"Отечественная война 1812 года"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Представленный урок  позволяет познакомить учащихся 8 класса с событиями Отечественной войны 1812 года и сформировать представление о талантливых полководцах  и героизме русских солдат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 р.п. Сосьва

Всероссийский конкурс «Недаром помнит вся Россия»

Методическая разработка урока по теме  

«Отечественная война 1812 года»

                Автор: Карманович Надежда Петровна,

учитель истории МКОУ СОШ № 4 р.п.Сосьва

2012г.


Урок по курсу «История России, XIX век»

  Тема:  «Отечественная война 1812г.»

Цель: формирование патриотических и гражданских чувств у учащихся через изучение героических страниц истории Отечества в целом, и Отечественной войны 1812 года в частности

Задачи:  

1) рассмотреть и проанализировать ход военных действий Отечественной войны 1812г., ознакомиться с планами  обеих сторон и причинами победы России;

2) ознакомиться с особенностями, понятиями военной истории, военного искусства, стратегией, тактикой, состоянием вооружения армий в данной войне с тем, чтобы учащиеся гордились славой русского оружия, героизмом русских солдат, талантом выдающихся полководцев;

3) развивать у учеников навыки самостоятельной работы с материалом, навыки анализа исторических документов, работы с картой;

4) продолжать развивать историческое мышление, показать на конкретных примерах Отечественной войны 1812г. зависимость военных действий от экономического и политического развития воюющих сторон, от характера войны.

5) способствовать формированию чувства высокого, истинного патриотизма.

План урока:

1. Оргмомент.

2. Проверка  выполнения домашнего задания. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

3. Сообщение темы урока – ее изучение.

3.1. Причины войны 1812 года. Обострение русско-французских отношений.

3.2. Цели воюющих сторон. Характер войны для ее участников. 

3.3. Начало и ход войны 1812 года. Отступление русской армии.  

3.4.Бородинское сражение.

3.5. Оставление Москвы. Тарутинский маневр.

3.6. Изгнание Наполеона из России.

3.7. Итоги, значение, причины победы.

4. Закрепление изученного материала

5. Подведение итогов – выставление оценок

6. Домашнее задание

Тип урока: урок  изучения нового материала  

Вид урока: комбинированный

Оборудование: 

  1. Данилов А.А., История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общееобразоват. учреждений /А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2010г.;
  2. Рабочая тетрадь к учебнику Данилов А.А., История России, XIX век. 8 класс. Часть 1. (Задания к параграфу 4);
  3. исторические  карты «Отечественная война 1812г.», «Бородинское сражение»;
  4. портреты Александра I, М.И. Кутузова, Наполеона;
  5. дидактический материал

Основные понятия: стратегия, тактика, континентальная блокада, партизанское движение[1] 

Ход урока:

«С 1812 года начинается наша новая история».

А.И.Герцен

1. Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, присаживайтесь!

- Начиная наш урок, мне хотелось бы узнать ваше настроение. Пожалуйста, поднимите квадратик красного цвета, если настроение у вас хорошее, квадратик черного цвета, если, настроение у вас плохое и квадратик синего цвета, если настроение у вас отсутствует.

(зафиксируйте его себе в тетради).

- И в конце урока мы с вами тоже проверим наше настроение и посмотрим, улучшилось ли оно.

2.Проверка домашнего задания. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

- Сегодня мы продолжаем путешествие по России  XIX века, но для того, чтобы нам успешно его продолжать и совершенствовать свои знания и умения мы должны вспомнить:   (фронтальная беседа с учащимися по вопросам):

  1. Какова была международная ситуация в Европе в начале XIX века?
  2. Каковы основные направления, цели внешней политики России в начале XIX века?
  3. Как развивались русско-французские отношения в начале XIX века?
  4. Какие противоречия существовали между Россией и Францией?
  5. Можно ли было избежать  противоречий между Россией и Францией?

По результатам беседы выставляются оценки ответов учащихся.

3. Сообщение темы урока – ее изучение.

Учитель: сегодня мы с вами познакомимся с войной 1812 года, а именно  войной носившей справедливый, освободительный, народный характер, в которой, как и прежде проявлялся массовый героизм русских воинов, их готовность к самопожертвованию, и, конечно же, уделим достойное внимание талантливым, выдающимся русским полководцам.  

