игра-эстафета "Славные страницы истории"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Игра-эстафета посвящена 200-летию Отечественной войны 1812 г., рассчитана на знание обучающимися основных фактов и событий Отечественной войны, может быть использована на повторительно-обобщающем уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-estafeta_.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Недаром помнит вся Россия»

Игра-эстафета

«Славные страницы истории»

                     Автор:

                                                                          Лысковец Елизавета Александровна

                                        учитель истории

                                                         МБНОУ «Гимназия № 18»

2012

Пояснительная записка

Автор: Лысковец Елизавета Александровна

учитель истории

МБНОУ «Гимназия № 18», Ленинск-Кузнецкий городской округ

Игра-эстафета «Славные страницы истории»

Текстовый документ

Цели материала: 1) обобщить знания об Отечественной войне 1812 г., героической обороне российского населения;

2) развивать навыки работы с документами, умения определять и объяснять понятия, сравнивать;

3) воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.

Список использованной литературы:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь XIX в. История России [Текст] / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М.: «Просвещение», 2009
  2. Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX в. в 8 кл. [Текст] / Е.В. Колганова, Н.В. Сумакова – М.: ВАКО, 2005
  3. Лубченков Ю. Полководцы и флотоводцы: Энциклопедия [Текст] / Ю. Лубченков – М.: ООО «Издательство РОСМЭН-ПРЕСС», 2002
  4. Парецкова С.В., Варакина И.И. История. 5 – 9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах [Текст] / С.В. Парецкова, И.И. Варакина – Волгограл: Учитель, 2007

Игра-эстафета

«Славные страницы истории»,

посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 г.

Цели: 1) обобщить знания об Отечественной войне 1812 г., героической обороне российского населения;

2) развивать навыки работы с документами, умения определять и объяснять понятия, сравнивать;

3) воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.

Оборудование: презентация, оформление доски, карточки с заданиями, кейворд

Ход мероприятия

I. Вступительное слово

Представление жюри. Представление команд.

II. Игра

1. Бульвар славы русского оружия (слайды)

Ребята должны определить о ком идёт речь.

1) Потомок дворян из Шотландии, сын бедного армейского поручика – достиг высших чинов благодаря своим дарованиям, трудолюбию, а также доверию к нему Александра I. «Мужественный и хладнокровный до невероятия» воин, «великий муж во всех отношениях», - говорили о нём современники. (Барклай-де-Толли)

2) Сподвижник Румянцева и Суворова. Его род уходит корнями в XII в. Боевой опыт исчислялся в полвека. Много раз смерть смотрела ему в глаза. В молодости ему дважды прострелили голову, но оба раза он, к удивлению русских и европейских медиков, выжил. (М.И. Кутузов)

3) Крепостной крестьянин. Организовал партизанский отряд из 5 тыс. пеших и 500 конных человек. Они были вооружены ружьями, отбитыми у неприятеля, пистолетами и саблями, а также самодельными пиками. Отряд не раз успешно громил довольно крупные силы регулярной армии Наполеона (Герасим Курин)

4) Бывший адъютант Багратиона. Создал отряд, который действовал в тылу врага. Лихой гусар, весельчак, поэт. Человек огромного личного мужества. О нём с восторгом и почтением отзывались и дворяне и крестьяне. Однажды, имея 50 гусар и 80 казаков атаковал неприятельский транспорт с припасами, который охраняло 250 кавалеристов (Денис Давыдов)

5) Крестьянка-партизанка Сычёвского уезда Смоленской области. Когда её муж повёл в город партию пленных, она сколотила отряд из женщин и подростков, вооружённых вилами, топорами, косами. Этот отряд охранял деревню, конвоировал пленных. Её имя наводило ужас на французских солдат (Василиса Кожина)

6) Девица-улан. Участвовала во многих сражениях, была на Бородинском поле, вела в бой эскадрон. Шестьдесят лет носила мужское имя, ни разу не сделав попытки вернуться к своему полу и к своему настоящему имени. (Надежда Дурова)

2. Поле сражений и дат

1) Ученики получают листы, где указаны сражения и даты, которые нужно соотнести. После выполнения задания команды сдают листочки жюри, а учитель называет правильный ответ.

