Рабочая программа по истории 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс) по теме

Рабочая программа по истории 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_10_klass.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

                           Настоящая рабочая программа по истории России разработана на основе

  1. Федерального компонента Государственного  стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. История  /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006
  2. Методического письма Министерства РТ  «Об изучении истории и обществоведческих наук в 2009-2010 учебном году» от 16.10.2009 №7831/9
  3. И.М.Фокеева. Национально-региональный компонент исторического образования, Казань, ТРИ «Хэтер»,2003 г.
  4. Н.В.Загладин, С.И.Козленко, Х.Т. Загладина.  Программы и тематическое планирование  курса «История. История России и мира» 10-11 класс, М. ООО «ТИД «Русское слово»», 2007 г

Рабочая программа рассчитана на следующие учебники:

  1. Гилязов И.А.История Татарстана и татарского народа. Казань, ТРИ «Хэтер», 2008
  2. Загладин Н.В. Симония Н.А.   Всемирная история с древнейших времен до конца XIX в.. М., «Русское слово», 2009
  3. Сахаров А.Н.История России с древнейших времен до конца XVI века. М., «Русское слово», 2006
  4. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России XVII-XIX вв. М., «Русское слово», 2006
  5. И.А.Гилязов В.И.Пискарев Ф.Ш.,Хузин Ф.Ш История Татарстана и татарского народа-Казань-Хэтер, 2008

Рабочая программа разработана на  68 часов (34 учебные недели),  в неделю 2 часа.        

Цели  и задачи обучения:

  1. освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи  и хронологической последовательности;
  2. изучение курса «История татарского народа и Татарстана» как неразрывной части отечественной истории
  3. формирование у учащихся исторического мышления;
  4. приобретение знаний об историческом пути России;
  5. овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными историческими источниками
  6. воспитания чувства патриотизма, любви к своей Родине и гордости за нее

           Рабочая программа предусматривает изучение:

  1. Истории России с древнейших времен до середины  ХIХ века —34часа,
  2. истории татарского народа и Татарстана с древнейших времен до середины  ХIХ века – 10 часов,
  3. Всеобщей истории с древнейших времен до середины  ХIХ века —24 часа

           В рабочей программе  учитывается региональный компонент, который рассматривается при изучении курса истории  татарского народа и Татарстана с древнейших времен до середины  ХIХ века, характеризующего социально-экономическую, политическую жизнь края, показывающую участие народов Казанского края в общероссийских событиях.

           

               Учащиеся 10  класса знают  основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды исторических источников; умеют сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, высказывать собственное суждение понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, об историческом наследии народов России и мира; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

                Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать

  1. основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  2. периодизацию всемирной и отечественной истории;
  3. современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  4. историческую обусловленность современных общественных процессов;
  5. особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  1. проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  2. критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  3. анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  4. различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  5. устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;
  6. участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  7. представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  2. использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  3. соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  4. осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

       В 10 классе проводится промежуточная аттестация по  итогам 1 полугодия в форме зачета, итоговый контроль – в форме экзамена

Для достижения требуемых результатов обучения используются следующие технологии:

  1. технология личностно-ориентированного обучения и воспитания;
  2. технология проблемного обучения;
  3. информационно-коммуникационная технология.

Средства обучения

Печатные пособия (учебники, раздаточный материал)

  1. Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
  2. Аудиовизуальные (презентации, образовательные фильмы)
  3. Наглядные пособия (муляжи, стенды, таблицы, плакаты)

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается ис пользование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью ком пьютера:

  1. Современная электронная универсальная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2009»
  2. CD-ROM « Интерактивный мир»Энциклопедия История России 862-1917 г.
  3. CD-ROM Россия на рубеже третьего тысячелетия

Дополнительная литература

  1. Серов, Б. Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века / Б. Н. Серов, А. Р. Лагно. - М.: ВАКО, 2005;
  2. История в таблицах: справ.материалы / А.А.Баранов, М. АСТ:, 2007 г. Астрель
  3. Контрольные и проверочные работы по истории 10-11 класс. Метод. Пособие, М.Дрофа, 1997 г.
  4. История Татарстана в схемах и таблицах, Казань, «Магариф»
  5. В.В.Кириллов Отечественная история  в схемах и таблицах
  6. К.В.Рыжов Все монархи России – М., Вече,2003


