обобщающий урок "Жизнь первобытных людей"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Рудакова Елена  Ивановна
Обобщающий урок в 5 классе "Жизнь первобытных людей". Урок построен в виде игры Цели и задачи данного урока: 1. Повторить и обобщить знания учащихся по теме; 2. Воспитывать чувства коллективизма, товарищества, здорового соревнования; интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок "Жизнь превобытных людей"41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей г. Зернограда

Контрольно-обобщающий урок

в 5 классе по теме:

«Жизнь первобытных людей»

Урок-игра.

Подготовил и провел:

учитель истории и

обществознания

Чивела Елена Ивановна

Цели урока:

1. Повторить и обобщить знания учащихся по теме;
2. Воспитывать чувства коллективизма, товарищества, здорового соревнования; интерес к предмету.

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте ребята! Вот мы и завершили с вами большую тему «Жизнь первобытных людей» и на сегодняшнем уроке мы с вами должны выяснить как вы усвоили пройденную тему. Для этого мы с вами сегодня поиграем.

Для начала вы должны разбиться на 3 команды или родовые общины будет сказать правильнее, выбрать старейшину вашей общины и придумать название.

Класс делится на команды, выбирает старейшину, придумывает название.

Учитель: Молодцы! А теперь мы приступаем к первому конкурсу.

1 конкурс: «ВОПРОС-ОТВЕТ»

Учитель: Я буду задавать вам вопросы, а вы, не выкрикивая с места, а подняв руку должны отвечать, за каждый правильный ответ община получает 1 балл, а выкрик с места -1 балл.

1. Где, по предположениям учёных, жили древнейшие люди? (В Восточной Африке)
2. Первый коллектив древнейших людей. (Человеческое стадо)
3. 40 тысяч лет назад человек стал…(«человеком разумным»)
4. Умение изображать окружающий мир в красках. (Живопись)
5. Глава рода. (Старейшина)
6. Просьба к богу, духу. (Молитва)
7. Первый металл, который научились обрабатывать люди. (Медь)
8. Коллектив, пришедший на смену родовой общине. (Соседская община)
9. Главное отличие первобытных людей от животных. (Умение изготовлять орудия труда)
10. Первые занятия людей - это собирательство и…(охота).
11. Для охоты на мелких и быстро бегающих животных человек придумал…(лук и стрелы).
12. Вера в колдовство, душу, в жизнь после смерти. (Религия)
13. Несколько родовых общин. (Племя)
14. Умение из различных материалов изготовлять фигуры людей или животных. (Скульптура)
15. Какое занятие возникло из охоты? (Скотоводство)
16.  Кого изображали первобытные художники? (Животных)
17. Первыми орудиями труда древнейших людей были: палка-копалка …(рубило)
18. Коллектив, в котором люди вместе жили, трудились, имели общее имущество и были между собой родственниками. (Родовая община)
19.Самая желанная добыча на охоте. (Мамонт)
20. Какое занятие возникло из собирательства? (Земледелие)
21. Племенем управлял…(совет старейшин)
22.  Изготовление различных изделий. (Ремесло)
23. Богатые и известные люди. (Знать)
24. Изобретение, позволившее людям селиться там, где мотыжное земледелие было невозможно. (Плуг)

Учитель: Молодцы, справились с заданием. Следующий конкурс:

2 конкурс: "КОЛДОВСКОЙ ОБРЯД"

Учитель: Каждая родовая община получает лист бумаги, на котором с обратной стороны написано название животного. Через минуту вы должны нарисовать это животное с обратной стороны. Кто точнее и быстрее  это сделает, та родовая община получит 5 баллов.

Дети рисуют.

Учитель: Какие рисунки у вас получились замечательные. Следующий конкурс.

