Открытый урок по предмету "История России"
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
Эпиграф к уроку:
«Помни войну!»
Вице – адмирал С.О. Макаров
участник русско-японской войны
Тема урока: «Памяти русского воинства
( 106 годовщине подвига
в русско – японской войне 1904 – 1905гг.)»
Аннотация:
Данный урок предназначен для реализации на уроке по теме: «История России XXвека. Внешняя политика Российской империи в начале XXвека. Русско-японская война». Составлен в соответствии с программой по истории России, является базой для творческого восприятия материала обучающимися IIкурса.
Тип урока– изучение нового материала.
Урок предполагает активные формы обучения – работа с источниками, с дополнительной литературой, отбор информации. Изучение материала организовано в течение одного урока.
Урок сопровождается компьютерной презентацией, что помогает воссоздать картину эпоху и способствует качественному и эмоциональному усвоению учебного материала.
Цели урока: Изучить события русско-японской войны и ее роль в историческом развитии Российского государства начала XXвека.
Задачи урока:
üОбучающие:
Углубить, систематизировать и закрепить знания о расстановке новых сил на мировой арене к началу XXвека, основных направлений внешней политики царского правительства в конце XIX– начале XXвека и активности России на Дальнем Востоке.
üРазвивающие:
· Способствовать развитию познавательного интереса, формированию мотивации учебной деятельности, самостоятельности мышления, активности в процессе овладения знаниями, умениями и навыками.
· Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (высказывать свою точку зрения), аргументировать, доказывать, слушать и слышать других в процессе групповой работы.
· Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, источниками (анализ, конспектирование, подготовка сообщений, поиск ответов на проблемные вопросы), учиться проводить исторические аналогии.
üВоспитывающие:
üВоспитание чувства законной гордости за предков
Методы обучения:
üСловесный :
· Беседа
· Обмен информацией
üНаглядно – иллюстративный:
· Использование материалов исторических хрестоматий, карта «Русско-японская война 1904 – 1905 гг.», статистические данные, экранные средства обучения
üИнформационно – развивающий:
· Компьютерная презентация «Памяти русского воинства»
Межпредметные связи:
üВсеобщая история
üРусская литература
üГеография
üМузыка
üИзобразительное искусство
Материально – техническое оснащение и учебно-методическое обеспечение урока:
· Компьютерная презентация «Памяти русского воинства»
· Карта «Русско-японская война»
· Музыкальное сопровождение: песни «На сопках Маньчжурии», «Варяг»
· ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka.docx | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
I Организационный момент (1 мин.) | Приветствие. Проверка присутствующих на уроке. Проверка готовности к уроку. | Приветствие. Отчет старосты о наличии обучающих на уроке. |
II Целевая ориентация (2 мин.) | Ориентация обучающих на реализацию учебной темы урока («Внешняя политика Российской империи в конце XIX – начале XX вв. Русско-японская война 1904 – 1905 г.»), целей (Углубить, систематизировать и закрепить знания о расстановке новых сил на мировой арене к началу XX века, основных направлениях внешней политики царского правительства в к.XIX – нач.XX вв. и активности России) и задач (Русско-японская война, Портсмутский мир, подвиг русских воинов, история и современность). Звучит 1-й куплет песни «На сопках Манчжурии». Слайд № 1 «Тема урока» Слайд № 2 «Цели урока» Слайд № 2 «План урока» Вступительное слово преподавателя: « Сейчас очень немногое может напомнить о той далекой войне. Несколько строчек из песен о гордом «Варяге», вальс «На сопках Маньчжурии», отдельные эпизоды исторических романов – вот, пожалуй, и все. В нашем историческом сознании русско-японская война 1904-1905 гг. воспринималась как катастрофа и национальное унижение, как некое преддверие социальных потрясений. Эта тема не потеряла своей актуальности и сегодня. 106 лет назад правителям России казалось, что военная кампания, начинавшаяся на Дальне- Восточных рубежах станет «маленькой победоносной войной», а обернулась она, несмотря на мужество русских воинов, позором, поражением, ускорившим начало русской революции 1905 – 1907 гг., революции 1917, гражданской войны. Борьба двух монархий явилась существенным фактором разногласий на Дальнем Востоке в начале XX века. Отголоски этих событий звучат в этом регионе до настоящего времени». | Слушают, осмысливают слова преподавателя, настраиваются на активную работу, записывают тему урока. |
