Главные вкладки

    Структурно-логические схемы по истории России
    методическая разработка по истории (10 класс) на тему

    Мельникова Наталья Георгиевна

    Предлагаемые схемы в концентрированной форме, с использованием условно-графической наглядности, отражают сложный для изучения и объемный материал по истории России; отражают современные научные представления о различных проблемах отечественной истории; позволяют систематизировать имеющиеся у студентов исторические знания, существенно дополнить их новым теоретическим материалом,  поднять на новый уровень понимание студентами исторических процессов. 

    Схемы, представленные в данном методическом пособии, могут быть широко использованы преподавателями истории на учебных занятиях в качестве наглядных пособий, опорных конспектов, раздаточного материала. Помимо этого, предложенный материал может быть использован для организации самостоятельной работы студентов, в качестве пособия при подготовке к экзамену.

    Использование данного методического пособия позволит преподавателю дать целостное, систематизированное представление об истории России; а студенту поможет понять логику развития исторических событий и качественно подготовиться к экзамену. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon strukturno-logicheskie_shemy_po_istorii_rossii.zip2.26 МБ

    Предварительный просмотр:

    ФГОУ  СПО  «Волжский политехнический техникум»

    Методическое пособие

    «Структурно-логические схемы

    по  истории России»

    2011 г.

    А  Н  Н  О  Т  А  Ц  И  Я

    Современная система образования страдает от насыщенности учебных программ: один предмет сменяется другим в течение дня, на изучение некоторых из них отведен всего один час в неделю, хотя уровень сложности изучаемого материала достаточно высок. Форсированное прохождение материала (чаще всего традиционными методами) препятствует усвоению, главным здесь выступает прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения общественных дисциплин, в том числе и истории, где необходимо изучить и усвоить большие объемы учебного материала.

    Современный преподаватель нередко сталкивается с тем, что историческое преподавание страдает раздробленностью материала и событий. Нередко изученное на занятии студент забывает ещё до того, как узнает, к каким результатам приведёт причинно-следственная связь. Так появилась идея изучать исторический материал блоками, которые включали бы цельные темы. Если материал всей темы просто предлагается на нескольких занятиях через рассказ, лекцию, беседу, то это в большинстве случаев запутывает студента, в его голове образуется каша из множества мелких подтем. Но те же события и факты, выстроенные в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учащимся, приводят к получению нового качественного результата. Цельный взгляд на историческое событие, единая цепочка «причина, событие, последствия», выделение узловых проблем и событий - вот главная суть структурно-логических схем на занятиях по истории.

    Применение структурно-логических схем предполагает и решение ещё одной немаловажной задачи - существенное сокращение учебного материала, появляется время для изучения дополнительных материалов, возможность включать в процесс обучения уроки - портреты, творческие задания.

    Применение структурно-логических схем на занятиях по истории, что немаловажно, приводит к изменению системы проверки знаний. Теперь, это не просто проверка знания параграфа или пункта темы, а контроль за знанием целых тем, событий, причинно-следственных связей.

    Студенты  достаточно быстро и легко усваивают то, что конкретно стоит за тем или иным элементом структурно-логических схем. Они достаточно легко и цельно запоминают материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника.

    Особо необходимо выделить значение структурно-логических схем для слабых студентов. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие учащиеся часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Структурно-логическая схема, в таком случае, становится опорой. Она позволяет без помощи преподавателя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.

    По мере работы со структурно-логическими схемами студенты выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять структурно-логические схемы. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе преподавателя. Данный приём позволяет сжато записать любую лекцию.

    Строить преподавание истории на использовании одних только структурно-логических схем нельзя. Знание истории означает, кроме всего прочего, некоторую эмоциональность и усвоение множества фактов. Но система структурно-логических схем интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности студентов, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.  Структурно-логические схемы позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру, в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических условий, содействующих быстрому продвижению в развитии студентов при изучении истории.

    Наиболее существенными элементами системы структурно-логических схем можно обозначить:

     1. Блочное модульное построение учебного материала;

    2. Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

    3. Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на занятиях под руководством преподавателя по усвоению знаний и умений;

    4. Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии.