Учебно-тематическое планирование

Тема урока

Название предмета № урока

Тип урока

Виды контроля,

измерители

Планируемые результаты

освоения материала

Дата проведения

История в системе гуманитарных наук

ВИ1

Вводный урок

Лекция

Ответы на вопросы

Знать:

- особенности развития исторической науки

- характеристику теорий исторического развития

Уметь

- выявлять положительные и негативные стороны марксисткой концепции, теории локальных цивилизаций, теории мирового цивилизационного развития

- называть в хронологической последовательности этапы развития человечества

1.09

История России – часть всемирной истории. Особенности становления и развития российской цивилизации

ИР1

Лекция

Ответы на вопросы

Знать:

-особенности российской цивилизации

Уметь объяснять сущность взглядов на Российскую цивилизацию

6.09

Древнейшая история человечества

ВИ2

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать:

 о факторах  эволюции человека, этапах его становления

Уметь - объяснять процесс

перехода от присваивающего  к производящему типу хозяйства

8.09

Цивилизации Древнего мира

Архаичные цивилизации.

ВИ3

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать предпосылки возникновения государства, его функции в Древнем мире, характеризовать социальную структуру, особенности политической власти, духовную жизнь цивилизаций

13.09

Цивилизации Древнего Востока

ВИ4

Лекция

Ответы на вопросы

Знать термины :

военная деспотия, варны, касты, конфуцианство возникновения государства, его функции в Древнем мире  Уметь характеризовать процесс формирования индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций, знать  социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе

15.09

 Античные цивилизации Средиземноморья

ВИ5

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Уметь:

- составлять сравнительный анализ исторического развития древних городов- государств-Афин,Спарты,Рима

19.09

Философское наследие Древней Греции и Рима

ВИ6

Комбинированный урок

сообщения

Характеризовать  древнейшие системы правовых норм, мифологическую картину мира и формирование научной формы мышления в античном обществе

22.09

Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Восточнославянские племенные союзы и их соседи.  

ИР2

Комбинированный урок

Работа по карте

Уметь:

-характеризовать взаимоотношения восточных славян и их соседей

Устанавливать причинно-следственные связи между природно-климатическими условиями и занятиями восточных славян, объяснять сущность «военной демократии», характеризовать языческую культуры

27.09

Древние тюрки и ранние тюркские государства в Евразии

ИТ 1

Комбинированный урок

Работа по карте

Иметь представление о древнейших предках тюркских народов, их расселении, характеризовать государственные образования тюрков

29.09

Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

ВИ7

Лекция

Рефераты

Знать:

- причины возникновения ислама, понимать отличия ислама от других мировых религий

 - социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе.

 - Социокультурные особенности арабского и тюркского общества.

4.10

Христианская средневековая цивилизация в Европе

ВИ8

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать  процесс складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития., особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

6.10

Феодализм как система социальной организации и властных отношений.

ВИ9

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Характеризовать  становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе.

11.10

Образование централизованных государств.

ВИ10

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать общественно-политическое развитие государств Европы

13.10

Динамика развития европейской средневековой цивилизации.

ВИ11

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Уметь определять роль Христианской церкви, характер взаимоотношений светской и церковной власти

18.10

Традиционное (аграрное общество) на Западе и востоке

ВИ12

Лекция

Фронтальный опрос

Работа по таблице

Знать : особенности социальной структуры, экономической жизни и политических отношений, характеризовать социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв., предпосылки модернизации.

20.10

Культурное и философское наследие Средневековья

ВИ13

Контроль качества обученности

Тест

Знать изученный материал

25.10

Русь в IX – начале XII вв

Возникновение Древнерусского государства

ИР3

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать:

- этапы складывания государства у восточных славян

Уметь:

 называть основные направления  деятельности первых русских князей

27.10

Принятие христианства

Развитие норм права на Руси.

ИР4

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Уметь:

- выявлять основные причины принятия христианства, превращение Руси в крупнейшую державу Европы Характеризовать «Русскую Правду», знать категории населения.

1.11

Христианская культура и языческие традиции Руси

ИР5

Комбинированный урок

Защита проектов

Знать контакты с культурами Запада и Востока .Определять влияние Византии., характеризовать культуру Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

15.11

Волжская Булгария X-XIII в

ИТ2

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать:

-о социально-экономическом и политическом  и культурном развитии Волжской Булгарии

17.11

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (не менее 8 ч)

Причины распада Древнерусского государства. самостоятельности  

ИР6

Комбинированный урок

Тест по теме «Древнерусское государство»

Знать:

- о социально-экономических и политических факторах раздробленности.

характеризовать предпосылки политической раздробленности, определять позитивные и негативные стороны

22.11

Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв.

ИР7

Комбинированный урок

Рефераты

 Уметь составлять сравнительный анализ основных модели политического и социально-экономического развития русских земель

24.11

 Роль монгольского завоевания в истории Руси

ИР8

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

причины завоеваний монголов; охарактеризовать основные этапы нашествия монголов на Русь, определить характер взаимоотношений Руси и Золотой Орды, выявить последствия ордынского нашествия, определить его влияние на ход русской истории

29.11

Золотая Орда. Особенности  экономического и социально-политического уклада.

ИТ3

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

характеризовать общественный строй и государственное управление Золотой Орды, особенности религиозной политики и культуры,  

1.12

 Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение

ИР9

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать:

-  причины вторжения крестоносцев на Русь, определять последствия вторжения

6.12

Начало возрождения Руси

ИР10

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Знать:

- этапы объединения земель вокруг Москвы; знать причины возвышения

Определять факторы начала объединения политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель, взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества.зарождение национального самосознания на Руси.

8.12

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси

ИР11

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

13.12

Казанское ханство

ИТ 4

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Уметь охарактеризовать  социально-экономическое, политическое и культурное  развитие Казанского ханства

15.12

Культурное развитие русских княжеств в конце XIII-XVв

ИР 12

Комбинированный урок

Тест по теме «Удельный период»

Уметь:

характеризовать культуру Руси

20.12

Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. Торговый и мануфактурный капитализм

ВИ 14

Лекция

Ответы на вопросы

Уметь анализировать важнейшие процессы, сопровождавшие переход от традиционной к индустриальной цивилизации; определять, что такое модернизация; показать особенности развития модернизации и капитализма в различных регионах Европы

22.12

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии

ВИ15

Комбинированный урок

Работа по карте

Знать причины, побудившие европейцев искать новые морские пути в Индию.

Уметь характеризовать доколумбовых цивилизации Америки

27.12

Зачет по истории по итогам первого полугодия

Урок контроля знаний

Контрольное тестирование

Зачет по истории по итогам первого полугодия

29.12

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения

ВИ16

Комбинированный урок

Рефераты

Знать основных деятелей эпохи Возрождения

12.01

Реформация

ВИ17

Лекция

Ответы на вопросы

Знать причины, ход последствия реформации в разных странах

17.01

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства

ИР13

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Уметь:

 показать взаимосвязь процесса объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества

выявлять причины  складывания самодержавной формы государственности

19.01

Установление царской власти. Реформы середины XVI в.

ИР14

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Уметь раскрывать содержание реформ Избранной рады;

определять суть опричнины

24.01

Опричнина.

ИР15

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Уметь: определять суть опричнины

26.01

Расширение территории России в XVI веке

ИР16

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать:

- основные направления внешней политики,

Уметь

- показать взаимосвязь внешнеполитических событий и внутренней жизни страны

31.01

Народы Среднего Поволжья в составе Российского государства в  XVI- XVII вв.

ИТ 5

Комбинированный урок

Тест «Правление Ивана Грозного»

Уметь:

-раскрыть значение завоевания Казанского ханства Раскрыть социально-экономическую и

религиозную политику

Казанского  приказа

2.02

От сословно-представительных монархий к абсолютизму

ВИ18

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать  характерные черты абсолютизма, выявлять особенности абсолютизма Англии и Франции

7.02

Буржуазные революции в XVII-XIX

ВИ19

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Уметь:

-выявлять причины кризиса абсолютистского режима в Англии

9.02

Идеология Просвещения

ВИ20

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать:

- мыслителей эпохи Просвещения, уметь характеризовать их взгляды

14.02

Возникновение идеологических доктрин: либерализма, консерватизма, социализма, анархизма

ВИ21

Лекция

Работа по таблице

Уметь сравнивать идеологические течения

16.02

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот

ВИ22

Лекция

Ответы на вопросы

Знать основные причины промышленного переворота в Англии

21.02

Причины и характер Смуты. Обострение социально-экономических противоречий

ИР17

Урок-семинар

Ответы на вопросы

проекты

Выявлять предпосылки Смуты, характеризовать правление Б.Годунова, Лжедмитрия I,В.Шуйского

Знать:

-первое, второе ополчение,

Уметь сравнивать, определять последствия и историческое значение Смуты

23.02

Восстановление независимости страны. В

ИР18

Урок-семинар

28.02

Первые Романовы.

ИР19

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать о правлении Михаила Федоровича, сравнивать внутреннюю и внешнюю политику

1.03

Юридическое оформление крепостного права

ИР20

Комбинированный урок

Работа с документом

Уметь характеризовать исторический документ «Соборное Уложение», знать этапы закрепощения крестьян

6.03

Новые явления в экономике

ИР21

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать новые черты экономики: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур, развитие новых торговых центров.

13.03

Церковный раскол и его значение. Старообрядчество

ИР22

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать об историческом событии,

уметь характеризовать

15.03

Социальные движения в России во второй половине XVII в.

ИР23

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Уметь:

- характеризовать народные движения XVII века

20.03

Расширение территории Российского государства в XVIIв

ИР24

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Уметь

- определять основные направления, задачи и итоги внешней политики

22.03

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания

ИР25

Комбинированный урок

Тест «Россия в  XVIIв»

Знать основные тенденции развития культуры

3.04

Петровские преобразования

ИР26

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Уметь:

- характеризовать  реформы Петра I

Знать основные петровские преобразования, уметь давать свою оценку деятельности Петра Великого

5.04

Россия в период дворцовых переворотов

ИР27

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Знать:  причины дворцовых переворотов, характеризовать деятельность Екатерины I,Петра II,Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра  III

10.04

Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

ИР28

Лекция

Ответы на вопросы

Характеризовать правление Екатерины (расширение прав и привилегий дворянства, законодательное оформление сословного строя)

12.04

Социально-экономическое развитие Казанской губернии в первой половине XVIII века

ИТ6

Комбинированный урок

«Тест «Россия в  XVIIIв»

Уметь:

- характеризовать социально-экономическое развитие Казанской губернии

17.04

Казанская губерния во второй половине XVIII в.

ИТ7

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать:

 -о развитии Казанской губернии  во второй половине XVIII в

19.04

Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в.

ИР29

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать внешнюю политику второй половины XVIII в

24.04

Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии

ИР30

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Характеризовать основные направления политики Александра I

Определять основные направления внешней политик России, участвовать в дискуссии о значение Бородинского сражения

Определить цели Священного союза, называть страны, где вспыхнули революции, определить, какими процессами они были вызваны

26.04

Казанская губерния в первой половине XIX  века

ИТ8

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать: о развитии Казанской губернии  в первой половине XIX  века

1.05

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в.

ИР31

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Характеризовать реформы системы государственного управления

3.05

Общественно-политическое движение в 1 половине  XIX  века

ИР32

Урок-семинар

Ответы на вопросы

Проекты

Знать:

- о  влиянии декабристского  движения на социально-политическое развитие России

- основные идеи консервативного, либерального, революционно-демократического движения

8.05

Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в

ИР33

Комбинированный урок

Ответы на вопросы

Знать основные черты развития экономики

10.05

Крымская  война

ИР34

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Знать:

- причины, цели ,ход военных действий,

уметь выделять причины поражения в Крымской войне

15.05

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв.

ИР34

Комбинированный урок

Защита проектов

Знать деятелей культуры

17.05

Культура Казанской губернии в первой половине XIX  века

ИТ9

Комбинированный урок

тест

Знать деятелей культуры

22.05

Итоговое повторение

ВИ24

ИТ10

Урок обобщения и систематизации знаний

24.05

Экзамен по курсу «История России с древнейших времен до середины  XIX в.»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...