Расселение карел на Верхней Волге
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Разработка урока исторического краеведения в 9 классе по учебнику "История Тверского края" под общей редакцией В. Воробьева. Урок проводится с использованием интернет-ресурсов во время урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karely_urok2.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Расселение карел на Верхней Волге.
Цели и задачи урока:
- Обучающая: познакомить учащихся с историей карел; подвести к пониманию причин массового переселения карел в Тверской край; познакомить учащихся с самобытной культурой тверских карел.
- Развивающая: развитие умения логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями.
- Воспитательная: воспитание чувства уважения к большим и малым народам России.
Оборудование урока
- мультимедийный проектор;
- презентация о карелах;
- карта Тверской области
- раздаточный материал (тексты, контурная карта).
План изучения нового материала
- Этническая история карел
- Причины переселения карел на территорию Тверского края
- Система поддержки русских властей переселенцев
- Особенности культуры тверских карел.
- Рефлексия.
Ход урока:
1. Актуализация.
- На прошлом уроке мы изучали тему «Лихолетье». Назовите, каковы были последствия «Лихолетья» для Тверского края?
- Подумайте, какие меры могли предпринять русские власти для возрождения края?
- Одной из мер стала активная переселенческая политика. В 1627 году начинается массовое переселение в Тверской край карел. Что это за народность, почему они покидали свои места и переселялись в Россию – и пойдет сегодня речь.
(Запись темы урока)
2. Изучение нового материала.
2.1. Рассказ учителя. Карелы (карьяла, карьялайнен, кариалайсет) – в переводе с финно-угорского - племя, занимающееся скотоводством. Предки карел в I тысячелетии н. э. расселились на территории к западу, северу и северо-западу от Ладожского озера, включая район Сайменских озёр. С этого же времени начинается освоение территорий современной средней и северной Карелии. В 11 веке карелы вовлекаются в орбиту влияния Русского государства. В 13 веке они принимают православие. До этого карелы поклонялись верховному богу Укко. Проживая родами, карелы выбирали старейшину рода, называя его также Укко. В 1478 году, после присоединения к Москве Новгородской земли, Карельское княжество входит в состав Русского государства. В 1581 – 1595 годы начинается первая переселенческая волна карел из Карельского уезда на Тверскую землю.
Что же заставило карел переселяться? Что привлекло их в наших землях?
2.2. Работа учащихся с источником.
Задание:
- выяснить, какие причины заставили карел переселяться со своих исконных земель;
- почему основным местом расселения карел стали Тверские земли?
- как местные власти поддерживали переселенческую политику карел?
№ 1. Отрывок из статьи Т. Нечаева «Карелы»/Нечаев Т.П. Из глубины веков.
№ 2. Текст учебника, стр. 88 – 89.
Обобщение ответов учащихся.
2.3. Работа учащихся с контурной картой.
- назовите основные места расселения карел на территории края (учащиеся называют, учитель показывает эти территории на карте Тверской области)
- отметьте на контурных картах места расселения карел (Бежецкий, Весьегонский, Калининский, Лихославльский, Максатихинский, Рамешковский, Спировский, Торжокский районы).
- по данным переписи, в 1834 г. на территории Тверской губернии проживало 83304 карел, в 1989 году – 23169 человек. Это самая большая группа на территории России после Карельской республики.
2.4. Составление рассказа о культуре и быте тверских карел.
Учащиеся делятся на 5 групп. Каждая работает по своей тематике. Информацию получают в сети Интернет (сайт http:www.tverlib.ru//karel/etnos.htm). Рассказ учащихся иллюстрируется подобранными заранее фотографиями и рисунками. Можно использовать народную карельскую песню «Пряхи» (http:www.tverlib.ru/aud_vid/priahi.mp3)
Задание: составить рассказ об особенностях карельской национальной культуры.
Тематика сообщений:
- Поселения и постройки карел
- Национальный костюм карел
- Хозяйственная деятельность, промыслы
- Карельская свадьба
Выводы: Несмотря на прошедшие столетия, карелы сохранили самобытность своей культуры, свой родной язык. В 1990 г. в Твери было создано общество культуры тверских карел, во главе которого в 1992 г. был избран Михаил Михайлович Орлов. Орловым был разработан и букварь карельского языка, который используется в школах, где обучаются тверские карелы.
