Лекционно-семинарская технология обучения в старших классах.
статья по теме

Жигульская Марина Ивановна

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе важно использовать современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.Одним из путей решения задачи формирования творческой личности отличающейся самостоятельностью мышления, умением работать с книгой и рационально организовывать свой труд, следует считать введение в практику работы учителей старших классов лекционно-семинарско-зачетной системы обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекционно-семинарская технология обучения в старших классах.

Жигульская Марина Ивановна, учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 62 городского округа город Воронеж

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить.

А.Дистервег

Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.

Одним из путей решения задачи формирования творческой личности отличающейся самостоятельностью мышления, умением работать с книгой и рационально организовывать свой труд, следует считать введение в практику работы учителей старших классов лекционно-семинарско-зачетной системы обучения. Основная концептуальная идея, которой я стремлюсь руководствоваться в своей педагогической деятельности – это личностный подход к обучению и воспитанию старшеклассников. Главными задачами считаю – формирование самостоятельной личности в учебной деятельности, развитие человеческой индивидуальности через личностное взаимодействие с учеником.

Я считаю, что при работе в старших классах наиболее оптимальной системой организации учебной деятельности  для достижения поставленных целей является лекционно-семинарско-зачетная система. Применение в общеобразовательной школе элементов данной системы уместно и целесообразно, так как она даёт учащимся возможность легко адаптироваться к обучению в высших учебных заведениях.

Работая по данной технологии, я убедилась в ряде преимуществ данной системы перед традиционной. В каждой теме можно использовать новые приемы, способы деятельности, определяя свой стиль и, метод, сочетая их с традиционными или какими-то новыми.

Различие между традиционной и лекционно-семинарской системой обучения состоит в различной организации изучения учащимися программного материала. Комбинированный урок включает в себя обязательные этапы:
-изучениенового материала;
- закрепление;
- контроль знаний.
При лекционно-семинарской системе обучения каждый этап комбинированного урока выносится в отдельный урок:
- урок подачи нового материала(урок-лекция);
- закрепление(урок-практикум, урок-консультация);
- контроль знаний(урок-зачет).
Лекционно-семинарская система обучения призвана способствовать:
1) Реализациипринципов педагогики сотрудничества т. к. именно этот принцип лежит в основе взаимоотношений учитель-ученик. Взаимоуважение, демократический стиль общения - основа успешного труда и учителя и ученика старшей школы.
2)Оптимизации учебно-воспитательного  процесса.
3) Создаю благоприятных условий не только для обучения, но и для развития и воспитания старшеклассников в процессе обучения. Показателями развития учащихся являются сознательное и уверенное применение ими знаний;

самостоятельное установление предметных и межпредметных связей; высокий уровень умений самостоятельной умственной деятельности и т. д.
4) Использованию дифференцированной и индивидуальной работы с учащимися, учитывая целенаправленность старшеклассников.

Для достижения качества обученности  учащихся лекция, семинар и зачет выстраиваются в технологию.

Лекционно - семинарско-зачетная  технология – это системный  дидактический комплекс, включающий оптимальные формы, методы и средства, обеспечивающие интенсификацию самостоятельной работы деятельности школьников в процессе их обучения и развития. Таким образом, лекция, семинар,  зачет в единстве и взаимосвязи реализуют задачи обучения и развития. Применение данной технологии позволяет быстрыми темпами, качественно, на уровне осмысления изучить большие блоки учебного материала.Лекционно-семинарская система позволяет включить в процесс обучения большой объем самостоятельных работ с различными источниками.

Направляющее положение в системе занятий занимает лекция.  С нее начинается изучение курса, раздела, темы. Она определяет основное содержание и характер всех других организованных форм. Особенность школьной лекции в использовании элементов беседы, проблемных и развивающих ситуаций, отработка понятий, вовлечение учащихся в сотрудничество. 

Школьная лекция – это форма организации учебного процесса, которая предполагает широкую демонстрацию личностного отношения учителя и учащихся к учебному материалу.

С урока-лекции я  начинаю почти каждую новую тему в преподавании обществознания, а за ней обычно следуют практические занятия, практикумы, семинары, зачёты и т.д. В школьные  лекции я   непременно включаю  элементы беседы:  как правило, это  вводная или повторительно-обобщающая беседа в начале занятия. В начале лекции сообщаю тему и записываю план.  В ходе лекции неоднократно прерываю изложение вопросами, побуждая учащихся к активной работе. В завершении лекции  закрепляю новый материал при помощи беседы с учащимися.  В конце лекции предлагаю вопросы к семинару, даю обзор литературы по данной теме.На этапе слушания и фиксирования лекции на первых порах учащимся необходимо указывать, что записывать, использовать сокращения и обозначения,учить дополнять материал, применять схемы, таблицы, чертежи, но не превращать лекцию в диктовку. В дальнейшем они  самостоятельно по интонации и темпу изложения выделяют  подлежащее записи. Обычно  продолжительность школьной лекции не более 1-2 уроков.В ходе учебных лекций я стараюсь преподносить материал  на научном уровне, формируя познавательный интерес к  предмету и умение учеников конспектировать текст.  

