Жизнь первобытных людей
методическая разработка (история, 5 класс) по теме

Ложкина Любовь Алексеевна

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе построен с использованием технологий развивающего обучения. Задания, предложенные учащимся на этом уроке, направлены на применение знаний в новой ситуации, на развитие логического мышления и творческого воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_v_5_klasse.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 5 классе

Тема: Жизнь первобытных людей (повторительно-обобщающий урок)

Цель:

1) формирование критического мышления учащихся, умения сравнивать, обобщать, делать выводы; формирование умений и навыков активного речевого общения;

2) повторение и обобщение знаний  учащихся о жизни первобытных людей: занятиях, орудиях труда, верованиях, причинах возникновения неравенства;

3) формирование интереса к изучению истории, формирование  положительных эмоций.

Используемые технологии: проблемного обучения, технологии развития критического мышления

Оборудование: чистые листы, призы от Клио, лента «Клио», карта Африки, хрестоматия по истории древнего мира,  магниты, магнитофон, бюсты животного и древнего человека, лента времени на доске, карточки с заданиями, карточки зеленого и красного цвета

  1. Организационный момент

- Над какой темой мы будем сегодня работать? Какова цель нашего урока?

- Зачем нам нужна история?

Сегодня на уроке у вас в гостях муза истории Клио. Она пришла посмотреть чему вы научились на уроках истории и приготовила для вас сюрприз. Вы сегодня на уроке будете оценивать себя сами, брать цветные карточки. Красная – «отлично», зеленая – «хорошо». Если ответ не удался вы карточку не берете. В течение урока карточки можно брать неоднократно. В конце урока по количеству карточек  я оценки поставлю в журнал.

  1. Повторение изученного.

1 – оформить ленту времени и выполнить задание по карточке № 1

1 – карточка № 2

2 – разделите карточки по смыслу на 2 части и составьте мини-рассказ о жизни первобытных людей.

(- Почему коллективы древнейших людей ученые назвали человеческим стадом?

- Почему коллективы «людей разумных» ученые назвали родовой общиной?)

1 - карточка № 3 (по бюстам)

1 – карточка № 4 (как добывали пищу)

1* – карточка № 5 (по хрестоматии)

1 – карточка № 6 (-Почему первобытные художники часто изображали животных ранеными и  в глубине пещеры?)

3. С классом: проверка домашнего задания (№ 17 в рабочей тетради)

Заслушиваем ответы учащихся по карточкам.

  1. Самостоятельная работа учащихся (задание № 11, 12 в рабочей тетради). Проверка работы
  2. Работа с аппликацией на доске

- Назовите одним словом, что изображено на этих рисунках?

- Из какого занятия возникло земледелие?

- Из какого занятия возникло скотоводство?

- Почему рисунки расположены в 2 столбика?

- Земледелие изобрели женщины. Почему же спустя несколько лет им стали заниматься мужчины?

6. Творческое задание

- Крупнейшими открытиями людей явились земледелие и скотоводство. Придумайте рассказ, подтверждающий эту мысль. Вот его начало.

«Два племени живут на разных берегах большой реки и не общаются друг с другом. Одно племя занимается только охотой и собирательством, другое не только охотой, собирательством, но и земледелием и скотоводством. Пошли на охоту мужчины из первого племени…

Опишите неудачный день охоты для одного и другого племени.

  1. Построение логической цепочки

Первобытные люди трудились совместно, все добытое делили поровну.

Как же возникло неравенство?

  1. «Мозговой штурм». Проблемно-познавательные задания от Клио (учащиеся сами выбирают задания по степени трудности, работают в группах)
  2. Разбивка на кластеры

Учащиеся получают чистые листочки.

-Напишите посередине ключевые слова темы. В течение 5 минут пишите не останавливаясь, все что приходит в голову. Не обращайте внимания на орфографию, на почерк. Главное не останавливайтесь. Если не знаете, что писать, рисуйте. Связывайте написанное в цепочки. По этой схеме вы сделаете вывод по изученной теме.

9. Оценивание учащихся. Призы от Клио.

Материалы  к уроку

Карточка № 1

  1. Оформите ленту времени.
  2. Отметьте даты: 200 г., 200 г. до н.э., 1380 г.
  3. Земледелие возникло более 10 тысяч лет назад, медь люди научились обрабатывать более 9 тысяч лет назад. Какое событие было раньше и на сколько?

