Отечественная война 1812 г
методическая разработка (история, 8 класс) по теме

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otechestvennaya_voyna_1812_g.docx530.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Отечественная война 1812 г.

Тип занятия: бинарный урок .

Вид занятия: комбинированный урок с использованием ИКТ( компьютеры с выходом в Интернет,проектор,локальная сеть, принтер, исторические карты )                                            Урок  проводится в кабинете информатики

Цели урока:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с историей Отечественной войны 1812г, ее причинами, характером, основными целями и планами сторон, основными действующими лицами этого исторического события
  2. Показать народно-освободительный характер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев.

Развивающие:

  1. развивать познавательную активность, развивать умение работать в группе, укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы, умение считаться с мнением товарищей;
  2. формировать у учащихся практические умения: работы с поиском информации  в Интернете, с картой, с тестами
  3. развивать познавательный интерес, умение делать выводы,  обобщать;  развивать  речь;  обогащать  словарный  запас.

Воспитывающие:

  1. способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за славную историю своего Отечества, формированию чувства высокого, истинного патриотизма.

План урока

Содержание этапов урока        

        

Виды и формы работы

1. Оргмомент        

Приветствие

Сообщение базовой темы.

Актуализация базовых знаний        

2. Поиск и формирование новой темы

Работа в группах (получение заданий)

3. Изучение нового материала

Мини-доклады учащихся

Составление опорного конспекта.                             Работа с картой

Анализ полученного решения

4 Закрепление изученного материала  и контроль        

Работа с текстами.

5  Поведение итогов        

Рефлексия

6 Домашнее задание        

Дифференциация

1  Организационная часть. Актуализация знаний.

К любой войне приводят обычно события внешней политики. На прошлом уроке мы изучали основные внешнеполитические события начала ХIХ века. Проверим ваши знания (слайды 2 - 3)    

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

Отношения между Россией и Францией до 1805 года были:

 А/ очень дружественные                 Б/партнерские               В/враждебные

 2.Сражение под Аустерлицем выиграла:

 а/ Россия                      б/ Пруссия             в/ Франция

 3.Россия вела войны против Франции в союзе с…

 а/Англией, Австрией и Пруссией             б/ Испанией и США                                                   в/ Италией и Турцией.

4.Война со Швецией началась в           а/1801 г          б/1808г;        в/ 1811 году

 5.Чем завершилась война России со Швецией:

  а/Швеция захватила часть Карелии        

  б/ Россия присоединила Финляндию

  в/ Без территориальных изменений

и цель сегодняшнего урока

– выделить причины, приведшие Россию к войне с Францией, проследить основные события на первом этапе войны и найти причины неудач нашей армии на данном этапе войны. А помогут нам это сделать задания. Знакомство учащихся с планом работы. (слайды 4 - 5)    

 На уроках информатики вы знакомились со способами поиска информации                                    в Интернете. Вспомним их

               Поиск информации – одна из самых востребованных на практике задач, которую приходится решать любому пользователю Интернета.

Существуют три основных способа поиска информации в Интернет:

  1. Указание адреса страницы.
  2. Передвижение по гиперссылкам.
  3. Обращение к поисковой системе (поисковому серверу)  Слайд 7                              

Способ 1: Указание адреса страницы.   Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.                    Слайд 8, 9.                                                                                                

Способ 2: Передвижение по гиперссылкам. Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.                                                                   Слайд 10                                                                                                                              

Способ 3: Обращение к поисковой системе   Поисковая система — Web-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете. Каждая поисковая система – это большая база ключевых слов, связанных с Web-страницами, на которых они встретились. Ключевыми являются любые слова, которые объявляются основными.                                 Слайд 11

                                                                                                                                       

2. Поиск и формирование новой темы

Предварительная подготовка. На листах формата А4  заготовлены  рисунки , разрезанные произвольным образом на 3 - 4 части.

Каждый учащийся выбирает по 1 элементу. За короткое время необходимо собрать своеобразный пазл. Таким образом, организуются группы из 3 - 4 человек. На обратной стороне собранного пазла  дается задание и примерный адрес Интернет-сайта.

Итак, вы собрали рисунок. На обратной стороне его вам дается задание : используя адрес страницы, найти соответствующую заданию информацию. (см приложение 1)  

Дополнительные задания- инструкции дожидаются вас на компьютерных столах.

Практическая работа в мини-группах

 Следующая часть  урока посвящена работе учащихся с ресурсами Интернета.Учащиеся занимают места за компьютерами и выполняют работу. Преподаватель является сторонним наблюдателем и при необходимости помогает ученикам в работе с компьютером.

№1 Используя адрес Интернет-страницы, найти необходимую информацию.

№2 Скопировать текст в Word, используя локальный принтер распечатать его.

