Семинарские занятияи структурно-логические схемы как продуктивный способ обучения в старших классах
методическая разработка по литературе по теме

Используя индивидуально-групповую и фронтальную формы организации познавательно деятельности, методы словесной и наглядной передачи информации, слухового, зрительного восприятия информации посредством беседы, дискуссии, наблюдения вместе с учащимися выстраиваем структурно-логическую схему, содержащую информацию следующего характера: общая характеристика произведения; проблематика книги; расстановка героев романа; авторская позиция.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинарские занятияи структурно-логические схемы как     продуктивный способ обучения в старших классах

Обоснование.

Как ликвидировать причины неуспешности учащихся? Как ликвидировать неразвитость мыслительных процессов, низкую степень индивидуализации обучения? Как усилить темп умственной деятельности? Каким образом обеспечить творческий рост учащихся, да и учителя?

      «Многие беды и трудности школьной жизни уходят своими корнями в педагогическую убогость учителя, проявляющуюся в том, что он даёт знания, перекладывая их из своей головы в голову ученика, не зная, что же делается в этой голове» (Василий Алексеевич Сухомлинский).

       Непременным условием развития творческого начала у обучаемых является возможно большая степень их самостоятельности в учебном процессе. Эту мысль подчёркивали учёные педагогики: Иоганн Генрих Песталоцци говорил о необходимости воспитывать у ребёнка побуждение к самостоятельности,  Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что учитель должен руководить этим трудом. О том же - труды выдающихся психологов, создателей концепции развивающего обучения Льва Семёновича Выготского, его последователя Василия Васильевича Давыдова и их единомышленников. Невозможно с этим не согласиться. Знания предполагают их эффективное использование. А это возможно лишь при условии самостоятельной работы по переработке информации. И лучше, если такая работа начинается уже в процессе накопления этой информации, поэтому отдаю предпочтение активному способу получения информации, при котором работает не только и не столько память, сколько мысль познающего.

            Как это выглядит в практике моей работы? За основу взяла схему развивающего обучения: ученик – книга – учитель -  в противовес традиционному обучению: учитель – ученик - учебник.  Работа по этой схеме выглядит так: учащиеся

- самостоятельно отбирают нужную информацию, используя в первую очередь, как минимум учебник, обязательно текст художественного произведения;

- критически её осмысливают, пропуская через фильтр своих мировоззренческих, научных, эстетических и моральных представлений и принципов;

-учатся под руководством учителя использовать уже полученную самостоятельным путём информацию для творчества или для работы на уроке.

Технология семинарских занятий по исследованию текста художественного произведения обеспечивает усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, на развитие читательской компетенции.

Используя фронтальную и индивидуально-групповую формы организации познавательной деятельности, методы словесной и наглядной передачи информации, слухового, зрительного восприятия информации посредством беседы, дискуссии, наблюдения вместе с учащимися выстраиваем структурно-логическую схему, содержащую информацию следующего характера:

- общая характеристика произведения

- проблематика книги

- расстановка героев романа

- авторская позиция.

Такой подход к изучению произведения позволил мне вывести детей на уровень самостоятельного осмысления учебного материала, структурно-логические схемы послужили основой целостного анализа произведения, а  образовательным продуктом стало  сочинение на литературную тему.

Программа семинарских занятий по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

ТЕМА 1: Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ». СУРОВАЯ ПРАВДА В ИЗОБРАЖЕНИИ БЕЗЫСХОДНОСТИ ЖИЗНИ ОБЕЗДОЛЕННЫХ ЛЮДЕЙ (задание по вариантам)

  1. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского  
  1. чтение статьи в учебнике
  2. выписать ключевые слова для первичного знакомства с писателем
  1. «Преступление и наказание» - роман Ф.М. Достоевского. Петербург  в изображении Ф.М. Достоевского – анализ текста:

Iвариантам    1) «пейзаж» города

Ч. I, гл.1 («отвратительный и грустный колорит городского дня»)

Ч. II, гл. 1 (подчёркнутое повторение предыдущей картины)

Ч. II, гл.2 («великолепная панорама» Петербурга)

Ч. II, гл.6 (вечерний Петербург)

Ч.VI,гл.6 (городской вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).

