Разработка заданий с использованием структурно-логических схем на разных этапах урока истории
методическая разработка по истории

Шапкина Наталия Михайловна

Разбиение уроков на этапы позволяет подавать материал четко структурированным, в логической последовательности, обеспечивая при этом непрерывную координацию деятельности учащихся. Для каждого этапа урока должны определяться задачи, варианты действий учеников. В методической работе представлены разработанные задания с использование структурно-логических схем на определенном этапе урока истории.

Рассматривались следующие этапы урока по ФГОС:

  1. Мотивация к ученой деятельности. Постанов целей и задач урока.
  2. Актуализация знаний
  3. Изучение нового материала
  4. Первичное закрепление
  5. Рефлексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок изучения нового материала.

Тема: Петр Первый. Россия на рубеже веков.

8 класс

Этап урока: Мотивация к учебной деятельности. .Постановка целей и задач урока.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание, формы контроля

Результат

Мотивация к учебной деятельности.

Постановка цели и задач урока.

.

Мотивация к учебной деятельности.

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

См Приложение 1

Проявляют интерес к материалу изучения.

Заполняют СЛС вместе с учителем.

Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют.

Учебно-познавательные, коммуника-тивные. Личностные.

Работа со СЛС.

Ответы на вопросы.

Появление цели урока.

Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу.

Приложение 1.

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

А.С. Пушкин. Медный всадник.

Просит обучающихся прокомментировать текст.

Какой характер реформ ждет Россию?

Перед нами СЛС. Давайте вместе заполним ее. (СЛС можно начертить на доске, или работать с интерактивной доской).

Россия при Петре I

Комментарий учителя при заполнении СЛС вместе с детьми.

Россия в конце XVII века нуждалась в реформах, чтобы стать сильной и получить выход в Балтийское море. Успех реформ зависел от участия в них царя.  Обратимся к СЛС, выделим все что нам нужно. У царя Алексея Михайловича было две жены. От первой жены Марии Милославской у царя были сыновья Федор, Иван и дочь Софья. От второго брака царя с Натальей Нарышкиной родился сын Петр. После смерти царем стал его старший сын Федор, правил с 1676-1682 г.  В 1682 г царь Федор умер бездетным. Остро встал вопрос о престолонаследии. Предстояло решить, кто из его братьев станет царем: Иван или Петр, сын Милославской или сын Нарышкиной? Нужен царь –реформатор. Таким царем реформатором стал Петр I. Почему именно он?

Россия при Петре I

Цель урока:  Познакомиться с условиями вступления на престол Петра I; охарактеризовать основные направления внутренней политики Петра I в начале его царствования.



Предварительный просмотр:

Урок комплексного применения  знаний.

Тема: Образование Древнерусского государства.

6 класс

Этап урока: актуализация знаний.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание, формы контроля

Результат

Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»

См Приложение 1

С помощью СЛС демонстрируют знания и умения.

Учебно-познавательные, регулятивные.

Работа со СЛС.

Ответы на вопросы.

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности.

Приложение 1

Учитель обращает внимание на форму проведения урока.

"Откуда есть пошла Руськая земля? Кто первее в Киеве нача княжити? Откуда Руськая земля стала есть?". Эти три вопроса, задаёт Нестор, начиная свой летописный рассказ. На первый вопрос об образовании государства у восточных славян мы ответили на прошлом уроке, сегодня в конце урока нам предстоит ответить на два других.

Ответить на эти вопросы нам поможет историческое исследование.

Но прежде чем перейти к нему, давайте вспомним то, что узнали на предыдущих уроках

Задание. Вспомните предпосылки и этапы образования Древнерусского государства и ответ заполните в виде структурно – логической схемы.

Расставьте в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства. Используя СЛС как подсказку.

  1. Начало неравенства
  2. Выделение знати
  3. Переход к соседской общине
  4. Образование государства
  5. Захват земель, грабительские набеги.
  6. Усовершенствование обработки земли.
  7. Образование излишков.
  8. Складывание частной собственности на землю.
  9. Господство родовой общины.

Ответ:

hello_html_m67e388d9.jpg



Предварительный просмотр:

Урок закрепления знаний и формирование УУД .

Тема: Северная война.

8 класс

Этап урока: Изучение нового материала.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание, формы контроля

Результат

Изучение нового материала

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала необходимо для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

См Приложение 1

Работа с учебником, Составление СЛС Демонстрируют

Знания и умения.

.

Учебно-познавательные, коммуника-тивные. Личностные.

Работа со СЛС.

Ответы на вопросы, работа с историческим источником.

Фиксация имеющихся предметных  учебных знаний (умений), известных способов деятельности.

Приложение № 1.

Изучая военные события Северной войны, предлагаю рассмотреть составленную структурно-логическую схему. Работая с учебником, заполните СЛС.