При организации  школьной лекции я руководствуюсь следующими требованиями к ней:
- изложение материала должно быть образным, доступным, но вместе с тем логичным, системным и последовательным;

- она должна быть безукоризненна в научном отношении, учить мыслить, а не мыслям, давать образцы анализа, разбора, обобщения, выходя за рамки учебника;
- в ходе лекции могут быть использованы наглядные пособия, схемы, раздаточный материал;
- лекция не должна быть длительно-монологической;
- неприемлемо в лекции этапы осмысления, закрепления, запоминания и применения переносить на дом.

В 10-11 классах при изучении курса обществознания  я применяю разнообразные типы лекций: - установочная лекция; -вводная; - обзорная;- тематическая;- проблемная;- лекция-дискуссия;- лекция- консультация.

Так в курсе обществознания 10 класса первый урок в году в теме «Введение. Что такое общество» провожу как вводную лекцию, то есть не рассматриваю все вопросы, а выделяю лишь основные, ключевые вопросы, уяснение которых позволит учащимся лучше усвоить материал на семинарских занятиях и в ходе самостоятельной работы.

По теме «Человек и общество» провожу лекции по темам:

- Общество  как сложная динамическая система.

- Природа человека.

- Познание и знание.

По теме «Экономическая сфера»:

-Роль экономики в жизни общества.

-Экономическая культура.

По теме «Социальная сфера»:

- Социальные взаимодействия.

- Нации  и межнациональные отношения.

- Социальное  развитие и  молодежь.

По теме «Политика и право»:

- Политика и власть.

- Политическая  система.

- Гражданское общество и правовое государство.

- Право   в системе социальных норм.

- Правоотношения  и правонарушения.
После школьной лекции я  планирую  семинар как форму самостоятельного творческого поиска знаний, их осмысление и закрепление.

   Школьный семинар – это форма занятия, представляющая собой групповое сотрудничество учащихся и учителя по обсуждению проблем, темы под непосредственным руководством педагога.

 Семинар – это важная форма выработки у школьников самостоятельности, активности, умения работать с дополнительной литературой, творчески мыслить и действовать.

Я считаю, что семинар,как форма творческого обсуждения темы, необходим для  углубленного самостоятельного изучения вопроса,  проблемы учебного предмета, овладения научно-теоретической и конструктивной методологией.В условиях школы семинар – один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства.
Семинарские занятия формируют умения самообразовательной работы учащихся, способствуют контролю  уровня усвоения знаний и умений, которые необходимы для изучения последующих тем курса. Особое внимание уделяется оценке способностей учеников самостоятельно приобретать новые знания.

Задачи семинарских занятий:


1.Образовательные:

- расширение общего научного кругозора;
- углубление самостоятельного изучения учащимися отдельных, основных или наиболее важных тем курса;
- формирование навыков, умений проведения опытов научного исследования по данной теме, проблеме;
- овладение методикой конкретной науки;
- выбор нужной основной информации из первоисточников, словарно-энциклопедической литературы.

2.Развивающие:
- развитие умений доказать, обобщать;
-умение отстаивать свои мысли, доказательства, выводы, умение интерпретировать;
- развитие эмоций, чувств;
- развитие волевых усилий;
- развитие памяти;
- совершенствование искусства устного и письменного изложения  темы, вопроса,проблемы,опыта в соответствии с заданной целью.

3. Воспитывающие:
- формирование познавательного интереса к науке учебного предмета и к методам исследования.

В своей практике я провожу разнообразныетипы семинаров:        

-семинары на основе рефератов, докладов, сообщений;

-семинары- собеседования (когда учащиеся готовят одни и те же вопросы);

-семинары смешанного типа;

-семинары-диспуты;

- семинары с элементами дискуссии;

-семинары с преобладанием самостоятельной работы.

Семинар является одним из основных видов занятий по преподаванию обществознания, представляя собой важнейший способ, посредством которого учащийся развивает культуру научного мышления в сфере обществоведческих наук.

Уроки – семинары – особые уроки уже потому, что на рабочем месте учеников, кроме привычных учебников, лежат новые книги, индивидуально – творческие и исследовательские работы, рефераты, справочники. Работа учеников на уроке – это участие в общем процессе познания. Урок – семинар требует серьезной подготовки и учащихся и учителя. Семинарские занятия дают хороший результат только в том случае, когда школьники к ним хорошо подготовлены. С этой целью  на лекции я знакомлю учащихся с вопросами, которые подлежат рассмотрению, рекомендую  литературу, по мере необходимости провожу консультации.

Например, в курсе обществознания  10 класса провожу в течение года 4 семинара по темам:

1.
 Социальные нормы  и отклоняющееся   поведение.

2. Семья  и быт.

3.Участие гражданина  в  политическойжизни.

4.Современное российское  законодательство

При организации семинара составляю программу, которую заранее довожу до сведения учащихся. На этих уроках мы с учащимися отрабатываем полученные на предыдущих уроках знания, применяя разные формы работы: групповые, индивидуальные задания, дискуссии, тестовые задания.

