контрольно-обобщающий урок в 5 классе по теме "Жизнь первобытных людей"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Зарянская Ольга Сергеевна

Этот урок позволяет обучающимся самим выставить себе оценки, повысить мотивацию к изучению истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_urok.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Древнейшие люди» 5 класс

Нетрадиционные формы обучения. Урок-игра.

Разработка урока истории

Цели урока:

1. повторить и обобщить знания учащихся по теме;

2. развивать умения работать с исторической картой, лентой времени, находить исторические ошибки в тексте, работать с иллюстративным материалом, определять термины;

3. воспитывать чувства коллективизма, товарищества, здорового соревнования; повысить положительную мотивацию изучения истории.

 План урока:

1.Вступительное слово учителя (5 мин.)

2. Конкурс (35 мин.)

3. Домашнее задание (2 мин.)

4. Подведение итогов (3 мин.)

 Методы обучения:

1. Репродуктивный

2. Поисковый

3. Творческий

4. Наглядный

Средства обучения (оборудование): мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, карта «Древнейшие люди на Земле», таблицы результатов.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя (о типе урока, форме проведения, правилах игры, подведении итогов).

II. Конкурс Задания:

1. Придумать название команде (название должно соответствовать теме урока, выбрать капитаны команды).

2. Разминка: назвать нужное слово или выражение.

1 команде:

1. Где, по предположениям учёных, жили древнейшие люди? (В Восточной Африке)

2. Первый коллектив древнейших людей. (Человеческое стадо)

3. 40 тысяч лет назад человек стал…(«человеком разумным»)

4. Умение изображать окружающий мир в красках. (Живопись)

5. Глава рода. (Старейшина)

6. Просьба к богу, духу. (Молитва)

7. Первый металл, который научились обрабатывать люди. (Медь)

8. Коллектив, пришедший на смену родовой общине. (Соседская община)

2 команде:

1. Главное отличие первобытных людей от животных. (Умение изготовлять орудия труда)

2. Первые занятия людей - это собирательство и…(охота).

3. Для охоты на мелких и быстро бегающих животных человек придумал…(лук и стрелы).

4. Вера в колдовство, душу, в жизнь после смерти. (Религия)

5. Несколько родовых общин. (Племя)

6. Умение из различных материалов изготовлять фигуры людей или животных. (Скульптура)

7.Какое занятие возникло из охоты? (Скотоводство)

8. Кого изображали первобытные художники? (Животных)

3 команде:

1. Первыми орудиями труда древнейших людей были: палка-копалка, дубина…(заострённый камень)

2. Коллектив, в котором люди вместе жили, трудились, имели общее имущество и были между собой родственниками. (Родовая община)

3. Самая желанная добыча на охоте. (Мамонт)

4. Какое занятие возникло из собирательства? (Земледелие)

5. Племенем управлял…(совет старейшин)

6. Изготовление различных изделий. (Ремесло)

7. Богатые и известные люди. (Знать)

8. Изобретение, позволившее людям селиться там, где мотыжное земледелие было невозможно. (Плуг)

3. Историческая карта

1. Показать материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей.

2. Показать предполагаемую область прародины человека.

3. Отметить значками наиболее древние стоянки человека.

4. Решить задачу (по одному человеку из команды).

1. Сколько тысяч лет существует на Земле «человек разумный»?

2. Что возникло раньше: земледелие или обработка металла? На сколько раньше?

3.Что возникло позже: земледелие или обработка металла? На сколько позже?

Задача: «Какими были древнейшие орудия труда?»

Ученые предполагают, что люди, жившие более 2 млн. лет назад, изготавливали и использовали такие орудия труда, как заостренные камни, палки-копалки и дубины.

На чем основаны предположения ученых? Откуда они об этом знают?

Раскопки не могут дать представления о деревянных орудиях труда, ведь дерево гниет. Об этом можно только догадываться, прямых доказательств нет. Кое-где на островах Океании, в глубинах Африканского материка живут племена, отставшие в своем развитии. Эти племена не выращивают растений, не разводят скот, не знают металлов. Они занимаются охотой и собирательством. Изучая жизнь этих племен, ученые предполагают, что и 2 млн. лет назад древнейшие люди делали орудия труда не только из камня, но и из дерева.

Точно так же, изучая наскальные рисунки первобытных людей, живших несколько десятков тысяч лет назад, ученые находят на этих рисунках орудия из дерева (рисунки в учебнике). На этом основании можно предположить, что и далекие предки первобытных художников тоже использовали дерево как материал для орудий труда.

Задача:   «Пятно от костра»

Как вам известно, почти все, что мы знаем о жизни первобытных людей, добыто трудом археолога. Подумайте, что может рассказать о древних людях то место, где когда-то горел костер?

Первобытные люди, о которых идет речь в задаче, умели пользоваться огнем.

Толщина пепла расскажет о том, как долго жили люди на этой стоянке.

Специальный анализ сохранившихся в костре угольков позволяет ученым определить, сколько тысяч лет назад было срублено дерево, сгоревшее в костре.

Задача:   «Древние могилы»

Археологи находят следы жизни первобытных людей при раскопках древних поселений, мусорных ям, а также древних могил.

Объясните, почему в могилах археологи нередко находят сосуды, оружие, орудия труда, украшения, тогда как в мусорных ямах можно найти лишь обломки предметов и кости животных.

Для решения задачи необходимо знание того, что еще в первобытные времена зародилась вера в душу и ее посмертное существование. Задача может быть предложена как до изучения материала о «стране мертвых» (§3, п.4), так и после (как закрепление изученного).

        «Для археолога погребения – очень ценный и особенный исторический источник. Дело в том, что вещи и вообще все остатки прошлого, которые находят на стоянках, селищах, городищах, в большинстве случаев сильно попорчены временем. Строения разрушены или сожжены, вещи были когда-то или потеряны, или брошены как пришедшие в негодность. Время разбросало и перемешало все это. В погребениях же царит полный порядок, если они не были разрыты и ограблены, все вещи находятся в том же положении, в каком они были поставлены и положены во время захоронения. Украшения находятся на тех местах, где их обычно носили: височные кольца у висков черепа, перстни и браслеты на пальцах и запястьях скелета, пуговицы лежат в том порядке, в каком они были пришиты. Пусть сама одежда истлела, но если ряд пуговиц доходит до колен костяка, то можно уже с уверенностью предположить, что и платье доходило до колен или ниже. Глиняная посуда хранит остатки пищи, и если даже сосуд раздавлен землей, то все черепки остались на месте и их легко склеить.

        По погребениям легко установить имущественное различие покойников, а следовательно, и того общества, которое оставило погребение. Могилы бывают богатые и бедные – от роскошных гробниц египетских фараонов и с грудами золота до скромного холмика над прахом простого земледельца или пастуха с каменным топором и горшком с полбой».

(Амальрик А.С.Ю Монгайт А.Л. Что такое археология. – М., 1966, с.44-45)

Задача:   «Почему не погиб однорукий охотник?»

Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад.  При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего  под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.

        Можно ли на основании этой находки что-либо сказать о жизни первобытных охотников? Об отношениях между людьми в этой родовой общине?

        Охота была в те времена очень опасна, в схватках часто погибали люди или лишались части тела

        Племя жило в пещере и не строило хижин

        Люди знали целебные травы или могли приготовить како-нибудь снадобье против заражения крови, иначе мужчина бы умер, потеряв руку.

        Коллектив родственников продолжал кормить его и заботиться о нем.

Задача:   «О чем может рассказать мусорная яма?»

Представьте себе, что на месте древнего поселка в древней мусорной яме археологи нашли груду костей животных. Ученые определили, что большинство костей принадлежат диким животным – оленям, кабанам, бизонам. Совсем мало костей домашних животных – свиней и коз.

        Какие выводы о  занятиях живших в древнем поселке людей вы сделаете?  Какой способ добывания пищи, судя по этим находкам, был главным, а какой второстепенным?

Главным занятием продолжала оставаться охота (об этом говорит количество костей диких животных), но уже заметную роль начинало играть скотоводство

Задача:   «Каким первым арифметическим действием овладели люди?»

Известно, что первобытные охотники и собиратели, жившие родовыми общинами, научились считать по пяткам и десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия.

