Главные вкладки

    Повторительно-обобщающий урок по истории России 20века
    план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

    Урок проводится после завершения курса "История России " в 9классе с целью обобщения и систематизации знаний учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stolete_bezumno_i_mudro.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    История России ХХвек 9 класс

    Тема: «Столетье безумно и мудро…»

    Урок проводится после изучения курса «История России Х Х век»

    Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по истории  России Х Х века; создать условия для развития у учащихся активной мыслительной деятельности; сформировать у них умение работать в коллективе, брать на себя ответственность при принятии решений.

    Тип урока:  повторительно  – обобщающий

    Форма проведения:  командная игра.

                                                                                            Ревет в турбинах мощь былинных рек

                                                                                      Ракеты, кванты, электромышление

                                                                        Вокруг меня гудит ХХвек

                                                                                  В груди моей стучит его биенье

                                                                                   Ведь он мой век и радио открыл

                                                                                          И в космос взмыл быстрее ураганов

                                                                                   Кино придумал, атом расщепил

                                                                               И засветил глаза телеэкранов

                                                                                  Он видел и свободу, и лишенье

                                                                                         Свалил фашизм в пожаре грозовом

                                                                             И верю я, что именно о нем

                                                                                              Потомки наши вспомнят с уважением

    (А. Асадов)

    Закончился 20 век. Завершили изучение объемного, интересного раздела мы с вами. И невольно возникает желание подвести его итоги.

    «Столетье безумно и мудро…»- было когда-то сказано о веке 18. Но эти слова в равной степени можно отнести и к 20 веку. Вы выполняли много творческих заданий: писали эссе, рефераты; заполняли анкету, проводили опросы. Каким же запомнился он вам- наш стремительный, безумный и мудрый ХХвек.

    Учитель делит класс на 4 группы:  Юг

                                                               Север

                                                               Восток

                                                               Запад и настраивает ребят на активную плодотворную работу.

    Первый  конкурс. Разминка «Ассоциации». Учащимся предлагается написать ассоциации по теме ХХ век за определенное время(1минута)

    Второй конкурс. »Событие, персона, открытие». Ребята заполняют таблицу, определяя главное событие, персону и открытие каждого десятилетия.

    Событие

    Персона

    Открытие

    1900-1910

    1911-1920

    1921-1930

    1931-1940

    1941-1950

    Событие

    Персона

    Открытие

    1951-1960

    1961-1970

    1971-1980

    1981-1990

    1991-2000

     

    Третий  конкурс. Написать синквейн на тему ХХ век. Правила написания синквейна на доске:

    1строка-имя существительное, название темы

    2строка-2 прилагательных

    3 строка-3 глагола или деепричастия

    4 строка -крылатая фраза, поговорка

    5 строка –синоним  первой строки

    Четвертый конкурс. «Угадай деятеля» Команды получают тексты с характеристиками 1.»Российскую империю этот премьер- министр, один из лучших за всю историю нашей известных деятелей ХХ века.

    страны, считал не вполне сформировавшимся государством, для целостности которого

    требуется сильная самодержавная власть. Но вот о последнем императоре и о внутренней политике российского правительства он был чрезвычайно низкого мнения. «Этот психически ненормальный режим есть переплетение трусости, слепоты, лукавства и  глупости», - возмущается он в своих воспоминаниях. Императора характеризует следующим образом: «Прекрасно воспитанный, но лживый, хитрый, безвольный и коварный»

    По отцу он был выходцем из Голландии, а по матери – потомком князей Долгоруких.. Родился он в Тифлисе, а учился в Одессе, где про него говорили, что он не глупей знаменитого тогда банкира Рафаловича, сам же Рафалович говорил, что, «пожалуй, и умней».  Именно ему удалось ввести государственную монополию на производство водки, сделать рубль свободно конвертируемой валютой, подписать мирный договор с Японией

    и др. (С. Ю. Витте)

    2.»Л. Троцкий назвал его «гениальной посредственностью» и «человеком пропустившим революцию», Бухарин –« Чингисханом, прочитавшим Маркса», Б. Пастернак-«гигантом дохристианской эры», Р. Арсенидзе - « левой ногой Ленина»

    На одном из осетинских диалектов слово, лежащее в основе его фамилии, означает «железо». Для своего псевдонима он избрал более прочный сплав (И. В. Сталин)