Учитель: Знания этого урока Вам обязательно пригодятся в будущем ведь, наверняка в глубине души каждый из вас после окончания школы мечтает стать дипломатом или путешественников, а может быть даже и экскурсоводом. Вот тогда-то и пригодятся  вам знания с уроков по истории России XIX века.

Прошлое не безупречно,

но упрекать его бессмысленно,

а вот изучать необходимо.

            М.Горький (Русский писатель)

Учитель: Этим мы сейчас и займемся, открываем свои тетради, записываем число, тема урока «Отечественная война 1812 года». Итак, мы начинаем, а  задание  на урок следующее: Выяснить, каковы же были причины победы России над Францией? Итоги будем подводить в конце урока.

3.1.Причины войны 1812 года. Обострение русско-французских отношений.

Объяснение учителя.

Учитель: Пришедшая к власти во Франции в конце XVIII века буржуазия хотела утвердить политическое и экономическое господство, стремилась к владению рынками сырья, сбыта, расширению сфер влияния в Европе и мире.

Франция добилась господства в Европе. В борьбе против Англии Наполеон применил континентальную экономическую блокаду.

        Однако осуществлению наполеоновских планов мешала независимая политика России.

В 1811 году Наполеон говорил: «Через пять лет я буду господином мира; остается одна Россия, но я раздавлю ее».

Стремление освободиться от французского влияния отвечало экономическим интересам российского дворянства, самодержавие также хотело укрепить свое влияние в Европе.

Такое объяснение русско-французских противоречий показывает, раскрывает причинно-следственную обусловленность войны 1812 года.

То есть внутренняя политика, экономическое развитие  превалируют над  внешней политикой и даже диктуют, обуславливают последнюю.

3.2. Цели воюющих сторон. Характер войны для ее участников.

        При изучении этого вопроса организуется работа с картой.

Задания и вопросы для работы с картой:

- Покажите, где Наполеон сосредоточил свою армию.

- Почему русская армия на границе была разделена на три части?

- В каком направлении Наполеон мог начать наступление?

С целью раскрытия характера войны 1812 года,  акцентируется  внимание  учащихся на том, что готовясь «раздавить» Россию, Наполеон планировал не только разгромить русскую армию. Но и подчинить страну, превратить ее во второстепенное государство, стремился отторгнуть от нее ряд  территорий и оттеснить от незамерзающих морей. Так, Прибалтика была обещана Пруссии; Юго-Западная Украина – Австрии; Белоруссия, Литва и Украина – Польше; Крым и Грузия – Турции; Восточное Закавказье – Ирану.

        Посол России во Франции  князь Куракин в 1811 году писал, что война, которую готовит Наполеон против России, имеет целью «поставить Россию в то положение, в котором она находилась до царствования Петра Великого, лишить того значения, которое она имеет в Европе».

        Вопрос учащимся (цель: выяснить, как  ученики усваивают материал):

        Чем угрожало России осуществление наполеоновских планов?

Ответ: Россия могла быть отброшенной на сотни лет назад в случае победы Наполеона.

После обсуждения следует вывод: со стороны России характер войны 1812 года – справедливый, освободительный, а  со стороны Франции – несправедливый, захватнический.

По п.2.1. «Причины войны 1812 года. Обострение русско-французских отношений» и п.2.2. «Цели воюющих сторон. Характер войны для ее участников» - можно провести закрепление  на уроке или предложить учащимся задание на дом – заполнить следующую таблицу:

Государства

Причины войны

Характер войны

Россия

Франция

Можно также провести с учащимися фронтальную беседу по следующим вопросам:

  1. Каковы причины войны 1812 года?
  2. Какой характер носила война для воюющих сторон?
  3. Каковы были планы сторон перед войной?
  4. Почему война 1812 года являлась для России Отечественной войной?
  5. В чем заключался народный характер Отечественной войны 1812 года?

3.3. Начало и ход войны 1812 года. Отступление русской армии.

Учитель: 12 июня 1812 года армия Наполеона прошла через реку Неман, тем самым, ознаменовав начало Отечественной войны. Для России это была справедливая война за сохранение независимости. Только Англия, блокированная с моря, и Россия, с ее самостоятельной внешней политикой, мешали Наполеону реализовать его идею мирового господства. На стороне Франции против России также выступили Австрия и Пруссия. План Наполеона состоял в том, чтобы разгромить русскую армию в одном сражении, но русское командование выбрало тактику отступления. О том, каково было соотношение сил противников, мы узнаем из сообщения.

