Открытый урок по предмету "История России"
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Зуева Виктория Семеновна

Эпиграф к уроку:

«Помни войну!»

Вице – адмирал С.О. Макаров

участник русско-японской войны

 

Тема урока:               «Памяти русского воинства

( 106 годовщине подвига

в русско – японской войне 1904 – 1905гг.)»

Аннотация:

Данный урок предназначен для реализации на уроке по теме: «История России XXвека. Внешняя политика Российской империи в начале XXвека. Русско-японская война». Составлен в соответствии с программой по истории России, является базой для творческого восприятия материала обучающимися IIкурса.

Тип урока– изучение нового материала.

Урок предполагает активные формы обучения – работа с источниками, с дополнительной литературой, отбор информации. Изучение материала организовано в течение одного урока.

Урок сопровождается компьютерной презентацией, что помогает воссоздать картину эпоху и способствует качественному и эмоциональному усвоению учебного материала.

Цели урока:  Изучить события русско-японской войны и ее роль в историческом развитии Российского государства начала XXвека.

Задачи урока:

üОбучающие:

Углубить, систематизировать и закрепить знания о расстановке новых сил на мировой арене к началу XXвека, основных направлений внешней политики царского правительства в конце XIX– начале XXвека и активности России на Дальнем Востоке.

üРазвивающие:

·        Способствовать развитию познавательного интереса, формированию мотивации учебной деятельности, самостоятельности мышления, активности в процессе овладения знаниями, умениями и навыками.

·        Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (высказывать свою точку зрения), аргументировать, доказывать, слушать и слышать других в процессе групповой работы.

·        Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, источниками (анализ, конспектирование, подготовка сообщений, поиск ответов на проблемные вопросы), учиться проводить исторические аналогии.

üВоспитывающие:

üВоспитание чувства законной гордости за предков

Методы обучения:

üСловесный :

·        Беседа

·        Обмен информацией

üНаглядно – иллюстративный:

·        Использование материалов исторических хрестоматий, карта «Русско-японская война 1904 – 1905 гг.», статистические данные, экранные средства обучения

üИнформационно – развивающий:

·        Компьютерная презентация «Памяти русского воинства»

Межпредметные связи:

üВсеобщая история

üРусская литература

üГеография

üМузыка

üИзобразительное искусство

Материально – техническое оснащение и учебно-методическое обеспечение урока:

·        Компьютерная презентация «Памяти русского воинства»

·        Карта «Русско-японская война»

·        Музыкальное сопровождение: песни «На сопках Маньчжурии», «Варяг»

·        ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

I

Организационный момент

(1 мин.)

Приветствие.

Проверка присутствующих на уроке.

Проверка готовности к уроку.

Приветствие.

Отчет старосты о наличии обучающих на уроке.

II

Целевая ориентация

(2 мин.)

Ориентация обучающих на реализацию учебной темы урока («Внешняя политика Российской империи в конце XIX – начале XX вв. Русско-японская война 1904 – 1905 г.»), целей (Углубить, систематизировать и закрепить знания о расстановке новых сил на мировой арене к началу XX века, основных направлениях внешней политики царского правительства в к.XIX – нач.XX вв. и активности России) и задач (Русско-японская война, Портсмутский мир, подвиг русских воинов, история и современность).

Звучит 1-й куплет песни «На сопках Манчжурии».

Слайд № 1 «Тема урока»

Слайд № 2 «Цели урока»

Слайд № 2 «План урока»

Вступительное слово преподавателя:

« Сейчас очень немногое может напомнить о той далекой войне. Несколько строчек из песен о гордом «Варяге», вальс «На сопках Маньчжурии», отдельные эпизоды исторических романов – вот, пожалуй, и все.

В нашем историческом сознании русско-японская война 1904-1905 гг. воспринималась как катастрофа и национальное унижение, как некое преддверие социальных потрясений.

Эта тема не потеряла своей актуальности и сегодня. 106 лет назад правителям России казалось, что военная кампания, начинавшаяся на Дальне- Восточных рубежах станет «маленькой победоносной войной», а обернулась она, несмотря на мужество русских воинов, позором, поражением, ускорившим начало русской революции 1905 – 1907 гг., революции 1917, гражданской войны.