III Актуализация опорных знаний и умений (3 мин) | Актуализация знаний, усвоенных ранее. Преподаватель: «Отвечая на предлагаемые вопросы, вы вспомните важные моменты истории, предшествующие русско-японскому конфликту. Работа рассчитана на 2 мин. Затем вы обменяетесь работами, проверите их, воспользовавшись ответами на слайде, выставите оценки – критерии оценок – на слайде. Эта работа на 1 мин.» Слайд № «Проверка домашнего задания» Слайд № «Эталоны ответов» | На данном этапе урока, на заранее выданных листах с текстом вопросов, обучающиеся:
|
IV Изучение нового материал | Преподаватель: «На рубеже веков ситуация на Дальнем Востоке стала главным направлением внешней политики России, Англии, Франции, Германии, США. Китай и Корея рассматривались вышеуказанными странами как возможные территориальные приобретения. Слайд № 6 «Внешняя политика России в начале XX века» Конфликт России с Японией начался задолго до 1904г. из-за влияния на территорию Маньчжурии. Японцы высказывали намерения решить проблему дипломатически, но Николай II отвергал их предложения, т.к. его не устраивали предложения японцев. «Япония закончит тем, что меня разозлит!» - заявил он японскому послу на официальном приеме. Слайд № 7 «Цели сторон» Министр финансов С.Ю. Витте и министр внутренних дел В.К. Плеве по-разному предлагали разрешение конфликта. В 1902 г. в ходе инспекционной поездки по Дальнему Востоку С.Ю.Витте вынес свое решение, в докладной записке императору: «Россия к войне с Японией не готова». Но, В.К. Плеве, предлагал погасить разгоравшийся костер революции «маленькой победоносной войной». Мнение С.Ю. Витте были проигнорированы императором Николаем II. Дело двигалось к войне. 27 января 1904 Япония без объявления войны атаковала русскую эскадру на внешнем рейде Порт – Артура. Сейчас вам предстоит работа по группам. Каждая получит свой пакет, и в течении10 минут подготовит ответ. На ответ вам предлагается по 2 минуты» Задания группам:
В ходе выступления группы производится демонстрация слайдов: Слайд № 8 «Соотношение вооруженных сил России и Японии» Слайд № 9 «Основные этапы войны» Слайд № 10 «Ход военных действий
В ходе выступления группы производится демонстрация слайдов: Слайд № 11 «Героическая оборона Порт - Артура»
В ходе выступления группы производится демонстрация слайдов: Звучит песня «Варяг» Слайд №12 «Морское сражение у Порт - Артура» Слайд №13 ««Морская блокада Порт - Артура» Слайды № 14 – 24, посвященные крейсеру «Варяг», героизму русских воинов, истории создании песни «Варяг».
В ходе выступления группы производится демонстрация слайдов: Слайд № 25 «Причины поражения и последствия русско-японской войны»
В ходе выступления группы производится демонстрация слайдов: Слайд № 26 «Условия Портсмутского мира» Преподаватель: «Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: русско-японская война показала неспособность царского правительства управлять страной. Война явилась тем катализатором, который ускорил «созревание» предпосылок революций 1905-1907 гг., октябрьского переворота 1917г., гражданской войны. Все эти события изменили ход российской и мировой истории. Русско-японская война за 106 летнюю историю не потеряла своей актуальности и сегодня. Более того, судя по количеству публикаций, интерес к ней резко возрос. Этот интерес связан не только с героизмом участников войны (никто никогда не ставил под сомнение их подвиг), но и со стремлением разобраться в причинах, приведших к национальной катастрофе. 