ШКОЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ КЛУБ «КЛИО»
методическая разработка (8 класс)

Людмила Сергеевна Журавлева Рефтинский

         Современное общество – общество прогрессивное, требующее инноваций и внедрения высоких технологий во все сферы жизни.Вместе с тем наблюдаются и кризисные явления: падение нравственности, национальная рознь, отсутствие взаимопонимания.Постепенно происходит обесценивание вечных ценностей, на которых держится мир. Эти процессы обусловлены самыми разными социальными причинами, нарушением связей, которые соединяли поколения, правовой дезориентацией, поэтому очень важно заложить в детях нравственные устои и патриотические настроения, которые всегда определяли менталитет русского человека.

Актуальность проекта по созданию школьного исторического клуба заключается в том, что очевидна необходимость новых подходов к патриотическому и правовому воспитанию школьников и подростков. Проблема формирования разносторонней и полноценной личности, обладающей патриотическими чувствами, приобретает особое значение. Решение этой проблемы требует новой идеологии и подходов в образовательной и воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Проблема, которая находится в основе проекта, заключается в необходимости совершенствования патриотического и правового воспитания в школе посредством использования возможностей, заложенных в образовании. Данная проблема обусловила новое осмысление сущности воспитания, его места и роли в жизни. Ее решение требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.

Основной идеей проекта является формирование у детей чувства любви к своему Отечеству на основе разнообразных форм практической и теоретической работы во внеурочной деятельности школы.

Цель проекта – создание условий, способствующих формированию правовой грамотности и патриотической компетенции учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnoy_tekst.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

И в торжественные годины и в будни идея Отечества

одинаково должна быть присуща сынам его,

ибо только при ясном ее сознании человек

приобретает право назвать себя гражданином.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Пояснительная записка

Современное общество – общество прогрессивное, требующее инноваций и внедрения высоких технологий во все сферы жизни.Вместе с тем наблюдаются и кризисные явления: падение нравственности, национальная рознь, отсутствие взаимопонимания.Постепенно происходит обесценивание вечных ценностей, на которых держится мир. Эти процессы обусловлены самыми разными социальными причинами, нарушением связей, которые соединяли поколения, правовой дезориентацией, поэтому очень важно заложить в детях нравственные устои и патриотические настроения, которые всегда определяли менталитет русского человека.

Актуальность проекта по созданию школьного исторического клуба заключается в том, что очевидна необходимость новых подходов к патриотическому и правовому воспитанию школьников и подростков. Проблема формирования разносторонней и полноценной личности, обладающей патриотическими чувствами, приобретает особое значение. Решение этой проблемы требует новой идеологии и подходов в образовательной и воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Проблема, которая находится в основе проекта, заключается в необходимости совершенствования патриотического и правового воспитания в школе посредством использования возможностей, заложенных в образовании. Данная проблема обусловила новое осмысление сущности воспитания, его места и роли в жизни. Ее решение требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.

Основной идеей проекта является формирование у детей чувства любви к своему Отечеству на основе разнообразных форм практической и теоретической работы во внеурочной деятельности школы.

Цель проекта – создание условий, способствующих формированию правовой грамотности и патриотической компетенции учащихся.

Задачи:

  1. Изучение проблемы в теории и практике.
  2. Отработка содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия на обучающихся.
  3. Использование современных образовательных технологий и их интегрирование с ИКТ.
  4. Активизация работы учащихся по изучению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края, развитие навыков поисковой, исследовательской деятельности, экспозиционной и экскурсионной работы.
  5. Повышение правовой информированности и формирование у подрастающего поколения уважительного отношения к законодательству нашего государства.
  6. Расширение и укрепление связи и отношений школы с учреждениями дополнительного образования, культуры, ветеранскими организациями села, городского округа.
  7. Вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности, в т.ч. родителей обучающихся.
  8. Повышение авторитета музейной педагогики в школе.
  9. Обобщение и распространение опыта работы по теме проекта.

