Повторительно –обобщающий урок в 5 классе: «Путешествие в прошлое».
презентация к уроку по истории (5 класс) по теме

 

 

Повторительно –обобщающий урок в 5 классе: «Путешествие в прошлое».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_istorii_v_5_klasse.docx20.33 КБ
Файл prezentaciya_k_uroku_istorii.pptx1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Повторительно –обобщающий урок в 5 классе: «Путешествие в прошлое».

Ребята сегодня у нас с вами необычный урок, сегодня мы отправляемся в путешествие .

Все из вас любят путешествовать?  

Слайд 2

Цель урока: Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме: «Жизнь первобытных людей».

Ход урока:

Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древнейших людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период времени учёные назвали первобытностью. А чем этот период времени отличается, например, от современности?

Вот это мы с вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал.

Но прежде, чем отправиться в путешествие я хочу вас спросить : «что обычно туристы привозят с собой из путешествия?»  сувениры.

Вот и мы с вами по мере того как    будем путешествовать , за правильные ответы вы берёте сувенирчик, которые  находятся  у вас на столах в сундучках. По собранным сувенирам вы будете оцениваться на данном уроке.

Слайд 3

Наш повторительно –обобщающий урок сегодня будет представлен в виде путешествия по станциям.

Слайд 4 Станция Рассказкино.

Задание 1. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: «Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека?

Для этого вспомни:

- От кого произошёл человек?

- Как выглядели его походка, руки, глаза, лоб?

- Чем было покрыто его тело?

- Как выглядит современный человек?

Сравни условия жизни древнего и современного человека?

- Сравни занятия, орудия труда?

Слайд 5 изображение древнего человека.

Слайд 6.

Задание 2.Подготовь развёрнутый ответ на вопрос: «Почему появилось неравенство?

Для этого вспомни:

- Как развивалось ремесло?

- Какой металл  первым начал использовать человек?

- Как люди изобрели плуг?

- Почему на смену родовой общине пришла соседская?

- Как происходило выделение знати?

Слайд 7. Занятия и быт древних людей.

Слайд 8. Орудия труда.

Слайд 9. Станция Картово.

На станции Картово мы проверим ваше знание карты.

- покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей?(Африка)

- покажите предполагаемую область прародины человечества?  (Восточная Африка)

- покажите древнейший район земледелия (Западная Азия)

Обоснуйте свои ответы.

Слайд 10. Карта.

Слайд 11.Станция Задачкино.

На станции Задачкино мы с вами порешаем творческие задачи.

Одно из первобытных племён не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «Копьё», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на основе этого сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль? ( Можно. Сами слова рассказывают о занятиях древних людей.)

Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной  рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?  (Сумев соединить топор с рукояткой, человек попробовал соединить и брёвна… Так появился плот).

Определите последовательность событий:

А.  появление соседской общины,

Б.  объединение общин в племя,

В. формирование родовой общины,

Г.  образование человеческого стада,

Д. появление первых государств.

(Г, В, Б, А, Д.)

Слайд 12 . Станция Игровая –археологи.

Ребята, вам предлагаются археологические находки, по которым вы должны сделать как можно больше научных выводов.

 

Кострище, несколько косточек от животных, скребок, гарпун. (Это стоянка; люди, здесь обитавшие, умели добывать огонь; по толщине костра можно сказать: долго ли здесь жили люди; по костям –определить, на кого охотились эти народы; орудия труда были примитивными, занимались рыболовством)

Слайд 13.

Останки человека, лежащего на боку, копьё с медным наконечником, глиняный кувшин в изголовье. (Это захоронение; по всей вероятности, из племени охотников; люди умели изготавливать медные орудия труда; развивается ремесло, племя верило в загробную жизнь, т.е. религия зарождалась.

Слайд 14. Станция отдыха.

Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем

И немножко отдохнём

Вправо, влево повернитесь,

Наклонитесь, поклонитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бегом вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Слайд 15. Станция – ошибочная.

Ребята, вам предлагается текст с ошибками, выявите эти ошибки и запишите правильный текст в тетрадь.

(Все выполняют в тетради, а затем выполняем проверку.)

Слайд 16. Станция – терминово.

На данной станции, ребята, вам нужно вспомнить что обозначают данные слова:

- исторический источник,

- археология,

- человеческое стадо,

- родовая община,

-религия,

- неравенство,

-государство.

Слайд 17. Станция – отгадайкино.

На  данной станции мы возвращаемся к задаче урока: «Каковы черты первобытности?»

Первобытность – это такой порядок жизни людей, при котором:

- люди, жили небольшими коллективами и все были равны;

- имели общее имущество;

- совместно, трудились, охотились.

Вывод записывается в тетрадь.

В заключении нашего урока –путешествия я зачитаю вам загадки, а вы попробуй те отгадать их , что позволит вам закрепить изученный материал.

Стихи – загадки.

- Он из мотыги появился,

Избавив всех от лишних мук,

За животиной он тащился

Ты прав, конечно, это…. Плуг.