IIвариант   2) сцены уличной жизни  

               Ч. I, гл. 4 (сцена на Конногвардейском бульваре)

Ч. I, гл.1 (пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми

                лошадями)

               Ч.II, гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние)

Ч. II, гл.6 (шарманщик и толпа женщин у «распивочно-

                увеселительного» заведения)

               Ч. II, гл. 6 (сцена на Николаевском мосту)

               Ч. V, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны).

IIIвариант   3) описания интерьера

               Ч.I, гл. 3 (каморка Раскольникова)

Ч.I, гл. 2 (кабак, где Раскольников слушает пьяного

Мармеладова)

               Ч.I, гл. 2 + Ч.II, гл7 («проходной угол» Мармеладова)

               Ч. IV, глIV(комната – «сарай» Сони)

               Ч. VI, гл. 3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов)

ТЕМА 2: ПРОБЛЕМА НАКАЗАНИЯ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

  1. Судьба Сони Мармеладовой

Ч. I, гл.2 (Исповедь Мармеладова)

Ч. III, гл.4 (Первая встреча Раскольникова и Сони)

Ч. IV, гл.4 (Раскольников у Сони)

Вопросы:

Во имя чего «переступил» Раскольников и во имя чего – Соня?

Как реагирует Соня на те обстоятельства, в которые её ставит жизнь?

Что показалось герою «странным» в Соне и почему?

В чём вас убедили ответы Сони на вопросы Раскольникова?

Чем объяснить её глубокую религиозность?

  1. Признание Раскольникова

Ч. V, гл.4 (Второе посещение Сони Раскольниковым)

Вопросы:

Как воспринимают жестокую жизненную правду Раскольников и Соня?

Чем объясните их разные жизненные позиции?

  1. Смиряется ли Раскольников?

Ч. VI, гл.6 (Прощание с родными)

Ч.VI, гл. 8 (Раскаяние)

Вопросы:

Чем вызвано решение добровольно сознаться в преступлении?

Как сам Раскольников понимает возможность смирения и смиряется ли?

  1. Эпилог, гл. 2 (Возрождение надежд)

Вопросы:

Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге?

Как вы ответите на вопросы, которые задаёт себе Раскольников об отношении каторжников к нему и к Соне?

  1. Индивидуальная творческая работа.

Как Достоевский отвечает на вопросы «Как уничтожить зло на земле? Где путь к человеческому братству?»  

Как ответите на этот вопрос вы?

ТЕМА 3: ПРОБЛЕМА СИЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ В РОМАНЕ

Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

(задание для учащихся по вариантам)

I вариант

        Лужин и Раскольников

  1. Кто такой Лужин?

     Ч. I, гл.3 (Мать Раскольникова о Лужине)

Вопросы:

Какие рассуждения в письме матери о Лужине привлекли ваше внимание?

Какие мысли и чувства они породили?

Какое впечатление складывается у читателя о Лужине?

  1. Взгляды Лужина.

Ч. II, гл. 5 (Первая встреча Раскольникова с Лужиным)

Вопросы:

В чём сущность взглядов Лужина?

Согласны ли вы, что «теория» Раскольникова близка его взглядам? Обоснуйте свой ответ.

  1. Лужин «показывает»  себя.

Ч.IV, гл.2,3 (Свидание Лужина с Дуней в Петербурге)

Сопоставьте поведение Дуни и Лужина в сцене их объяснения.  Какие мысли рождает у вас это сопоставление?

  1. Задуманная и сорвавшаяся подлость.

Ч. V, гл1,3 (Размышления после разрыва с Дуней; сцена на поминках Мармеладова)

Вопросы:

Что нового в характере Лужина раскрывают его размышления после разрыва с Дуней и решение, которое он принял и осуществил?

Почему Лужин больше не появляется в романе?

Какова его роль в идейно-художественном содержании романа?

IIвариант

           Свидригайлов и Раскольников.

  1. Первые сведения о Свидригайлове.

Ч. I, гл.3 (Из письма матери Раскольникова)

      2.  Первая встреча Раскольникова со Свидригайловым.

           Ч. IV, гл. 1,2

           Вопросы:

           Как Лужин характеризует Свидригайлова?

           Почему Свидригайлов утверждает, что с Раскольниковым они «одного

           поля ягоды»? Прав ли он?

  1. Свидригайлов о самом себе.

Ч. VI, гл. 2-6

Вопросы:

Можно ли утверждать, что Свидригайлов лишён нравственных устоев и живёт по принципу «всё дозволено», есть ли общие точки у Раскольникова и Свидригайлова?