25 мая 2005 года отмечалось 100-летие Цусимского сражения - одного из самых скорбных в российской военной истории. Наши соседи по Дальнему Востоку (Япония) сейчас гордятся своим пацифизмом, не увлекаются барабанным боем по случаю бывалых побед и поэтому постарались провести соответствующие мероприятия в духе примирения былых врагов. Но, ежегодно требуют передать 4 российских острова Японии (бывший премьер-министр Д. Коидзуми, М. Судзуки- депутат парламента и другие) Слайд № 27 «История и современность» История и современность. Российско-японские отношения в настоящее время ознаменованы как активными контактами на высшем уровне, так и резким спадом в двухсторонней торговле под влиянием мирового экономического кризиса. К власти в Японии пришёл лидер Демократической партии Юкио Хатояма, заявлявший о своём стремлении улучшить отношения с Россией и заключить с ней мирный договор. "Если говорить о России - сказал премьер - то в отношениях с ней я намерен активно продвигать вперед политику, экономику и активно работать над тем, чтобы в конечном итоге подписать мирный договор, разрешить вопросы о северных территориях - крупнейшую проблему между нами. Мы будем укреплять отношения сотрудничества с Россией, рассматривая её как партнера в азиатско-тихоокеанском регионе". На двухсторонней встрече в рамках Саммита АТЭС в Сингапуре и Нью-Йорке 23 сентября 2009 г. Д.А.Медведев - президент России, и Юкио Хатояма стороны договорились активизировать работу по выработке мирного договора и решению спора о Южных Курилах. Слайд № 28 «История и современность» Май 2010 года: премьер министр Японии подал в отставку, и проблема спорных территорий осталась неразрешенной. Реального прогресса в этом вопросе нет. Президент Д.А.Медведев считает, что Японию надо вовлекать в наши дела, наши проекты, в модернизацию российской экономики: «Для российской экономики необходимо оборудование и технологии, которых у нас нет, оборудование устарело и изношено. Все это можно приобрести в Японии, и японцам активизация сотрудничества с Россией выгодна» | Восприятие, осмысливание нового материала. Обучающиеся работают по группам. В работе используют учебники:
Предполагаемые ответы:
Последствия:
Восприятие, осмысливание нового материала. |
V Контроль и самоконтроль, коррекция знаний (3 мин) | Проведение устного фронтального опроса по вопросам:
Работа по слайду №29 «Закрепление материала» | Предполагаемые ответы:
Макаров С.О. (1848/49-1904) – Флотоводец, океанограф, Руководитель двух кругосветных плаваний. Погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине 31 марта 1904 г. Рождественский З.П. (1848-1909) - Вице-адмирал . Командовал 2-й Тихоокеанской эскадрой, совершившей переход из Балтийского моря на Дальний Восток и разгромленной в Цусимском сражении. Руднев В.Ф (1855-1913)- Контр-адмирал. Командир крейсера «Варяг».
|
VII Подведение итогов и рефлексия (3 мин) | Обсуждение итогов учебного занятия. Оценивание работы обучающихся | Слушают |
VI Информация о домашнем задании (2мин) | Слайд № 30 «Домашнее задание» Преподаватель: «Вы сегодня получили много информации о событиях русско-японской войны. Дома напишите сочинение - размышление о том, что вас особенно поразилопри изучении данной темы, о чем бы вы хотели узнать подробнее». Слайд № 31 «Благодарность» | Запись домашнего задания в рабочую тетрадь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого урока по истории России
Сценарий открытого урока по истории России, 6 класс, по УМК В.П.Попова, А.Ф.Киселева(апробация комплекта издательства «Дрофа»)....
открытый урок по истории России
Открытый урок по истории России в 11 классе. Тема " Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. Начальный период"...
Конспект открытого урока "Экономическое развитие России во второй половине 18в."
Тема урока:«Экономическое развитие России во второй половине XVIIIвека». Тип урока:интегрированный.Образовательные технологии:ИОСО (индивидуально-ориентированная система обучения) И...
План - конспекта открытого урока по истории России
Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...
Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.
Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...
8 класс (ФГОС) Открытый урок по истории России Тема: "Внешняя политика России. Северная война: 1700-1721 гг."
Данный урок предназначен для реализации программы по истории России в 8 классе (ФГОС). Урок получается интресным, если провести подготовительную (опережающую) работу. Например, учащиеся должны ...
Открытый урок по истории России. "П.А.Столыпин: палач или спаситель России?". 9 кл.
В начале 20 века в России отношение к Столыпину было неоднозначным. Можно было услышать такие куплеты Зингерталя, но были и такие люди, кто считал, что «…нам нужна великая Россия». ...