    3.»Он был подлинным создателем Красной армии, и там, где появлялся его знаменитый бронепоезд, босые, голодные и практически безоружные красноармейцы начинали побеждать белые армии. Но создание социалистического государства на землях бывшей Российской империи не было его главной целью. Он мечтал о  большем и сказал однажды: «Россия- вязанка хвороста, которую мы бросим в пожар мировой революции» Для облегчения контакта с мировым пролетариатом он даже приказал своим командирам изучать эсперанто»(Л.Д.Троцкий)

    4.»Узнал я (его) на Халхин – Голе. Провел он там блестящую операцию по разгрому японских самураев, после чего получил в командование округ, которым успешно командовал. Война застала его в должности начальника Генерального штаба Красной Армии…Настоящий полководческий талант  проявился  у него, когда он занял свое место

    там, где ему и надлежало быть, т.е. в войсках. Первое, что мне стало известно, это его деятельность под Ленинградом» - пишет в своих воспоминаниях маршал А. Е. Голованов об известном советском военном деятеле. (Жуков)

    Пятый конкурс. «Неожиданное задание». Команды получают конверты с интересными вопросами.

    1.Октябрьская революция принесла не только новый строй, но и новые имена. Например: Вилюр(Владимир Ильич любит Россию), Лагшмивара(Лагерь Шмидта в Арктике), Ясленик (Я с Лениным и Крупской) и другие. А как бы вы расшифровали имя  Винун? (Владимир Ильич не умирает никогда)

    2.Еще в 1836году это слово записал в свой дневник В. Жуковский, а писатель П. Боборыкин во второй половине 19 века сделал его общеупотребительным. Николаю Второму оно очень не нравилось, и он всерьез подумывал о том чтобы запретить его употребление, но не успел. Назовите это слово. (Интеллигент)

    3. Депутат Государственной думы, крайний монархист В. Шульгин после революции назвал данное сословие «дрянью,  из дряблости который Распутин сумел извлечь для себя силу и власть». С. Н. Булгаков пошел дальше, уже в 1907 году назвав его «политическим трупом, своим разложением отравляющим атмосферу». Что это за сословие? (Дворянство)

    4.Почему людей, родившихся в России в феврале 1918года, намного меньше,  чем в любом другом месяце этого года? (После 31 января 1918 года в России наступило сразу 14 февраля. Страна перешла на григорианский календарь, а 13 первых дней февраля «секвестрировали»).

    Шестой конкурс. «Слова руины». Используя все буквы указанных в каждом задании слов, составить новое слово: например, имамат + кета = математика.

    Оптика + ил                             (политика)

    Октет + ми                                (комитет)

    Трио + иск                                 (историк)

    Ревю + лоция                            (революция)

    Мартен + адепт                         (департамент)

    Методика + яр                           (демократия)

    Доцент + яма + рис                   (демонстрация)

    Сок + имя + си                           (комиссия)

    Икра + кит                                  (критика)  

    Затем жюри подсчитывает баллы. Учитель подводит итоги.

    Урок разработала учитель истории и обществознания  гимназии № 2 города Нижнекамска

    Шакирова Э. К.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Повторительно-обобщающий урок по истории России 20века

    Урок проводится после завершения курса "История России " в 9классе с целью обобщения и систематизации знаний учащихся....

    Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.)

    Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием  РАФТ технологии.) Разработка расчитана на учащихся 10 классов. Технология предп...

    Повторительно-обобщающий урок по истории России в 9 классе "Россия в конце 20- начале 21вв"

    Подробная разработка урока, проводимого в форме групповой работы на основе учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной.Содержит подробные задания для работы в группах, вопросы для рефлексии учащихся....

    Нетрадиционный повторительно-обобщающий урок по истории России в форме интеллектуально-познавательной игры с опережающим творческим заданием «Живые страницы истории».

    Необычная игровая форма преподнесения сложного и неоднозначного учебного материала по истории России начала ХХ века способствует приобретению учащимися 9 – 11 классов опыта ведения диалога и дискуссии...

    Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по истории России 6 класс

    Предлагаю вариант повторительно-обобщающего урока по главе "Древняя Русь" в 6 классе в форме конкурса-игры. Эта форма использована неоднократно, с большим интересом дети готовятся и участвуют в игре. ...

    Виртуальная экскурсия по историческим местам Коломны на повторительно-обобщающих уроках по истории России.

    Использование краеведческого материала на уроках истории сегодня является неотъемлемой частью учебно – воспитательного процесса, важным способом повышения интереса к предмету и повышения качества знан...

    Повторительно-обобщающий урок по истории России для учащихся 6 класса «Первые русские князья»

    laquo;Первые русские князья»Повторительно-обобщающий урок по истории России для учащихся 6  класса  Цели:1) образовательные:- обобщить и упорядочить знания по истории Древней Рус...