Вопрос учащимся: 12 июня, перейдя Неман, французы вторглись на территорию России. Какое направление Наполеон выбрал для главного удара?

Докладчик 1: (Представляет сообщение и с пользованием исторической карты).

Численность армии Наполеона  составляла 420 тысяч человек. В ее состав входили австрийский,  польский, прусский корпуса, итальянские, португальские, швейцарские, испанские части. Командование французской армии состояло из маршалов и генералов: Л.Н.Даву. М.Ней, И.Мюрат, Н.Ш.Удино, Ж.Б.Бесьер, Ж.А.Макдональд, П.Ф.Ожеро. Но у французской армии был и один на мой взгляд недостаток. В ее состав входили жители захваченных Наполеоном стран. Они не разделяли стремлений французского императора завоевать весь мир. Многие из них не хотели участвовать в боях, что отрицательно сказывалось на боевом духе всей армии.

        Русские войска, расположенные на западном фронте, составляли 240 тысяч человек и состояли из трех армий. 1-я армия защищала Петербургское направление и базировалась под городом Вильно. Ее возглавлял М.Б.Барклай-де-Толли. 2-я армия во главе с П.И.Багратионом прикрывала Московское направление. Она располагалась под городом Белосток. 3- армия, возглавляемая А.П.Тормасовым, защищала Киевское направление (Луцк). Рижское направление защищал 38-тысячный корпус  Н.Н.Эссена.

Главнокомандующим русской армии  был назначен М.Б.Барклай-де-Толли. По национальному составу русская армия в основном состояла из славян, что усиливало патриотический дух войск. Большой срок военной службы (25 лет) способствовал формированию профессиональных кадров.

Учитель: Подводя итоги, следует отметить, что  русская армия уступала французской по численности, но по боеспособности и профессионализму солдат и руководства они имели одинаковый уровень.

Учитель: Как вы думаете, какой характер носила война для России и для Франции? (проблемный вопрос)

Ученик: Отечественная война 1812 года была оборонительной для России и наступательной для Франции. Русское командование осознавало, что значительный численный перевес французской армии неминуемо приведет к поражению в генеральном сражении русских. Именно поэтому было принято решение вести отступление, изнуряя противника и лишая его возможности пополнить продовольственные и боевые запасы.

Учитель: Отступление русских войск продолжалось вплоть до 22 июля 1812 года. Давайте послушаем сообщение о  Смоленском сражении и после этого ответим на  вопрос: почему армия Наполеона продолжала преследование русских войск, несмотря, на  что ей требовался отдых?

Докладчик 2: 22 июля 1812 года 1-я армия Барклая-де-Толли и 2-я армия Багратиона воссоединились под Смоленском. Командование русских войск решилось дать сражение французской армии. Успех французов был предопределен. Смоленск не был оснащен оборонительными сооружениями. Русские войска уступали по численности французским. Немалое влияние на снижение боеспособности русских войск, находящихся под Смоленском, оказала влияние война с Ираном, которая также требовала больших расходов людских и военных ресурсов. Наступление армии Наполеона началось 2 августа. Русские войска поддерживали смоленские части ополченцев. Тем не менее, 6 августа 1-я и 2-я армии оставили Смоленск и возобновили отступление к Москве. Наполеон хорошо осознавал, что затяжной характер войны не принесет ему победы. Ухудшение климатических условий, большие людские потери заставляли его двигаться дальше на восток.

Учитель: Давайте вернемся к поставленному мною вопросу.

Ученик: Наполеон позволил отдохнуть своим войскам в опустошенном Смоленске лишь пять дней, после чего он продолжил наступление. Это было связано с тем, что французская армия не имела зимнего обмундировании, а вскоре должны были наступить холода. По мере продвижения на восток сокращалась численность армии. Ухудшилось продовольственное снабжение армии. Наполеон стремился скорее закончить войну с Россией. И так как Александр I не соглашался подписать мирный договор, ему лишь оставалось добиваться победы военным путем.

Общество требовало назначения М.И.Кутузова. И царь  вынужден был уступить: «Общество желало его назначения, и я его назначил, - сказал Александр I, - сам же я умываю руки». Это назначение означало, что руководство русской армией перешло в руки человека, способного использовать все возможности для организации победы над врагом.

Перед гробницею святой

Стоит с поникшей головой …

Все спит кругом; одни лампады

Во мраке храма золотят

Столпов гранитные громады

И их знамен нависший ряд.

Под ними спит сей властелин,

Сей идол северных дружин,

Маститый страж страны державной,

Смиритель всех ее врагов,

Сей остальной из стаи славной

Екатерининских орлов.

В твоем гробу восторг живет!

Он русский глас нам издает;

Он нам твердит о той године,

Когда народной веры глас

Воззвал к святой твоей седине:

«Иди, спасай!» Ты встал – и спас.

                                    А.С.Пушкин  

3.4.Бородинское сражение. Учитель: Сейчас мы заслушаем сообщение о ходе Бородинского сражения и его значении в войне с Наполеоном. Но прежде я раздам карточки с заданиями трем ученикам (ответы на карточки должны быть написаны, пока делается сообщение)[2].

Докладчик 2 (Представляет сообщение и с пользованием исторической карты).

К концу августа 1812 года силы сторон почти уравнялись (с небольшим перевесом французов).

Наполеон стремился к генеральному сражению (это его стихия), он рассчитывал в этом сражении разбить русскую армию и добиться капитуляции России.

М.И.Кутузов планировал нанести врагу наибольший урон, сохранив при этом боеспособность своей армии. Поэтому, не желая рисковать, М.И.Кутузов придерживался оборонительной тактики.

22 августа 1812г. русские войска стали готовиться к сражению на Бородинское поле.

Цели Наполеона: разгромить русскую армию и заставить подписать мир.

Цели М.И.Кутузова: остановить наступление французов, защитить Москву, уничтожить как можно больше живой силы и артиллерии противника.

На правом фланге расположился корпус генерала М.А.Милорадовича, в центре – войска Д.С.Дохтурова, на левом фланге – вторая армия П.И.Багратиона. Были возведены оборонительные сооружения: батарея Раевского, Семеновские укрепления, Багратионовы флеши, Шевардинский редут.

        Общая численность русских войск составила 120 тысяч человек. Французские войска насчитывали около 135 тысяч человек. 24 августа армия Наполеона переходит в наступление и захватывает Шевардинский редут. 26 августа состоялось главное сражение на Бородинском поле. Французские войска вели основное направление на Багратионовы флеши и батарею Раевского. В результате кровопролитных боев был убит П.И.Багратион, но русские фланги не сдавали оборону.

Итоги сражения: поставленных целей никто не достиг, но М.И.Кутузов сохранил армию. После Бородинского сражения русские войска начали отступление к Москве.

«Ожидание французов» (историческая песня)

Не во лузях-то вода полая разливалася:

Тридцать три кораблика во поход пошли,

С дорогими со припасами – свинцом-порохом.

Французский король царю Белому отсылается.

«Припаси-ка ты мне квартир – квартир сорок  тысяч,

Самому мне, королю, белые палатушки».

На это наш православный царь призадумался

Его царская персонушка переменилася.

Перед ним стоял генералушка сам Кутузов.

Уж он речь-то говорил, генералушка,

Словно как в трубу трубил:

«Не пужайся ты, наш батюшка, православный царь!

А мы встретим злодея середи пути,

Середи пути, на своей земли,

А мы столики поставим ему – пушки медныя,

А мы скатерти ему постелим – вольны пули,

На закусочку поставим – каленых картечь,

Угощать его будут канонирушки,

Провожать его будут – все козачушки».

Учитель: задает следующие уточняющие вопросы:  

- Определите историческое значение Бородинского сражения?

(Ответ: 1. Наполеону не удалось осуществить свои планы – разгромить русскую армию и тем самым принудить Россию к капитуляции.

2. Французские войска получили удар, от которого они уже не смогли оправиться).

- Назовите основные даты Бородинского сражения (22, 24, 26, 27 августа). (Отвечают все учащиеся, кроме докладчика).

3.5. Оставление Москвы. Тарутинский маневр.

Учитель: Сейчас мы с вами заслушаем сообщение по вопросам о совете в Филях, пожаре в Москве и тарутинском маневре.

