Главные вкладки

    Природное и социальное в человеке и человеческом обществе
    методическая разработка по истории (10 класс) по теме

    Архив разбит на три части, скачать необходимо все!

    В архиве:

    1. конспект урока

    2. план - карта урока

    3. презентация

    Урок разработан для 1 курса НПО И СПО по новому ФГОС (Всеобщая история)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок 1-2: «Природное и социальное в человеке и человеческом обществе»

    Оборудование:

    1. Компьютер и проектор
    2. Презентация «Природное и социальное в человеке и человеческом обществе»
    3. Учебник Данилов А.А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень .
    4. План-карта урока
    5. Письменные принадлежности
    6. Тетрадь

    Ход урока.

    1. Организационный этап.(10-15 мин)

    Приветствую вас на истории. Меня зовут Ганжа Александр Николаевич. Давайте познакомимся с вами (идет знакомство по списку)

    В течение двух лет мы с вами будем изучать данный предмет. И за этот весьма значительный промежуток времени мы повторим, а ,может, узнаем и что-то новое, по мировой истории и истории России. Общая продолжительность курса – 185 часов, из них 112 часов на 1 курсе и 73 – на втором. Итогом нашей работы будет зачет/экзамен.

    Хотелось бы отметить основные направления и правила работы на уроках истории. Т.к. это целая система, требующая как от вас, так и от меня значительных усилий и постоянного труда, результатом этого всего будет весьма интересный процесс обучения, состоящий из теоретических занятий, практических работ и семинаров, на которых все из вас за два года получат более 40 оценок по предмету, а так же выполним ряд самостоятельных работ. И весь этот значительный багаж позволит мне максимально объективно оценить ваши знания и выставить адекватную оценку.

    Надеюсь, наша работа будет весьма продуктивной.

    А сейчас коснемся основных правил:

    1. Письменные принадлежности: тетрадь 96 листов(клетка),  ручка, линейка, карандаш, набор контурных карт для 10 класса по истории России и мира.
    2. Если вы пропустили более 4-х занятий по неуважительной причине пишите и защищаете реферат, по заданной теме.
    3. Записи в тетради вести обязательно, если пропущены уроки – подходите ко мне и я вам выдаю конспекты уроков, которые необходимо перенести в тетрадь.
    4. Если вы сдаете зачет, то за 2-3 месяца до зачета необходимо определиться с темой зачетной работы, т.к. зачет принимается в виде защиты данной работы.
    5. Если вы сдаете экзамен, то на консультациях и дополнительных занятиях мы будем решать примерные задания, т.к. экзамен у нас проходит в форме близкой к ЕГЭ.
    6.   На уроках мы будем работать в модульной технологии и с её основами мы познакомимся на ближайших 4-х уроках, после чего ваша работа на уроке в основном будет самостоятельной и в зависимости от ситуации будет перемежаться совместной работой со мной, либо работой с презентацией.

    А сейчас мы обратимся к план-карте урока. На столе найдите папку с надписью «1-курс» и откройте её на второй странице.

    План-карта урока

    Номер учебного элемента

    Учебный материал с указанием задания

    Руководство по усвоению учебного материала

    УЭ 0

    Интегрирующая цель:

    В процессе работы на занятии Вы узнаете:

    1. Что такое история и каковы ее цели
    2. Какие подходы существуют в изучении истории
    3. Что в человеке и человеческом обществе можно назвать природным, а что социальным.
    4. Какую периодизацию имеет доисторический период человечества
    5. Узнаете темы рефератов для самостоятельной работы по данному разделу.

    В процессе работы над учебными элементами Вам предстоит продолжить развитие навыков:

    1. Работы с учебником по обобщению, систематизации учебного материала и выделения из текста главного.
    2. Работы на основе устной лекции преподавателя: обобщение.
    3. Самостоятельной работы по систематизации имеющихся знаний.
    4. Самоконтроля

    Внимательно прочитайте интегрирующую цель

    (2 минуты)

    УЭ 1

    Предмет истории:

    Цель:

    1. Узнать, что такое история

    Задание 1. Попытайтесь сформулировать определение науки истории и обозначить ее цель. Сделайте соответствующие записи в тетради. (2 балла)

    Данное задание практическое и ориентировано на Ваши знания, полученные ранее, оно выполняется самостоятельно. Ответ запишите в тетрадь.

     По окончании работы будьте готовы к обсуждению результатов.

    УЭ 2

    Подходы в изучении истории:

    Цель:

    1. Узнать какие подходы существуют в изучении истории.

    Задание 1. Какие подходы существуют в изучении истории.(1 балл)

    Задание 2. Отметьте особенности каждого подхода. (2 балла)

    Выслушайте лекцию учителя и ответьте на вопросы. Ответ запишите в тетрадь.

     По окончании работы правильный ответ будет высвечен на слайде презентации или озвучен преподавателем.

    УЭ 3

    Природное и социальное в человеке и человеческом обществе.