№3 Используя поисковую систему, найти дополнительную информацию по теме.

Распечатать на принтере, указать адреса используемых сайтов

  1. Изучение нового материала

Выступление учащихся с сообщениями (  Примерные ответы см приложение 2)

Учащиеся по ходу выступлений составляют  хронологическую таблицу                                           «Основные события Отечественной войны 1812г»

Дата

Событие

12 (24) июня 1812 г.

3 августа 1812 г.

4-6 августа 1812 г.

8 августа 1812 г.

26 августа1812 г.

12 октября 1812 г.        

25 декабря 1812 г.        

работа с картой      слайд 23

Бородинское сражение.
Задание: откройте карту-схему, найдите следующие объекты
1. Ставки – М.И.Кутузова, Наполеона.
2. Смоленские дороги: старую и новую.
3. Села – Семеновское, Шевардино.
4. Батарею Багратиона.
5. Батарею Раевского.

Вопрос: Как вы думаете, почему Кутузов для сражения выбрал Бородинское поле?

Выступление учащихся  ( слайд 24 – 28)

4 Закрепление изученного материала  и контроль

Текст с ошибками            ( слайд 30 )

Зимой 1812 года французская республиканская армия во главе с Наполеоном I вторглась в пределы России.

Форсировав реку Березину, французские рекруты быстро продвигались к Москве.

Уже в начале войны Кутузов Михаил Илларионович – опытный полководец возглавил русские войска.

Он- то и решил оставить Москву, чтобы потом, на Бородинском поле, нанести как можно больший урон живой силе противника.

В 120 км. от Москвы, у села Бородино, 3 русские армии соединились. Именно здесь Александр I, главнокомандующий русской армией, решил дать генеральное сражение.

Расположение русских войск на Бородинском поле было очень выгодным, так как они прикрывали три московские дороги, ведущие в Смоленск.

Бородинская битва началась в полдень 24 августа 1812 года.

На военном совете в Москве Александр I решил оставить Москву, вопреки мнению Кутузова М.И., так как необходимо было сохранить армию и флот.

Наполеон простоял в Москве неделю и решил оставить город, так как в Париже началась революция и его армия была нужна во Франции.

5  Поведение итогов   ( слайд 32)

6 Домашнее задание  ( слайд 33)

Написать   а)  письмо с Отечественной войны 1812 года

1) От имени русского или французского воина другу (родственнику)

2) В форме донесения

3) В форме дневниковой записи

                  б)  репортаж о любом событии Отечественной войны 1812 года.

Приложение 1

http://russia.iratta.com/04.php

1 )  Причины и предпосылки войны 1812 г

http://russia.iratta.com/04.php

2)   Вторжение Наполеона                         в Россию

http://ru.wikipedia.org/wiki/Отечественная_война_1812_года

3)  Бородинское сражение.                                

http://ru.wikipedia.org/wiki/Кутузов,_Михаил_Илларионович

4) Роль генерала Кутузова  в войне 1812

http://ru.wikipedia.org/wiki/Наполеон_I

5) Роль Наполеона  Бонапарта в войне 1812

http://bril2002.narod.ru/h61.html

6) Всенародный характер Отечественной войны 1812 г

Приложение 2  Примерные ответы учащихся

Причины и предпосылки войны

Война Франции и России была закономерным результатом международной обстановки в Европе в XIX в. Причиной европейских конфликтов было соперничество двух держав - Англии и Франции. Наполеон Бонапарт считал возможным ослабить Англию и заставить повиноваться с помощью торговой блокады. По Тильзитскому мирному договору Францией (1807) Россия была вынуждена прекратить торговлю с Англией, крупнейшим экономическим партнером России, что негативно сказалось на российской экономике.

Непосредственной причиной войны 1812 г . стало систематическое нарушение Россией условий Тильзитского договора. Россия фактически отказалась от экономической блокады Англии и торговала с ней под нейтральным флагом. Кроме того, Россия требовала вывода французских войск из Пруссии и герцогства Варшавского, так как они угрожали королевству Польскому, входившему в состав Российской империи. В 1810 г . началась подготовка к войне русских и французских войск.

Вторжение Наполеона в Россию

В ночь на 12 июня 1812 г . четырехсоттысячная армия Наполеона (в последующие месяцы к ней присоединились еще 200 тыс. солдат) под командованием маршалов Л. Даву,М. Нея, И. Мюрата без объявления войны вторглась в Россию. Россия противопоставила ей войска в 300 тыс. человек. Русская армия была разделена, чтобы защитить все направления, по которым мог двигаться Наполеон. 1-я армия под командованием  М. Барклая де. Толли прикрывала петербургское направление; 2-я армия П. Багратиона - московское направление; 3-я армия А. Тормасова - киевское направление.