Докладчик 3:  27 августа русские войска отступили к Москве. М.И.Кутузов понимал, что нужно сохранить армию. Не желая рисковать, русская армия отошла за Москву (таково было решение М.И.Кутузова после известного военного похода в деревни Фили под Москвой – 1 сентября 1812 года). Отступление русской армии из столицы оценивалось Наполеоном как победа, но его надежды не оправдались. Александр I не шел на подписание мирного договора.

После того как французы вошли в разоренную и сожженную Москву («Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана»), их войска были деморализованы.

2 сентября русская армия вышла из Москвы. Когда удалось вырваться от неприятеля, М.И.Кутузов совершил свой знаменитый фланговый марш-маневр.

М.И.Кутузов отступил на юго-восток по Рязанской дороге, но затем, обманув французов, занял Калужскую дорогу, встав лагерем в селе Тарутино. Таким образом, он отрезал путь врагу к тульским оружейным заводам и черноземным, не разоренным войной, губерниям.

А в это время активизировалось партизанское движение (Д.Давыдов, А.Фигнер, В.Кожина). Партизаны изматывали противника. Возникло оно стихийно с началом войны. Но затем некоторые офицеры обратились в штаб М.И.Кутузова за разрешением организовать партизанскую борьбу. Роль партизан в ходе войны трудно переоценить. Малая война« оказалась гибельной для захватчиков».

3.6.Изгнание Наполеона из России.

Учитель: Сейчас мы с вами заслушаем сообщение об изгнании Наполеона из России.

Докладчик 4: В Москве Наполеон осознал бесперспективность войны. Не получив ответа на мирное предложение, он в октябре покинул Москву.  

Пройти по калужской дороге не удалось. В двух опорных сражениях под Тарутином и Малоярославцем (этот город восемь раз переходил из рук в руки) Наполеон потерпел поражение и стал отступать по разоренной войной Смоленской дороге.

Русская армия перешла в наступление.

Практически полностью французская армия была уничтожена при переправе через реку Березину. Наполеон, едва не попав в   плен, бросил остатки своей некогда несокрушимой армии и бежал в Париж.

1 января 1813 года Россия праздновала победу над сильнейшим тогда противником.

Россия не только защищала свою независимость. Но и, по сути дела, спасла народы Европы от порабощения.

Учитель: задает следующие уточняющие вопросы:  

- Почему М.И.Кутузов настаивал на оставлении Москвы?

- Что происходило с французской армией в Москве?

- В чем состояла суть тарутинского маневра, чем выгодна позиция у Тарутино?

- Какие изменения происходили в русской армии?

- Покажите на карте путь отступления армии Наполеона. (У карты работает один ученик).

- Какие произошли сражения во время контрнаступления русской армии? (Ответ: Тарутинский бой, сражение под Малоярославцем, сражение под Вязьмой, сражение под Красным). (Отвечающие показывают на карте места сражений, называют даты).

        3.7.Итоги, значение, причины победы.

Учитель: Подводя итог нашего урока, давайте ответим на вопрос: каковы же были причины победы России над Францией?

Ответ: Справедливый, освободительный, народный характер Отечественной войны 1812 года,  высокий боевой дух и профессионализм русской армии, партизанское движение, климатические условия, грамотное командование, поддержка мировой общественности, недостатки французской армии (многие не желали воевать на стороне французов), неслаженность действий французского командования.

Учитель: И в заключение вопроса о значении Отечественной войны 1812 года давайте снова обратимся к эпиграфу нашего урока «С 1812 года начинается наша новая история» (А.И.Герцен).

        Декабристы говорили, что они «дети 1812 года». В.Г.Белинский писал: «Напряженная борьба насмерть с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила ее увидеть в себе силы и средства, которых она даже сама в себе и не подозревала».

Учитель: Согласны ли вы с тем, что нам удалось  выяснить причины победы России над Францией?  Давайте отметим их себе в тетради и еще раз озвучим.  

4. Закрепление изученного материала

1.Фронтальная беседа по изученному материалу:

- Причины Отечественной войны 1812 года.

- Основные противоречия, которые привели к войне.

- Характер войны.

- Подготовка к войне, соотношение сил перед войной.

- Планы сторон.

- Ход войны (основные этапы, главные сражения, окончание и итоги войны).

- Значение Отечественной войны 1812 года (социальные, политические и другие последствия войны).