    Цель:

    1. Узнать, что в человеке и человеческом обществе является природным, а что социальным.

    Задание 1. Попытайтесь сформулировать 3-5 тезисов, доказывающих единство человека и животного мира. (3-5 баллов)

    Задание 2. Какие отличия существуют у человека от животного мира.

    Первое задание выполняется самостоятельно и ориентировано на Ваши знания. Второе задание выполняется по учебнику стр. 25-26. Ответ запишите в тетрадь.

     По окончании заданий будьте готовы к устному ответу.

    УЭ 4

    Периодизация доисторического периода существования человечества:

    Цель:

    1. Узнать периодизацию доисторического периода существования человека.

    Задание 1. Выпишите в тетрадь периодизацию древнейшего этапа истории человечества.(1 балл)

    Задание выполняется по учебнику стр. 25-26. Ответ запишите в тетрадь.

    По окончании ответ будет озвучен преподавателем, либо высвечен на слайде презентации.

    УЭ 5

    Подсчет баллов и выставление оценок

    Посчитайте баллы и по ниже данной таблице выставьте оценку

    10-11 баллов – оценка 5

    8-9 баллов – оценка 4

    6-7 баллов – оценка 3

    5 и ниже баллов – оценка 2

    0 баллов – оценка 1

    Посчитайте баллы и по ниже данной таблице выставьте оценку.

    По окончании урока  сдайте тетрадь на проверку.

    УЭ 6

    Информация о самостоятельной работе и домашнем задании.

    Темы рефератов для самостоятельной работы:

    1. Австралопитек
    2. Неандерталец
    3. Кроманьонец
    4. Альтернативная история древности
    5. Формационный подход в истории
    6. Цивилизационный подход в истории

    Правила оформления реферата:

    1. Шрифт Times New Roman, размер – 14, межстрочный интервал 1,5, Объем работы 5-7 листов.
    2. Структура работы: титульный лист, содержание, введение, текст работы, заключение, список литературы (2-3 источника минимум!)
    3. На титульном листе отображается: наименование ОУ, тема работы, ФИО обучающегося, ФИО и должность проверившего преподавателя.

    Информация о домашнем задании:

    Параграф 3, пункт 1 читать.

    Выслушайте преподавателя, сделайте соответствующие записи.

    Лекция:

    «Подходы в изучении истории»

    Существует два основных подхода к изучению истории - формационный и цивилизационный. Для начала нужно разобраться в том, чем отличаются данные подходы.
      
     Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развитиея общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.

       Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции).
      
    Цивилизационный подход к изучению истории

    (теория "локальных цивилизаций")- является одним из критериев подхода к изучению истории. Существует несколько вариантов цивилизационного подхода. 1.Понятие "цивилизация" совпадает с индустриальной стадией развития. 2.Вместо понятия "цивилизация" вводится понятие "культурно - исторический тип". 3.Понятие "цивилизация" является основной типологической единицей истории. Принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия "цивилизация" разработаны английским историком, философом и социологом А.Д. Тойнби. По его мнению, история человечества - это совокупность историй отдельных локальных цивилизаций, которые проходят через стадию возникновения, роста, надлома, разложения и гибели. Стимулом развития цивилизаций являются проблемы, встающие перед обществом ("вызов"). Это могут быть тяжелые природные условия, освоение новых земель, нашествие врага, социальный гнет и др. Общество должно найти "ответ" на этот вызов. Факторами, определяющими цивилизацию, являются: географическая среда обитания; система ведения хозяйства; социальная организация; религия и духовные ценности; политическая индивидуальность; особая ментальность, позволяющая воспринимать и осознавать мир и самих себя. Недостатком цивилизационного подхода является недоучет экономических и социальных характеристик развития истории отдельных обществ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок экологии 9 класс "Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества"

    Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

    Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Будущее человеческого общества.

    разработка учебного занятия по обществознанию на II курсе ...

    Конспект проекта по истории в 5 классе "Периодизация развития человеческого общества. Новое видение."

    Цель: Создание продукта «Археологическая периодизация развития человеческого общества» в программном комплексе «Хронолайнер».Задачи:        Воспитательные:Способствовать развитию у...

    Конспект урока по теме: "Начальные этапы становления человеческого общества". 10 класс.

    Конспект урока по теме: "Начальные этапы становления человеческого общества". 10 класс. Всеобщая история....

    Тест по темам: "Природное и общественное в человеке", "Системное строение общества: элементы и подсистемы"

    Предназначено для систематизации и закрепления знаний обучающихся, изучающих школьный курс по программе общеобразовательных учреждений по обществознанию для 10-11 классов, базовый уровень. Содержит за...

    Проблемно диалогический урок. (Технологическая карта)Географическая среда – земное окружение человеческого общества

    Проблемно диалогический урок. Географическая среда – земное окружение человеческого обществаУчебник география 7 класс «Материки,океаны и страны», И.В.Душина,Т.А.Смоктунович, «В...