    Система структурно-логических схем, по сравнению с традиционной формой обучения, имеет ряд преимуществ:

    1. Гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля, возможность дифференцирования и индивидуализации, интеграции содержания обучения; технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений студентов; возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики конкретного коллектива учащихся);
    2. Концептуальная и организационная простота, которая позволяет достигать реальных результатов в решении задач, переносе оперативных знаний, формировании компетентности;
    3. Систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность студентов при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества как ответственность, целеустремленность. Итогом этой целенаправленной работы является общее развитие студентов.

    р е ц е н з и я

    Методическое пособие «Структурно-логические схемы по истории России» подготовлено преподавателем социально-экономических дисциплин Мельниковой Н. Г. на основе рабочей программы учебной дисциплины «История», соответствует Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования, охватывает все дидактические единицы данной учебной дисциплины.

    Уровень подготовки методического пособия очень высокий. Данная методическая разработка включает в себя структурно-логические схемы по всем основным темам отечественной истории, изучаемым студентами 1 курса всех специальностей. Предлагаемые схемы в концентрированной форме, с использованием условно-графической наглядности, отражают сложный для изучения и объемный материал по истории России; отражают современные научные представления о различных проблемах отечественной истории; позволяют систематизировать имеющиеся у студентов исторические знания, существенно дополнить их новым теоретическим материалом,  поднять на новый уровень понимание студентами исторических процессов.  

    Схемы, представленные в данном методическом пособии, могут быть широко использованы преподавателями истории на учебных занятиях в качестве наглядных пособий, опорных конспектов, раздаточного материала. Помимо этого, предложенный материал может быть использован для организации самостоятельной работы студентов, в качестве пособия при подготовке к экзамену.

    Использование схем, представленных в методическом пособии, позволит преподавателю сочетать разнообразные методы организации учебной деятельности: объяснительно-иллюстративное и теоретическое изложение материала, актуализацию знаний, постановку проблемных вопросов, установление причинно-следственных связей исторических событий.

    Использование данного методического пособия позволит преподавателю дать целостное, систематизированное представление об истории России; а студенту поможет понять логику развития исторических событий и качественно подготовиться к экзамену.

    Данное методическое пособие заслуживает высокой оценки и может быть рекомендовано для применения преподавателями и студентами при изучении учебной дисциплины «История» в учреждениях СПО.

                       

    Рецензент:

    преподаватель высшей категории                                             С. В. Парецкова


    Л И Т Е Р А Т У Р А

    1. Агафонов С. В. История России в таблицах: 6-11 кл.  – М.: АСТ: Астрель, 2008
    2. Данилов А. А.  История России в таблицах. ХХ век. 9 - 11 кл. – М.: Дрофа, 2002
    3. Знаменская Р. А. Все предметы школьной программы в схемах и таблицах: История. География.  - М.: Олимп, ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997
    4. Козиев С. Ш., Бурдина Е. М. История России в таблицах и схемах. – М.: «Лист Нью», 2006
    5. Кузьменко А. Ф. Тематические схемы по истории России: X - XVIII вв.: 10 - 11 кл. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002
    6. Кузьменко А. Ф. Тематические схемы по истории России: XX век: 11 кл. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002
    7. Орлов А. С. и др. История России в схемах. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008
    8. Степанищев А. Т. и др. История в таблицах. 5 - 11 кл. – М.: Дрофа, 2002
    9. Фортунатов В. В., Снигирев С. В., Фирсов А. Г. Отечественная история в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Таблицы и схемы по историт России "с древнейших времён до середины XX века"

    Материал содержит подборку 140 таблиц и схем по истории России с " древнейших времён до середины 20 века". Материал может быть полезен учителям истории....

    текст и схема лекции по истории России на тему : "Правление Ивана Грозного "

    текст и схема лекции по истории России на тему : "Правление Ивана Грозного "...

    текст и схема лекции по истории России на тему : "Правление Петра Первого "

    текст и схема лекции по истории России на тему : "Правление Петра Первого "...

    Игра по истории России в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме "История России в XVII веке"

    Обобщающий урок - игра по теме "История России в XVII веке". Играют две команды.   Учащиеся работают с датами, терминами, историческими портретами и другими материалами. Данный конспект будет инт...

    Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

    Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...