Сражения

Даты

Бородинское сражение

12 октября 1812 г.

Смоленское сражение

6 октября 1812 г.

Тарутинский марш-манёвр и сражение

26 августа 1812 г.

Сражение под Малоярославцем

4 – 6 августа 1812 г.

3. Площадь событий (слайды)

О чём писали газеты в первой половине XIX в.? Ребята записывают ответы на листочках под номерами. Ответы проверяются жюри.

1) В начале августа 1812 г. под стенами древнего русского города произошло крупное сражение, ставшее одной из героических страниц в истории России. Несмотря на то, что город удержать не удалось, французы потеряли под его стенами около 20 тысяч своих солдат. После того, как русские войска и население покинули город, противнику достались лишь обугленные руины города. (Смоленское сражение)

2) М.И. Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна ещё Россия…Первой обязанностью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление…Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю…Посему я намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге…Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для благо отечества…Приказываю отступать!» (Совет в Филях)

3) После тяжелейшей переправы Наполеон потерял 30 тысяч своих солдат. Границу сумели перейти лишь жалкие остатки «Великой армии». Сам император ещё раньше, бросив войска, бежал в Париж. Встретившим его придворным на вопрос о том, где же армия ответил: «Армии больше нет!» (Переправа через Березину)

4) Кончилось главное побоище, в котором русские приобрели бессмертную славу. Подобной битвы, может быть, нет другого примера в летописях всего света. Одних пушечных выстрелов было выпущено французами 70 000… Русские гибли, но не сдавались; на пространстве одного квадратного лье не было местечка, которое  не было бы покрыто мёртвыми или ранеными. (Бородинское сражение)

4. Кейворд

Ученикам нужно проставить вместо цифр, соответствующие им буквы по месту в алфавите. Получится высказывание полководца Отечественной войны 1812 г. Надо расшифровать его и назвать имя полководца.

15

19

1

12

16

3

11

15

1

9

1

16

15

25

10

13

30

17

16                                                                    

13

15

29

14

10

19

20

18

6

2

13

6

15

10

6

14

6

17

18

10

33

20

6

13

33

10

12

1

8

5

29

11

10

9

3

1

19

19

17

1

19

10

20

6

13

30

16

20

6

25

6

19

20

3

1

(«Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас спаситель Отечества; М.И. Кутузов)

5. Составление кластера

Капитаны команд у доски составляют кластер с использованием терминов, используемых в  теме: «Отечественная война 1812 г.»

       Редут

  Флеши

Батарея

Отечественная война

1812 г.

Кавалерия

Пехота

Артиллерия

После составления кластера командиры должны дать определение словам, вошедшим в кластер.

       III. Подведение итогов игры.

       Заключительное слово учителя. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе. Игра «Поле чудес» «По страницам истории России»

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе СКОУ 8 вида в форме игры "Поле чудес" на тему "Постраницам истории России"...

Внеклассное мероприятие по истории "Героические страницы истории Воздушно-десантных войск"

Данное мероприятие рассчитано на учащихся 8-10 классов Цели: 1. Образовательные: познакомить учащихся с историей воздушно-десантных войск, о вкладе в развитие ВДВ Маргелова В.Ф., показать героизм...

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Урок истории в 5 классе по теме:"По страницам истории Древнего мира"

Повторительно- обобщающий урок с использованием ЭОР на различных этапах урока...

Нетрадиционный повторительно-обобщающий урок по истории России в форме интеллектуально-познавательной игры с опережающим творческим заданием «Живые страницы истории».

Необычная игровая форма преподнесения сложного и неоднозначного учебного материала по истории России начала ХХ века способствует приобретению учащимися 9 – 11 классов опыта ведения диалога и дискуссии...

Рабочая программа ружка по истории « Страницы истории» в 5-6 классах, общеобразовательный уровень

Программа  кружка  «Страницы истории»  направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувс...

Внеурочная работа по истории. "Славные страницы истории"

На уроках истории предлагается тема «Отечественная война 1812 года и Сталинградская битва 1943 года - героические страницы истории». ...