Разработка урока по истории России в 6 классе на тему "Создание единого русского государства"
план-конспект урока (история, 6 класс) по теме

Материал включает в себя конспект урока по истории России на тему "Создание единого русского государства" в 6 классе, презентацию и необходимые приложения .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: "Создание единого русского государства". 6-й класс

Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о завершающем этапе объединения русских земель и свержении монголо-татарского ига.

Задачи:

  1. Обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению; проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы; выяснить, как произошло свержение монголо-татарского ига.
  2. Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способности к анализу; картографические умения и навыки работы с историческими источниками.
  3. Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию; поддерживать интерес к прошлому своей страны.

Оборудование:

  1. Карта “Образование русского централизованного государства”.
  2. Атласы по истории России для 7-го класса.
  3. Портреты московских царей.
  4. Раздаточный материал.
  5. Схема “Создание единого русского государства”.
  6. Схема “Оси внешней политики Московского государства в конце XV века”.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Повторение и проверка знаний

Задание учащимся: Представьте, что вы – московские летописцы и вам нужно описать происходящие в XIV- начале XV вв. в Московском княжестве события одним словом или короткой фразой. Ключевое слово – Московское княжество.

В течение 2 минут учащиеся работают в парах, затем свой вариант ответа записывают на лист и прикрепляют к доске с помощью магнитов.

Варианты ответов учащихся:

Вывод: Вокруг Москвы шел процесс объединения русских земель, но он еще не был завершен.

III. Изучение нового материала

Задание учащимся: Обратите внимание на тему урока и сформулируйте цели нашего урока.

Варианты ответов учащихся:

  1. Мы должны узнать, как завершилось объединение русских земель.
  2. Мы должны узнать, как возникло единое русское государство.
  3. Мы должны узнать, когда завершился процесс объединения русских земель.
  4. Мы должны узнать, при каком правителе завершилось объединение русских земель.

Задание учащимся: Для начала вам предстоит выяснить, при каком правителе процесс объединения был завершен. В этом вам помогут портреты московских князей – Дмитрия Донского, Ивана III и Ивана IV, а также высказывание Н.Н.Карамзина: “Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…”. Свои ответы вам необходимо аргументировать.

Портреты и высказывание Н.Н.Карамзина вывешены на доске.

Варианты ответов учащихся:

– Иван Ш, потому что с именем Дмитрия Донского связана победа в Куликовской битве, а Иван IV будет править позже.

Комментарий учителя: Да, это был Иван III Васильевич, сын Василия II Темного. Правил он 43 года, с 1462 по 1505 год, вступив на престол в возрасте 22 года. От своего отца он унаследовал Московское княжество с территорией в 400 тыс. км2, а своему сыну – Василию III оставил державу с территорией более 2 млн. км2.

Вопрос учащимся: во сколько раз увеличилась территория?

Ответ: в 5 раз.

Задание учащимся: Представьте себя на месте молодого Ивана III. Какие задачи предстояло бы вам решить?

Варианты ответов учащихся:

– Нужно было завершить процесс объединения и избавить стану от монголо-татарского ига.

Задание учащимся: Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен?

В течение 2–3 минут учащиеся работают с атласами и текстом учебника.

Варианты ответов учащихся: Ярославль, Ростов, Тверь, Новгород, Переяславль-Рязанский.

Физкультминутка

Каждый ряд получает набор карточек с названиями княжеств и датами присоединения. С помощью атласов и текста учебника учащиеся находят даты присоединения территорий к Москве и выстраивают хронологическую цепочку. Побеждает ряд, который быстро и правильно выполнит задание. Эти учащиеся показывают на карте присоединенные территории.

Варианты ответов учащихся:

  1. Ярославское княжество – 1463 год.
  2. Ростовское княжество – 1474 год.
  3. Новгородская земля – 1478 год.
  4. Тверское княжество – 1485 год.
  5. Псков – 1510 год.
  6. Смоленск – 1514 год.
  7. Рязань – 1521 год.

Вопрос учащимся: Присоединение каких территорий было наиболее важным и значимым? Свой ответ аргументируйте.

Варианты ответов учащихся:

  1. Новгорода, потому что это был старейший центр Русского государства, известный своей самостоятельностью и независимостью.
  2. Твери, т.к. она была главным соперником Москвы в борьбе за объединение.