2.Продолжите фразу:

- Главный удар Наполеон направил …

- Главнокомандующий армией в 1812г. …

- Бородинское сражение закончилось…

- Самыми известными руководителями партизанской борьбы были…

        3. Исследование на тему «Какому событию (или кому) посвящен  фрагмент?»[3] 

5. Подведение итогов  работы на уроке – выставление оценок

        Мы с вами совершили  путешествие в Россию XIX века. И сейчас мы с вами выясним, с каким настроением мы завершим путешествие. Итак, возьмем в руки квадратики того цвета, какое сейчас у нас настроение…

6. Домашнее задание:

- Выучить все  даты, основные понятия и определения.

- Составить календарь  военных действий Отечественной войны 1812г.

- Письменное творческое задание с элементами исследования: проанализируйте стихотворение А.С.Пушкина «Полководец» ответив на вопросы[4]

Учитель: На этом урок окончен! Все спасибо! До свидание!


Приложение №1. Основные понятия, термины

Тактика – часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя; искусство управлять войсковыми частями во время боя; тактика есть часть стратегии, ей подчиненная, ее обслуживающий.

Стратегия – важнейшая составная часть военного искусства, занимающаяся вопросами подготовки, планирования и ведения войны, военных компаний и решающих исход войны4 она охватывает практическую деятельность высшего военного командования по подготовке и ведению войны и военных действий; стратегия является общей и единственной для всех видов вооруженных сил страны.

Континентальная блокада – торговая блокада Англии, объявленная Наполеоном в 1806 году. Всем союзным и подвластным Франции государствам запрещалось вести торговлю, поддерживать почтовые и другие отношения с Британскими островами.

Партизанское движение – вид борьбы народных масс за свободу и независимость своей Родины, которая ведется на территории, занятой противником


Приложение № 2: Карточки с заданиями

Карточка 1. Роль партизанского движения в разгроме французской армии. Напишите имена предводителей партизанских отрядов.

Ответ: Александр I издал указ, разрешающий создание партизанских отрядов, еще в начале Отечественной войны. В ряды партизанов вступали дворяне, крестьяне, казаки. Они организовали нападение на французские отряды, внося вклад в снижение численности войск врага. Отряды казаков возглавляли А.С.Фигнер, Д.В.Давыдов, А.Н.Сеславин, крестьян – Е.В. четвертаков, Г.М.Курин, В.Кожина.

Карточка 2. Напишите причины назначения Кутузова главнокомандующим русской армией.

Ответ: Смоленское сражение возродило в сердцах солдат и общества надежду на победу в войне. Но русская армия продолжала отступать. Это вызвало недовольство широких масс и снижало боевой дух армии. Кутузов пользовался авторитетом в военных кругах. Он считался защитником Отечества. Барклая-де-Толли же обвиняли в предумышленном отступлении и указывали на его иностранное происхождение.

Карточка 3. Какие события соответствуют датам: 12 июня 1812 г. (армия Наполеона перешла через реку Неман); 22 августа 1812г. (русские войска стали готовиться к сражению на Бородинском поле); 31 декабря 1812г. (вышел манифест Александра I об окончании войны).

   


Приложение № 3. Задания для  исследования не тему «Какому событию (или кому) посвящен  фрагмент?»

Раздался звук трубы военной,

Гремит сквозь бури бранный гром:

Народ, развратом воспоенный,

Грозит нам рабством и ярмом!..   (Ф.Н.Глинка, июль 1812г.)

        Сей изверг, миру в казнь рожденный,

        Мечтою славы ослепленный,

Чтоб быть бессмертным, убивал!

Хотел всемирныя державы,

Лишь небо Богу уступал;

Топтал святейшие уставы;

Не скиптром правил, а мечом,

И был – державным палачом.

                      (Н.М.Карамзин о Наполеоне. «Освобождение Европы и слава Александра I»)

…Хвала тебе, наш бодрый вождь,

Герой под сединами!

Как юный ратник, вихрь, и дождь,

И труд он делит с нами.

О, сколь с израненным челом

Пред строем он прекрасен!

И сколь он хладен пред врагом,

И сколь врагу ужасен!..

