Исторический конкурс «Клио» для 10-11 кл.
методическая разработка (история, 10 класс) по теме

Ложкина Любовь Алексеевна

Исторический конкурс "Клио" рекомендуется проводить в рамках недели истории для учащихся 10-11 классов. Проблемно-познавательные задания направлены на расширение кругозора учащихся, формирование умения работать в команде. Задания составлены по темам "Правление Петра I", "Итальянские походы А.В. Суворова", "Восстание декабристов", "Русско-турецкая война 1877-1878 гг", "Ледовое побоище".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klio.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исторический конкурс «Клио» для 10-11 кл.

Учитель истории Ложкина Л.А.

Оборудование: ленты с надписями «нумизматика, геральдика, палеография», таблички для судей, листы с названиями битв, рассказ-путаница (2 экз), куб,

Команды готовят название, девиз, выбирают капитана.

Темы для повторения:

  1. Правление Петра 1
  2. Итальянский поход А.В. Суворова
  3. Восстание декабристов
  4. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
  5. Ледовое побоище
  6.  Происхождение слова «деревня», поговорки «остаться с носом», «зарубить на носу», «раскусить человека» и «знать назубок», памятник Минину и Пожарскому,
  7. Даты: Куликовская битва, Невская битва, крещение Руси, вторжение Наполеона, Тильзитский договор, падение Византии, полет Гагарина в космос, Полтавская битва, первая русская революция.
  8. Картины Сурикова, Репина
  9. Чему равна косая сажень?
  10. Ордена

План проведения

  1. Что такое история и для чего нужно ее изучать? Вступительное слово ведущего.
  2. Ведущий объявляет название конкурса, звучит музыка, в зал в сопровождении «вспомогательных исторических дисциплин» входит муза Клио.
  3. Муза Клио обращается с приветствием к присутствующим, объявляет начало игры. На сцену приглашаются команды.
  4. Ведущий представляет команды, объявляет правила игры, представляет жюри, показывает игровое поле и объясняет правила игры.

Приветствие Клио участникам игры:

Вам, пришедшим сюда,

К состязанью готовым,

Слово привета свое обращаю.

Вам пожелаю я, о, сыновья Герадота:

Честно сражайтесь под сводами храма науки

И благородством блистайте не меньше,

Чем жаждою схватки!

Пусть же дарует великая Ника

Победу тем, кто достойнее будет

И знанья покажет искусней.

Муза истории Клио

Вас приглашает. Начнемте!

  1. Конкурс «Черный ящик»

Что это? (выносится «черный ящик):

И копали меня, и крутили меня.

На «пожаре» я был, на базаре я был.

А как молод был – все людей кормил,

Упаду – кости вокруг разлетаются,

Но собаки к костям не кидаются.

            (глиняный горшок)

ЭТО:

Может быть в рыболовной сети,

Нужно грибнику и ягоднику,

Используют турист и охотник, сельские домохозяйки,

Рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода.

                                                 (Береста)

  1. Рассказ-путаница (Найти не менее 10 ошибок)

Итальянский поход А.В. Суворова

Когда Суворов подошел к Неману, смеркалось. Солдаты устали. Переход через Альпы был изнурителен. На военный совет, который был устроен в Филях, в предгорьях Альп, собрались князь Румянцев, Барклай-де-Толли, генерал Брусилов. Неожиданно вошел адъютант и вручил Суворову депешу с батареи Раевского. Суворов решил перехитрить Карла XII и сдал перевал Сен-Готард. План удался. Отступая по старой Смоленской дороге, Карл XII воскликнул: «Еще одна такая победа, и у меня не останется армии!» За этот успешный поход Суворов был удостоен звания фельдмаршала.

(В это время конкурсы для болельщиков)

  1. Неотосланная депеша

Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений?

  1. «Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят» (Петр 1, 1696 г.)
  2. «Войска выведены на площадь. Где Трубецкой?» (Декабристы, 1825 г)
  3. «Вышел к Неве с дружиною. Ополчению поспешать следом» (Александр Невский, 1240 г)
  4. «Привести войска в полную готовность. Обнародовать Манифест» (Александр 2, опасавшийся крестьянских восстаний в связи с обнародованием манифеста, 19 февраля, 1861 г)
  5. «Неприступная крепость взята. Противник повержен. Россия – черноморская держава» (А.В. Суворов в 1790 г. после штурма Измаила)
  6. «Порядка в наших землях не стало. Встал род на род. Приходите править и владеть нами» (словене, кривичи, чудь, меря в 862 г. призвали Рюрика)

  1. Народная мудрость

Поставьте пантомиму на тему русской пословицы:

Что с воза упало, то пропало.

Сколько волка ни корми – все в лес смотрит

  1. Загадки Хроноса

Нужно назвать слово, которое получило широкое распространение в странах Западной Европы в 13 веке. Для этого необходимо расставить в хронологической последовательности следующие события  и точно назвать их даты.

