СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА К ПОЭМЕ А.БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ" С КОММЕНТАРИЕМ.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Белякова Марина Михайловна

В данной работе представлена авторская технология в работе с текстом художественного произведения. 

Более подробно о структурно-логических схемах написано в статье "Структурно-логические схемы в изучении 

литературы как противоядие клиповому мышлению"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПОЗИЦИЯ  ПОЭМЫ  БЛОКА 

«ДВЕНАДЦАТЬ»

Принцип построения поэмы образно

напоминает древесный  срез,

          составленный из 6  полукружий  -  ) ) ) ) ) )

 1 глава хаос, ветер                                                 12 глава -  явление Христа 

/ «на ногах не стоит человек»/ .                                            красноармейцам. /«с кровавым флагом»

Определение времени и места                                         «в белом венчике из роз – впереди

событий поэмы.                                                                 ИСУС ХРИСТОС»/ - ВЫСТ РЕЛ В БОГА

 2 глава  появление героев                                       11 глава – поиск врага

поэмы – двенадцати красноар-                                            / «идут без имени святого»/.

мейцев. / 12 апостолов новой эры/                                             Пробуждение агрессии –беснование.

                                                                                                           

 3 глава -  определение цели                                        10 глава – вьюга. / «не ви-

 пути. / «мировой пожар в крови» -                                               дать уже друг друга за четыре за

новое кровообращение  без Бога, где                                             шага».Смятение на новом пути.-

страсть правит бал = пожар = раз-                                          «Али руки не в крови?»

рушение от мира и в мире/

 4 глава  «любовный                                                     9 глава – распутье, бого-

треугольник» ( зарождение                                                    оставленность. /Старый мир ждет

 конфликта  поэмы)                                                                  своего часа на перекрестке(=крест).

Катька-Петруха-Ванька                                                           «стоит безмолвный, как вопрос.»/

/ эволюция поврежденности                                                              Стилистика романса.

духа человека в любви /

 5 глава – знакомство с ге-                                              8 глава – месть, злоба -

роиней. Катька . /Нужна ли ей ре-                                                  агрессия ищет выхода. «Выпью

волюция?- «с юнкерьем гулять ходила                                             кровушку за зазнобушку». Бессилие

- с солдатьем теперь пошла».                                                          в одолении себя. Духовный раскол.

Поруганная красота в безлюбовном

пространстве= символика имени

( Екатерина- чистая, непорочная )

 6 глава – УБИЙСТВО КАТЬКИ                                                 7 глава – ОТРЕЧЕНИЕ   ОТ БОГА,                                                                 

                                                                                            от любви.  ВЫБОР ПУТИ

                     

                                   

                               смысловой  «узел»  композиции поэмы

                                                                       «Бог есть любовь»( Евангелие)

Комментарий к СЛС № 4.

ЯВЛЕНИЕ  ХРИСТА  В  ПОЭМЕ  А.БЛОКА

«ДВЕНАДЦАТЬ».

Структурно-логическая схема  представлена в образе древесного среза, состоящего из 6 полукружий. Главы соединяются как последовательно ( 1-12), так и в полукружиях ( 1-12; 2-11; 3-10;, 4-9;. 5-8; 6-7).

Соединения в полукружиях глав -  видимый срез         дерева вдоль. В поэме таких полукружий – 6, причем главы 6-7 составляют, таким образом, смысловую «сердцевину»  древесного среза.  Главы, соединенные стрелками  в полукружиях, СИМВОЛИЧЕСКИ рисуют причинно –следственную связь в ДУХОВНОМ аспекте. Главы, соединенные стрелками  последовательно ( 1-12 главы), показывают нам этапы деградации человеческого духа во внешних событиях.

Загадкой поэмы становится Явление Христа в финале произведения. Чтобы раскрыть авторский замысел, обратимся к логическим связям, обозначенным в СЛС стрелками.

1. Соединения в полукружиях глав:

Полукружие среза /= главы

СМЫСЛОВОЕ ТОЛКОВАНИЕ


1 и 12 главы


Из хаоса только один путь – к Богу


2 и 11 главы

Герои, «апостолы новой веры», приведут мир к беснованию ( сравнить: Ф.М Достоевский  роман «Бесы»)


3 и 10 главы

Цель нового пути приводит к духовной слепоте ( «Не видать уже друг друга за четыре за шага»), а слепые , зовущие мир к новой вере, неизбежно приводят его к пропасти.