Предварительный просмотр:

Логические схемы к роману Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

1. Судьба «униженных и всеми отринутых»

г. Петербург              Мармеладовы             Дуня           Раскольников

город «полу              мотив тупика          «жертва»       «униженные и                               сумасшедших»       («когда некуда                              оскорбленные»                            

                                  больше идти»)

«нечем дышать!»               смерть

трагедия маленького человека ← виновники       «возлюби одного                                              

                                                                                                           себя»

2. Как освободить человека от страданий?

внутренние переживания Раскольникова

(«Ко всему человек - подлец привыкает»)

А если не «подлец»?

«Надо непременно что-то сделать!»

(идея передовых           людей 60-х годов)

внутренние переживания + внешние события

убийство старухи – процентщицы

3. Проблема сильной личности

Раскольников - человек идеи

нужда всеобщая                 примириться со злом - быть  «подлецом»

идея доброго тирана: «сломать раз и навсегда и спасти людей от страданий»

убийство старухи – процентщицы                      на это имеет право

                                                                                  сильный властелин

     «тварь»        «право имеет»

                      Раскольников - ? - двойники:

        Лебезятников            Лужин                         Свидригайлов

«огреть протестом»    «возлюби себя»       преступление во имя себя

               Раскольников = двойники (точки соприкосновения)

               Теория о сильной личности ложная, т.к. антигуманная

      зло                                                         самоубийство Сони                

    маляр

    Раскольников                                крушение теории Раскольникова

   Соня

   Лизавета

   Алена Ивановна, нерожденное дитя

   мать, Дуня

                                                 

               наказание

4. Проблема наказания (8 лет Сибирь)

в самом себе («Я себя убил»)

«тварь дрожащая»

нравственные муки

спасение Человека                         крушение теории и

(«не переступил -                            победа гуманизма

   на этой стороне остался»)

                             Раскольников = антиподы

             Разумихин          Петр Петрович                        Соня

     трудовой путь         пресекает зло        путь христианской

                                                                        любви и смирения

                                                                  Раскольников

                                             живая натура           разум охвачен                      

                                                                                            идеей

    Авторская позиция:            путь смирения,                

                                                 отказ от насилия

 

Вывод: в силу личных качеств и несостоятельности теории терпит крушение теория сильной личности.   



Предварительный просмотр:

Дидактический материал по развитию речи (работа с деформированным текстом: исправь речевые ошибки и недочеты).

Из сочинений учащихся по творчеству А. Блока, С. Есенина.

  1. Блок связывает будущее России с народными массами, природными богатствами, которые поднимут национальную промышленность.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В России царит беспредел, нищета, которая заставляет людей воровать, голод, холод, временное правительство.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Блок описывает городские улицы: канавы, визг, пьяницы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Мысли и чувства на изменение окружающей жизни нашли отражение  в их произведениях.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Родина – это не только «серые избы», беднота, разруха, голод.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Россия была страной социального неравенства, грабежей, холода и голода.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вокруг лежали разоренные разбоем земля и культура.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В селе Радово и благополучие, и честность, и совесть, и гостеприимство, и связь с природой.  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дидактический материал по развитию речи (работа с деформированным текстом: исправь речевые ошибки и недочеты).

Из сочинений учащихся по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

  1. Середина XIX века – это было предреформенное время. В этот период среди молодежи стал особенно популярен нигилизм. И это достаточно любопытное течение._____________________________________________________________________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________
  2. Василий Иванович «глубоко дышал и щурился пуще прежнего», а мать «прерывисто всхлипывает», называет «Енюшкой».__________________________

_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

  1. Тургенев акцентирует внимание на его уме: «лицо выражало самоуверенность и ум».___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1.  Аркадий хочет казаться нигилистом, чтобы отец смотрел на него, как на независимого человека, с легкостью относящемуся к авторитетам.____________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Он любит своих родителей, которые очень гордятся и уважают его сына.______

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Его поведение и речь свидетельствуют о гордости и самолюбии.______________
    ______________________________________________________________________
  2. А Евгений Базаров высмеивает это: «Удивительное дело…- эти старенькие романтики!». Он хотел сблизиться с молодым поколением.___________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Базаров – целеустремленная личность, не желающая поворачиваться назад в своем движении к прогрессу.______________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. У Базарова – немногословная речь с просторечными словами.__________________

_________________________________________________________________________

  1. Павел Петрович – типичный представитель своей эпохи, в которой он вращался       всю  молодость._______________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1.  Проблема, которую поднял Тургенев в этом произведении, была, есть и будет оставаться актуальной.________________________________________________

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 


Дидактический материал по развитию речи (работа с деформированным текстом: исправь речевые ошибки и недочеты).