3. Закрепление изученного материала.
1 | |||||||||||||
| 2 | з | е | м | л | е | д | е | л | и | е | ||
3 | п | р | а | в | о | с | л | а | в | и | е | ||
л | |||||||||||||
4 | ч | е | р | н | о | с | о | ш | н | о | е | ||
г | 6 | ||||||||||||
5 | л | ю | т | е | р | а | н | с | т | в | о | ||
р | |||||||||||||
л | |||||||||||||
7 | с | п | и | р | о | в | о | ||||||
в |
1. Название реки, место расселения карел в Тверском крае?
2. Основное занятие тверских карел?
3. Религия карел?
4. Социальный статус карел?
5. Религия, насаждаемая карелам Швецией?
6. Председатель общества тверских карел, автор современного карельского букваря.
7. Районный центр, место массового поселения карел в тверском крае.
4. Рефлексия.
- Что нового узнали о карелах?
- Что вас особо поразило в полученной информации?
- О чем хотелось бы узнать подробнее?
5. Домашнее задание. Найти информацию о современном положении карел в Тверской области сегодня: культура, общность
Список литературы:
1. http:www.tverlib.ru//karel/etnos.htm
2. http:www.tverlib.ru/aud_vid/priahi.mp3
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/
4. http:www.tverlib.ru/tvkarel_main.htm.
5. Головкин А.Н. Карелы: от язычества к православию. – Тверь: «Студия-С», 2003 г.
6. Нечаев Т. П. Из глубины веков.
Из книги Нечаева Т.П. Из глубины веков. Статья «карелы», стр. 72 – 74
Историки указывают три крупных волны переселения карел в Московскую Русь. Первая – в начале XVII века, после заключения Россией Столбового мира. Вторая относится к 50 – 60 г.г. XVII в., когда правительство царя Алексея сделало неудачную попытку вернуть земли, потерянные по столбовому миру.
… для переселения карелов были выделены обширные территории, пустовавшие после крестьянской войны и польско-шведской интервенции в Бежецком, Новоторжском, Ярославском, Угличском, Тверском уездах. Правительством был принят специальный осмотр и описание передаваемых карелам земель с указанием, где и сколько семейств может быть поселено. Само расселение производилось под наблюдением провинциальных чиновников. Поселенцам было предоставлено право выбора дворцовой земли, а на хозяйственное обзаведение каждому двору выдавалась ссуда.
На Северную войну приходится третья волна переселения карел. Занятая основным ядром карел территория оказалась в границах, образованных торговыми пунктами: Тверь, Торжок, Вышний Волочок, Бежецк. Так создались очаги карельских поселений в исконно русских землях. Карелы здесь стали называться тверскими или верхневолжскими.
Историки считают, что такое расселение карел не было случайным. Как известно, через эти районы или вблизи них проходили торговые пути из Московского государства в Карелию. Это обеспечивало переселенцам возможность поддержания родственных и иных связей с Карелией.
Переселению способствовал и географический фактор: переселение шло из холодного, каменистого и болотного края, где всегда осуществлялся недостаток хлеба, в область, сравнительно теплую и плодородную, но к тому времени наиболее опустошенную на Руси.
Поселения. Постройки. Карельские селения состоят обычно из 30-40 дворов, реже из 100 и более. Встречаются хутора из двух и более дворов. Небольшая деревня представляет собой одну прямую улицу (piha) в два или один " порядок". Между домами устраивают прогоны (kujo). Распространенной является планировка селений в виде букв Т и Г. На перекрестке улиц в прошлом ставилась часовня.