  Борьба двух монархий явилась существенным фактором разногласий на Дальнем Востоке в начале XX века. Отголоски этих событий звучат в этом регионе до настоящего времени».

Слушают, осмысливают слова преподавателя, настраиваются на активную работу, записывают тему урока.

III

Актуализация опорных знаний и умений

(3 мин)

Актуализация знаний, усвоенных ранее.

Преподаватель: «Отвечая на предлагаемые вопросы, вы вспомните важные моменты истории, предшествующие русско-японскому конфликту.

Работа рассчитана на 2 мин.

Затем вы обменяетесь работами, проверите их, воспользовавшись ответами  на слайде, выставите оценки – критерии оценок – на слайде. Эта работа на 1 мин.»

Слайд № «Проверка домашнего задания»

Слайд № «Эталоны ответов»

На данном этапе урока, на заранее выданных листах с текстом вопросов, обучающиеся:

  1. пишут ответы на вопросы
  2. обмениваются листами
  3. производят взаимопроверку с выставлением оценок

IV

Изучение нового материал

(26 мин)

Преподаватель: «На рубеже веков ситуация на Дальнем Востоке стала главным направлением внешней политики России, Англии, Франции, Германии, США.

Китай и Корея рассматривались  вышеуказанными странами как возможные территориальные приобретения.

Слайд № 6 «Внешняя политика России в начале XX века»

Конфликт России с Японией начался задолго до 1904г. из-за влияния на территорию Маньчжурии. Японцы высказывали намерения решить проблему  дипломатически, но Николай II отвергал их предложения, т.к. его не устраивали предложения японцев. «Япония закончит тем, что меня разозлит!» - заявил он японскому послу на официальном приеме.

Слайд № 7 «Цели сторон»

 Министр финансов С.Ю. Витте и министр внутренних дел В.К. Плеве по-разному предлагали разрешение конфликта.

В 1902 г. в ходе инспекционной поездки по Дальнему  Востоку С.Ю.Витте вынес свое решение, в докладной записке императору: «Россия к войне с Японией не готова». Но, В.К. Плеве, предлагал погасить разгоравшийся костер революции «маленькой победоносной войной».

 Мнение С.Ю. Витте были проигнорированы императором Николаем II. Дело двигалось к войне.

27 января 1904 Япония без объявления войны атаковала русскую эскадру на внешнем рейде Порт – Артура.

Сейчас вам предстоит работа по группам.

 Каждая получит свой пакет, и в течении10 минут подготовит ответ.

На ответ вам предлагается по 2 минуты»

Задания группам:

  1. Проанализируйте соотношение вооруженных сил России и Японии накануне войны.

В ходе выступления группы производится демонстрация слайдов:

Слайд № 8 «Соотношение вооруженных сил России и Японии»

Слайд № 9 «Основные этапы войны»

Слайд № 10 «Ход военных действий

  1. Расскажите о сухопутных сражениях и 156 дневной обороне Порт-Артура.

В ходе выступления группы производится демонстрация слайдов:

Слайд № 11 «Героическая оборона Порт - Артура»

  1. Назовите крупные морские сражения Русско-японской войны.

В ходе выступления группы производится демонстрация слайдов:

Звучит песня «Варяг»

Слайд №12 «Морское сражение у Порт - Артура»

Слайд №13 ««Морская блокада Порт - Артура»

Слайды № 14 – 24, посвященные крейсеру «Варяг», героизму русских воинов, истории создании песни «Варяг».

  1. Причины и последствия поражения России в русско-японской войне.

В ходе выступления группы производится демонстрация слайдов:

Слайд № 25 «Причины поражения и последствия русско-японской войны»

  1. Условия Портсмутского мира.

В ходе выступления группы производится демонстрация слайдов:

Слайд № 26 «Условия Портсмутского мира»

Преподаватель: «Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий  вывод: русско-японская война показала неспособность царского правительства управлять страной.

