Урок игра "Жизнь первобытных людей"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Сидорова Марина Терентьевна

Для лучшей адаптации пятиклассников при изучении нового предмета считаю целесообразней использования игровых технологий. Этот урок содержит  игровой материал для обобщения изученного, а так же тесты для закрепления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

 Контрольно-обобщающий урок – игра по теме: «Жизнь первобытных людей»

Цели:

Образовательная: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Жизнь первобытных людей»

Воспитательная: воспитывать чувство уважения к труду

Развивающая: развивать умение работать с иллюстрациями, самостоятельно составлять рассказ, формулировать несложные выводы

Терминологическая составляющая: первобытность, человеческое стадо, родовая община, искусство, религия

 Оборудование:  ИКТ, презентация, карта, тесты, заготовка карты (индивидуальная работа для Елисеева Д.)

Ход урока.

Организационный момент.

Объявление темы и задач урока.

1 этап урока (20-25 мин)

Несколько уроков подряд мы изучали жизнь первобытных людей: их внешность, занятия, отношения между людьми. Этот период времени учёные называют первобытностью. А чем этот период отличается от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня на уроке, повторяя уже изученный материал в форме игры «Исторический поединок». Сейчас мы с вами разделимся на две группы. Вы должны дать название команде. Оцениваться будет работа всей группы.

Объяснение условий игры.

ИТАК,  НАЧНЕМ. Все внимание на проектор.

ЛЕНТА ВРЕМЕНИ  (10)

Сколько дней длится год?

ЛЕНТА ВРЕМЕНИ  (20)

Когда появились первые люди?

ЛЕНТА ВРЕМЕНИ  (30)

Как называется отрезок времени в 10 веков?

ЛЕНТА ВРЕМЕНИ  (40)

Сколько лет назад появился «человек разумный»?

ЛЕНТА ВРЕМЕНИ  (50)

Что было раньше и на сколько:

40 год до нашей эры или 40 год нашей эры?

ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ  (10)

   В гроте во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 948. Из них лошади -2, медведя-2, горного козла- 767, леопарда -1. Определите главное занятие обитателей грота ?

ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ  (20)

Назовите древнейшие орудия труда.

ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ  (30)

Как охотились на мамонта?

ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ  (40)

 Охота и собирательство стали основой для других занятий. Назовите их.

ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ  (50)

Одно из первобытных племён не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова «копьё», «корзина», «лодка», «весло».

На основании этих слов назовите занятия первобытных людей.

ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ  (10)

Как получилось каменное рубило?

ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ   (20)  

Около 6 тысяч лет назад люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они смягчаются и, застывая, приобретают новую форму.

Какой новый материал для изготовления орудий труда обнаружили люди?

ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ(30)

Что дал древним людям огонь?

КОТ В МЕШКЕ!

ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ(60)

Этот человек совершил открытие, изменившее представление о древних людях. Кто он и что сделал?

ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ(50)

В схватке с крупными животными копьё было могучим оружием. Однако, в конце ледникового времени мамонты вымерли. Люди стали чаще охотиться на мелких и быстро бегающих животных. Необходимо было новое оружие.

Какое?

ИСТОРИЯ В АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКАХ  (10)

Каким было первое жилище человека?

ИСТОРИЯ В АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКАХ  (20)

Как называется жилище из жердей и войлока?

ИСТОРИЯ В АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКАХ  (30)

Во время раскопок древних жилищ ученые обнаружили циновку. О каком занятии это говорит ?

ИСТОРИЯ В АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКАХ  (40)

Как называется насыпь над могилой вождя из земли или камня, обычно полусферической или конической формы. Бывают одиночные или располагаются группами.

ИСТОРИЯ В АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКАХ  (50)

Этот памятник находится в Великобритании, его возраст 140 тысяч лет. Как он называется ?

ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ  (10)

Что использовали первобытные люди для изготовления посуды?

ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ  (20)

Какое приспособление помогало изготавливать глиняную посуду?

ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ  (30)

Эту вещь археологи нашли во время раскопок. Она служила для вскапывания земли, что это?

«АУКЦИОН» ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ  (40)

Эти два орудия труда имеют общую деталь- длинную и прочную палку. Назовите их.?

ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ  (50)

Археологи обнаружили стоянку первобытных людей. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что в момент смерти ему было около 40 лет, а правую руку он потерял ещё в юношеском возрасте. Кто помог ему не умереть от голода и дожить до пожилого возраста?

ИСТОРИЯ  В СИМВОЛАХ  И ЗНАКАХ  (10)

Что означает слово история?

ИСТОРИЯ  В СИМВОЛАХ  И ЗНАКАХ  (20)

Что означает этот знак?

ИСТОРИЯ  В СИМВОЛАХ  И ЗНАКАХ  (30)

Для чего наши предки носили   украшения ?

ИСТОРИЯ  В СИМВОЛАХ
И ЗНАКАХ  (40)

Как назывались украшения, оберегавшие от злых духов?

ИСТОРИЯ  В СИМВОЛАХ
И ЗНАКАХ  (50)

Символическое изображение бога- идол. Люди ему не только поклонялись, но и …

РЕЛИГИЯ  (10)

Зачем древние люди рисовали на стенах пещер пораженных копьем животных?

РЕЛИГИЯ  (20)

Что представляет из себя колдовской обряд?

РЕЛИГИЯ  (30)

Вера людей в колдовство, оборотней, жизнь после смерти называется…?

РЕЛИГИЯ  (40)

Кто изображен и для чего он служил ?

РЕЛИГИЯ  (50)

Что изображено на иллюстрации ?

2 этап урока. (10-15 мин)

Дорогие пятиклашки, мы с вами повторили пройденный материал, вы все вспомнили и сейчас я вам предлагаю выполнить письменную работу в виде теста.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ»

ЗАДАНИЕ №1

  1. Когда на Земле появились первые люди?

а) около 2 млн. лет назад;

б) около 10 млн. лет назад;

в)  около 100 млн. лет назад.

 

2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

А) гарпун;

Б) лук;

В) рубило.

 

3. Основные занятия человека в период оледенения?

А) охота;

Б) земледелие;

В)  ремесло.

 

4.   Кто управлял родовой общиной ?

А) цари;

Б) жрецы

В) старейшины.

 

5.Что называется религией?

А) вера человека в сверхъестественные силы;

Б) наука о сотворении мира;

В) наука о появлении человека.

 

6. Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?

А) охота;

Б) скотоводство;
В) собирательство.

 

7. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда?

А) медь;

Б)  бронза;

В) железо.

 

8.Первое орудие труда первобытного человека?

А) мотыга;

Б) заостренный камень;

В) плуг.

 

9. Что называется искусством?

А) творческое воспроизведение окружающего мира

Б) стремление человека объяснить загадки природы

В) желание людей лучше охотиться.

 

10. Когда человек начал заниматься земледелием?

А) 10 тыс. лет назад

Б) 3 тыс. лет назад.

В) 200 тыс лет назад.

  ЗАДАНИЕ №2

Объясните следующие понятия

Религия-

Ремесло-

Ремесленник-

Присваивающее хозяйство-

Производящее хозяйство-

Родовая община-

Племя-

Индивидуальное задание для отстающего ученика (справка ППК)

(ученик выполняет задание по заготовке карты, сверяя ее с картой в учебнике).  На карте отметить древнейший район земледелия, наиболее древние стоянки человека, предполагаемую область прародины человека.

3 этап урока (5-3 мин).

Сделаем выводы: Первобытность – это такой порядок жизни людей, при котором:

1)    Люди жили большими коллективами и все были равны;

2)    Имели общее имущество;

3)    Совместно трудились.

 Подведем итоги: оценивание работы групп и каждого ученика в отдельности. (работа уч-ся оценивается по бальной системе + баллы за тесты) Выставление оценок.

Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей".

Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" в виде маршрутного путешествия по станциям....

Урок истории в 5 классе культура первобытных людей

Урок в 5 классе "КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ". В папке находится конспект урока, сопроводительная музыка для презентации, презентация урока.Урок проходит на "ура!" ,включены игровые моменты,работа в кл...

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе по теме "Жизнь первобытных людей"

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе (А.А.Вигасин) по теме "Жизнь первобытных людей" проводится с целью обобщения и систематизации материала по данной теме. Урок проводится в виде игры, класс дели...

урок "Жизнь первобытных людей"

методическая разработка "жизнь первобытных людей"...

Урок-игра. 5 класс. Жизнь первобытных людей.

Урок-игра. 5 класс. Жизнь первобытных людей....

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей».

систематизация и контроль качества знаний по теме; развивать коммуникативные способности учащихся – умение отстаивать свое мнение, вести диалог; формировать уважительное отношение к отечественной исто...

обобщающий урок "Жизнь первобытных людей"

Обобщающий урок в 5 классе "Жизнь первобытных людей". Урок построен в виде игры Цели и задачи данного урока: 1. Повторить и обобщить знания учащихся по теме; 2. Воспитывать чувства коллективизма, това...