Урок истории в 5 классе
план-конспект урока истории (5 класс) по теме

Бирюкова Елена Васильевна

Урок истории "Первобытные земледельцы и скотоводы" выполнен в рамках ФГОС 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  

«Первые земледельцы и скотоводы»

ФИО:       Бирюкова Елена Васильевна

Место работы:  МБОУ «ООШ с.Матвеевка»

Должность: учитель истории и обществознания

Предмет: история

Класс: 5

Тема и номер урока в теме:

 Тема 2 «Первобытные земледельцы и скотоводы», урок 1.

Базовый учебник: «История Древнего мира», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая- 15-еиздание- М.: Просвещение, 2008

  1. Цели  урока:

- деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), 

- содержательная цель: расширение понятийной  базы  за счет включения в нее новых элементов: земледелие, скотоводство, оседлость, ткачество,  племя, совет старейшин, народное собрание.

            - воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

9. Задачи:

- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

-метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой   план, тезисы,   формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

  1. Тип урока: урок открытия новых знаний
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный ПК, презентация «Первобытные земледельцы и скотоводы»(частично использована prezent_istvseob_5kl_ur6), рабочие тетради с печатной основой, карточки с заданиями для индивидуальной работы

  1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1

2

3

4

5

1

Этап мотивации  к учебной деятельности Микроцель: выработка на личностного   значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Создает  условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность («хочу»):

Демонстрация ЭОР Слайд № 1

– По названию §4 предположите, о каких видах деятельности первобытных людей мы будем с вами сегодня говорить?  

– Вспомните, что вам известно о земледелии и скотоводстве.

 

Рассматривают слайд №1

– О скотоводстве и земледелии.

Из курса «Окружающий мир» вспоминают, что это отрасли хозяйства.

3

2

  Этап  актуализации и пробного учебного действия Микроцель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

- А как вы думаете всегда ли существовало на Земле земледелие и скотоводство?

Слайд № 2

– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнаем о том, как произошло зарождение земледелия и скотоводства.

Выдвигают версии:

- Нет, сначала были занятия: «собирательство» и «охота»

- А почему на смену этим занятиям пришли другие?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

А почему возникли «земледелие» и «скотоводство»?

2

3

 Этап  выявления места и причины затруднения Микроцель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Как вы думаете легко ли было перейти первобытным людям к новым занятиям?

Слайд № 3

Выдвигают версии:

- Легко – они быстро всему учились

- Трудно, потому что у них были примитивные орудия труда

Рассматривают картины, называют, что  в них общее – родовая община

 и чем различаются: используют лук, стрелы, приручили собаку

3

4

 Этап построения проекта выхода из затруднения Микроцель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.

Создание плана проекта:

1.А для чего же люди изобрели лук, приручили собаку?

2. А как можно было этот процесс усовершенствовать?

3.А какие орудия труда они использовали? Давайте обратимся к учебнику стр.20

– Мальчики читают  «Приручение животных» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к скотоводству.

– А девочки в это время читают  «Мотыжное земледелие» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию.

– Давайте проверим, что у нас получилось.

– Слушаем мальчиков.

Фиксирует на доске:

От охоты к скотоводству.  Всегда есть запасы еды.

- Облегчился  процесс добывания пищи.

- Использовать орудия труда.

 3–4 минуты читают текст,

выполняют задание индивидуально,самостоятельно.    

Причина.

– Страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детёнышей животных, за которыми ухаживали, которых растили и разводили.

Последствие.

– Так зародилось скотоводство.      

   

10

– Теперь послушаем девочек.

Фиксирует на доске:

От собирательства – к земледелию.

 

Причина.

– Догадались, вместо того чтобы разыскивать  колосья на дальних лугах, выращивать их рядом с домом.

Последствие.

– Научились обрабатывать землю.

Так зародилось земледелие.

 

5

 Этап реализации построенного проекта

Микроцель:   построение учащимися нового способа действий
и формирование умений его применять при решении задачи,
вызвавшей затруднение

– Итак, мы с вами узнали, что люди освоили новые занятия, которые позволили им жить на одном месте, вести совместное хозяйство.

– Давайте с вами узнаем, как эти изменения могли повлиять на дальнейшую жизнь людей.

Слайды № 4-10

Фиксирует на доске:

Переход к оседлому образу жизни

Работают над заданиями слайдов

– В связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приёмы ведения хозяйства, что способствовало появлению новых вещей: посуды, циновок, шерстяной ткани.

10

– Из пункта 4 прочитайте третий абзац, выделите причины расселения земледельческих общин.        

Фиксирует на доске:

Родовые общины племя

– Увеличение численности родовых общин приводит к тому, что на одной территории людям становится тесно.

– Часть сородичей уходят на соседние земли, образуя братские родовые общины, которые составляют единый союз – племя.

6

  Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Микроцель: усвоение учащимися нового способа действия.        

Слайды № 11 -13

– Рассмотрите схему на слайде.  Используя условные обозначения,  объясните, кто стоял во главе племени?      

– Кто его избирал и с кем он должен был советоваться?

– Дочитайте п. 4 до конца, выясните последствия расселения земледельческих племён.            

– Какой вывод по проблеме мы можем сделать?       

– Вождь.

– Вождя избирало народное собрание, которое состояло из представителей родовых общин.

– Все важные решения вождь принимал вместе с советом старейшин и народным собранием.

– Племена могли воевать друг с другом из-за добычи или земель.– Люди уходили в другие места в поисках новых земель.

– Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что привело к увеличению численности родовых общин. Люди стали уходить на другие земли, образуя союзы племён. Общаясь с местными жителями, они заимствовали друг у друга не только способы ведения хозяйства, но и различные слова. Так на разных территориях стали образовываться общности племён, которые одинаково вели хозяйство, говорили на одном языке.

3

 7

Этап самостоятельной работы с
самопроверкой по эталону

 Микроцель:   выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; самопроверка учащимися своих решений по
эталону; создание ситуации успеха

 

– По карте на  стр 7 определите, где зародилось земледелие.

Предлагает выполнить задания 13 из Рабочей тетради на с. 13

Выполняют задания, применяя знания в новой ситуации

4

8

Этап включения в систему знаний
и повторения

Микроцель:  включение нового способа действий в
систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Слайды № 14-15

Применяем новые знания:

- Сравните управление в родовой общине и племени.

 – Что хорошего и что плохого, на ваш взгляд, принесла людям смена охоты  и собирательства на земледелие и скотоводство?    

 

Выполняют задание устно, называют общие черты и черты различия.

Высказывают своё мнение с точки

зрения нравственных ценностей.   

3

9

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Микроцель: самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности, осознание метода построения и границ
применения нового способа действия.

- Предлагаю вам выполнить творческое задание – СИНКВЕЙН Учащимся раздаются карточки- памятки

Слайды № 16 - 19

- подведем итоги:

  1. Кто на протяжении всего урока выполнял все задания правильно(5)
  2. Кто  допускал ошибки, но сам их исправлял (4)
  3. Есть  в нашем классе ребята, которые не выполнили задания?

 - запишите домашнее задание: §4, самостоятельно изучить п.5 «Духи, идолы и жертвы», составить синквейн по этому вопросу.

- выполняют задания в тетради

- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; выставляют оценки.

- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)

7

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира

Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....