- Живут в пределах местности одной

Они, как брошенное в землю семя,

Собравшись несколько родов,

Они образовали…….. племя

- Назови это занятье,

Когда целый день – деньской

Плоды, ягоды, коренья,

Что имеет вид съестной,

Люди первые искали

Стадом всё потом съедали.   Собирательство.

- Женщины сеять  и жать научились

И хозяйки из них получились:

Палку с сучком взяли

И копать стали быстрей

Чтоб урожай получился добрей

Отгадаешь ты иль нет

Тысячу иль больше лет

Что придумал человек?        Мотыга.

- Это главное орудие

На многие века.

Оно сделано из дерева

Но изменив слегка,

Охотники остроконечник,

Привязали наконечник

И с тех пор для всех зверей

Нет оружия грозней.   Копьё.

Выставление оценок детям по тому, сколько собрано сувениров.

Слайд 18. Домашнеее задание – повторение раздела: «Жизнь первобытных людей».

МОУ ООШ с. Потодеево.

Разработка открытого урока:

«Жизнь первобытных людей»

Урок –путешествие.

Подготовила

Учитель истории Белоглазова Татьяна Алексеевна.

2009 год.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторительно - обобщающий урок: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ».

Слайд 2

Цель урока: Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме: «Жизнь первобытных людей»

Слайд 3

СХЕМА Путешествия по станциям 7. ОТГАДАЙКИНО

Слайд 4

РАССКАЗКИНО Задание 1. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: «Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека? Для этого вспомни: От кого произошёл человек? Как он выглядел? Чем было покрыто его тело? Как выглядит современный человек? Сравни условия жизни древнего и современного человека? Сравни занятия, орудия труда?

Слайд 5

Древнейший человек

Слайд 6

РАССКАЗКИНО Задание 2. Подготовь развёрнутый ответ на вопрос: «Почему появилось неравенство?» Для этого вспомни: Как развивалось ремесло? Какой металл первым начал использовать человек? Как люди изобрели плуг? Почему на смену родовой общине пришла соседская? Как происходило выделение знати?

Слайд 7

Родовые общины охотников и собирателей.

Слайд 8

Орудия труда

Слайд 9

КАРТОВО Задание . Покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей? Покажите предполагаемую область прародины человечества? Покажите древнейший район земледелия?

Слайд 11

ЗАДАЧКИНО Одно из первобытных племён не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «копьё», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племён? Докажите свою мысль. Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота? Определите последовательность событий: А. появление соседской общины, Б. объединение общин в племя, В. формирование родовой общины, Г. образование человеческого стада, Д. появление первых государств.

Слайд 12

ИГРОВАЯ – «археологи» Кострище, Несколько косточек от животных, Скребок, Гарпун.

Слайд 13

ИГРОВАЯ – «археологи» Останки человека, лежащего на боку, Медный топор и копьё с медным наконечником, Глиняный кувшин в изголовье.

Слайд 14

Станция для отдыха Мы сейчас все дружно встанем И немножко отдохнём Вправо, влево повернитесь, Наклонитесь, поклонитесь! Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь вприпрыжку, Молодцы вы, ребятишки!

Слайд 15

ОШИБОЧНАЯ Первобытному человеку пришлось преодолеть несложные испытания. Около 50 тысяч лет назад на Земле установился тёплый климат. В Африке, Австралии за короткое лето лёд и снег не успевали таять. Постепенно вечный ледник толщиной кое –где до двух сантиметров покрывал обширную территорию. Многие животные- слоны, бегемоты, жирафы –распространились по всей Земле. Люди выжили и поселились на материке Африка. Никаких достижений у них не было.

Слайд 16

ТЕРМИНОВО Что обозначают слова: Исторический источник, Археология, Человеческое стадо, Родовая община, Религия, Неравенство, Государство.

Слайд 17

ОТГАДАЙКИНО Каковы черты первобытности? Первобытность – это такой порядок жизни людей, при котором: люди, жили небольшими коллективами и все были равны; имели общее имущество; совместно трудились и охотились.

Слайд 18

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Повторить раздел : «Жизнь первобытных людей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исторический суп "Россия век XVIII" повторительно-обобщающий урок 7 класс

Урок разработан в не стандартной форме с задействованием бытового компонента, близкого для каждого учащегося. Рекомендую использовать на уроках среднего звена (6-8 класс). На примере закрепления ...

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Путешествие по Африке"

Данная разработка предназначена для проведения повторительно-обобщающего урока по разделу Африка. Урок проходит в форме игры....

Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"

Цели урокаОбразовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира...

презентация повторительно-обобщающего урока по теме: «Путешествие по Древней Греции»

презентация повторительно-обобщающего урока по теме: «Путешествие по Древней Греции»...

Разработка повторительно-обобщающего урока - брейн ринга "Путешествие в Древнюю Грецию"

Повторительно-обобщающий   урок брейн - ринг  по теме«Путешествие по Древней Греции»  завершает изучение раздела «Древняя Греция».Главной особенностью являе...