ПРИЧИНЫ, ПРИВЕДШИЕ К

ВОЕННОМУ СОБЫТИЮ

СОБЫТИЕ (ДАТА)

   

                                                                                                               

 Победившая сторона                                                          Проигравшая сторона

Мирный договор:

ПРИЧИНЫ, ПРИВЕДШИЕ К

ВОЕННОМУ СОБЫТИЮ

СОБЫТИЕ (ДАТА) 1700-1721

   

                                                                                                               

 Победившая сторона                                                          Проигравшая сторона

Мирный договор:



Предварительный просмотр:

Урок комплексного применения знаний.

Тема: Образование Древнерусского государства.

6 класс

Этап урока: первичное закрепление знаний.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание, формы контроля

Результат

Первичное закрепление

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания

См Приложение 1

1. Выполнение заданий в тетради, составление СЛС.

2. Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают  друг другу вопросы

Заполняют СЛС.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Составление  СЛС.

1.Индивидуальная работа.

2.Фронтальная работа

Фиксация имеющихся предметных  учебных знаний (умений), известных способов деятельности.

Приложение 1

Учитель нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.

Организация  работы в парах или в группах.

 А теперь выясним, какова была система управления Древнерусским государством. Для этого предлагаю вам выполнить следующее задание.

Задание. Используя опорные слова и текст учебника на с.25-27, составьте схему «Общественный строй восточных славян»

(выполняют на интерактивной доске)

Социальный строй и управление племенем у славян.

Заполните структурно – логическую схему, используя условные знаки.

Социальный строй и управление племенем у славян.

Заполните схему, используя условные знаки

А − Вече

В − Князь

Д − Ополчение

Б – Родовая община

Г – Совет старейшин

Е − Дружина

Заполняют структурно-логическую схему, объясняя общественный строй восточных славян.

В(князь)

Д (ополчение )                                  А (вече)                        Г ( совет старейшин)

Б (родовая община)

Комментарий к схеме: основу общественного строя восточных славян сначала составляла родовая, затем соседская община. Возглавляли такие объединения князья( вожди). Вождь или князь возглавлял военную дружину. Важнейшим элементами политической организации славянских племен были совет старейшин и вече – общее собрание свободного мужского населения.

Урок изучения нового материала.

Тема: Образование Древнерусского государства.

6 класс

Этап урока: Первичное закрепление знаний.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание, формы контроля

Результат

Закрепление знаний.

Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи.

См Приложение 2

Работа с картой схемой. Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации.

Учебно-познавательные, информациооные, коммуникативные

Работа с картой-схемой.

Ответы на вопрос.

Умения ориентироваться в содержании предмета, понимать карту-схему, освоение способов совместной деятелности.

Приложение 2.

Задание: рассмотрите  карту - схему и выполните задание 1-4:

1. Напишите название отмеченного на карте пути. (из варяг в греки)

2. Напиши имя князя, который установил контроль над этим торговым путем (Олег).

3. Напиши цифру, обозначающую город, который на Руси назвали Царьград (3).

4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны: 126

1) Этот торговый путь был одним из важнейших в Европе в этот период.

2) Основным торговым партнером Руси в этот период была Византия.

3) Русские князья начали совершать военные походы на Византию в начале Х века.

4) Основными союзниками русских князей в конце IX — начале X века были печенеги.

5) Основными предметами экспорта восточных славян были благовония и фрукты.

6) Население Древней Руси платило дань великому князю за управление русскими землями.



Предварительный просмотр:

7. Рефлексия

Организация изучения домашнего задания

4 мин

-Оцените свое настроение, построив структурно –логическую схему - график.

 

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества.

     Фронтальная.

Словесный. Сообщение учителя.

Составление СЛС-графика.

Урок изучения нового материала.

Тема: Древнее Двуречье.

5 класс

Этап урока: Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование разных форм ИКТ на разных этапах урока

использование разных форм ИКТ делает его интересным и разнообразным, здоровьесберегающая технологии-основной фактор при проведении таких технологий...

Использование структурно-логических схем как средства повышения качества знаний при подготовке к ЕГЭ по химии.

нПри подготовке к ЕГЭ в короткие сроки учащихся с разной степенью обученности,низкой познавательной активностью  обходимо было решить следующие задачи: ·      повыси...

Методическая разработка на тему "Использование проблемных методов обучения на примере урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"".

Данная методическая разработка содержит полный комплект материалов для проведения урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"....

использование средств мультимедиа на разных этапах урока русского языка

статья об использовании мультимедийных технологий на уроках...

Применение он-лайн курса на разных этапах урока по истории России. Костюченко Елена Леонидовна, учитель истории и обществознания, муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова Дзе

АннотацияДанная статья содержит рекомендации по применению он-лайн курса «Россия в первой четверти XVIII века» на уроках истории России для 8 классов. Он-лайн курс соответствует Примерной ...

Использование цифровых платформ на разных этапах урока в период ДО.

Цифровые платформы, как неотъемлемый инструмент учителя во время дистанционного формы обучения....

Методическая копилка «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

В данной методической копилке можно найти примеры применения приёма "Фишбоун" на уроках ОДНКР в 5 классе . Это продолжение работы  " Методическая копилка "Использование приёма...