"Повесть временных лет" Урок истории + ОПК 6-9 класс.
методическая разработка по истории по теме

Кушнарева Татьяна Анатольевна

Тема урока:

Шедевр Древнерусской литературы  «Повесть временных лет»

Цель: Познакомить с «Повестью временных лет» и с преподобным Нестором Летописцем.

Познакомить с летописным жанром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

Шедевр Древнерусской литературы  «Повесть временных лет»

Цель: Познакомить с «Повестью временных лет» и с преподобным Нестором Летописцем. Познакомить с летописным жанром.

Оборудование: Летопись «Повесть временных лет», изображение преподобного Нестора, записи на доске

Ход урока.

Организационный  момент

  1. Основная часть урока.

Запись на доске «Летопись», «лето» и «писать»

  1. Вопросы к учащимся.

Из каких простых слов состоит Летопись?

Словом «лето» в Древней Руси назывался год. Кто теперь может сказать, что обозначает слово «летопись»? (описание года)

Зачем нужна летопись?

Как записывались события в летописи? («по летам», то есть по годам)

  1. Учитель.

«Повесть временных лет» первая русская история, первая русская летопись. Именно из нее мы можем узнать «откуда пошла вся земля Русская», как жили люди Древней Руси. По обычаю греческих летописцев преподобный Нестор начинает свою повесть с пересказа краткого содержания книг Ветхого Завета и только потом, рассказав о расселении славян до 852 года, начинает с этого же года собственно летопись Руси.

Закрепление пройденного материала. Вопросы к классу.

Вы уже знаете, о чем говорится в книгах Ветхого Завета. Давайте вспомним о чем.

А в книгах Нового Завета?       

В «Повести временных лет» Нестор рассказывает о Рюрике, Олеге, Святославе, Ольге, Владимире Красное Солнышко.

  1. Задание. Сформировать 5 групп. Открыть диск и прочитать в рубрике «Персоналии» о князе Рюрике (1 группа), князе Олеге (2 группа), князе Святославе (3 группа), княгине Ольге (4 группа), князе Владимире Красное Солнышко (5 группа).

Каждой группе составить краткий рассказ на основании прочитанного и делегировать выступающего от группы.

  1. Учитель.

Подумайте и ответьте, всякий ли человек мог стать летописцем? Что должен знать, и какими качествами должен обладать летописец?

Этот человек хорошо должен знать Священное Писание и Предание и не только владеть грамотой, но и быть ученым: Знать более ранние исторические источники – документы архивов, сочинения соотечественников и иноземных авторов, жития святых, народные сказания. Такой человек должен владеть литературным талантом и умением общаться с людьми: задавать им толковые вопросы, а главное все внимательно слушать и запоминать.

Для чего это нужно летописцу?

Конечно, чтобы потом записывать услышанное. А еще он должен быть наблюдательным, ведь описывал он не только прошлое, но и то время, в котором жил. Несомненно, чтобы стать летописцем требовался большой талант, данный от Бога.

  1. Задание. Обсудить в группах и записать качества, которые должны присутствовать у летописца.

Посмотреть на диске в разделе «Персоналии» о Несторе Летописце.

  1. Учитель о преподобном Несторе.

Вы уже поняли, что был на Руси такой летописец, который обладал всеми перечисленными вами качествами. Это был инок (монах) Киево-Печерского монастыря, преподобный Нестор, Летописец Печерский. Именно он создал летопись земли Русской – «Повесть временных лет». Церковь празднует память преподобного 9 ноября. Инок Нестор нес различные послушания, из которых самым главным было переписывание книг. В то время еще не умели печатать книги, и каждую книгу писали вручную на пергаменте – коровьей коже – гусиным пером. Преподобный Нестор был очень образованным человеком. Он тщательно собирал все сведения по истории Руси и заносил для памяти в книги. Главный труд преподобного Нестора – это «Повесть временных лет», первая русская история, первая русская летопись. Именно из нее мы можем узнать, «откуда пошла земля Русская», как жили люди древней Руси. Поэтому и называют преподобного Нестора Летописцем.

Как вы думаете, важно ли для нас знать, «откуда пошла земля Русская» и как жили наши предки?

  1. Задание на дом. Нарисуйте иллюстрации к рассказам из «Повести временных лет»
  1. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла

Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....

Презентация к уроку литературы в 7 классе Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». «Повесть временных лет»

Презентация-сопровождение урока рассказывает о зарождении древнерусской литературы, её особенностях, жанрах...

Презентация интегрированного урока литературы и истории в 6 кл на тему: "Русские летописи."Повесть временных лет". "Сказание о белгородском киселе". Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях".

Представленный материал позволяет осуществить знакомство учащихся с древнерусской литературой, её самобытностью и патриотической направленностью на примере "Сказания о белгородском киселе"....

Календарно-тематическое планирование истории 7 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. Всеобщая история. История Нового времени 7 класс Юдовская А. Я., Баранов П. А.

Календарно-тематическое планирование истории 7 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. Всеобщая история. История Нового времени 7 класс Юдовская А. Я., Баранов П. А....

Внеклассное мероприятие по истории на тему "Повесть временных лет"

Внеклассное мероприятие по истории на тему "Повесть временных лет" 6 класс....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...

Разработка урока литературы в 6 классе на тему "Повесть временных лет. Сказание о белгородском киселе"

Цель: Познакомить учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказания о белгородском киселе»  Задачи: Обучающие. Ра...