Карточка № 2

Запиши римскими цифрами век: 74 г., 988 г., 1147 г., 1380 г., 2007 г.

Карточка № 3

  1. Сравните облик древнейшего человека и животного.
  2. В чем главное отличие древнейшего человека от животного?
  3. В чем отличие «человека разумного» от «человека умелого?»
  4. Обозначьте на карте предполагаемую область прародины человека.

Карточка № 5

  1. Прочитайте документы на странице 20 и объясните действия людей.
  2. С какой целью ученые изучают жизнь народов, живущих на стадии родового строя?

*Загадка от Клио

Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.

Как выжил этот калека? Почему он не погиб от голода? Можно ли на сновании этой находки что-либо сказать об отношениях внутри человеческого коллектива?

**Загадка от Клио

Всем известна поговорка: что посеешь, то и пожнешь. Между тем  ученые утверждают, что когда-то люди жали серпами то, что не сеяли. Правы ли ученые?

***Загадка от Клио

Известно, что первобытные охотники и собиратели, жившие родовыми общинами научились считать по пяткам и десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия. Предположите, каким арифметическим действием люди овладели раньше, чем другими. (Что по-вашему приходилось делать чаще: умножать, делить, складывать, вычитать?)

****Загадка от Клио

Среди животных, прирученных людьми, кошка занимает особое место. Она не дает ни мяса, ни молока, ни шерсти. Она не помогает на охоте и не охраняет дом. Кошка вообще гуляет сама по себе. И это, казалось бы, не слишком полезное животное пользовалось в древности большим почетом. Например, в Египте умерших кошек превращали в мумии, чтобы сохранить их тела навеки. При пожаре спасали сначала кошек, а затем людей. С этими животными связано множество поверий и суеверий, дошедших до наших дней. За что такая честь кошке?

*Загадка от Клио

Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.

Как выжил этот калека? Почему он не погиб от голода? Можно ли на сновании этой находки что-либо сказать об отношениях внутри человеческого коллектива?

**Загадка от Клио

Всем известна поговорка: что посеешь, то и пожнешь. Между тем  ученые утверждают, что когда-то люди жали серпами то, что не сеяли. Правы ли ученые?

***Загадка от Клио

Известно, что первобытные охотники и собиратели, жившие родовыми общинами научились считать по пяткам и десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия. Предположите, каким арифметическим действием люди овладели раньше, чем другими. (Что по-вашему приходилось делать чаще: умножать, делить, складывать, вычитать?)

****Загадка от Клио

Среди животных, прирученных людьми, кошка занимает особое место. Она не дает ни мяса, ни молока, ни шерсти. Она не помогает на охоте и не охраняет дом. Кошка вообще гуляет сама по себе. И это, казалось бы, не слишком полезное животное пользовалось в древности большим почетом. Например, в Египте умерших кошек превращали в мумии, чтобы сохранить их тела навеки. При пожаре спасали сначала кошек, а затем людей. С этими животными связано множество поверий и суеверий, дошедших до наших дней. За что такая честь кошке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина «Умницы и умники». 5 класс. Тема: «Жизнь первобытных людей».

Викторину наиболее целесообразно провести по окончании изучения темы "Жизнь первобытных людей". Данная форма проведения мероприятия способствует повышению мотивации изучения предмета и активизации дея...

Урок игра "Жизнь первобытных людей"

Для лучшей адаптации пятиклассников при изучении нового предмета считаю целесообразней использования игровых технологий. Этот урок содержит  игровой материал для обобщения изученного, а так же те...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей".

Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" в виде маршрутного путешествия по станциям....

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе по теме "Жизнь первобытных людей"

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе (А.А.Вигасин) по теме "Жизнь первобытных людей" проводится с целью обобщения и систематизации материала по данной теме. Урок проводится в виде игры, класс дели...

Жизнь первобытных людей

Итоговый тест по теме, 2 варианта...

Презентация "Жизнь первобытных людей"

Работа может использоваться при изучении темы "Антропогенез" в курсе "Общая биология"...

тесты по истории тема "Жизнь первобытных людей" 5 класс

Многовариантные и двухвариантные тесты по истории Древнего мира позволяют качественно организовать контроль и коррекцию знаний по теме "Жизнь первобытных людей"...