Война явилась тем катализатором, который ускорил «созревание» предпосылок революций 1905-1907 гг., октябрьского переворота 1917г., гражданской войны. Все эти события изменили ход российской и мировой истории.

Русско-японская война за 106 летнюю историю не потеряла своей актуальности и сегодня.

 Более того, судя по количеству публикаций, интерес к ней резко возрос.

 Этот интерес связан не только с героизмом участников войны (никто никогда не ставил под сомнение их подвиг), но и со стремлением разобраться в причинах, приведших к национальной катастрофе.

25 мая 2005 года отмечалось 100-летие Цусимского сражения - одного из самых скорбных в российской военной истории.

Наши соседи по Дальнему Востоку (Япония) сейчас гордятся своим пацифизмом, не увлекаются барабанным боем по случаю бывалых побед и поэтому постарались провести соответствующие мероприятия в духе примирения былых врагов.

 Но, ежегодно требуют передать 4 российских острова Японии (бывший премьер-министр Д. Коидзуми, М. Судзуки- депутат парламента и другие)

Слайд № 27 «История и современность»

История и современность.

Российско-японские отношения в настоящее время ознаменованы как активными контактами на высшем уровне, так и резким спадом в двухсторонней торговле под влиянием мирового экономического кризиса.

К власти в Японии пришёл лидер Демократической партии Юкио Хатояма,  заявлявший о своём стремлении улучшить отношения с Россией и заключить с ней мирный договор. "Если говорить о России - сказал премьер - то в отношениях с ней я намерен активно продвигать вперед политику, экономику и активно работать над тем, чтобы в конечном итоге подписать мирный договор, разрешить вопросы о северных территориях - крупнейшую проблему между нами. Мы будем укреплять отношения сотрудничества с Россией, рассматривая её как партнера в азиатско-тихоокеанском регионе".

На двухсторонней встрече в рамках Саммита АТЭС в Сингапуре и Нью-Йорке 23 сентября 2009 г. Д.А.Медведев - президент России, и Юкио Хатояма стороны договорились активизировать работу по выработке мирного договора и решению спора о Южных Курилах.

Слайд № 28  «История и современность»

Май 2010 года: премьер министр Японии подал в отставку, и проблема спорных территорий осталась неразрешенной. Реального прогресса в этом вопросе нет.

Президент Д.А.Медведев считает, что Японию надо вовлекать в наши дела, наши проекты, в модернизацию российской экономики:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       «Для российской экономики необходимо оборудование и технологии, которых у нас нет, оборудование устарело и изношено. Все это можно приобрести в Японии, и японцам активизация сотрудничества с Россией выгодна»

Восприятие, осмысливание нового материала.

Обучающиеся работают по группам.

В работе используют учебники:

  1. «История России» А.А. Левандовский, Ю.А.Щетинов
  2. «Хрестоматия по истории России с с древнейших времен до XX века»
  3. Статистические данные

Предполагаемые ответы:

  1. Готовность Японии к войне подтверждается статистическими данными (численность солдат и офицеров, кораблей).
  2. Апрель-август 1904г. Оборона Порт – Артура, Мукденское сражение
  3. Январь-март 1904г. Морские бои у Порт-Артура, Чемульпо Цусимское сражение (14-15 мая 1905г).
  4. Причины поражения:
  1. Экономическая и военно-техническая отсталость России;
  2. Бездарность командования;
  3. Помощь Японии со стороны Англии и США;
  4. Нестабильность в стране в связи с революцией;

Последствия:

  1. Общественное недовольство самодержавием, позорно проигравшем войну Японии;
  2. Ослабление позиций России на Дальнем Востоке;
  3. Дестабилизация внутриполитической обстановки в войне с Японией, рост революционной борьбы
  1. 23 августа 1905 г в Портсмуте (США) был подписан мирный договор между Россией и Японией. Япония получила арендные права на:
  1. Ляодунский полуостров;
  2. Южно-Маньчжурскую железную дорогу;
  3. Южную часть Сахалина;
  4. Права рыболовства вдоль русских территориальных вод.

Восприятие, осмысливание нового материала.