Из сочинений учащихся по поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

  1.     Реформа об отмене крепостного права лишила Оболта – Оболдуева былого покоя, богатства и чести. В эпизоде сравнивается жизнь Гаврилы Афанасьевича до и после реформы. Наступил кризис крепостной системы, когда и барина, и у мужика жизнь плохая.

         Тип речи – описание. Оболт – Оболдуев повествует о своей жизни. Для особой образности эпизода автор использует различные языковые средства.

  1.     Но особенно ярко и полно образ помещика создает Некрасов в пятой главе, которая названа «Помещик».

      Наиболее широко представлена в поэме форма развертывания сюжета  - это          рассказ встречаемого странниками «счастливца», отвечающего на их вопросы.

  1. Чтобы картина народной жизни была полной, поэт не ограничивается только эпизодами из крестьянской жизни, а описывает и тяготы городских бедняков, показывает и угнетателей, и народных заступников. Николай Алексеевич начал писать эпопею на сорок втором году жизни, в пору полного расцвета своего дарования.
  2. Некрасов называл свою музу «печальной спутницей печальных бедняков». В своем стихотворении «Элегия» Некрасов пишет: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Николай Алексеевич понимал, что счастье отдельной личности – только служить народу.
  3.  Главный герой эпизода - Гаврила Афанасьевич Оболт – Оболдуев – помещик «румяненький, осанистый, присадистый, шестидесяти лет». Он говорит о себе с гордостью: «Я роду именитого». Казалось бы, ему ли не знать, что такое счастье, поэтому вопрос странников («Сладка ли жизнь помещичья?») поверг Оболта в изумление: какие – то мужики способны на высокие размышления. Он даже, как лекарь, руку каждому пощупал, в лица глянул им», но все же не отказал крестьянам в удовольствии послушать историю помещичьей жизни.

     К моменту встречи «мужики смиренные» уже были благоразумны и понимали, что они не  обязаны более пресмыкаться перед барином.

6.  1. Поэма Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Его Некрасов изображает широко, с любовью. Чтобы картина народной жизни была полной, поэт не ограничивается только эпизодами из крестьянской жизни.

         2. Когда читаешь первые главы поэмы, кажется, что на вопрос, поставленный в заголовке («Кому на Руси жить хорошо»), можно дать единственный ответ: каждому живется плохо.

        3. С сатирой и иронией описывает Некрасов главного героя.

        4. Это единственное произведение того времени, в котором главными героями являются простой народ.

        5. Поэма была задумана Некрасовым как эпопея, то есть он хотел завпечатлеть целую эпоху в жизни народа.

        6. Сейчас без помощи крестьян Оболт- Оболдуев не может справиться со своим хозяйством, не привыкший к какому –либо труду, ведь он «не крестьянин - лапотник», а «божьею милостью российский дворянин».      

        7. Власть над крестьянами начинает постепенно ослабевать. Помещики потеряли былое право распоряжаться крестьянами.


Дидактический материал по развитию речи (работа с деформированным текстом: исправь речевые ошибки и недочеты).

Из сочинений учащихся по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

Задание 1.  Прочтите отрывки из сочинений. Какой  текст соответствует заглавию сочинения? Аргументируйте свою точку зрения.

           Вступление к сочинению « Роль эпизода «Охота Ростовых».

        Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» - это многопроблемное произведение. Автор рассуждает о войне и личности в истории, о патриотизме, ложном и истинном, и многом другом. Но главной проблемой романа является проблема человеческого счастья. Задаваясь вопросом: «Что же такое настоящая жизнь?», Толстой рисует как картины мирной жизни героев (сцены быта семей Ростовых, Болконских, Безуховых), так и жизнь в условиях боев и лишений (Шенграбенское, Аустерлицкое, Бородинское сражения). Но миролюбивый писатель приходит к выводу, что «настоящая жизнь» - это  «роевая» жизнь. «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапартом, и вне всех возможных преобразований». Т.о., в романе нашла отражение «мысль народная» и идеал «муравейных братьев» иного Толстого. Эпизод «охота Ростовых» и отражает единение людей разных сословий.