 На последнем этапе работы семинара вырабатывается общая позиция, интегрирующая общую точку зрения групп. Оценивается  работ детей и подводятся итоги семинарского занятия.
В конце каждого семинара провожу рефлексию. Эта процедура может быть реализована как индивидуальная, так и групповая. Учащиеся проводят самоанализ и самооценку в конце урока, или делятся впечатлениями в группе, а затем один высказывает общее мнение.

После семинара целесообразно провести урок – зачет.

Урок - зачет одна из разновидностей урока обобщения и систематизации изученного. Значение таких уроков, прежде всего в том, что на них выявляется не только степень усвоения учащимися теоретического материала по теме или разделу, но и сформированность умений и навыков, определенных программой при изучении указанного материала.

Уроки – зачеты решают и воспитательные задачи: повышают личную ответственность каждого школьника за результат учебы.

 Я использую зачетную  систему как  систему аттестации учеников по темам за полугодие, год.
Число зачетных работ по обществознанию (на изучение курса обществознания в 10-11 классах отведено по два часа в неделю) определяю при составлении тематического планирования по предмету. Так в курсе обществознания 10 класса провожу:
- семинаров4,
- зачетов 5.
По форме организации зачеты классифицируются следующим образом:

- устные

-письменные

-письменно-устные

-компьютерные

-дифференцированные

Успешность проведения урока – зачета во многом зависит от того, насколько тщательно проведена подготовительная работа к нему как со стороны учителя, так и учащихся. Еще до изучения темы, по которой планируется проведение зачета, я  определяю  его цели, круг вопросов по теории, которые подлежат контролю, формы и виды проверки практических умений и навыков.
Во время проведения зачета задания даю  как всему классу, так и части учащихся.
На зачете часто  сочетаю как письменные, так и устные формы опроса.

Вопросы и задания зачета сообщаю учащимся на лекции, с тем, чтобы учащимся было легче сориентироваться в содержании материала.

Наиболее оптимальным вариантом для реализации лекционно-семинарской системы в старших классах является модульное изучение материала (лекция –практикум-семинар –консультация -зачет), что позволяет расширить и углубить работу над содержанием учебных курсов, формируя научный потенциал старшеклассника.

Лекционно-семинарско-зачетная система позволяет ученика из объекта обучения перевести в субъектную позицию. Ученик сам определяет темп работы для себя в пределах темы, уровень заданий и требований предъявляемых к нему. Таким образом, большую часть вопросов организационного характера ребенок берет на себя.

Я, как учитель, выступаю в роли консультанта-организатора учебного процесса: определяю общее количество часов темы, опираясь на программу, объем работы в пределах государственного стандарта, разрабатываю разноуровневые задания с адаптацией.

Лекционно-семинарская форма обучения позволяет учащимся оперативно использовать, систематизировать информацию, находить  в ней главное, наиболее актуальное в данный момент процесса обучения и развивать активное применение этой информации в своей учебной деятельности.

Использование лекционно-семинарской системы обучения в школе имеет ряд существенных преимуществ:
- осознанность школьниками процесса учения;
- возможность активного включения в него;
- планирования ими своей деятельности;
- возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности;
- возможность широко использовать нетрадиционные формы обучения.

Таким образом, лекционно-семинарская система организации учебного процесса дает возможность ученику многократно, на разных уровнях познания, поработать над изучаемым материалом. Выполняемые на уроках действия, прежде всего, помогают интенсифицировать процесс обучения, обеспечивают всестороннее и прочное усвоение знаний каждым учащимся в соответствии с его индивидуальными возможностями и развитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация дистанционного обучения в старших классах с помощью педагогического сайта

Мировая цивилизация в условиях постиндустриального общества поставила перед современным человеком новые требования, при которых в течении всей сознательной жизни индивида, насущной потребностью являет...

Лекционно - зачетная система обучения в старших классах.

В статье содержатся рекомендации по использованию лекционно - зачетной системы обучения в старших классах....

Семинарские занятияи структурно-логические схемы как продуктивный способ обучения в старших классах

Используя индивидуально-групповую и фронтальную формы организации познавательно деятельности, методы словесной и наглядной передачи информации, слухового, зрительного восприятия информации посредством...

"Разработка Элективного курса "Деловой английский" как средство реализации профильного обучения в старших классах"

Проект. Итоговая работа на курсах повышения квалификации. Вариативный блок....

Возможности использования инновационных преобразований и нестандартных форм обучения в лекционно-семинарско-зачётной технологии обучения

 В моём понимании современный урок физики  в школе на данный момент это симбиоз традиционного урока и альтернативных инновационных технологий, которые применяются в зависимости от раз...

Доклад на площадке Региональной олимпиады Использование проектного метода обучения на уроках профессионально - трудового обучения в старших классах.

Современные требования к содержанию учебного процесса, а именно  формирование базовых учебных действий,  духовно-нравственное воспитание учеников позволяют нам в уже апробированных методах п...

Лекционно-семинарско-зачетная система обучения .

Считаю,  что развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс...