Повторительно-обобщающий урок в 5 классе по теме "Жизнь первобытных людей"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Мария Леонидовна Яковенко

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе (А.А.Вигасин) по теме "Жизнь первобытных людей" проводится с целью обобщения и систематизации материала по данной теме. Урок проводится в виде игры, класс делится на три группы, "путешествует" по станциям. Урок сопровождается презентацией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtoritelno-obobshchayushchiy.rar1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Обобщающе-повторительный урок по теме «Жизнь первобытных людей».

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме  «Жизнь первобытных людей».

Оборудование: учебник А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенинцицкой «История Древнего мира», карточки, презентация.

Ход урока:

Организационный момент.

Урок- игра.

Несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период времени ученые называли первобытностью. А чем этот период времени отличается от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал.

Класс делится на 3 группы.

Путешествие по станциям.

На доске схема путешествия по станциям.

Слайд 2.

1 станция «Задачкино».

Решение творческих задач.

Слайд 3.

Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль.

Слайд 4.

Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота? (Сумев соединить топор с рукояткой, человек попробовал соединить и бревна).

Слайд 5.

До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов пригородных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираются в окружающей природе. (На протяжении 2 млн. лет собирательство и охота были главными занятиями людей).

Слайд 6.

2 станция «Кроссвордово».

Решение кроссворда в группах.

Ответы: По горизонтали: 1.Собака. 2.Ледник. 5.Плот. 6.Медь. 7.Лук. 8.Серп. 9.Род.

По вертикали: 1.Собирательство. 3.Мамонт. 4.Племя.

Слайды 7-13

3 станция «Терминово».

Дать определения терминам: первобытные люди (люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов), человеческое стадо (древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству), родовая община (большой коллектив людей, объединенный родственными отношениями, совместным имуществом и совместным трудом), искусство (это художественное творчество человека, рисунки и картины, скульптуры и различные украшения), религия (вера в вымышленные сверхъестественные существа: богов, души, духов – и поклонение им), ремесло (мелкое ручное производство промышленных изделий).

Слайд 14 - 17

4 станция «Третий лишний».

Из связки в три понятия выберите лишнее и объясните почему.

Старейшина – вождь – рубило (рубило не имеет отношение к знати).

Стадо – письменность – род (письменность не является человеческим коллективом)

Собирательство – охота – скотоводство (скотоводство не относится к первым из прирученных человеком животных)

Слайд 18.

5 станция «Занятийное».

Определите занятие.

Всё свое время они тратят на поиски пищи. Питаются фруктами, ягодами, корнями и клубнями, которые откапывают острыми палочками. С удовольствием едят и ящериц, и лягушек, и гусениц, и личинки жуков (собирательство).

Быстро нагнувшись и схватив камень, он бросил его в воду с значительной силой, потом, подойдя к тому месту, куда был брошен камень, он, стоя на одной ноге, поднял убитую камнем рыбку (рыболовство).

Орудия, употребляемые при выделке горшков, ограничиваются двумя или тремя дощечками и парой круглых, немного приплюснутых с обеих сторон камней. Сперва с помощью плоской палочки делается из глины верхний ободок горшка, который оставляется сушиться на солнце (ремесло).

Слайд 19.

6 станция «Временная».

Работа в группах по карточкам.

В 1992 году были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 1932 года – первое, 2092 года – второе. Какое из них было сделано раньше и на сколько? Отметьте даты на линии времени. (Первое – 60г.н.э., второе – 100 г. до н.э.; второе сделано раньше на 160 лет)

Слайды 20-23.

7 станция «Отгадайкино».

Что изображено на иллюстрациях?

Возвращение к вопросу, поставленному в начале урока: чем первобытный период времени отличается от современности?

Слайд 24.

Подведение итогов.

Вопросы:

По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 5. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 6. Первый металл, открытый человеком. 7. Гибкий прут, стянутый тетивой. 8. Предмет, которым срезали созревшие колосья. 9. Коллектив родственников, который жил и трудился сообща, имел общее имущество.

По вертикали: 1. Занятие древних людей. 3. Древнее животное, переносящее холодный климат. 4. Объединение нескольких родов.

3

1

2

4

5

6

7

8

9

В 1992 году были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 1932 года – первое, 2092 года – второе. Какое из них было сделано раньше и на сколько? Отметьте даты на линии времени.

В 1992 году были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 1932 года – первое, 2092 года – второе. Какое из них было сделано раньше и на сколько? Отметьте даты на линии времени.

В 1992 году были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 1932 года – первое, 2092 года – второе. Какое из них было сделано раньше и на сколько? Отметьте даты на линии времени.

В 1992 году были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 1932 года – первое, 2092 года – второе. Какое из них было сделано раньше и на сколько? Отметьте даты на линии времени.

В 1992 году были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 1932 года – первое, 2092 года – второе. Какое из них было сделано раньше и на сколько? Отметьте даты на линии времени.

В 1992 году были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 1932 года – первое, 2092 года – второе. Какое из них было сделано раньше и на сколько? Отметьте даты на линии времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина «Умницы и умники». 5 класс. Тема: «Жизнь первобытных людей».

Викторину наиболее целесообразно провести по окончании изучения темы "Жизнь первобытных людей". Данная форма проведения мероприятия способствует повышению мотивации изучения предмета и активизации дея...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей".

Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" в виде маршрутного путешествия по станциям....

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

Итоговое тестирование по истории в 5 классе по разделу Первобытные люди

Материал можно использовать как обобщающее повторение к разделу Первобытные люди...

Тесты для 5 класса по теме "Первобытные люди"

Тесты для 5 классов по теме "Первобытные люди"....

Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.

За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...

История 5 класс 6 урок: Условия жизни и занятия первобытных людей.

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...