От Руси к России. Создание единого российского государства
методическая разработка (история, 10 класс) по теме
От Руси к России. Создание единого российского государства. Завершающий этап объединения русских земель вокруг Москвы. Проблемный урок - попытка определить кто Иван III 0разрушитель или созидатель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: история
Класс: 10
Тема урока: «От Руси к России. Создание единого
российского государства»
Цель урока: раскрыть значимость внутренней и внешней политики Ивана III, способствующих формированию единого независимого российского государства.
Задачи урока: в ходе самостоятельной работы обучающиеся должны ознакомиться со следующими фактами и событиями: завершающий этап объединения русских земель сопровождался созданием централизованной системы управления, складыванием местного управления, началом закрепощения крестьян (введении правила Юрьева дня). Обретение независимости от ордынского ига возможно только в условиях единого государства.
Способствовать формированию умения извлекать исторические знания из различных информационных средств: интернет, учебника, карты, схемы, литературных произведений.
Развивать историческое рефлексивное мышление через оценку информации, сравнивать и делать обобщающие выводы, воспитывать критическое мышление, высказывание собственной точки зрения на события, поступки исторических деятелей с опорой на субъективный опыт.
Способствовать воспитанию активных качеств личности, способности брать ответственность на себя, развитию коммуникативных умений.
Оборудование: Карта «Образование централизованного государства»; таблица «Завершение политического объединения русских земель»; раздаточный материал для работы в группах.
Оформление доски: дата, тема урока «От Руси к России. Создание единого российского государства», проблемный вопрос «Иван III- разрушитель. Иван III- созидатель».
Литература: Учебник. А.Н. Сахаров «История России с древнейших времен до конца XVIII века. Часть I.- М: «Русское слово», 2008.
Эпиграф «Изумленная Европа, в начале царствования едва ли даже подозревала о существовании Московии, затиснутой между Литвой и татарами – была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах»
К. Маркс.
Ход урока
Вступительное слово учителя: Современная история Российского государства своими корнями уходит в эпоху, речь о которой сегодня пойдет на уроке. Во второй половине XV начале XVI веков в русской истории происходит грандиозное по своей сути событие – образование единого российского государства. Эти 50 с небольшим лет на V веков определили дальнейшую историю государства российского. Именно в это время родилась Россия.
Середина XV века застала русские земли и княжества в состоянии политической раздробленности. Группа лидеров: Москва, Тверь, Новгород, Великое княжество Литовское претендуют на власть над всей Русью. В противостоянии лидеров победу одержала Москва. Появилась возможность завершить процесс объединения и создать единое государство.
Вопрос к классу: В чем преимущество единого государства в сравнении с государством времен феодальной раздробленности?
Ответы обучающихся:
1. внутренняя стабильность, порядок;
2. более быстрое экономическое развитие;
3. борьба с враждебным окружением, свержение монголо-татарского ига.
Учитель: Завершающий этап в создании единого государства связан с временем правления Ивана III (1462-1505 г.). Еще при жизни Ивана III стали называть Великим созидателем. Другие же посылали на его голову всевозможные несчастья и проклятья. Великий разрушитель, который перевернул привычный уклад жизни, отнял имущество, земли, привилегии, а у кого-то и жизнь.
Постановка проблемы: Кто же Иван III на самом деле? Великий созидатель или Великий разрушитель? Если созидал, то что? Если разрушал, то что? О человеке судят по его делам. Давайте посмотрим, какие задачи время поставило перед Иваном III? Какую оценку его правлению в конце урока дадим мы?
Актуализация знаний обучающихся. Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает и готовит задание.
1 группа. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы.
Вопрос: как изменилась политическая карта Руси в годы правления Ивана III? (работа с картой) Почему северо-западное направление стало главным в политике Ивана III? Какими путями входили новые территории в состав единого государства?
Практическое задание: составить таблицу: «Земли, присоединенные к Москве в годы правления Ивана III».
2 группа. Падение ордынского ига.
Вопрос: чем завершилось противостояние Руси и Золотой орды? При каких обстоятельствах и почему это стало возможным?
Практическое задание: проанализировать отрывок стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица» и ответить на вопросы:
1. определите, о каком событии идет речь?;
2. перечислите участников события, их союзников и противников;
3. определите место, где происходит событие; маршрут движения участников;
4. какую тактику применили участники данного события?;
5. чем закончилось данное событие?
6. какая информация о событии отсутствует?