Комментарий учителя: Особое значение придавал Иван III усилению своего влияния в Новгороде. В самом же Новгороде шла борьба за власть двух боярских группировок. Бояре под руководством Марфы Борецкой и ее сыновей считали, что сохранить независимость Новгорода можно лишь, опираясь на поддержку великого княжества Литовского. Бояре второй группировки выступали за тесные связи с Москвой, полагая, что только так возможно сохранить новгородскую независимость. В 1471 году группировка Борецких заключила с великим князем литовским и польским королем Казимиром IV Ягайловичем договор о признании последнего новгородским князем. Это послужило поводом для похода Ивана Ш на непокорный Новгород. В июле 1471 года на реке Шелони московские войска разбили новгородское ополчение. Казимир IV на помощь союзникам так и не пришел. По условиям договора Новгород сохранил свою независимость, но должен был уплатить Москве значительную сумму и отказаться от союза с литовским князем.

Осенью 1475 года московский князь вновь отправился в Новгород. По дороге он наказывал бояр, на которых поступали жалобы от жителей, тем самым не только выступая в роли народного защитника, но и ослабляя новгородскую вольницу.

В 1477 году новгородские послы признали Ивана III “государем”. Такое обращение являлось безоговорочным признанием полной власти московского князя, который немедленно потребовал введения на берегах Волхова великокняжеского суда и управления. Отказ новгородцев спровоцировал новый поход. В январе 1478 года самостоятельность Новгорода была ликвидирована.

Падение новгородской независимости во многом предопределило судьбу Твери. Попытка тверского князя Михаила Борисовича с помощью брака на родственнице Казимира IV заключить союз с литовским князем оказалась неудачной. Литовский князь не решился оказать военную помощь Твери. В 1484 году, когда войска московского князя осадили город. Осенью 1485 года после очередного похода Ивана Ш Тверь была присоединена к Московскому государству.

Во время рассказа учителя учащиеся записывают в тетради даты основных событий:

  1. 1478 год – присоединение Новгорода к Москве.
  2. 1485 год – присоединение Твери к Москве.

Задание учащимся: Посмотрите на карту и на схему. Сделайте вывод, на каком этапе находился процесс объединения к 1485 году?

Варианты ответов учащихся: Процесс объединения фактически был завершен. При Иване III было создано единое русское государство с центром в Москве.

После ответа схема дополняется: вместо “?” учитель вывешивает на доску карточку с текстом “единое русское государство”. Учащиеся записывают эту схему в тетради.

Вопрос учащимся: К решению какой проблемы можно было приступить после завершения процесса объединения?

Варианты ответов учащихся: К свержению монголо-татарского ига.

Вопрос учащимся: Предпринимались ли ранее такие попытки, и чем они завершались?

Варианты ответов учащихся: В 1380 году произошла Куликовская битва, после которой русские княжества прекратили выплату дани Золотой Орде.

Задание учащимся: Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему мы узнаем, проанализировав фрагмент Никониановской летописи. Во время изучения документа мы будем играть в “Чистую доску”. На доске написаны вопросы, ответы на которые вы должны найти в документе. Если на вопрос будет дан правильный ответ, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы доска оказалась чистой.

Фрагмент Никониановской летописи (раздается каждому учащемуся):

“В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь…похваляясь разорить святые церкви и все православие пленить… Князь же великий Иван Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на берег своих воевод с силою… и повелел там идти сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к Угре на берег.

И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле… пришел к Угре и стал на другом берегу противу великого князя… И начяша стрелять наших, а наши начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же река стала, тогда князь великий велел сыну своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прити к себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, думая, что берег отдает им Русь и хочет с ними биться.”

Вопросы на доске:

  1. Когда и где произошла встреча противников?
  2. Покажите на карте это место.
  3. Почему монголо-татары отступили?
  4. Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?
  5. Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?

После анализа документа учащиеся записывают в тетради:

1480 год – свержение монголо-татарского ига.

IV. Закрепление новых знаний

Беседа с учащимися по вопросам:

  1. Сделайте вывод о завершении объединения русских земель, используя карту и схему.
  2. Проследите связь между завершением процесса объединения и свержением монголо-татарского ига.