К  1. Куликовкая битва

Н  2. Невская битва

И  3. Принятие христианства на Руси

И  4. Вторжение Наполеона в Россию

З   5. Заключение Тильзитского договора

В  6. Падение Византии

Ц  7. Восстание декабристов

Я  8. Полет Ю. Гагарина в космос

И  9. Полтавская битва

И  10. Начало первой русской революции

6. Кубом покати

Берется куб, на каждой стороне которого указаны цифры. Команда 3 раза бросает куб. Сумма выпавших цифр – количество вопросов, на которые необходимо ответить. Времени на размышление не дается.

  1. Назовите трех русских богатырей, изображенных на картине В.М. Васнецова «Богатыри» (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
  2. Какой город является местом рождения русского флота? Когда произошло это событие, с чем оно связано? (Воронеж. В 1696 г. Петр 1 распорядился соорудить здесь верфь, на которой строился Азовский флот)
  3. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (В Китае)
  4. Когда в Греции никто не воевал? (В период олимпийских игр)
  5. Какое расстояние между Царьградом и Константинополем? (Это разные названия одного и того же города)
  6. Какой русский царь любил плотничать? (Петр1)
  7. Кто из русских князей написал «Поучение детям»? (Владимир Мономах)
  8. Как звали первую жену Ивана Грозного? (Анастасия )
  9. Как звали первых русских святых? (Борис и Глеб)
  10. Какого русского князя прозвали «денежный мешок»? (Ивана Даниловича Калиту)
  11. Когда в военной истории опасность представляла «свинья»? (В Ледовом побоище войска немецких рыцарей были построены клином)
  12. Кому и где поставила памятник «благодарная Россия»? (Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве)
  13. Какую фамилию носил Петр1? (Романов)
  14. В каком документе содержится древнейшая запись сказания об основании Киева? («Повесть временных лет»)
  15. Кого часто называют первой русской христианкой? (княгиню Ольгу)
  16. Кто и о ком сказал: «Он шел на моем левом фланге, но был моей правой рукой?» (А.В. Суворов о Кутузове после взятия Измаила)
  17. Когда в истории в особом почете была метла? (В России в 16 веке при Иване Грозном в период опричнины)
  18. На стене какого города Ярославна плакала об Игоре? (Путивль)
  19. Кому принадлежат слова: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»? (Александру Невскому)
  20. На каком языке читал и писал Чингисхан? (Он был неграмотным)
  21. Шкурки каких животных являлись у древних славян деньгами? (куницы и белки)
  22. Объясните происхождение слова «деревня» (Деревня – от «дерна», который снимали при подсечном земледелии)
  23.  Как звали хана, воевавшего с Ермаком? (Кучум)
  24. Какое имя взяла себе при крещении княгиня Ольга?  (Елена)

  1. Живопись  

Кто написал эту картину? Как она называется?

(«Утро стрелецкой казни» -Суриков

«Боярыня Морозова» - Суриков

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - Репин

«Явление Христа народу» - Иванов

(Выносят закрытую картину)

В 1928 г. в журнале «Крокодил» эта картина описывалась так:

«Здесь, дорогие товарищи, вы видите хищника мирового империализма, перегрызшего глотку другой акуле. На мрачном фоне средневековья развертывается перед нами яркая картина бешеной борьбы за новые рынки, за новые колонии, из которых и были выкачаны жадным царизмом ценности в виде тех ковров, которые покрывают пол нарисованной комнаты». Не правда ли, яркое описание? О какой же картине шла речь?

  1. Жизнь замечательных людей

О ком рассказано?

Императрица, открыла воспитательный дом для детей-сирот. Ввела обязательные прививки против оспы. Осуществляла успешную внешнюю политику. Сочиняла комедии, оперы и сказки для детей. Вела переписку с видными мыслителями Запада. Заботилась о просвещении. Отличалась веротерпимостью, свято соблюдала православные обычаи. «У каждого крестьянина в супе курица, у некоторых индейка», - объявила царица к сведению европейцев после путешествия по Волге.

     Тщеславие ей было чуждо. Когда представители сословий решили присвоить ей титул «Великой, Премудрой и Матери Отечества», императрица ответила: «Великая ли я, решит потомство…любить мой народ и быть его матерью – обязанность моя».

     Поэт Г.Р. Державин писал о ней: «Ты здраво о заслугах мыслишь, достойно воздаешь ты честь» (Екатерина II )

Царь, ему принадлежат слова: «Благосостояние государств не играет никакой роли в управлении делами. Существует только неограниченная власть, которая все творит шиворот-навыворот…Выбор исполнителей основан на фаворитизме…Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены. Вот картина современной России…».