Хозяйственные постройки выносились за деревню. Овины, риги с крытыми гумнами располагали в одном конце; житницы группировали вместе у одного из прогонов. Бани ( kyly) выносили к ручью или речке. В XX веке хозяйственные постройки чаще стали размещать сзади дома. Карелы принесли на территорию Тверского края традиции высокой постройки северного типа. Наиболее старинный тип жилища - изба (perti), представляющая собой сруб, имевший подполье. Изба отапливалась печью без трубы, дым выходил в отверстие, сделанное в потолке и в окне. Сруб имел 2-3 окна по фасаду и одно сбоку, окна маленькие, волоковые (задвигаемые дощечками). Крылась изба на два ската дранью. Сзади избы, через сени, помещалась клеть (aitta) - сруб меньших размеров, чем изба, покоившаяся на столбах или срубе. Клеть служила для хранения одежды и других хозяйственных надобностей . В нижней части клети хранили продукты. Непосредственно к жилой избе примыкал двор. Двор устраивался на столбах и имел два яруса: в нижнем находился хлев , на верхнем (sarai) хранилось сено и сельскохозяйственный инвентарь. На "сарай" вел въезд - покатый бревенчатый помост, по которому можно было въезжать на лошади. Въезд помещался сбоку, внутри двора, или сзади Интересно отметить наличие у карел детских дощатых домиков (maja). Усадьба обносилась обычно косой изгородью (kurren siivet - журавлиное крыло). К середине XIX века курную (черную) избу сменяет " белая", имеющая печь с кирпичной трубой. Печь помещалась направо или налево от входа в избу , устьем располагалась к фасаду - окнам. По диагонали от печи находился передний угол с божницей. Стол размещался не как у русских, в переднем углу, а в углу против печи или между окнами. Иногда встречались столы на полозьях. По стенам располагались лавки, служившие также кроватями. У печи делалась деревянная " каржина"- четырехугольный продолговатый ящик с крышкой - " люком " наверху, открыв который , по лесенке спускались в подполье.
[ Маслова Г.С. Материалы по этнографии карел Калининской области // Сов. этнография. - 1936. - N 2. - С.84-93; Беляков А. Карельская постройка // Наша жизнь (Лихославльский р-н). - 1992. - 31янв.- С.4 ]
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ.
Женская одежда. Старинный комплекс карельской женской одежды состоял из рубахи, сарафана, головного убора " сороки" и наголенников (kalzut). Рубаху шили из четырех полотнищ льняного холста, вокруг ворота пришивали вставку из кумача - " воротушку". Рукава рубахи были очень длинны и имели прорезы, куда продевали кисти рук; остальная часть рукава свободно свисала. Плечевую часть рукава украшали вышивкой и вставкой из кумача. У кисти рукава также украшали вышивкой и оборкой из кумача. Рубаху носили с сарафаном. Сарафан у тверских карел был нескольких разновидностей. Наиболее старая форма - косоклинный, широкопроймный сарафан, сшитый из китайки или крашенного в синий цвет холста, иногда шерсти. Во второй половине XVIII в. в Бежецком уезде карельские женщины - старухи носили сарафаны с зелеными и синими фальшивыми рукавами. Ворот и неглубокий разрез спереди обшивались тесьмой, подол украшался оборкой из красного сукна. Рубаху и сарафан подпоясывали поясом, к которому прикрепляли гребни, ключи, игольники (вещи необходимые в домашнем обиходе). Пояса ткали (плели) без ткацкого станка ("на бердочке", "на дощечках", "на ниту") из шелка и шерсти, украшали геометрическим узором вышивки. Карельские женщины носили кожаную обувь ( коты или котат) и берестяную (ступни, ступнит, плетеные из бересты полубашмаки). Головной убор замужней женщины , сорока, состоял из трех частей : "сорокки" ( верхней украшенной части убора); "зательникка" ( позатыльника - задней части); "самсури" или "верконе" ( нижней части убора). Праздничные сороки вышивались золотой нитью и назывались "золотоломки". Девушки заплетали волосы в косу и носили головной убор - ленту, расшитую шелком и блестками, иногда украшенную по краю шерстяной бахромой. В косы вплетались на шнурах медные трубочки и колечки с бумажными, красными кистями. Поверх ленты голова покрывалась платком. В качестве шейных украшений распространены были янтарные ожерелья, медные и серебряные цепочки
Мужская одежда. Старинную национальную одежду верхневолжских карел - мужчин составляли: рубаха, пояс, порты и обувь. Рубаху (paida) шили очень длинную, она спускалась ниже колен и была в прошлом единственной одеждой мальчика и взрослого парня до женитьбы. Рубаху подпоясывали тканым или ременным поясом. Порты (kuadiet) шили из домотканой крашенины. Позднее порты со вздержкой заменяются портами на поясе с пуговицей и петлей, прорезанной в ткани. Мужчины носили обувь из холщевых портянок ( hatterot), обор (paglat) льняных или ременных, кожаных туфель - "калишек" (kengat). Из верхней одежды следует отметить род кафтана из сукна, сшитого с "фантами" ( клиньями) по бокам. Такого же покроя шили кафтан ( "балахон") из грубого белого холста. Его надевали на работу, иногда поверх другой одежды. Встречается у карел верхняя суконная и овчинная одежда с отрезной спинкой и сборками у талии типа русской поддевки и полушубка.
Хозяйственная деятельность. Промыслы. Орудия труда.
Главным занятием тверских карел было земледелие. Возделывались пшеница, рожь, ячмень, овес, из технических культур - лен и конопля. Наиболее древней системой земледелия у карел являлась подсечная система земледелия. При этой системе земледелия употреблялись орудия: для проведения борозды - цапуха и для заволакивания зерна - борона-смык, оба приспособленные для работы среди пней и корней. Цапуха (Capuha) представляла собой примитивный тип коловой сохи, отличаясь от нее отсутствием палицы для отваливания земли и сошники «цапухи» укреплялись более вертикально, чем у сохи, благодаря чему она неглубоко царапала землю и затем вертикальная плотина менее цепляла за корни. Борона - суковатка (Astova или Hara) связывалась из молодых еловых сучьев с естественными ответвлениями, служившими зубьями, и обладала способностью, благодаря гибкости зубьев, отскакивать от пней. Еще более примитивной представительницей бороны этого типа являлась вершина елки, служившая орудием для заволакивания зерна.
Однако более благоприятные природные условия и более тесное и постоянное общение с русскими позволили карелам быстро перейти к трехполью. Тогда же получили распространение коловая соха с палицей (adra), а также вязаная борона, представлявшая собой решетку из еловых стержней. В местах скрещивания их вставлялись колышки - зубья (из дерева рябины), привязывавшиеся к решетке ветками можжевельника. Зубья располагались в шахматном порядке. Для запряжки приделывались оглобли.
К орудиям, связанным с удобрением почвы, с молотьбой, веянием и т.д. относились:
- «Taehango» - вилы навозные двузубые, сделанные из дерева.
- "Киокка» - крюк для раскидывания новоза.
- «Taehtelege» - навозная телега (двухколесная).
- «Sevalka» - лукошко для семян из луба или плетеное из еловых корней.
- «Cirpi» - серп.
- «Brauza» - цеп белорусского типа.
- «Labia» - лопата веяльная, двух типов: с длинной ручкой, которой веют стоя, и с короткой ручкой - ею веют сидя ( способ веяния характерный для белоруссов, распространенный также у литовцев).
- «Pihalka» - возила для сгребания зерен в кучу.
- «Krukkua» - крюк для ношения соломы, сделанный из естественного разветвления соснового сука.
- «Kossa» - коса с длинной ручкой («Kossavarzi»), двух типов: с одним «пальцем» и двумя «пальцами».
- Лопатка для точения косы - деревянная с нанесенными насечками, в которые втирался мокрый песок. Лопатка вкладывалась в футляр, сплетенный из бересты. В дальнейшем деревянная лопатка заменялась покупным бруском.
- «Hango" - вилы деревянные для сена.
- "Haravat» - грабли со слегка изогнутой головкой в которую вбивались зубья.
Соха и «вязаная» борона господствовали до середины XIX в., когда с развитием капитализма в деревню начали проникать покупные сельскохозяйственные орудия. В конце века у карел появились железные фабричные плуги и бороны. Однако приобретать их могли лишь зажиточные крестьяне. У бедняцкого населения долгое время господствовали «цапуха» и борона-суковатка. Урожай убирали серпами и косами с длинным косовищем с одной или двумя рукоятками - «пальцами». Сушили и молотили хлеб в ригах и в гумне. У карел были распространены ветряные мельницы.
Было развито также и животноводство. Карелы держали коров, разводили грубошерстных овец, кур, гусей, уток. Занимались пчеловодством и льноводством. Лен сушили, потом молотили колотушками, разбивая льняные головки и освобождая льняную соломку от головок льна при помощи деревянного гребня. После чего солома вывозилась на луга и там стелилась. Осенью поднимали и растилали лен, сушили его в банях и деревянными одноручными мялками мяли, трепали и расчесывали круглыми самодельными щетками, отделяя костру от волокон. Карелы занимались огородничеством. У каждого крестьянина был небольшой огород, на котором сажали капусту, лук, репу, свеклу, брюкву и картофель. Огурцы сажали очень немногие. Недостаточное удобрение и плохая обработка почвы огорода давали очень небольшой урожай. У большинства крестьян капусты было так мало, что они квасили зеленые листья капусты для щей.
Одним их промыслов у карел был лесной: рубка и сплав леса, заготовка дров.
Охота и рыболовство имели небольшое промысловое значение, являясь средством получения добавочного продукта к питанию населения. Рыболовством занимались главным образом по р. Мологе и небольшим речушкам: Тихвинке, Волчине, Кесьме и др. Способы лова примитивные. Орудия ловли карел следующие:
1.ударные - «strogat» - острога железная с 7 зубьями. Ею ловили ночью при свете горящих смоляных чурок и днем с берега (в весеннее время); 2. удильные: удочка, «krukkua» - «крюк» - для ловли щуки, наживляемой окунем или карасем; 3. волоковые - «nuotto» - невод, «бредни», «suakka» - «сак» - сетяной мешок, прикрепленный к шесту, который закидывают и волокут по дну, вылавливая таким образом рыбу. К ним же относятся «сети» из одного или трех полотнищ (одного редкого и двух частных) и затем «курочка» - сеть на полозьях: сеть, натянутая между двумя «курицами» - корневищами дерева; 4. ставные орудия лова: «loro» - конической формы, плетеная из бредовых ветвей, ставящаяся зимой в прорубь, весной в «паводок» - в быструю воду для ловли пискаря и других рыб. . 5. «Kuuza» - («кужа») - орудие цилиндрической формы, плетеное из бреда. В отличие от «loro» имеет так наз. «горло» - отверстие с коническим входом. «Вятерь» («vater") - орудие, состоящие из деревянного остова конической формы, обтянутого сетью. Материалом для сетей является главным образом льняная сученая нитка и изредка пеньковая. Вяжут сети обычно мужчины. Для вязания сетей употребляется «игла» и «палица»; привязывают сети к «крюку» - развилке с деревянным донцем, сделанные из целого куска дерева.
Для передвижения по воде употребляются долбленые лодки двух типов: 1) «судно» («veneh") для передвижения по рекам; выделывается путем распаривания: на огне разводятся борты выдолбленного ствола сосны; 2) на небольших озерах, т.е. на стоячей воде употребляются лодки, представляющие парные, грубо выдолбленные колоды. При выделке их распаривают на огне, как речные суда.
Из женских ремесел было развито ткачество, прядение, вязание и вышивка. Женщины ткали полотна, холст, грубое сукно. Ткань считали не аршинами или саженями, а стенами. Для налаживания ткацкого станка женщина с нитками бегала около стены и зацепляла нитки за гвозди, приколоченные к стене. Сколько пар гвоздей в стене, столько и стен. Полотна красили травами. Если полотно оставляли белым, то его стирали в щелочи, затем стлали на снег под весеннее солнышко и там держали пока не начнет расти трава. Обязанностью женщин было также шитье одежды. Они шили белье и легкую верхнюю одежду, из шерсти вязали фуфайки, носки. Вышивали полотна, рубахи , головные уборы, плели пояса и т.д. У карел на высоком уровне была развита промысловая деревообработка, плетение из корней, сосновой драни, лозы и бересты. Карелы изготовляли шкафы из драни «молочники» или «холодильники», долбленную посуду - ступки, корытца, миски и ковши. В отличие от русских скопкарей, имеющих ладьевидную форму, карельские ковши имели круглую форму с немного сплюстнутой передней частью. Носик ковша обрабатывался в виде головы коня, или бывал с двумя-тремя коньками.
Они изготовляли прялки - целевые «копань» и составные, расписанные по черному, коричневому и голубому фону в свободной манере, позволявшей бесконечно варьировать цветочные узоры яркой многоцветной раскраски.
Средством передвижения карел был сухопутный транспорт как колесный, так и полозной. Телеги применялись двух- и четырехколесные, сани - как дровни (реки), так и выездные (кордь). Пользовались волокушами, лыжами.
Старинная карельская свадьба
Как и всюду, свадьба начиналась со знакомства парня и девушки. Для этого устраивались сборные посиделки. Они организовывались в каждой деревне. Девушки на три дня нанимали избу, приглашали девушек и парней из других деревень. Сами они стояли около печи или дверей, а парней сажали на скамейки и спрашивали, с кем из девушек они желают провести вечер. Парню приводили понравившуюся ему девушку и они весь вечер вместе сидели или танцевали. На посиделках договаривались о женитьбе. Парень делал предложение девушке, предварительно посоветовавшись со своими родителями, и договаривался с ней когда присылать сватов. Если парень был не уверен, что девушка на самом деле выйдет за него замуж, он просил, чтобы она дала ему «заклад»: шерстяной платок, золотое кольцо. Если парень посылал сватов и ему отказывали, то заклад оставался у него, и он потом пропивал его вместе с товарищами.
Иногда на посиделках парень делал предложение девушке, она давала согласие. И на следующий день собирала одежду и вместе с женихом уходила в его дом. Такая женитьба называлась «женился украдкой». «Женились украдкой» и по настоянию родителей. В этом случае свадьба "уходом" родственникам жениха и невесты давала возможность избежать лишних и непосильных свадебных расходов.
Вторым этапом свадебного обряда было сватовство. В отдельных семьях отец единолично решал вопрос, кого призвать в качестве сватов и кому послать сватов, а в некоторых семьях эти вопросы решались на семейном совете и с участием сына. Прежде чем послать сватов, подбирали такую семью, которая по материальному положению соответствовала бы семье жениха. При этом учитывается и то, сколько братьев у жениха, какая доля ему достанется, если они будут делиться.
Свата (svuatto) выбирали или из родственников, или из самых хороших знакомых, который мог хорошо рассказать о женихе, о его положительных качествах и материальном положении. Родители невесты интересовались: сколько у родителей жениха земли, сколько скота, какая постройка, сколько братьев и сестер. Карельская поговорка гласила, что лучше иметь девять братьев, чем одну незамужнюю сестру. Сваты (svuatat) обязаны были договориться относительно приданого. Кроме одежды и денег, в приданое давали корову, а иногда и овечку. Как правило, свататься ходили жених и сват, а иногда и отец жениха.
Сватов всегда принимали любезно, сажали в передний угол над иконами, угощали чаем и водкой. Вместе с ними садились за стол мать и отец невесты. Девушка, обычно по прибытии сватов, куда-нибудь скрывалась из избы - в клеть, в горницу, к соседям, иногда в подполье. Проведя некоторое время в переговорах с родителями девушки, сваты начинали требовать, чтобы им показали невесту. Ее приводил кто-нибудь из ее родственников или соседка. И она должна была во время чаепития разливать им чай. Это было одним из способов испытания. Считалось «признаком нехозяйственности», если девушка при этом расплещет чай.
Во время угощения в дом заходили девушки, подруги невесты. Они стояли около двери и величали невесту и жениха князем и княгиней. За это жених давал девушкам денег на семечки. Если не давал, что было очень редко, тогда девушки пели:
«Сваты, сваты
сказали что богаты,
а они не богаты,
обуты в березовые
сапоги,
опоясаны лыком».
Прежде чем сваты уезжали домой, родители девушки договаривались с ними, когда они приедут смотреть дом жениха.
В заранее согласованное время родители невесты вместе с родственниками, иногда и невеста отправлялись к жениху. Осмотру подвергались дом, домашнее имущество и даже хозяйственные постройки, скот. Жених и его родня старались, естественно, показать товар лицом.