V. Подведение итога урока

Задание учащимся: Закончите предложение.

  1. Я узнал…
  2. Я понял…
  3. Я удивлен…

VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образование единого русского государства

Слайд 2

Выясните, при каком правителе процесс объединения русских земель был завершен? Иван III Дмитрий Донской Иван IV “ Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…” Н.Н.Карамзин

Слайд 3

ИВАН III ВАСИЛЬЕВИЧ 1462—1505

Слайд 4

Правил он 43 года, с 1462 по 1505 год, вступив на престол в возрасте 22 года. От своего отца он унаследовал Московское княжество с территорией в 400 тыс. км ² , а своему сыну – Василию III оставил державу с территорией более 2 млн. км ² . Иван III Васильевич

Слайд 5

Задачи политики молодого князя Ивана III ? 1. Завершить объединение русских земель 2. Необходимость свержения монголо-татарского ига. ? ?

Слайд 6

Новгородская республика Новгород Великое княжество Литовское Рязанское княжество Ярославль Ростов Тверь Смоленск МОСКВА Великое княжество Московское Русские земли к 1462 г . Какие земли не входили в состав Московского княжества к началу правления Иван III ?

Слайд 7

Господин Великий Новгород 1471 год

Слайд 8

Новгород. Вече

Слайд 9

Битва на Шелони Московское войско Ополчение Новгорода 5 тысяч Ок. 40 тысяч 14 Июля 1471 года

Слайд 10

МОСКВА Великое княжество Литовское Новгород Тверь 1478 год Поход Ивана III на Новгород

Слайд 11

1478 год Конец Новгородской республики

Слайд 12

Москва + На каком этапе находился процесс объединения русских земель к 1485 г.? Ярославское княжество Ростовское княжество Новгород Тверь = Единое русское государство

Слайд 13

«В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь…похваляясь разорить святые церкви и все православие пленить… Князь же великий Иван Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на берег своих воевод с силою… и повелел там идти сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к Угре на берег. И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле… пришел к Угре и стал на другом берегу противу великого князя… И начяша стрелять наших, а наши начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же река стала, тогда князь великий велел сыну своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прити к себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, думая, что берег отдает им Русь и хочет с ними биться.» Иван III Васильевич Никониановская летопись

Слайд 14

1480 – свержение монголо-татарского ига Игра «Чистая доска» 1. Когда и где произошла встреча противников? 2. Покажите на карте это место. 3. Почему монголо-татары отступили? 4. Почему это событие назвали стоянием? 5. Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре? МОСКВА Коломна УГРА ОКА Серпухов Боровск

Слайд 15

Образование единого русского государства Выводы по теме Сделайте вывод о завершении объединения русских земель, используя карту и схему. Проследите связь между завершением процесса объединения и свержением монголо-татарского ига.

Слайд 16

Домашнее задание: § 20, р/т § 20



Предварительный просмотр:

Ярославское княжество

Ростовское княжество

Новгородская земля

Тверское княжество

Смоленск

Рязань


Ярославское княжество

1463 год

Ростовское княжество

1474 год

Новгородская земля

1478 год

Тверское княжество

1485 год

Смоленск

1514 год

Рязань

1521 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны"

Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны" в рамках ФГОС 2-го поколения....

разработка урока по истории России 9 класс "Немецкое наступление 1942г и предпосылки коренного перелома"

Цель урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений. Способствовать выяснению источников победы СССР в Великой Отечественной войне,...

Разработки уроков по истории России. 7 класс.

Приведены разработки уроков по истории России XVII века с использованием техналогии развития критического мышления и проектной деятельности....

Методическая разработка урока по истории России 9 класс. Тема «Экономическая политика красных и белых».

Цели урока: охарактеризовать сущность и результаты политики «во­енного коммунизма» в промышленности и сельском хозяйстве, а также экономическую политику белых; продолжить определение причин победы кра...

Методическая разработка урока по истории России 6 класс с применением ЭОР

Тема урока "Куликовская битва".На различных этапах урока применяются ИКТ.Материал может использоваться для подготовки и проведения занятий на данную и аналогичные  темы....