                    Вступление к сочинению «Мой любимый герой романа»

   Произведение Толстого «Война и мир» по своему жанру является романом –эпопеей. Автора книги волнуют человеческие проблемы. В центре же книги – «мысль народная» и судьба человеческая. Автор задает вопрос: «Что же такое настоящая жизнь?» и ищет ответ, противопоставляя сцены мирной жизни героев (именины Наташи, бал в свете, приемы в салоне Анны Шерер) жизни в условиях боев. Идеалом Толстого является «роевая» жизнь, жизнь – без войны. Одним из сторонников такой жизни является Андрей Болконский.

Задание 2. Найдите в каждом из текстов тезис, в котором, на ваш взгляд, сформулирована идея сочинения.  

       



Предварительный просмотр:

Структурно-логическая схема: В.Я. Брюсов. От поэта-символиста к поэту Серебряного века.

                                                     

 

                                                                                                                                                   

        

                                                                                         

                                                         

                                                         

                                                                                                                                                                                                                               

Проблемный вопрос:  Почему В.Я.Брюсов вошёл в плеяду поэтов Серебряного века? 

Вывод: в его стихах – голос жизни, стремление жить общенародными интересами



Предварительный просмотр:

Структурно-логическая схема: композиция романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Композиция романа – «путешествие» Евгения Базарова:

1 «путешествие»            Марьино                            Никольское                          деревня отца

                   Спор Павла Петровича и Базарова         Признание в любви

                        

   2 «путешествие»                                                            Марьино                            Никольское                          деревня отца

Проблемный вопрос: какова смысловая роль «путешествия» героя?

                                            Марьино                                 Никольское      

                                                                                           _________________________________________________________



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Структурно-логическая схема: А. Н. Островский «Гроза»

Конфликт Катерины с «темным царством»

                        Любовь – сущность характера Катерины

                              Желание свободной любви

                                           Испытание

Грех → гроза                                       Любит страстно

                                                                       («И хочу себя переломить, да не могу»)

                                                                               

1)попытка  остановить себя                         Любовь – смерть(!)

2)ищет у мужа поддержки                                                                                                                

                                                                               

                                                                        Смысл жизни

                                                                                 

        «да он сам не захотел»                      

               «постыл он мне»                             Не жертва,  а человек с сильным характером

                                     

                                                                        Покаяние в грехе - плод «темного царства»

Тихон подтолкнул к Борису?                      Временная жертва «темного царства»                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                               

                                                       

                                                                        Прощание с любовью

                                                                             

                                                                  Сильный характер

                                                                         

                                                                        Смерть - утверждение права на свободу                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                      выбора: «Не хочу здесь жить, так и не буду»

 

                                                                         Нравственная сила Катерины

Задание: как развивается конфликт?                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация дистанционного обучения в старших классах с помощью педагогического сайта

Мировая цивилизация в условиях постиндустриального общества поставила перед современным человеком новые требования, при которых в течении всей сознательной жизни индивида, насущной потребностью являет...

Лекционно - зачетная система обучения в старших классах.

В статье содержатся рекомендации по использованию лекционно - зачетной системы обучения в старших классах....

Применение методов продуктивного способа обучения с целью привития навыков самодеятельности учащихся на уроках литературы (М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита")

Применение методов продуктивного обучения, способствующих привитию навыков самодеятельности учащихся, позволит разрешить противоречия: между стремлением личности ученика к саморазвитию между увеличен...

"Разработка Элективного курса "Деловой английский" как средство реализации профильного обучения в старших классах"

Проект. Итоговая работа на курсах повышения квалификации. Вариативный блок....

Лекционно-семинарская технология обучения в старших классах.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе важно использовать современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эф...

Профильное обучение в старших классах

Одна из приоритетных задач «Концепции  модернизации российского образования» – разработка системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы....

Доклад на площадке Региональной олимпиады Использование проектного метода обучения на уроках профессионально - трудового обучения в старших классах.

Современные требования к содержанию учебного процесса, а именно  формирование базовых учебных действий,  духовно-нравственное воспитание учеников позволяют нам в уже апробированных методах п...