Закончив осмотр хозяйства жениха, стороны приступали к деловым переговорам: согласовывался вопрос о приданом, о дарах со стороны невесты, решался вопрос о «деньгах за голову» (piaraha), которые сторона невесты требовала с жениха. "Деньги за голову" рассматривались как плата родителям невесты за то, что они вырастили и воспитали ее.
Далее происходил обряд скрепления брачного договора, который обычно состоял из следующих действий: богомолья, собственно рукобитья, угощения и одаривания.
Перед свадьбой невеста обходила родных, близких. Устраивалась «девичья баня» с расплетанием косы. После бани обычно устраивалось угощение для невесты и ее подруг. Невеста предлагала угощенье подругам, приговаривая : «Ешьте, милые подруженьки, последний ужин со мной».
Начиналась подготовка в венчанию. Утром к дому невесты подъезжали дружки. Выходил отец невесты и приглашал их в дом, наливал им вина и пива. В это время мать и прибывшие родственники начинали расчесывать волосы у невесты. После этого брат невесты помогал ей обуться. Невеста плакала и причитала: «Куда вы меня одеваете, торопите к золотым венцам?»
Когда невеста была одета к венцу, мать благословляла ее хлебом-солью, а отец -иконой. Невеста начинала молиться, плакать и причитала:
Вы мои дорогие и |
Подружки брали невесту за руки и обходили с ней вокруг стола, дружки шли впереди, потом выходили на улицу, усаживали невесту в сани и ехали в церковь.
Предварительно жених договаривался со священником о времени венчания и об этом сообщал родным невесты. К этому времени ее привозили в церковь, где ее уже ждал жених. Жених с невестой становились на специально разосланный кусок материи, венчание происходило так же, как и в настоящее время. За службу священник и дьякон получали по полотенцу и кусок материи, на котором стояли жених и невеста.
После этого свадебная процессия ехала на лошадях, запряженных в сани, в дом невесты. С какой бы стороны они ни подъезжали к деревне, нужно было проехать через ворота, которые находились у околицы. Ребята загораживали их, не пропускали свадебную процессию, требовали деньги и водку за невесту. Жених расплачивался с ними. После этого заграждения снимались, и свадебная процессия ехала к дому. Лошадей не распрягали.
Дружки и гости входили в дом. Дружки плеткой крестили двери сеней и избы. Все садились за столы. Непременным угощением являлось пиво, водка, на закуску подавали селедку, пироги, грибы соленые, а иногда и мясо. Через некоторое время в избу пускали всех любопытных. Гости за столом сидели долго, вели разговоры, а посторонние наблюдали за ними.
Затем гости начинали собираться домой и приглашали всю родню невесты поехать в дом жениха. Невесту одевали. Отец и мать с иконой и ковригой хлеба благословляли молодых. Затем они садились в саночки и ехали к жениху. Их там встречали его мать с иконой и отец с лукошком зерна, которым он осыпал молодых. По мнению родителей, чем больше пристанет зерен к жениху и невесте, тем счастливее они будут. В некоторых деревнях, когда жених и невеста выходили из саночек, мать жениха расстилала им под ноги шубу шерстью вверх, чтобы молодые жили богато. Потом гостей угощали. После пиршества отец и мать жениха опять благословляли жениха и невесту и отправляли их спать в клеть. На другой день утром, когда молодые просыпались, в клеть входила мать жениха и бросала на пол горшок. Молодые собирали черепки. Потом шли в избу и садились на лавку. На колене невесте сажали маленькую девочку, она ей дарила поясок. Один из родственников жениха, чаще брат, бросал на пол деньги. Невеста подметала пол, собирала деньги и тому, кто их бросил, дарила носовой платок. Днем жених и невеста носили ушатом воду, а кто-нибудь пытался опрокинуть ушат, вылить воду. Невеста опять откупалась платком.
На другой день мать и отец вместе с молодыми отправлялись в гости к родителям невесты. Там они гостили две дня. После свадьбы невеста становилась снохой. И.Митропольский так описал положение снохи: «Вся семья, за исключением мужа, смотрит на сноху не как на близкую родственницу, а как на безответную рабу. Невестка - это семейная жертва! Она обязана всем служить и каждого почитать, но взамен ни от кого, кроме мужа, не встретит и тени сочувствия».