Предположите, каким из арифметических действий люди овладели в первую очередь. Что, по-вашему, приходилось делать чаще: умножать, делить, складывать, вычитать?

        По мнению ученых, раньше всего люди могли овладеть не сложением и вычитанием, а делением (конечно, и это лишь гипотеза, но она вытекает из анализа практических потребностей первобытных людей и выглядит правдоподобной). Все, что добывалось на охоте, и все, что собирали съедобное женщины, - все принадлежало всей родовой общине. Все это надо было разделить между родичами. И такое случалось постоянно. Поэтому раньше всего возникло деление.

Задача:   «Можно ли жать там, где не сеял?»

Все знают поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». Между тем ученые утверждают, что некогда люди жали серпами то, что не сеяли. Правы ли ученые? Обоснуйте ответ.

        Еще до возникновения земледелия первобытные люди при сборе дикорастущих злаков (ячменя, пшеницы) использовали жатвенные ножи – серпы, имевшие деревянную или костяную основу, в которую были вставлены острые кусочки кремня или иного камня.

Задача:   «Для чего изучать черепки от горшка?»

Одну из наук, играющих большую роль в изучении истории, в шутку можно назвать наукой о битых горшках.

Какая это наука? Что в ее шуточном названии правильно, а что нет?

Археология.

Гончарство, т.е. изготовление посуды из глины, было изобретено приблизительно 10-12 тысяч лет назад.Когда в наши дни ведутся раскопки тех поселений, жители которых умели изготовлять сосуды из глины, археологи находят очень много черепков.(одежда, обувь, дерево гинет, а глина нет).

Изучение черепков позволяет сделать выводы о том, что жители изучаемого археологами поселения:

  • знали (или не знали) гончарное ремесло;
  • изготавливали сосуды на гончарном круге (или же лепили примитивным способом без круга);
  • торговали (или не торговали) с ближниими и дальними поселениями. Так, восстанавливая по черепкам форму разбитых сосудов, изучая состав глины, можно определить, были ли они сделаны на месте или привезены из другой области.

7. Исторические ошибки.

Команды должны найти в тексте исторические ошибки.

  1. Африка, более 2-х миллионов лет назад. Вот движется стадо похожих на обезьян людей. Внезапно повалил сильный снег, все продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Достали и стали жевать коренья, орехи и даже чёрствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса - к пещере приближался огромный динозавр. Что будет дальше?

  1. Наступило время жатвы. На поле вышли первые земледельцы. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперёд челюстями они напоминали обезьян. Колосья гречихи земледельцы срезают медными и железными серпами. В загоне рядом с полем тревожно заржали лошади. Людям стало страшно. Прямо на посёлок двигалось стадо мамонтов.

  1. Древнейшие художники рисовали свои картины на холсте. Они изображали зверей, птиц, но чаще всего - людей. Все цвета радуги присутствуют в объёмных изображениях бизонов, мамонтов, медведей. Первобытные художники часто устраивали выставки своих картин.

III. Домашнее задание

Составить кроссворд «Жизнь первобытных людей».

IV. Подведение итогов. Выставление оценок (команда победитель – «5»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина «Умницы и умники». 5 класс. Тема: «Жизнь первобытных людей».

Викторину наиболее целесообразно провести по окончании изучения темы "Жизнь первобытных людей". Данная форма проведения мероприятия способствует повышению мотивации изучения предмета и активизации дея...

контрольно-обобщающий урок по теме "Первобытное общество" В 5 классе.

Контрольно-обобщающий урок используется при закреплении темы "Первобытность" . Урок- игра где учащиеся могут проверить свои знания исрользуя презентацию к уроку....

Контрольно-обобщающий Тест для 4 класса.

контрольно-обобщающийтест по английскому языку 4 класс...

Итоговое тестирование по истории в 5 классе по разделу Первобытные люди

Материал можно использовать как обобщающее повторение к разделу Первобытные люди...

Тесты для 5 класса по теме "Первобытные люди"

Тесты для 5 классов по теме "Первобытные люди"....

История 5 класс 6 урок: Условия жизни и занятия первобытных людей.

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...