, сказал он своей - - - - - - - : «Идите с - - - - - домой, а я  - - - - - - - - - -  и похожу ещё...» И вышли из города - - - - - - - - - - -      - - - - - -е, убили  - - - - - и  - - - - - -у его.»

Ответ: Смерть Игоря. Гибель князя Игоря.

«И послушал дружинников Игорь: пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и много зла творили древлянам мужи его... Когда же шел он назад, поразмыслив, сказал он своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё...» И вышли из города Искоростеня древляне, убили Игоря и дружину его»


Лист для жюри

Название конкурса

Кол-во баллов

1

Представление команд

5

2

Разминка

5

3

Крылатое выражение

5 за 1 крылатое выражение

4

Собери пословицы о Родине

По 1баллу за пословицу

5

Да или нет

По 1 баллу

6

Кому принадлежат слова

По 1 баллу

7.

Можешь ли ты быть оратором?

От1 до 10 баллов

8.

Загадки о языческих богах

По 1 баллу

9.

Восстановить утраченные фрагменты и озаглавить документ

От 1 до 10 баллов

Итого:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверка знаний по теме "Первые киевские князья"

Данная работа предлагает в нетрадиционной форме осуществить проверку знаний обучающихся по теме "Первые киевские князья"...

Первые киевские князья

Урок-презентация по истории России с древнейших времён до конца ХVI века, 6 класс. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина - М. Просвещение, 2010.Тема урока "Первые киевские князья". Цель: продолжить работу над фор...

Первые киевские князья

Презентация к уроку...

Первые киевские князья

Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы князя Святослава....

Конспект учебного занятия в 6 классе по истории «Первые киевские князья»

разработка урока  в 6 классе по теме "Первые киевские князья" по учебнику Данилова, Косулиной.  ...

Работа с текстовой информацией на уроках истории "Русь Древняя. Первые Киевские князья"

Сегодня в работе школы актуально не только усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. Работа с текстом значительно повышает п...