Все тяжелые работы лежали на снохе. Постоянные упреки свекра, брань свекрови, насмешки золовок, неприязненное отношение одной снохи к другой и вдобавок постоянный труд - таким был удел молодых женщин в первые годы замужества.
Жестокость обращения со снохой в некоторых семьях доходила до того, что сноха, работающая до упаду, не получала от свекра и свекрови, ни белья, ни обуви, никакой другой одежды, а должна была до самой смерти стариков одеваться в собственное платье из приданого. И все это делалось исключительного, из чисто варварского отношения карел, их взгляда на ничтожное значение женщины. Молодица терпела такое положение до тех пор, пока ее муж не заслужит право голоса в семейной администрации. Иногда муж, видя жестокость своей семьи к жене, требовал раздела и начинал жить своим домом. В карельской семье занятия мужа и жены резко разграничивались. Тяжелые работы (пахота, кошение сена, уборка хлебов, молотьба и тому подобное ) составляли обязанность мужа. Трудился он в основном летом. Зимой, если у него не было никакого ремесла, он занимался только приготовлением дров, лучины, строевого леса. В основном он отдыхал и карелки такое состояние мужа определили так: идюув киугуалла - солодеет на печи. Жены-карелки сушили и гребли сено, жали, заготавливали ягоды и грибы, готовили пищу, обшивали семью, ткали и вышивали и занимались уборкой дома.
Михаил Михайлович Орлов (1932 - 1993)
Родился в 1932 году в селе Козлово Спировского района Тверской области в карельской семье.
Когда ему исполнилось 4 года, неожиданно трагически погиб отец. У матери на руках остались четыре сына, дочь и больная свекровь. От детства память сохранила голод да слёзы матери.
В 1943 году в боях под Смоленском погиб один из братьев Михаила. Горе и боль этой утраты мальчик выразил в первом стихотворении "Брату".
После окончания школы - учеба в Калининском музыкальном училище, служба в Советской армии, учеба в техникуме, институте, работа в области сельскохозяйственной науки. Все эти годы М.М. Орлов писал стихи, поэмы, песни.
В 1990 году в Твери было создано Общество культуры тверских карел. В 1992 году его председателем был избран М.М. Орлов. В это же время при содействии академика, профессора Хельсинского университета Пертти Виртаранта он разработал букварь карельского языка тверского диалекта. Букварь был издан в Финляндии. Оформил его лучший друг Орлова художник Николай Степанович Мишуров. Букварь используется в школах, где обучаются тверские карелы.
Издание букваря и поэтического сборника "Откровение" - начало процесса возрождения культуры малочисленной народности тверских карел. И в том, что возрождение началось, немалая заслуга их автора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Карелия-край озер"
Красота Карелии ,экономика......
"Страна детей".Русский детский фольклор Карелии - урок внеклассного чтения для 4 -5 класса
Изучение русского детского фольклора Карелии помогает воспитывать любовь к родному краю. его прошлому, активизирует познавательную деятельность школьников....
Население России. Расселение населения.
Презентация подготовлена к уроку географии в 9 класса на тему: " Городское и сельское население России. Расселение населения." В презентации отражены основные понятия о городском и сельском населении,...
Конспект урока по теме"Обобщение.Растительность Волго-Ахтубинской поймы и дельты р.Волги"
Урок - обобщение по нескольким пройденным темам.Используется учебник "Растительность Астраханской области".В уроке предусмотрены задаания занимательного характера:загадки,анаграммы,вопросы-тесты,вопро...
разработка урок по теме: Расселение карел на Верхней Волге.
разработка урок по теме: Расселение карел на Верхней Волге....
Проектная работа по литературе в 5 классе по теме «Образ Волги в стихотворении Н.А.Некрасова «На Волге»
Для использования на уроках литературы в 5 классе...
Тема: «Обучение технике: верхней, нижней передаче; верхней прямой передачи в игре волейбол»
Тема: «Обучение технике: верхней, нижней передаче; верхней прямой передачи в игре волейбол»...