4 и 9 главы


                Зарождение конфликта:

ждет разрешения противоречие в отношениях героев : Катька-Ванька- Петруха,

так же своего часа ждет и старый мир, стоящий на перекрестке. Один «безмолвный вопрос» объединяет обе главы  ожиданием выбора героев на разных уровнях. Своеволие или воля? Своеволие – это бунт богоборчества или, что страшнее, богоотречения.

Воля – выбор возможных решений..







5 и 8 главы


Поругание любви происходит уже в сознании героини Катьки ( «с юнкерьем гулять ходила- с солдатьем теперь пошла») , и это провокация  к агрессии и предпосылка к случайному убийству. Духовный раскол  Катьки приносит ей, как искупление,  нелепую смерть, дабы блуд не прогрессиро-вал, дабы душа не разложилась окончательно до полного омертвения. И имя ей Блок дает символично: имя Екатерина (разг. Катерина) происходит от греческого слова "катариос" - чистый, непорочный. Того же корня слово "катарсис" - очищение.




6 и 7 главы


СЕРДЦЕВИНА поэмы,

 в которой случайно, но вполне закономерно  происходит убийство человека ( Катьки), открывающее путь  или к ПРОЗРЕНИЮ и покаянию , или к еще более тяжким преступлениям. Решает все духовный выбор человека.

2. Главы, соединенные стрелками  последовательно (с 1 по 12),

демонстрируют разные стадии  духовного оскудения , приводящие в итоге к выстрелу в Христа. Но Господь поругаем не бывает.

3.ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА:

           В поэме Александра Блока «Двенадцать» - господство хаоса.

     По мнению поэта,  художник должен хаос воплощать в космос. Именно в этом – основная задача искусства. духовной жизни человека и мира в целом.  

Разрешение философского (=духовного) конфликта «Двенадцати» - в явлении Христа как воплощения гармонии (=космоса) и любви.  «Бог есть любовь»,- гласит Евангелие. Иисус – идеал, совершенство, Образ и Подобие которого – человек. Однако человек впитал в себя хаос, то есть антикосмос, а значит, и антилюбовь.  

              Выстрелы, прозвучавшие в поэме, - это выстрелы в Любовь, космос (гармонию) и в воплощенного Бога – в Иисуса. Пытаясь убить Бога, человек, таким образом, уже уничтожил себя.

Изображенный в «Двенадцати» мир утопает в безверии, одержим темными силами. В борьбе с хаосом ему надо разрешиться или в катастрофу беспросветного мрака, или во что-то иное высшего порядка. Этим чем-то и становится явление Христа в поэме Блока. Он несет флаг. Он над красноармейцами, Он – всевидящий, а они в хаосе и мгле – слепы ( «не видать…друг друга за четыре за шага» ). И Его (Иисуса) они не могут узреть, так как Бога  в себе ( Образ и Подобие ) убили посредством преступления заповеди : «Не убий» ( 6. 7 главы) Убита Катька – убита любовь – убит Господь. И в заключение – реальный выстрел в Него. И стреляют-то вслепую, так и не уразумев- кто : враг ли!  

        Христос явился в мир или он над миром, над людьми? Что явлением в поэме Иисуса хотел сказать Александр Блок? Абсолютно точно Христос не впереди  12 красноармейцев в буквальном смысле слова – Он НАД ними, то есть в небе, в невидимом пространстве ( «невидим») , за домами, во вьюге.  

        Христос – имя, связанное с названием трилогии Блока – «Трилогия вочеловечения». Вочеловечение следует понимать по христианским канонам  следующим образом: Бог вочеловечен в Сыне, Христос – воплощение Бога в человеке, то есть явление Бога во плоти. Христос – Богочеловек. ( Не человекобог!!!) В трилогии поэт изображает сложный духовный путь лирического героя  к Идеалу, то есть в ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЕ. Получается, что человек в процессе духовного становления должен приблизиться к Образу и Подобию, ОБРЕСТИ СЕБЯ, обрести любовь и Бога.