3 августа 1812 г . 1-я и 2-я русские армии потерпели поражение в битве под Смоленском, но план Наполеона разбить русские войска по отдаленности и вынудить Россию заключить мирный договор был сорван, русская армия начала отступление. Война затягивалась. Потери французской армии, преследовавшей русские войска, росли, ее снабжение ухудшалось. На оккупированных землях поднималась волна партизанского движения. Из Смоленска Наполеон отправил Александру I предложение о заключении мирного договора, но ответа не получил. Вслед за русскими армиями Наполеон продолжил наступление на Москву в надежде на генеральное сражение.

Бородинское сражение. Коренной перелом в войне

Вскоре во главе русской армии был поставлен талантливый полководец М. Кутузов, начавший подготовку к генеральному сражению. 26 августа (7 сентября) у села Бородино под Москвой произошла Бородинская битва, сыгравшая решающую роль в ходе войны. После продолжавшейся целый день битвы французы смогли занять позиции русской армии, но не разгромили ее. Русская армия была спасена и могла продолжать военную кампанию.

1 сентября 1812 г . на военном совете в подмосковной деревне Фили Кутузов принял на себя ответственность за тяжелое решение об оставлении Москвы без боя ради сохранения армии. Покидая Москву, был отдан приказ об уничтожении складов боеприпасов и провианта. Город был подожжен. Пожар уничтожил более 70% зданий, все запасы продовольствия и вооружения. 2 сентября Наполеон вошел в покинутую жителями горящую Москву, но оставаться в опустошенном городе на зиму Наполеон не мог и 7 октября французская армия покинула Москву, двигаясь сначала по Калужской дороге. После Тарутинского маневра Кутузова и битвы под Малоярославцем (12 октября) французская армия была вынуждена отступать по разоренной смоленской дороге.

Партизанские отряды крестьян и части регулярных войск изматывали французов. Голод, сильные морозы, постоянные удары русских войск превратили отступление французской армии в бегство. В битве у р. Березины остатки французских войск потерпели сокрушительное поражение, Наполеон бежал, оставив остатки своей армии. 25 декабря 1812 г . Александр I издал Манифест об окончании Отечественной войны 1812г.

Роль Кутузова в войне

М.И. Кутузов – ученик Суворова, участвовал в штурме Измаила. Во время боя был ранен в глаз.

 - Он – главнокомандующий русской армией на юге в войне с Турцией.

Талантлив не только как полководец, но и как дипломат, потому сумел склонить Турцию к подписанию мира на выгодных для России условиях.

Он известен как обаятельный человек и отличный рассказчик. С дамами беседовал по-французски, а в разговорах с крестьянами и солдатами употреблял простой и красочный русский язык.

Эти качества делали Кутузова очень популярными в народе и в армии .В него верили, с ним связывали надежды на лучшее. Но царь недолюбливал его, однако, вынужден был уступить общественному мнению и ближайшему своему окружению и назначил Кутузова Главнокомандующим русской армией.

Кутузов был уже на пути в Смоленск, когда узнал, что город оставлен. А это значило, что путь на Москву открыт Наполеону. 17 августа у села Царево Займище Кутузов прибыл в армию, возродив у бойцов надежду и боевой дух. Но армия вынуждена была продолжить отступление, т, к, надо было навести порядок в армии и соединиться с подходящими резервами. Улучшить снабжение и подтянуть дисциплину.

 В конце августа численный перевес еще был на стороне французов. Но Кутузов знал, что нельзя слишком долго сдерживать рвущуюся в бой армию.

 Вечером 22 августа главные силы русской армии остановились у села Бородино на Новой Смоленской дороге в 110 км от Москвы. К югу от села в 5 км. Была деревня Утица – на Старой Смоленской дороге. Развернувшись между ними на холмистой местности, русская армия преградила неприятелю путь на Москву. Здесь и было решено дать неприятелю генеральное сражение.

Дата

Событие

12 (24) июня 1812 г.

Вторжение «великой» армии Наполеона в Россию.

3 августа 1812 г.

            Соединение армий Барклая де Толли и Багратиона под  Смоленском.

4-6 августа 1812 г.

Поражение русских войск в битве за Смоленск. Предложение Наполеона Александру I о мире.

8 августа 1812 г.

Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим.

26 августа1812 г.

Бородинское сражение.

12 октября 1812 г.        

Сражение под Малоярославцем. Начало изгнания французов из России.

25 декабря 1812 г.        

Манифест Александра I о победе России в войне с Наполеоном.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"

Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....

"Отечественная война 1812 года" ("1812 елгы Ватан сугышы")

8 класста яңа теманы өйрәнү дәресе. Схема, презентация, милли-региональ компонентлардан файдаланылды....

урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!

Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....