7. в чем состоит значение данного события?
3 группа. Строительство нового единого государства.
Вопрос: как было организовано центральное и местное управление государством? Что было сделано Иваном III для усиления своей власти?
Практическое задание: составить схему управления единого российского государства.
Каждая группа представляет итоги своей работы на уроке и делает вывод по своему вопросу. Вместе формулируются выводы по уроку.
Иван III правил 43 года. Что он успел сделать за столь небольшой исторический срок?
1 группа. В результате активной политики Иваном III на рубеже XV-XVI веков сложилось единое государство. В рамках единого российского государства стала складываться новая великорусская народность. При этом само государство формировалось как многонациональное (опора на карту: мордва, карелы, саамы, коми, ханты, манси). Появилось понятие «Россия».
2 группа. В 1480 году объединенная Русь смогла сбросить монголо-татарское иго. Московское великое княжество стало независимым, суверенным государством.
3 группа. Началась складываться единая система центрального и местного управления, опирающаяся на местничество и кормления. Появились: великокняжеская канцелярия - Казна и Дворец, титул «Великий Государь Всея Руси», герб с двуглавым орлом, новые обычаи при дворе. В 1497 г. был издан Судебник — первый общерусский свод законов. Он впервые ввел единый для всей страны срок переходов крестьян от господ за неделю до и после Юрьева дня при условии уплаты «пожилого».
Учитель: а теперь вернемся к главной проблеме нашего урока. «Иван III- разрушитель или созидатель?». Чтобы ответить на вопрос, давайте поближе познакомимся с Иваном III. (домашнее индивидуальной задание –личная характеристика царя)
Рефлексия обучающихся
Иван III- разрушитель | Иван III- созидатель |
Разрушал старые порядки периода феодальной раздробленности, отнимал княжения, земли. Распоряжался судьбами и жизнями людей в своих (государственных) интересах, никого не жалел (даже членов семьи). Физические расправы над людьми. Завел порядок, при котором все, включая, бояр и князей называли себя «холопами государя». При Иване III начинает складываться система крепостного права | Создал единое российское многонациональное государство. Ликвидация перегородок на территории страны и прекращение феодальных войн создавали более благоприятные условия для развития хозяйства. Заложил основы централизации. Россия обрела независимость, органы управления, герб. |
Учитель: Ребята, каждый выберет свой вариант ответа. Но давайте помнить, что сегодняшнее Российское государство уходит своими корнями в эпоху становления централизованного государства Иваном III. И вы все, наверное, согласитесь со словами Н.М. Карамзина, что Иван III «оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, ещё сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным отечеством»
Домашнее задание: написать эссе по теме «Иван III- великий государственный деятель, потому что…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по истории России в 6 классе на тему "Создание единого русского государства"
Материал включает в себя конспект урока по истории России на тему "Создание единого русского государства" в 6 классе, презентацию и необходимые приложения ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/16/picture-253254-1368732320.jpg)
Методическая разработка интерактивного урока по истории России "Создание единого русского государства"
Данная работа представлена, как методическая разработка урока по направлению «Интерактивный урок». Тема урока «Создание единого Русского государства». Урок построен в соответствии с требованиями «Прог...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/08/picture-146705-1457451122.jpg)
Урок по теме "Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества"
Разработка урока для 6-го класса по теме:« Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества».Тип урока: комбинированныйЦель урока:подвести учащихся к пониманию необходимости ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/06/picture-291636-1378494330.jpg)
Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в XIV – XV вв. Противостояние Орде
Содержит карты, иллюстрации, схемы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/04/picture-247954-1380881208.jpg)
Образование единого Российского государства (последствия, этапы, особенности)
Лекция по вопросу формирования единого Российского государства с привлечением извлечений из исторических источников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/19/picture-1013480-1519008992.jpg)
«Формирование культурного пространства единого Российского государства»
Урок разработанный в соответствии с ФГОС для учеников 6 класса. Используемый УМК:1. История России. 6 класс: учебник / под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2015.- Ч. 2. – С. 107-1162...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/19/picture-1071760-1539938175.jpg)
Контрольная работа на тему искусство Руси и единого Российского государства: IX-XVII вв.
Контрольную работу можно использовать по таким предметам, как история, МХК, духовное краеведение...
Комментарии
От Руси к России. Создание единого российского государства
Татьяна Юрьевна, в Вашей методической разработке не указана система оценивания учащихся