         Целостное восприятие творчества Блока предполагает прочтение первой поэмы о революции именно в этой системе координат. Не Христос ли показан в поэме тем самым гармонизирующим началом, тем символом, который и должен в хаосе указать путь даже убийцам? Даже тем, кто посягнул стрелять в самого Бога?    Бог не отвернулся от России, не отвернулся от убийц, блудниц. Он всегда доказывает Свою милость миру, как и в данном случае, когда не поражает гневом тех 12, кто в него стреляет.

           Блок не видит, а ПРОВИДИТ, понимая, что Господь не отворачивается от ступившей на сатанинский путь России. Почему вьюга? Почему снег, метель? Хаос усугубляется еще и холодом и слепотой, ведь снег застилает глаза – мешает ясно видеть окружающее пространство. Но главное, незрячий не видит СВЕТА, а «Бог есть СВЕТ, и нет в Нем никакой тьмы». Холод пронизывает – холод сковал сердца людей, причем остывает человеческий организм в буквальном смысле при умирании.  Усугубление на протяжении всей поэмы мотивов смерти, разбушевавшейся стихии, олицетворяющей противоборство Бога и Дьявола, тьмы и света, любви и ненависти обретают метафорический, а иногда и буквальный смысл. Мотив смерти восходит к сердцевине поэмы – физическому небытию (убийству ) Катьки. Сама смерть олицетворилась: из тайного, невидимого в человеке – в явное.

                  Идея поэмы как раз и заключается в том, что новый путь – только с Богом, и из любого убийственно ошибочного пути выведет только Бог, который простит блудных сыновей и дочерей, убийц и блудниц.  Без Бога, без любви – одно безлюбовное пространство, покатая плоскость, с которой человек катится вниз, на самое дно, в бездну, в ад. Потеряется ли человек, заплутает ли в хаосе, зависит от его выбора. Путь красноармейцев-убийц в поэме «Двенадцать» не заканчивается, потому что они «идут вдаль» Они идут, не разглядев Христа, поправ святыни, но и при этом все равно с ними Бог-Тот, в которого они стреляли. Но Бог «невредим».

          Однако в поэме какой-то странный БОГ-«ИСУС», а не ИИСУС. Почему? Вопрос загадочности образа Иисуса заключается в духовных метаниях самого поэта. Образ Бога невозможно воплотить без поста, молитвы , исповеди и послушания. Впасть в прелесть в момент духовного раскола – более логичный итог, что, кстати, мы и видим в случае поэта Александра Блока, размышляя о его преждевременной трагической кончине. Жаждущий Бога и пребывающий в духовной брани с самим собой и миром, не мог поэт Александр Блок ясно и отчетливо, без двусмысленности преподнести образ Иисуса. Потому финал поэмы до сих пор и плодит разночтения. Но не Антихрист предстает красноармейцам, а Иисус Христос, путь к которому запечатлело творчество Александра Блока, его «Трилогия  вочеловечения» и таинственная поэма «Двенадцать».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структурно-логические схемы по истории России

Предлагаемые схемы в концентрированной форме, с использованием условно-графической наглядности, отражают сложный для изучения и объемный материал по истории России; отражают современные научные предст...

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ПРОТИВОЯДИЕ КЛИПОВОМУ МЫШЛЕНИЮ. АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА.

В данной работе представлена авторская технология по литературе - структурно-логические схемы. ...

Применение структурно-логических схем в школьном курсе физики

При ограниченном времени, отведенном на изучение физики и достаточно большом объеме материала, который должны усвоить учащиеся, становится актуальной проблема генерализации, отбора, систематизации уче...

Применение структурно-логических схем при изучении темы «Предпринимательство» в 10-м классе

Эффективность развития учащихся, рост их интеллектуального потенциала в процессе изучения темы «Предпринимательство» на уроках экономики зависит не только от усвоения определенной информации, но и от ...

Семинарские занятияи структурно-логические схемы как продуктивный способ обучения в старших классах

Используя индивидуально-групповую и фронтальную формы организации познавательно деятельности, методы словесной и наглядной передачи информации, слухового, зрительного восприятия информации посредством...

Использование структурно-логических схем как средства повышения качества знаний при подготовке к ЕГЭ по химии.

нПри подготовке к ЕГЭ в короткие сроки учащихся с разной степенью обученности,низкой познавательной активностью  обходимо было решить следующие задачи: ·      повыси...