                                   (В.А.Жуковский о М.И.Кутузове. «Певец во стане русских воинов»)

Великодушный русский воин,

Всеобщих ты похвал достоин:

Себя и юных двух сынов –

Приносишь ты царю и Богу;

Дела твои сильней всех слов,

Ведя на бой российских львов,

Вещал: «Сынов не пожалеем…»

(С.Н.Глинка,  стихи генералу Раевскому, который во время Смоленского сражения

                                                                                                        вывел на бой своих сыновей)

Жизнь баловень счастливый,

Два венка ты заслужил;

Знать, Суворов справедливо

Грудь тебе перекрестил!..

…Удальцов твоих налетом

Ты, их честь, пример и вождь,

По лесам и по болотам,

Днем и ночью, в вихрь и дождь.

Сквозь огни и дым пожара

Мчал врагам, с твоей толпой

Вездесущ, как божья кара,

Страх нежданного удара

И нещадный, дикий бой!..

(Н.М.Языков. «Д.В.Давыдову». В младенчестве Дениса Давыдова благословил                       А.В.Суворов и сказал: «Ты выиграешь три сражения!»)

 Приложение № 4. Стихотворение А.С.Пушкина «Полководец» и вопросы для учащихся

У русского царя в чертогах есть палата:

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Ее разрисовал художник быстроокий…

…Ни плясок, ни охот: а все плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года.

Нередко медленно меж ими я брожу

И на знакомые их образы гляжу,

И, мнится, слышу их воинственные клики.

Из них уж много нет; другие, коих лики

Еще так молоды на ярком полотне,

Уже состарились и никнут в тишине

Главою лавровой.

Но в сей толпе суровой

 Один меня влечет всех больше. С думой новой

Всегда остановлюсь пред ним – и не свожу

С него  моих очей. Чем долее гляжу,

Тем более томим я грустию тяжелой.

Он писан во весь рот. Чело, как череп голый.

Высоко лоснится, и, мнится, залегла

Там грусть великая. Кругом – густая мгла;

 За ним военный стан. Спокойный и угрюмый,

Он, кажется, глядит с презрительною думой.

Свою ли точно мысль художник обнажил,

Когда он таковым его изобразил,

Или невольное то было вдохновенье, -

Но Доу дал ему такое выраженье.

О, вождь несчастливый! Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принес земле тебе чужой.

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчанье шел один ты с мыслию великой,

И, в имени твоем звук чуждый не взлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

И тот, чей острый ум тебя и постигал,

В угоду им тебя лукаво порицал…

…Ты был неколебим пред общим заблужденьем;

И на полупути был должен наконец

Безмолвно уступить и лавровый венец,

И власть, и замысел, обдуманный глубоко, -

И в полковых рядах сокрыться одиноко.

Там, устарелый вождь, как ратник молодой,

Свинца веселый свист заслышавший впервой,

Бросался ты в огонь, ища желанной смерти, -

Вотще! –

…………………………………………………..

О люди! жалкий род, достойный слез и смеха!

Жрецы минутного, поклонники успеха!

Как часто мимо вас проходит человек,

Над кем ругается слепой и буйный век,

Но чей высокий лик в грядущем поколенье

Поэта приведет в восторг и в умиленье!

Вопросы для учащихся:

1. Когда было написано стихотворение?

2. С каким историческим событием связано содержание этого стихотворения?

3. А.С.Пушкин писал: «У русского царя в чертогах есть палата». Как называется это помещение, где оно находится?

4. В тексте стихотворения упоминается фамилия Доу. Кто это? Чем он знаменит?

5. Какому полководцу посвятил свое стихотворение А.С.Пушкин?

6. Объясните значение строки А.С.Пушкина: «О, вождь несчастливый!»

7. Можете ли вы объяснить, почему современники не принимали план военных действий, предложенный этим полководцем?

8. Как вы думаете, всегда ли объективна оценка исторической личности современниками? Какие обстоятельства повлияли на оценку современников в данном случае?


[1] См.Приложение № 1. Основные понятия, термины.  

[2] См.Приложение № 2. Карточки с заданиями

[3] См.Приложение № 3. Задания для исследования не тему «Какому событию (или кому) посвящен  фрагмент?»

[4] См.Приложение № 4.  Стихотворение А.С.Пушкина «Полководец» и вопросы для учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

"Отечественная война 1812 года" ("1812 елгы Ватан сугышы")

8 класста яңа теманы өйрәнү дәресе. Схема, презентация, милли-региональ компонентлардан файдаланылды....

урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!

Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...