3 конкурс: "КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ НЕ ЕСТ"    

Учитель:  Для следующего мне нужно по одному игроку от каждой общины (мальчики). На столе вы видите, лежат карточки. Выбрав любую, вы через минуту должны ответить для чего первобытный человек использовал то или иное орудие для охоты. Кто точнее опишет и расскажет, как выглядело, из чего было сделано, принесет своей команде 3 балла.

Копье (охота)

Гарпун (рыбная ловля)

Лук и стрелы (охота)

Мальчики отвечают.

Учитель: Молодцы. Для следующего конкурса мне уже понадобятся девочки от каждой общины. На столе вы видите, лежат карточки. Выбрав любую, вы через минуту должны ответить для чего первобытный человек использовал то или иное орудие труда. Кто точнее опишет и расскажет, как выглядело, из чего было сделано, принесет своей команде 3 балла.

4 конкурс: "КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ НЕ ЕСТ".  

Серп (земледелие)

Мотыга (земледелие)

Зернотерка (земледелие)

Отвечают девочки.

Учитель: Умницы! Следующий конкурс.

5 конкурс «УБИТЬ МАМОНТА».

Учитель: На стене вы видите, изображен мамонт, мне от каждой команды нужно по одному человеку. Каждый из вас по очереди будет кидать в мамонта дротики, всего 3, кто попадет больше, принесет команде 5 баллов.

Дети бросают дротики.

Учитель: Молодцы! Следующий конкурс.

6 конкурс: «СОСТЯЗАНИЕ СТАРЕЙШИН».

Учитель: Уважаемые старейшины мы должны проверить соответствуете ли вы этому почетному званию. Для этого вы должны выбрать карточку, которые лежат на столе и дать полное определение того термина который вам попадется. Кто правильнее даст ответ принесет своей общине 5 баллов.

История.

Исторический источник.

Родовая община.

«Старейшины» отвечают.

Учитель: Молодцы старейшины. А мы продолжаем.

7 конкурс: «РАЗГАДАЙ КРОССВОРД».

Учитель: Вы видите на доске изображен кроссворд. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать, только подняв руку. За каждый правильный ответ община получает 1 балл, за каждый выкрик с места -1 балл.

  1. Материк, где, по предположениям ученых, жили древнейшие люди.
  2. Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии.
  3. Оружие на крупного животного.
  4. Занятие первобытных людей, позволяющее добывать мясную пищу.
  5. Сверхъестественное существо, в которое верили древние люди; обитает в каждом человеке.
  6. Самое крупное животное, на которое охотились первобытные люди.
  7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники.
  8. Первобытное оружие, особенно нужное рыболовам.
  9. Занятие первобытных людей, позволяющее добыть, в основном, растительную пищу.

Ребята разгадывают кроссворд.

Учитель: Ну, вот и подошел к концу наш обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей». Я вижу, что все вы усвоили эту важную тему. Молодцы.

Подсчет полученных баллов.

Определение победителей.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок игра "Жизнь первобытных людей"

Для лучшей адаптации пятиклассников при изучении нового предмета считаю целесообразней использования игровых технологий. Этот урок содержит  игровой материал для обобщения изученного, а так же те...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей".

Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" в виде маршрутного путешествия по станциям....

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе по теме "Жизнь первобытных людей"

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе (А.А.Вигасин) по теме "Жизнь первобытных людей" проводится с целью обобщения и систематизации материала по данной теме. Урок проводится в виде игры, класс дели...

урок "Жизнь первобытных людей"

методическая разработка "жизнь первобытных людей"...

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей».

систематизация и контроль качества знаний по теме; развивать коммуникативные способности учащихся – умение отстаивать свое мнение, вести диалог; формировать уважительное отношение к отечественной исто...

контрольно-обобщающий урок в 5 классе по теме "Жизнь первобытных людей"

Этот урок позволяет обучающимся самим выставить себе оценки, повысить мотивацию к изучению истории...

презентация к обобщающему уроку "Жизнь древних людей" 5 класс

В данной презентации указаны задания, выполнение которых предполагает работу в группах....