     В его правление к России были присоединены Восточная Грузия, Финляндия, Бесарабия, Азербайджан, герцогство Варшавское.

     Осуществлял попытки проведения либеральных реформ. Им увлекались женщины. В отношениях с ними он был безупречным рыцарем. А.С. Пушкин писал о нем:

Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой,

Над нами царствовал тогда…

     Наполеон Бонапарт характеризовал его так: «Это истинный византиец, тонкий притворщик, хитрец. Он гораздо умнее, чем о нем думают». Философ Н.А. Бердяев называл его «царем-интеллигентом, всю жизнь искавшим правды, в молодости – врагом самодержавия и крепостного права, но человеком раздвоенным и не сильным».

А. И. Герцен сравнил его с «коронованным Гамлетом». (Александр 1)

Царь, не раз жалел, что «родился великим князем». Владел французским, немецким, английским и польским языками. Реформатор. Его жизнь оборвал террористический акт (до этого пережил несколько покушений на свою жизнь).

     А.И. Герцен приветствовал его «именем Освободителя», П.А. Кропоткин утверждал, что «он не трус и спокойно пошел бы на медведя лицом к лицу…», а французский писатель маркиз де Кюстин признавался, что «он – прекраснейший образец государя, из всех когда-либо мною виденных» (Александр II )

Князь, имел прозвище, которое в переносном смысле часто упоминается и сегодня. Крестное имя Василий. Совершил 83 дальних похода и путешествия. Надолго обезопасил Русь от разорительных половецких набегов. В своих наставлениях является более безупречным, чем в своих поступках. Упоминается в «Слове о полку Игореве» и в «Слове о погибели земли Русской». Иван Грозный приказал украсить свое царское место сценами из военной и государственной деятельности князя.

     Из поучений князя: «Старых чтите, как отцов, молодых – как братьев. В доме своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами», «Жен своих любите, но не давайте им над собою власти. Что знаете доброго, того не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь». (Владимир Мономах)

Князь, один из внуков Александра Невского. По версии историка Н.М. Карамзина, свое прозвище получил в связи с тем, что всегда носил сумку с деньгами, одаривая нищих и убогих. В борьбе с другими князьями не пренебрегал никакими средствами, раболепствовал перед монголо-татарами, задаривал жен ханов и вельмож. Огнем и мечом опустошил Тверское княжество. По его настоянию митрополит Феогност отлучил от Церкви и проклял жителей Пскова. При нем митрополичья кафедра была перенесена из Владимира в Москву. В его правление началось возвышение Москвы. Исправно выплачивая дань монголо-татарам, стремился к самостоятельности во внутренних делах Руси. Со времени его правления великое княжение на Руси становится наследственным правом московских князей из его династии.  (Иван Калита)

Императрица, при ней была отменена казнь, на основе ее указа помещики получили право ссылать крепостных крестьян на поселение в Сибирь за «предерзостное состояние».  Другая императрица писала о ней: «Поистине нельзя было не поразиться ее красотой и величественной осанкой». После смерти оставила 15 тысяч новых платьев. Однажды, неудачно покрасив волосы, она была вынуждена сбрить их. Придворные дамы об этом не знать не могли. Тогда царица издала специальный указ, предписывавший всем придворным дамам брить головы и надевать парики. (Елизавета Петровна)

Фельдмаршал, военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, поляков, татар, французов. Был дважды тяжело ранен. После его второго исцеления врач писал: «Провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая смертельна». Имел почти все русские награды. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине, неоднократно сопровождал короля Швеции в поездках по России. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) в его честь был учрежден орден трех степеней.

     Александр I так откликнулся на его кончину: «Благодарное Отечество не забудет никогда заслуг его. Европа и весь свет не перестанут ему удивляться и внесут его имя в число знаменитейших полководцев».  (М. И. Кутузов)

Ученый, учился в Москве, Петербурге, Германии. По словам А.С. Пушкина, «историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник, стихотворец…» Первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке. Создал первую в России научно-исследовательскую химическую лабораторию. Первым в историографии описал древнейшую историю славян. Открыл существование атмосферы на Венере. Написал «Российскую грамматику». За один год построил дом для своей семьи по собственному проекту. Добился пожизненной лицензии на сбыт стеклянных украшений по всей России. По словам А.С. Пушкина, «он был везде тот же – дома, где все его трепетали, во дворце, где он дирал за уши пажей, в Академии, которая… не смела при нем пикнуть. Со всем тем он был радушен и деятельно сострадателен». Физик С.И. Вавилов считал: «По необъятности его интересов ему принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества…» Писатель Е.Н. Лебедев полагал, что он «не отличался ненавистью к иностранцам. Он был женат на немке, восхищался гением Леонарда Эйлера, он был беспощаден к врагам России».  (М.В. Ломоносов)

  1. Прочитай и растолкуй текст

Палеография предлагает прочитать текст на древнеславянском языке и пересказать его.