Проект разработан на единой концептуальной основе, расширяя горизонты воспитания, образования и развития учащихся в школе. Проект органично встраивается в работу образовательного учреждения, предусматривает развитие навыков творческой и исследовательской деятельности учащихся с учетом возрастных особенностей детей и совместной деятельности детей и взрослых. Работа с родителями - одно из важных условий реализации проекта, так как родители закладывают основы мировоззрения ребенка, его морали и эстетических вкусов. Позиция семьи во многом определяет успешность воспитательной политики школы. Этот процесс будет эффективным, если школа и семья будут представлять собой единую воспитательную систему. В проекте предусматривается повышение педагогической культуры родителей, совершенствование и распространение интересного опыта семейного воспитания.

Новизна проекта состоит во включении в воспитательный процесс школы музейно-педагогической, правовой тематики, и информационных технологий. Также, в создании системы приобщения ребенка к истории и культуре, в создании новых условий для творческого развития учащихся, в расширении воспитательной среды, в создании эмоционально-насыщенной и развивающей среды обитания детей.

Для успешного апробирования и практической реализации всех направлений проекта необходимы два учебных года. В дальнейшем проект будет обогащаться, и дополняться новыми формами и мероприятиями патриотического и правового содержания, которые приобретут целенаправленный, плановый и систематический характер.

Мы считаем, что патриотическое воспитание немыслимо без опоры на культурные традиции, которые обладают уникальными ресурсами развития личности в процессе творческой деятельности. В основу реализации проекта положены следующие инновационные приемы и технологии:

  • личностно-ориентированная направленность;
  • интеграция различных видов деятельности: исследовательская, собирательская, научная, творческая, познавательная и т.д.
  • деятельностный подход как средство воспитания патриотизма в результате практической деятельности;
  • комплексный подход как метод, позволяющий раскрыть образ Родины во всей многогранности через разные виды деятельности.

Планируемый результат:

- повышение эффективности гражданско-патриотической работы;

- воспитание уважительного отношения к государственным символам России

и законам государства, к культурным памятникам родного края;

- знание государственных праздников, имеющих значение в развитии

русской государственности;

- повышение качества и количества мероприятий по организации и

проведению гражданско-патриотической и правовой работы с детьми и

подростками;

- формирование гражданской активности и компетентности учащихся;

- внедрение и использование новых форм и методов работы по данному

направлению, в т.ч. информационно-коммуникативных технологий;

- развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций

нашего края, повышение интереса к музейно-краеведческой деятельности;

- формирование гордости и любви к своей малой Родине;

- формирование идеала жизни и идеала человека;

- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров,

способность руководствоваться ими в практической деятельности;

- реализация творческого потенциала каждого обучающегося в различных

видах деятельности;

- разработка и реализация подпроектов в рамках работы школьного

исторического клуба;

- налаженная система работы школьного музея; интеграция работы

школьного музея в учебно-воспитательный процесс школы.

Сроки реализациипроекта: октябрь 2013 - май 2015 гг.

Участники проекта – учащиеся школы, педагогический коллектив, родители и жители села. Планируется привлечение различных общественных организаций: музеи, Совет ветеранов, поисковый отряд «Память», «Городской Молодежный центр».

Основная часть

Не секрет, что ребенок лучше всего раскрывает свои способности и таланты, находясь в ситуации успеха. Подобной ситуацией является причастность школьников к какому-либо сообществу или группе. Так ребенок, принимая общие устои, правила, стремления, способен осознать свою уникальность и нужность. Исходя из этого, мною был организован школьный исторический клуб «КЛИО». Работа клуба изначально задумывалась как историко-патриотическая. Шаги, сделанные в этом направлении, показали необходимость освещения проблем не только патриотического воспитания, но и формирования навыков правовой культуры. Спектр задач широк: работа в музее, написание исследовательских проектов, участие в различных конкурсах и дискуссиях.

Ресурсное обеспечение проектной деятельности

Наименование ресурсов

Наличие ресурсов

Кадровые ресурсы

Педагогический коллектив.

Информационные ресурсы

Фонды школьного музея, художественная и научная литература и публицистика, ресурсы сети Интернет.

Организационные

- Совет музея.

- исторический клуб «КЛИО».

- Общешкольный родительский комитет.

- Совет ветеранов с. Новопышминское.