V

Контроль и

самоконтроль, коррекция знаний

(3 мин)

Проведение устного фронтального опроса по вопросам:

  1. Назовите даты русско-японской войны
  2. Какими фактами можно потвердеть неготовность России к войне?
  3. Самое крупное морское сражение в русско-японской войне
  4. Каких героев русско-японской войны вы запомнили?
  5. Какая крепость продержалась в блокаде практически целый год?
  6. Каковы причины  поражения России в русско-японской войне?
  7. Каковы условия Портсмутского мирного договора?
  8. Укажите основное значение русско-японской войны.

Работа по слайду №29  «Закрепление материала»

Предполагаемые ответы:

  1. 1904-1905гг.
  2. Неразвитость дальневосточного региона; недостаточный численный состав армии и военно-морских судов; распыленность вложенных средств для реконструкции крепостей  Порт-Артура и Владивосток; непонимание целей войны солдатами и офицерами.
  3. Цусимское сражение 14-15 мая 1905г.
  4. Кондратенко Р.И. (1857-1904) – Генерал-майор, руководил обороной крепости Порт-Артура. Погиб в декабре 1905 г, защищая крепость.

Макаров С.О. (1848/49-1904) –  Флотоводец, океанограф, Руководитель двух кругосветных плаваний. Погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине 31 марта 1904 г. Рождественский З.П. (1848-1909) - Вице-адмирал . Командовал 2-й Тихоокеанской эскадрой, совершившей переход из Балтийского моря на Дальний Восток и разгромленной в Цусимском сражении.

Руднев В.Ф (1855-1913)-  Контр-адмирал. Командир крейсера «Варяг».

  1. Крепость Порт-Артур
  1. Причины поражения:
  1. Экономическая и военно-техническая отсталость России;
  2. Бездарность командования;
  3. Помощь Японии со стороны Англии и США;
  4. Нестабильность в стране в связи с революцией;
  1. 23 августа 1905 г в Портсмуте (США) был подписан мирный договор между Россией и Японией. Япония получила арендные права на:
  1. Ляодунский полуостров;
  2. Южно-Маньчжурскую железную дорогу;
  3. Южную часть Сахалина;
  4. Права рыболовства вдоль русских территориальных вод.
  1. Дальнейший кризис царской власти, причина первой революции, углубление внутриполитического кризиса.

VII

Подведение итогов и рефлексия

(3 мин)

Обсуждение итогов учебного занятия.

Оценивание работы обучающихся

Слушают

VI

Информация о домашнем задании

(2мин)

Слайд № 30 «Домашнее задание»

Преподаватель:

«Вы сегодня получили много информации о событиях русско-японской войны.  

Дома напишите сочинение - размышление о том, что вас особенно поразилопри изучении данной темы, о чем бы вы хотели узнать подробнее».

Слайд № 31 «Благодарность»

Запись домашнего задания в рабочую тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока по истории России

Сценарий открытого урока по истории России, 6 класс, по УМК В.П.Попова, А.Ф.Киселева(апробация комплекта издательства «Дрофа»)....

открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России в 11 классе. Тема " Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. Начальный период"...

Конспект открытого урока "Экономическое развитие России во второй половине 18в."

Тема урока:«Экономическое развитие России во второй половине XVIIIвека». Тип урока:интегрированный.Образовательные технологии:ИОСО  (индивидуально-ориентированная система обучения)  И...

План - конспекта открытого урока по истории России

Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...

Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.

Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...

8 класс (ФГОС) Открытый урок по истории России Тема: "Внешняя политика России. Северная война: 1700-1721 гг."

Данный урок предназначен для реализации программы по истории России в 8 классе (ФГОС). Урок получается интресным, если провести подготовительную (опережающую) работу. Например, учащиеся должны ...

Открытый урок по истории России. "П.А.Столыпин: палач или спаситель России?". 9 кл.

В начале 20 века в России отношение к Столыпину было неоднозначным. Можно было услышать такие куплеты Зингерталя, но были и такие люди, кто считал, что «…нам нужна великая Россия». ...