Текст 1

Бил есми челом царю государю о кормленье, и докуки моей было государю много, и про то меня в опальную тюрьму не единожда посыливали пятья и шестья. Да таки есьми у государя кормленья добился!

Текст 2

Княже мой, господине! Яко же дуб крепится множеством корения, тако и град наш твоею державою…Кораблю глав кормник, а ты, княже, людем своим…Весна украшает землю цветы, а ты нас, княже, украшаеши милистию своею…Лучше бы ми вода питии в дому твоем, нежели мед питии в боярстем дворе…

  1. Что? Где? Когда?
  1. Именно это, по свидетельству греческих историков, было высшим счастьем для славянских воинов. (умереть в битве)
  2. Нестор в самом заголовке своего введения  в «Повесть временных лет поставил 3 исторических вопроса: Откуда есть пошла Русская земля? Кто в Киеве начал первый княжити? Назовите третий вопрос (Откуда Русская земля стала есть?)
  3. Как появилось выражение «зарубить на носу»?
  4. Именно это называли на Руси мягкой рухлядью. (Меха)
  5. В Невской битве слово «ура» не кричал никто. Почему в Куликовской битве «ура» кричали с двух сторон? (Слово «Ура» (вперед) монгольского происхождения, появилось на Руси в 1380 году вместе с перебежчиками из Орды, среди которых было много христиан)
  6. Его захватил в Новгороде и повесил в Московском Кремле Иван III (колокол)
  7. Как назывался ящик, куда при Алексее Михайловиче складывали жалобы на злоупотребления тогдашних чиновников, дьяков и подъячих?  (долгий ящик)
  8. Как появилось выражение «остаться с носом»?  (Поговорка появилась в 16 веке. Проситель в царской России когда обращался в учреждение или суд, то приносил подношение для ускорения рассмотрения дел. Если его «подарок» не принимался, то он уходил со своим подношением, носом, обратно)
  9. Покажите чему была равна на Руси косая сажень (Расстояние от левой пятки до конца правой руки)
  10. Показать как на Руси проверялись на подлинность золотые монеты, какие выражения появились в связи с этим? (В дореволюционное время, когда в обращении были золотые монеты, нередко их подлинность проверялась зубами: прикусят монету, а потом поглядят на нее. Если нет вмятины – значит, настоящая. От этого обычая родилось выражение «знать назубок», т.е. «знать что-либо досконально, отменно выучить». Этот же обычай вызвал к жизни и другое образное выражение: «раскусить человека», что значит: «досконально узнать человека, его достоинства, недостатки, намерения».

  1. Ордена
  1. Петр 1 придумал антиорден Иуды. Кому он хотел его вручить? (Гетману Мазепе за предательство, но Мазепа укрылся у турок, затем погиб. «Орден» так и не был ему вручен)
  2. Знак какого ордена стал флагом российского флота? (Ордена Андрея Первозванного. Четыре луча креста символизировали 4 русских моря)
  3. Этот военный орден был учрежден в 1769 г. Девизом ордена были слова «За службу и храбрость». Николай II получил лишь 4-ю степень этого ордена. Как назывался орден? (Императорский военный орден Святого Георгия)
  4. Екатерина II учредила этот орден в 1782 г. Его девиз: «Польза, честь и слава».

Пользу России могли принести как военные, так и штатские, поэтому орден предназначался для тех и других. Офицеров отличали мечи на ордене и бант из орденской ленты. Как назывался орден? (Орден Святого Владимира)

                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исторический конкурс в рамках недели истории (история России)

Разработка урока в рамках предметной недели, можно использовать  в 7 -10-х классах....

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Исторический праздник "Клио", проведенный совместно с родителями для учащихся 7 классов.

Внеклассное мероприятие проводится в форме игры, где проверяются знания по истории. Учащимся дается возможность проявить находчивость, юмор....

Рабочая программа исторического кружка «КЛИО» МБОУ СОШ №4

Работа исторического кружка рассматривается не только как процесс овладения дополнительной суммой знаний, но и как процесс овладения компетенциями. Занятия в кружке дают возможность учащим...

Конспект исторического конкурса "История и юмор" для старших классов

Данный материал  представляет собой конспект исторического конкурса и  предназначен для внеклассной работы по истории. Используется учителем на неделях истории.  Игра-конкурс "История и...

конкурсы КЛИО и АГОРА

Конкурсы для обучающихся и педагогов...

Исторический конкурс-игра "Геродот"

Игра может быть использована на уроках истории в 9-11 классах....

ШКОЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ КЛУБ «КЛИО»

       Современное общество – общество прогрессивное, требующее инноваций и внедрения высоких технологий во все сферы жизни.Вместе с тем наблюдаются и кризисные явлени...