Материально-технические ресурсы

- Школьный историко-краеведческий музей.

- Мультимедиа проекторы и интерактивная доска.

- Фотоаппарат, видеокамера, принтер

План реализации проекта

Реализация данного проекта рассчитана на дваучебных года.

  1. Подготовительный этап(октябрь-ноябрь 2013г.) предусматривает изучение информационных ресурсов, спектра проблемных вопросов. Освещает постановку цели и задач, составление плана работы и определение ожидаемых результатов деятельности.
  2. Этап реализации(ноябрь 2013 г.- май 2015г.)охватывает непосредственную практическую деятельность в рамках данного проекта.
  3. Заключительный этап(май 2015г.)предполагает подведение итогов и освещение их в СМИ, а также определение перспективы дальнейшей деятельности.

Реализация проекта и практическая деятельность в рамках работы исторического клуба «КЛИО» осуществляется в двух направлениях: патриотическом и правовом. В таблице №1 представлены основные тематические блоки деятельности в рамках реализации данного проекта. Таблица №2 располагает информацией по планированию всех этапов работы в рамках проекта с учетом сроков и результатов.

Таблица №1

Патриотическое направление

Правовое направление

Организация проектной деятельности

- Разработка исследовательских проектов, посвященных 70-летию Победы, краеведческой и историко-культурологической тематике.

- Издание правового вестника, как приложения к школьной газете.

Участие в ежегодных мероприятиях и конкурсах

- Смотр – конкурс музеев.

- Подготовка мероприятий в рамках месячника Защитника Отечества и важнейших государственных праздников.

- НПК, «Каменный пояс».

- Историческая игра для восьмиклассников.

- «Мы выбираем будущее».

- Правовая олимпиада.

Экскурсионная деятельность

- Проведение экскурсий и встреч на базе школьного музея;

- Посещение музеев района и области.

- Экскурсионные поездки в Свердловский областной суд.

Работа с информационными ресурсами

- Работа с научной, художественной литературой и публицистикой.

- работа с материалами сайта ОБД «Мемориал», «Солдат.ру»

- Ведение правовой странички «Я и мои права» на сайте школы.

- Поиск материалов по вопросам прав детей.

Провидение традиционных мероприятий

- Заседание исторического клуба «КЛИО».

- Акции «Обелиск», «Георгиевская ленточка», «У Победы наши лица», «Бессмертный полк», «Имя Победы».

- Проведение классных часов, уроков мужества, встреч.

- Социологические опросы.

- Дискуссионные заседания.

- Анализ СМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фотоальбом выездов исторического клуба

в фотоальбоме даны фотографии выездов исторического клуба любителей истории Петербурга. Это Зимний дворец Петра Великого, выставка "Петербург в миниатюре",Домик Петра и другие....

Исторический конкурс «Клио» для 10-11 кл.

Исторический конкурс "Клио" рекомендуется проводить в рамках недели истории для учащихся 10-11 классов. Проблемно-познавательные задания направлены на расширение кругозора учащихся, формирование умени...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Исторический праздник "Клио", проведенный совместно с родителями для учащихся 7 классов.

Внеклассное мероприятие проводится в форме игры, где проверяются знания по истории. Учащимся дается возможность проявить находчивость, юмор....

Авторская образовательная программа клуба "КЛИО"

Авторская дополнительная образовательная программа  клуба «КЛИО» относится к образовательной области «История Отечества. Краеведение» и включает два ведущих компонента: способы деятельности и реа...

Рабочая программа исторического кружка «КЛИО» МБОУ СОШ №4

Работа исторического кружка рассматривается не только как процесс овладения дополнительной суммой знаний, но и как процесс овладения компетенциями. Занятия в кружке дают возможность учащим...

Школьный анимационно-исторический клуб "За птицей Феникс"

Анимация – совершенно новое направление, которое стало активно использоваться во всем мире. Анимационная программа клуба позволяет совершить неповторимое путешествие в «Дела давно минувших...

Рабочая программа по внеурочной деятельности школьного анимационно-исторического клуба "За птицей Феникс" для 5-11 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности школьного анимационно-исторического клуба "За птицей Феникс" для 5-11 классов...