Лекционно - зачетная система обучения в старших классах.
статья (11 класс) по теме

Меркушева Надежда Николаевна

В статье содержатся рекомендации по использованию лекционно - зачетной системы обучения в старших классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекционно – зачетная система обучения в старших классах.

Чтобы приблизить условия учебного труда старшеклассников к вузовским , подготовить учащихся к продолжению  образования в высших учебных заведениях, несколько лет назад в нашей школе была введена лекционно – зачетная система обучения в старших классах. Для достижения этой цели  необходимо было  решить ряд задач: реализовать через лекционно – зачетную систему обучения принципы педагогического сотрудничества, т.к.  именно этот принцип лежит в основе взаимоотношений учитель –ученик; создать благоприятные условия не только для обучения, но и для развития воспитания старшеклассников в процессе обучения,    использовать дифференцированную и индивидуальную работу с учащимися, учитывая целенаправленность старшеклассников. В чем же преимущества этой системы обучения? Использование лекционно - зачетной системы обучения в школе  имеет ряд существенных преимуществ:  во – первых, осознанность школьниками процесса обучения, во – вторых, возможность активного включения в него, в – третьих, планирования ими своей деятельности ,в –четвертых, возможность широко использовать нетрадиционные формы обучения ( лекция, семинар, конференция ,зачет).

    Лекционно – зачетная система вводится, как правило, в старших классах с последующим принятием индивидуальных зачетов по каждой теме или разделу. Школьная лекция адаптирована к условиям школы. Как правило, это  вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний.

Дидактические требования к лекционно – зачетной системе.

К лекционно - зачетной системе обучения предъявляются следующие важнейшие дидактические требования:

  1. познавательная ценность;
  2. неразрывная связь изучаемого материала с жизнью;
  3. мотивация учения;
  4. реализация замысла на основе высокой активности всех познавательных процессов (развитие творческого мышления, обучение умению учиться, формирование умений и навыков);
  5. развитие у учащихся стремления к знаниям, самообразованию, умения самостоятельно расширять  и углублять свои знания.

      Проверка качества знаний учащихся при лекционно – зачетной системе занятий осуществляется на зачетных уроках. Зачет – форма проверки знаний , умений и навыков, полученных на семинарских  и практических занятиях. Это один из равнозначных компонентов лекционно – зачетной технологии. Зачет – форма развития учащихся, их самообразования и самообучения, проверки и контроля знаний и умений, предусмотренных программой. По содержанию зачеты классифицируются: на развивающие, корректирующие, контролирующие. В зависимости от педагогических задач, определяется тип зачета. По форме организации зачеты классифицируются следующим образом: устные, письменные, письменно – устные ,компьютерные, дифференцированные.  Опыт работы учителей нашей школы показал, что лекционно – зачетная система обучения в старших классах эффективна и рациональна. Важно также и то, что у учащихся есть возможность получить зачет «автоматом», если ученик будет активным на всех уроках.

     Таким образом, в старшей школе следует осуществлять продуманную и научно – обоснованную работу по обновлению и совершенствованию учебной деятельности школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРименение технологии "Лекционно-семинарская система обучения" в процессе обучения математике

В данной статье приведен опыт работы учителя математики старших классов. Рассматриваются особенности лекционно-семинарской системы обучения в школе, показываются некоторые приемы ее применения для опт...

Зачетная система по геометрии. 8 класс. Атанасян Л.С. и др.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА. Идея  создания   системы зачетов: Зачет обеспечивает  возможность  ученикам  с разным  уровнем подготовки продемонстрировать  ...

Лекционно-семинарская технология обучения в старших классах.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе важно использовать современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эф...

Доклад:«Зачетная система обучения как форма контроля на уроках математики»

ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ как форма контроля на уроках математикиШкола закладывает необходимую систему знаний, которая составит прочный фундамент последующего образования. Выпускники школы должны умет...

Презентация "Лекционно-семинарская система обучения"

выступление на педсовете раскрывает сущность системы, сравнивает с другими системами обучения...

Лекционно-зачетная система обучения физики в старших классах

Лекционно-зачетная система обучения в старших классах в последнее время является одной из распространенных форм учебных занятий. В основе этой те...

Лекционно-семинарско-зачетная система обучения .

Считаю,  что развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс...