Теоретико-практические методические разработки
методическая разработка по истории по теме

Теоретические и практические разработки наиболее актуальных проблем преподавания истории и обществознания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с гипотезами учащихся

как способ достижения метапредметных результатов.

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 69

Ластовская Нина Дмитриевна

«Плохой учитель преподносит истину,

                                                         хороший учитель учит ее находить».

А. Дистервег

В центре образовательного процесса современной школы стоит потребитель знаний — обучающийся. Именно для него читаются лекции, пишутся учебники, разрабатываются новые образовательные технологии. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. 
Таким образом, в настоящее время ученик должен не только получить качественные знания, умения и навыки, но сформировать метапредметные умения, являющиеся существенной
отличительной особенностью ФГОС. Метапредметные результаты обучения представляют собой универсальные учебные действия, которые могут быть применены на любом материале, в том числе в новых ситуациях. К ним относится умение управлять своей деятельностью, инициативность и самостоятельность, навыки сотрудничества, работа с информацией, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведение под понятия и другие.

История и обществознание – это предметы, которые помогают учащимся ориентироваться в окружающем мире, раскрывают внутренние способности и внутренний потенциал личности, помогают ощутить себя значимым в обществе. Главная задача учителя истории и обществознания, в этой связи, заключается в подготовке выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира.  Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.

      Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Развивать метапредметные умения на уроках истории возможно различными способами. Одним из наиболее эффективных мне представляется работа с гипотезами учащихся. Интерес  ребят, возможность для них посмотреть на школьные предметы как на предметы для исследования создают  огромные преимущества таких занятий.

Оказалось, что занятие, направленное на работу с гипотезами учащихся, не может быть проведено без опоры на метапредметные умения, и в то же время открывает путь для их естественного «включения» в урок. Одно звено вытаскивает целую цепь!

 

- ГИПОТЕЗА (греческое hypothesis - основание, предположение), предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки, выраженное в форме суждения (или суждений) предположение или предугадывание чего-либо.

 Любая научная гипотеза начинается с познавательного вопроса. Например, «Почему современные человекообразные обезьяны не превращаются в людей?».

 

Вопрос выражает потребность познания — перейти от незнания к знанию, и возникает тогда, когда для ответа на него уже имеются некоторые данные  - факты, вспомогательные теории.

Гипотеза, подлежащая рассмотрению на уроке, должна удовлетворять следующим требованиям:

 1-е требование: она должна быть (хотя бы в принципе) проверяемой, т.е. следствия, выведенные из неё путём логической дедукции, должны поддаваться  проверке,

 2-е требование: она должна обладать достаточной общностью и предсказательной силой, т.е. объяснять не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанные с ними явления. Кроме того, она должна служить основой для вывода

заключений о неизвестных ещё явлениях, 

3-е требование: она не должна быть логически противоречивой.

 Уроки истории  дают богатейший материал для выдвижения предположений или гипотез.

На примере нескольких своих уроков мне хотелось бы продемонстрировать  как и какие метапредметные навыки возможно развивать у учащихся основной школы.

Начать считаю возможным с навыка выполнения логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Для иллюстрации буду использовать урок повторения и обобщения знаний в 8 классе по теме «Крестьянские войны в России». Подготовительный этап этого урока достаточно растянут по времени. Во время изучения тем, связанных с восстаниями Булавина, Болотникова, Разина и Пугачева, заполняется таблица, содержащая следующие сведения:

Название восстания, сроки прохождения

Причины

Состав участников

Регион распространения

Основные события

Организованность

Итоги

По окончанию ее заполнения проводится урок на тему «Феномен крестьянских войн в России», начинающийся с постановки проблемного задания: в истории нашей страны известны тысячи крестьянских восстаний, почему четыре из них историки выделяют в особую группу и называют крестьянскими войнами?»

Уже на этом этапе урока учащимися выдвигаются гипотезы, позволяющие им  сформулировать понятие «крестьянская война» ведь кроме изучения крестьянских войн в России им известны и подобные факты из истории зарубежных стран.

Выявлению всех признаков крестьянской войны позволяет работа с таблицей, заключающаяся в анализе и обобщении ее данных по вопросам предлагаемых учителем:

Какие формы борьбы эксплуатируемых против эксплуататоров вы знаете?

Назовите известные вам мощные крестьянские волнения из всемирной истории.

Какова главная причина крестьянских восстаний в России?

Какие социальные группы, кроме крестьян, принимали участие во всех крестьянских войнах в России? Почему?

Каковы особенности движущих сил восстания под предводительством И. Болотникова? (стрельцы, дворяне, что определялось Смутным временем)

Какая новая движущая сила восстаний и почему появилась в конце XVII- XVIII вв? (работные люди, тяжелое положение с появлением мануфактур)

Почему в восстаниях С. Разина и Е. Пугачева принимают участие нерусские народности? (национальный гнет, захват земель)

Каковы, по-вашему, причины поражения мощных крестьянских движений?

Можно ли считать потерпевшие поражения крестьянские войны абсолютно безрезультатными?

В процессе ответов на  данные вопросы  проверяется верность каждой гипотезы высказанной в начале урока, а итогом работы является формирование понятия «крестьянская война», которое учащиеся выполняют самостоятельно и опыт убеждает в том, что это задание не вызывает затруднения.

В качестве еще одного примера работы по формированию навыков выполнения логических операций   приведу урок в 5 классе по теме «Рим во главе Италии». В начале урока описывается ситуация, сложившаяся вокруг Рима в 4 в. до н.э. Один за другим сдавались города италиков, соседи Рима.  Город оказался в крайней опасности. Кто может спасти его? Воины, жители, супергерой, животные? В 5 классе работа с гипотезами учащихся еще только начинается, понятие (как таковое) не вводится, поэтому в вопросе учителя есть подсказка. Анализируя изученный ранее материал, некоторые учащиеся высказывают предположение о том, что Рим спасут воины или его жители, ведь ученики знают о героизме греков во время войн с Персией, а также о героических защитниках Тира в период завоеваний Александра Македонского. Предположение о помощи супергероя отметается сразу же, но позволяет начать разговор о ненаучности некоторых гипотез. И наконец выбираем животных. С одной стороны гипотеза кажется фантастической, но может найтись ученик, который знает крылатое выражение «Гуси Рим спасли».  И тогда компетентностно-ориентированное задание учителя:   Кто, когда и по какому поводу мог сказать эти слова? на данном уроке служит не только мотивацией для дальнейшего изучения темы, но также направлено на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации (учебник), метапредметность,  и на формирование ключевых компетенций.

Для проведения учебных занятий, где развивается умение вести диалог,  слушать, отстаивать аргументировано свое мнение, то есть метапредметные навыки сотрудничества,  наиболее удачными является уроки – дискуссии.
Применение в практике преподавания истории и обществознания дискуссионных форм обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
 
В своей практике преподавания уроков истории и обществознания я применяю различные формы дискуссионного диалога:
 
• круглый стол (разные позиции – свободное выражение мнений);
 
• экспертные группы (обсуждение в микрогруппах, затем выражение суждений от группы)
 
• форум (группа вступает в обмен мнениями с аудиторией);
 
• симпозиум (формализованное представление подготовленных мнений, сообщений по данной проблеме);
 
• дебаты (представление бинарных позиций по вопросу: доказательство – опровержение);
 
• "судебное заседание” (обсуждение, имитирующее судебное разбирательство – слушание дела).
 
При подготовке дискуссии я напоминаю учащимся правила доказательства:
 
1. тезис и доводы должны быть в конечном счете обоснованы фактами;
 
2. доказательство должно быть полным;
 
3. приводимые доводы должны быть достаточным основанием для доказываемого тезиса.
 
В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением правил ведения дискуссии:
 
• Я критикую идеи, а не людей.
 
• Моя цель не в том, чтобы "победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
 
• Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
 
• Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен.
 
• Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
 
• Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
 
• Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.
 
Перед учащимися в ходе дискуссии ставится задача ответить на вопросы: "что?”, "когда?”, "почему?” и "как?” и доказать свою точку зрения: "я думаю, что…”, "я считаю, что…”, "я не согласен потому, что…» .

С помощью дискуссионных форм можно завершить изучение темы «Реформы Петра I» в 8 классе. Структурированная дискуссия  с целью осмысления значения петровских преобразований и личности Петра Великого для истории России предполагает предварительную подготовку. По ходу изучения темы выявляются  имеющиеся у учащихся мнения по поводу оценки деятельности великого реформатора. Чтобы гипотезы учащихся носили противоречивый характер учитель обращает внимание на то, что уже среди современников Петра I существовали как сторонники, так и противники его нововведений и споры эти продолжаются по сей день. В результате данной предварительной работы к завещающему повторительно-обобщающему уроку в классе формируется две группы учащихся: одни отстаивают гипотезу о том, что Петр направил Россию к свету европейской образованности, ввел в число европейских государств; другие -  что он подверг жестокому испытанию национальную самобытность русского народа, заразил его скверной подражательства чужому. На уроке, сотрудничая друг с другом в группах, учащиеся определяют выступающих с защитой их гипотезы, обсуждают контраргументы, формулируют вопросы для группы соперников. В итоге дискуссии
к учащимся приходит осознание того, что прошлое не безупречно. Учитель может привести слова Д. С. Мережковского: «Что такое Петр, чудо или чудовище? Я опять-таки решать не берусь. Он слишком родной мне, слишком часть меня самого, чтобы я мог судить о нем беспристрастно» и сделать вывод, что упрекать историю в ее ошибках бессмысленно, а вот изучать необходимо.

Дискуссия как форма работы с гипотезами учащихся может возникнуть стихийно в ходе изучения спорных вопросов истории. Например, при изучении Отечественной войны 1812 года на вопрос учителя: Как вы думаете, каковы результаты и последствия Бородинского сражения? были высказаны следующие гипотезы:

Бородинская битва завершилась поражением русских, которые не смогли воспрепятствовать дальнейшему наступлению Наполеона;

Русские войска нанесли ощутимый урон французам, поэтому Бородино было успехом Кутузова;

Бородино было поражением французов, которым не смогли в полной мере воспользоваться французы;

Бородинская битва закончилась безрезультатно, судьба войны решалась в последующих сражениях.

Я предлагаю ребятам выбрать наиболее слабую, с их точки зрения, гипотезу и попытаться найти аргументы, которые можно привести в ее защиту.

Особенно острый характер носят дискуссии, в ходе которых обсуждаются проблемы, имеющие нравственный аспект.  На уроке по теме «Движение декабристов» эпиграфом стали слова Н. Тургенева  «Чувство чистой совести достаточно для смерти, но чувство нравственного достоинства необходимо для жизни». Судьбы декабристов подтверждают эту мысль. И это не вызывало возражений у учащихся.  А предложение учителя обсудить проблему актуальности этой мысли сегодня в наш достаточно жестокий век бизнеса и рынка вызвало не только крайне противоположные предположения, но и бурю эмоций. Не смотря на сложность проведения подобных дискуссий их необходимость представляется важной для формирования метапредметных результатов. В ходе этих, порой даже не лицеприятных, споров учащимися осознается личная значимость  навыков сотрудничества и толерантности. Важно учителю в ходе дискуссии своевременно принимать профилактические меры для того, чтобы она не превратилась с бесплодный спор, бесконечную болтовню, множество монологов вместо диалогов, чтобы не была потеряна тема дискуссии. Смерть дискуссии – скука.

В основе метапредметности, таким образом,  лежит специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». Это сказала не я, а уважаемый Блез Паскаль.
Механизмом развития метадеятельности может стать система работы с гипотезами учащихся. При этом у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности.
Принцип «метапредметности» состоит также в составлении деревьев понятий, кластеров, приемах сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания.



Предварительный просмотр:

Задания для конкурса ораторов.

Соревнования по параллелям.

Представиться, рассказав о себе как можно больше за 1 минуту.

Чтение стихотворения (неизвестного для участника). Время для подготовки выразительного чтения 30 сек.

Не кричите, не надо гнева,                                            И не важно, что с вами правда,
Отложите его до завтра.                                           Гнев слова исказит любые.
Поругаться – простое дело,                                        Отложите его до завтра,
Сложно дружбу вернуть обратно.                            И не будет в нём прежней силы.

Что разрушено, не исправить.                                  Никогда не спешите с гневом,
И хотя заживают раны,                                            Два хороших глубоких вдоха –
Остаётся о прошлом память,                                 Расслабляются мысли, нервы,
Остаются на сердце шрамы.                                  Исчезает из сердца злоба.
                                                                                   Торопитесь слова поддержки
                                                                                  Отыскать и уменьшить слёзы.
                                                                                   Только с гневом не надо спешки –
                                                                                    От него никакой нет пользы.


2.
Не повторив ни одного слова, нужно сказать фразу, чтобы ее поняли зрители:

Муха села на варенье.

Воробей влетел в окно.

Бьют часы двенадцать раз.

Объяснить, что обозначают крылатые выражения:

Кануть в Лету, бросить перчатку, положить в долгий ящик, точить лясы, остаться сносом, бить баклуши, работать спустя рукава, достичь апогея, перейти Рубикон, зарубить на носу.

Закончить фразу «Считаю, что мое будущее невозможно без…»

Полуфинал.

Выбрать предмет из предложенных и объяснить свой выбор.

Прочитать текст с интонацией:

А) крайней печали от невыносимого одиночества

Б) с патриотическим подъемом, торжественно.

«Слово «публицистический» образовано от латинского слова «publicus», что значит «общественный, государственный». Однокоренными со словом «публицистический» являются слова «публицистика» (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и «публицист» (автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственные слову «публика», имеющему два значения: 1) посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.

Участнику дается слово, которое он должен показать с помощью мимики и жестов, чтобы зрители его угадали.

Слова: стихотворение, свобода, туризм, лето, каприз, свет, повидло, эмоция.

4. Вопросы на сообразительность:

1) Кто может сказать: «Ты мне сын, но я тебе не отец». (мама)

2) Чем больше из нее берешь, тем  больше она становится. Что это такое? (яма)

 3) Какое слово из 11 букв все пишут неправильно? (неправильно)

4) В каком месяце 28 дней? (в любом)

5) Тебе дано, а люди пользуются. Что это такое? (имя)

6) Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)

7) Чем кончается всё? (буквой Ё)

8) Что легче – килограмм ваты или килограмм железа? (одинаково весят)

5. Домашнее задание. Подготовить выступление в защиту или опровержение (решит жеребьевка) высказывания: «По всем предметам нельзя учиться на пять»

Финал.

Закончить фразу: «Считаю, что я…»

Прочитать текст с условием (только по слогам, делать неправильное ударение в словах, читать без пауз между словами, читать вместо р – л или в – ф, читать все предложения как вопросительные)

Семерка считалась священным числом Аполлона, бога света, красоты, покровителя искусств. Семь – совершенное число, оно одно из первой десятки не является ни частью, ни произведением какого-либо другого числа. Семь небес высились над землей. Древние почитали семь планет-богов. В недели семь дней. На небе сияло семь звезд созвездия Плеяд, которое было названо так в честь прекрасных дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны. С ними сравнивали древние семь чудес света, уподобляя блеск творений человеческого гения сиянию небесных светил.

С помощью пантомимы изобразить, чтобы зрители отгадали: кипящий чайник, злую собаку, заинтересованного щенка, дрессированного дельфина.

Вопросы на сообразительность:

Сколько грецких орехов в пустом стакане? (нисколько)

На обеих руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

Можно ли поймать тигра в клетку? (нет, они все в полоску)

На какой вопрос нельзя ответить утвердительно? (Ты спишь?)

Какого камня нельзя найти в море? (сухого)

На каких полях не растет трава? (в тетради)

Какие два местоимения портят дороги? (я-мы)

Когда черной кошке легче проникнуть в дом? (когда дверь открыта)

Когда можно носить воду в решете? (зимой)

Что растет вниз верхушкой? (сосулька)

Представьте, что открылся новый магазин. Придумайте виды товаров и объясните почему они должны продаваться в этом магазине «Все для двоечников».

Кипящий чайник   злая собака    заинтересованный щенок дрессированный дельфин

Семерка считалась священным числом Аполлона, бога света, красоты, покровителя искусств. Семь – совершенное число, оно одно из первой десятки не является ни частью, ни произведением какого-либо другого числа. Семь небес высились над землей. Древние почитали семь планет-богов. В недели семь дней. На небе сияло семь звезд созвездия Плеяд, которое было названо так в честь прекрасных дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны. С ними сравнивали древние семь чудес света, уподобляя блеск творений человеческого гения сиянию небесных светил.

Семерка считалась священным числом Аполлона, бога света, красоты, покровителя искусств. Семь – совершенное число, оно одно из первой десятки не является ни частью, ни произведением какого-либо другого числа. Семь небес высились над землей. Древние почитали семь планет-богов. В недели семь дней. На небе сияло семь звезд созвездия Плеяд, которое было названо так в честь прекрасных дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны. С ними сравнивали древние семь чудес света, уподобляя блеск творений человеческого гения сиянию небесных светил.

Не кричите, не надо гнева,
Отложите его до завтра.
Поругаться – простое дело,
Сложно дружбу вернуть обратно.

Что разрушено, не исправить.
И хотя заживают раны,
Остаётся о прошлом память,
Остаются на сердце шрамы.

И не важно, что с вами правда,
Гнев слова исказит любые.
Отложите его до завтра,
И не будет в нём прежней силы.

Никогда не спешите с гневом,
Два хороших глубоких вдоха –
Расслабляются мысли, нервы,
Исчезает из сердца злоба.

Торопитесь слова поддержки
Отыскать и уменьшить слёзы.
Только с гневом не надо спешки –
От него никакой нет пользы.

Не кричите, не надо гнева,
Отложите его до завтра.
Поругаться – простое дело,
Сложно дружбу вернуть обратно.

Что разрушено, не исправить.
И хотя заживают раны,
Остаётся о прошлом память,
Остаются на сердце шрамы.

И не важно, что с вами правда,
Гнев слова исказит любые.
Отложите его до завтра,
И не будет в нём прежней силы.

Никогда не спешите с гневом,
Два хороших глубоких вдоха –
Расслабляются мысли, нервы,
Исчезает из сердца злоба.

Торопитесь слова поддержки
Отыскать и уменьшить слёзы.
Только с гневом не надо спешки –
От него никакой нет пользы.



Предварительный просмотр:

Конспект повторительно-обобщающего урока по теме «Древний Восток».

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Форма урока: урок с использованием ИКТ

Ход урока:

Учащиеся предварительно разделены на 6 групп и готовят материал по одной из стран Древнего Востока: Египту, Финикии, Ассирии, Индии, Китаю, Персии. В компьютерном классе они рассаживаются за компьютеры с соответствующей презентацией, на большом экране выводится презентация учителя.

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы заканчиваем разговор по теме Древний Восток. В течение  первой и второй четверти мы изучили историю многих стран.

Назовите: Какие страны объединяет это название - Древний Восток?

Чтобы перейти к изучению стран Европы – Запада, мы должны предъявить древнегреческой богине  Клио, потому что именно она встречает нас на границе двух разделов курса истории, багаж наших знаний. Кроме этого, сегодня мы будем  повторять и закреплять знания по теме «Древний Восток», развивать умения анализировать и обобщать данные, развивать коммуникативные навыки – работать в группе, прислушиваться к мнению других ее членов (Слайд «Цели урока»)

Итак докажем Клио, что мы имеем право перейти границу и отправиться в дальнейшее путешествие в увлекательный мир истории.

Какие знания мы должны предъявить Клио (Слайд «План урока»):

Место расположения страны.

Влияние географического положения страны на занятия ее жителей.

Достижения народов стран Древнего Востока

Задание 1. Без знания карты невозможно ориентироваться на местности, тем более отправляясь в далекое путешествие. Проверим, знаете ли вы карту?

Рассмотрев карты, вы должны словами определить месторасположение стран Древнего Востока.

Задание 2. Месторасположение страны определяло географические и климатические условия жизни людей. А это, в свою очередь, основные их занятия. Вспомним, чем занималось население стран Древнего Востока, с помощью обнаруженных нами  свитков. Беда в том, что от времени и сырости чернила размылись и выцвели, часть текста утрачена. Ваша задача восстановить текст.

Основные занятия жителей Древнего Египта.

Египет –южная, жаркая страна, где зимы не бывает. По его территории протекает самая длинная река в мире - Нил. В самый жаркий период  года – начале лета- река выходит из берегов, затопляя окрестности и орошая долину. Когда Нил возвращается в свои берега, на них оседает черный ил, самая плодородная в древности почва. После спада воды в реке у египтян начиналась работа на полях. Они защищали низины от лишней воды дамбами - валами из глины. На высокие места воду поднимали в кожаных ведрах с помощью специальных приспособлений – шадуфов. Писцы старательно подсчитывали размер урожая каждого крестьянина. Обмолоченное зерно сдавали в царские зернохранилища.

Основные занятия жителей Финикии.

В названиях самых крупных городов Финикии отразились природные условия и занятия жителей страны.  Библ в переводе с финикийского значит «гора»,  Тир - «скала», а  Сидон - «место для рыбной ловли». Финикийские города стали центрами ремесла и торговли. Со дна моря финикийцы поднимали удивительные раковины, из которых получали краситель - пурпур, славившийся во всем мире. Из белого морского песка ремесленники выплавляли стекло и изготовляли прозрачные сосуды и красивые бусы. Торговали финикийцы оливковым маслом, вином, сушенной рыбой. Особым товаром стали рабы.

Основные занятия жителей Ассирии.

Плодородных земель в Ассирии мало, поэтому земледелие не являлось основным занятием ее населения.  Значительную часть страны занимают предгорья и горы, богатые железной рудой. Ассирийцы раньше соседей начали широко использовать железо прежде всего для изготовления оружия.   Благодаря этому ассирийские цари создали самую сильную армию, вооруженную железным оружием. В стране было много талантливых ремесленников: архитекторов, скульпторов, художников. В столице Ассирии – Ниневии, что в переводе означает логовище львов, было много красивых зданий. Самыми важными из них были царский дворец и разноцветные зиккураты.

Основные занятия жителей Древней Индии.

Во II тысячелетии до н.э. в долину реки Инд пришли кочевые племена ариев.  В Индии они перешли к оседлому земледелию и скотоводству. Часть коренного населения была вытеснена в южные районы, остальные смешались с пришельцами и образовали новый народ- индийцев. В начале I тысячелетия до н. э.  они научились выплавлять и обрабатывать железо и полностью освоили берега второй великой реки Индии - Ганг. В Индии выращивали пшеницу и ячмень, на заболоченных землях – рис. Индия – родина сахара и  хлопчатника.

Основные занятия жителей Древнего Китая.

Китайцы начали обрабатывать железо в 6 веке до н.э. Это позволило вырубить густые леса в долине Янцзы. Цивилизация распространилась на большей территории. Жители Китая занимались земледелием  в долинах рек, а в горных и степных районах было развито скотоводство. Также было хорошо развито и  ремесло, особенное внимание уделялось производству шелковых  тканей. Это позже привело к открытию Великого Шелкового пути.

Основные занятия жителей Персидской державы.

Персы – кочевые племена , жившие на юге Ирана, возле Персидского залива. Издавна они занимались кочевым скотоводством. С появлением в Iтысячелетии до н.э. железных орудий труда персы стали переходить к оседлому образу жизни. История древних цивилизаций на территории Западной Азии и Египта завершилось образованием великой державы. Она возникла в результате завоеваний царя персов Кира и его сына и наследника  Камбиза.

Задание  3. Мы определили месторасположение, природные условия, основные занятия жителей изученных стран. А теперь настало время своей игры, в которой каждый из вас может показать знания о достижениях народов Древнего Востока:

Египет 100 баллов: Назовите наиболее известного правителя –завоевателя Палестины, Финикии и Сирии. Ответ Тутмос 3.

300 баллов: Самое большое из этих сооружений достигает высоты 150 м. оно сложено из плит весом 2, 5 тонны каждая. Ответ Пирамида Хеопса.

500 баллов: С его именем связано введение единого бога Атона и отстранение жрецов от власти. Ответ фараон Ашока

1000 баллов: Мумифицирование покойников перед захоронением позволило египтянам сделать наибольшее количество открытий именно в этой области. Ответ Медицина.

Финикия 100 баллов Назовите наиболее известную правительницу Финикии, основавшую Карфаген. Ответ Элисса

300 баллов: В 603-600 г.г. до н.э. финикийцы отправились по Красному морю, держа курс на юг  и вошли в Средиземное море через Гибралтарский пролив. А это значит, что они первыми обогнули этот континент. Ответ Африка.

500 баллов: Из белого  морского песка финикийские ремесленники выплавляли материал, из которого изготовляли прозрачные сосуды и красивые бусы. Ответ: Стекло

1000 баллов: Этой краской окрашивались ткани для изготовления одежды правителей и вельмож. Она сверкала на солнце, не линяла и не выгорала. Ответ Пурпур.

Ассирия 100 баллов: Назовите наиболее известного правителя Ассирии – жестокого завоевателя. Ответ Синеххериб.

300 баллов: Этот  правитель Ассирии был одним из самых образованных людей своего времени. В своем дворце в Ниневии он собрал библиотеку из тридцати тысяч глиняных книг. Ответ Ашурбанапал

500 баллов: Впервые в мире именно эта часть войска стала главной ударной силой именно в ассирийской армии. Ответ конница.

1000 баллов: Как называется изображенное на рисунке осадное оружие, используемое ассирийцами. Ответ таран.

Индия 100 баллов Когда путешественники попробовали это, они удивились. По цвету этот продукт отличался от меда, а по вкусу он был слаще. Ответ сахар.

300 баллов: Белая шерсть на кустах. Ответ: хлопчатник

500 баллов: Кто-то называет это игрой, кто-то – спортом. Это занятие заставляет ум работать. Ответ: шахматы

1000 баллов: В древности этот напиток считали лекарством. Ответ чай.

Китай 100 баллов Как называлось письмо Китая ? Ответ иероглиф.

300 баллов: Для защиты от каких племен была выстроена Великая китайская стена ? Ответ гуннов.

500 баллов: Без него нельзя отправиться в дальний путь. Сейчас это есть и на корабле, и у геолога, и у туриста. А изобретено было в древнем Китае. Ответ компас

1000 баллов: Чтобы получить этот предмет, тонкие ленты коры варили в растворе извести. Затем полученную массу разбивали молотками, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали. Ответ: бумага.

Персия 100 баллов: Какого правителя Персии за его деяния прозвали Великим?

Ответ: Кир

300 баллов: Именно так назывались части Персидской державы, на которые ее поделил Дарий I. Ответ сатрапии.

500 баллов: Какой из правителей Персии именовал себя «царь великий, царь царей»?

Ответ Дарий I.

1000 баллов: Этим изобретением персов мы пользуемся до сих пор, если хотим письменно связаться с другом. Ответ почта.

Ребята, как вы думаете, пропустит нас Клио через границу разделов нашего курса истории?! Пропуском послужат успешно выполненные тесты.

Выполнение тестов, самопроверка. 

Тест по Египту.

1.Единое государство в Египте возникло:

А) около 3000 г. до н.э.

Б) около 2600 г.до н.э.

В) около 1800 г.до н.э.

2.Персы захватили Вавилон в:

А) 612 г.до н.э.

Б) 539 г.до н.э.

В) 221 г.до н.э.

3. Верховный правитель Египта назывался

А) царем                     Б) императором      В) фараоном

4.  Слуги в Индии назывались:

А) брахманами          Б) шудрами             В) варнами

5. В Китае и Египте  писали:

А) буквами                   Б) знаками               В) иероглифами

Тест по Финикии.

1.Пирамида Хеопса была построена около:

А) 3000 г.до н.э.

Б) 2600 г.до н.э.

В) 1800 г.до н.э.

2. Единое государство в Китае возникло в:

А) 221 г.до н.э.

Б) 539 г.до н.э.

В) 612 г.до н.э.

3. Забальзамированное тело умершего фараона называется:

А) копия                  Б) статуя                   В) мумия

4. Верховный правитель Индии назывался:

А) фараон                Б) царь                    В) раджа

5. Мудрец Гаутама основал новую религию:

А) ислам                  Б) буддизм            В) христианство

Тест по Ассирии.

1.Пирамида Хеопса была построена около:

А) 3000 г.до н.э.

Б) 1800 г.до н.э.

В) 2600 г.до н.э.

2. Персы захватили Вавилон в:

А) 221 г.до н.э.

Б) 539 г.до н.э.

В) 612 г.до н.э.

3. Сооружение, служащее местом захоронения фараона называется:

А) пирамида                  Б) статуя                   В) мумия

4. Представления древних людей и мире отражаются в:

А) орудиях труда        Б) одежде                В) мифах

5. Налог, который платили покоренные народы своим захватчикам, называется:

А) дань                            Б) цена                      В) кредит

Тест по Индии.

1.Единое государство в Египте возникло:

А) около 2600 г. до н.э.

Б) около 3000 г.до н.э.

В) около 1800 г.до н.э.

2.Ниневия была разрушена захватчиками  в:

А) 612 г.до н.э.

Б) 539 г.до н.э.

В) 221 г.до н.э.

3. Власть правителя в большинстве стран Востока была:

А) авторитарной       Б) демократической      В) деспотической

4.  Жрецы в Индии назывались:

А) брахманами          Б) шудрами                     В) варнами

5. В Китае и Египте  писали:

А) буквами                   Б) иероглифами               В) рисунками

Тест по Китаю.

1.Единое государство в Китае возникло:

А) около 3000 г. до н.э.

Б) около 1800 г.до н.э.

В) около 2600 г.до н.э.

2.Персы захватили Египет в:

А) 525 г.до н.э.

Б) 539 г.до н.э.

В) 221 г.до н.э.

3. Забальзамированное тело умершего фараона называется:

А) копия                  Б) статуя                   В) мумия

4.  Слуги в Индии назывались:

А) брахманами          Б) шудрами             В) варнами

5. В Китае и Египте  писали:

А) буквами                   Б) знаками               В) иероглифами

Тест по Персии.

1. Персы захватили Египет в:

А) 525 г.до н.э.

Б) 539 г.до н.э.

В) 221 г.до н.э.

2. Единое государство в Китае возникло в:

А) 539 г.до н.э.

Б) 221г.до н.э.

В) 612 г.до н.э.

3. Власть правителя в большинстве стран Востока была:

А) авторитарной       Б) демократической      В) деспотической

4.  Налог, который платили покоренные народы своим захватчикам, называется:

А) дань                            Б) цена                      В) кредит

5. Мудрец Гаутама основал новую религию:

А) ислам                  Б) буддизм            В) христианство

Кто не сделал ошибок? одну? две?

Чтобы я могла проанализировать как прошел наш урок, все ли цели достигнуты прошу заполнить анкету.

1.Как я усвоил материал?

А) Получил прочные знания, усвоил все вопросы

Б) Усвоил материал частично.

В) Необходимо еще поработать.

2. Как я работал, где допустил ошибки; удовлетворен ли своей работой?

А) Везде справлялся сам, удовлетворен своей работой.

Б) Допустил ошибки (на каком этапе?)

В) Не справился (с какими заданиями?)

3. Как работала учебная пара?

А) Дружно, совместно разбирали задания

Б) Активно участвовали в обсуждении не все

В) Работа вялая, неинтересная, много ошибок.

4. Мое мнение об уроке (пожелания), что понравилось, что не понравилось?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Центр развития образования

городского округа Самара

Кафедра Педагогических технологий

Курсы повышения квалификации «Актуальные вопросы преподавания комплекса дисциплин образовательной области обществознания»

Разработка урока в 10 классе по теме:

 Конституция – основной закон Российской Федерации.

Выполнила

                                                       Учитель истории и обществознания

                          МОУ школы № 69

                                                       Советского района г.о. Самара

                                                       Ластовская Нина Дмитриевна

2011 г.

Тема урока: Конституция – основной закон Российской Федерации.

Класс:  10.

Тип урока:  урок изучения нового материала

Вид урока: урок - соревнование

Цели урока:

формировать знания учащихся об основах  конституционного строя Российской Федерации

развивать  познавательный интерес учащихся старших классов к правовым и конституционным основам РФ.

воспитывать культуру дискуссии.

Форма: деловая игра

Оборудование: текст Конституции РФ, таблица «Структура Конституции РФ», схема «Государственная власть в РФ».

План урока: Участвовать в игре могут команды и отдельные игроки. Играющие должны выполнять задания каждого тура игры и набрать как можно больше очков. За выполнение заданий каждого тура игрок (команда) получают 5 очков.

Ход урока.

Учитель: 

Действующая Конституция РФ была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года. Конституция РФ является основным законом РФ, ядром ее правовой системы. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и принимается на всей территории РФ.

В соответствии с Конституцией Российское государство является демократическим. Декларируется реальное народовластие. В Основном Законе закреплен принцип разделения властей. Формируется следующая структура государственной власти в Российской Федерации (см. приложение № 3)

Сегодня на уроке, работая с текстом Конституции нашей страны, мы познакомимся с важнейшими государственно-правовыми идеями и убедимся в том, что строящееся в России общество по основам государственного строя является правовым.

По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов (см. приложение № 1). В преамбуле характеризуется условия и цели принятия Конституции.

I тур «Преамбула Конституции РФ».

Сравните преамбулы Конституций различных государств мира с преамбулой Конституции РФ. Укажите их общие черты и особенности (см. приложение №2).

Примерный вариант ответа:  Общими чертами является подчеркивание роли народа как источника власти, общими целями принятия конституций является утверждение демократических принципов правления, суверенитет, стремление сохранить высокий уровень социально-экономического развития страны. Различия заключаются в том, что Швейцарский основной закон содержит обращение «Во имя Всемогущего Бога!», а в испанском упоминается имя короля Хуана Карлоса I, «даровавшего» Конституцию своему народу.

II тур «Наше государство».

Опираясь на текст Конституции, выполните следующие задания: (командам  раздаются задачи)

Может ли Совет Федерации рассматривать закон одновременно с Государственной Думой?

Примерный вариант ответа:

Совет Федерации не может рассматривать закон одновременно с Государственной Думой, так как  Конституция устанавливает следующий  порядок рассмотрения  законов Российской Федерации палатами Федерального Собрания: принятые (большинством голосов от общего числа ее депутатов) Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Суд приговорил Петрова к 10 годам лишения свободы за шпионаж и постановил на период заключения лишить его гражданства РФ. Верно ли решение суда? Ответ обоснуйте.

Примерный вариант ответа:

Решение суда неверно в части лишения Петрова гражданства на время заключения, так как вопросы гражданства отнесены к компетенции Президента РФ (ст. 89)

Некий гражданин, в прошлом  однокурсник Президента страны, был приговорен по решению суда к трем годам лишения свободы. Супруга осужденного обратилась к Президенту с просьбой содействовать изменению приговора. Как может поступить Президент РФ? Ответ аргументируйте.

Примерный вариант ответа:

Президент не может повлиять на изменение решения суда только на том основании, что подсудимый является его бывшим одноклассником, потому что в соответствии с Конституцией РФ все граждане равны перед законом (ст.19)

III тур «Наши права и свободы».

Опираясь на текст Конституции РФ, докажите, что основной закон РФ способствует формированию демократического правового государства. (См. статьи 6,10,17,19,21-24,27,28,31,35,36,40,41,47-49,53,56).

Примерный вариант ответа:

Демократический характер российского государства определяется признанием равного и единого гражданства РФ (ст. 6),   равноправием его граждан зафиксированным в ст. 17.

В Конституции РФ зафиксированы основные признаки правового государства:

1. верховенство закона:

Ст. 19 провозглашает  равенство всех перед законом

Ст.47-49 обеспечивают защиту закона и получения юридической помощи, презумпция невиновности.

2. россиянам гарантирован широкий спектр прав и свобод:

Ст. 21- 24 личные права граждан

Ст. 27 свобода передвижения

Ст.28, 31 политические права

Ст. 35, 36 экономические права

Ст. 40, 41 социальные права

3.принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную провозглашает (Ст. 10)

4. взаимная ответственность граждан и государства обеспечивается наличием у граждан РФ не только прав, но и обязанностей, а также  ответственность государства за незаконные действия органов государственной власти или должностных лиц (Ст. 53, 56)

 

 

IV тур «Газетная статья»

Необходимо написать газетную статью объемом в один стандартный лист. В статье нужно дать общую характеристику Конституции РФ, кратко раскрыв, следующие темы:

Форма правления и тип государственного устройства России.

Закрепление в Конституции принципов правового государства.

Конституция РФ как основа для построения демократического политического режимов в стране.

В конце игры подводятся итоги и объявляются победители.

Приложение №1.

Приложение № 2.

1.Российская Федерация:

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2. Соединенные Штаты Америки:

        Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждая правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействуя общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем эту КОНСТИТУЦИЮ для СОЕДИННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ.

3.Швейцария:

        Во имя Всемогущего Бога!

ШВЕЙЦАРСКАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ, желая укрепить союз своих членов, поддержать и усилить единство, силу и честь швейцарской нации, приняла следующую Федеральную КОНСТИТУЦИЮ.

4.Королевство Испании:

        Дон Хуан Карлос I, Король Испании, всем, кто увидит и поймет настоящий Акт. Знайте, что Кортесы одобрили, а испанский народ утвердил следующую Конституцию:

 

Преамбула

Испанская Нация, желая установить справедливость, свободу и безопасность и обеспечить благополучие всех, кто ее составляет, используя свое суверенное право, заявляет о стремлении:

        Гарантировать демократическое сосуществование в рамках конституции, законов в соответствии со справедливым экономическим и социальным порядком; установить правовое государство, которое обеспечит верховенство закона как выражения воли народа;

Обеспечить всем испанцам и всем народам Испании осуществление прав человека, развитие своих культур и традиций, языков и институтов;

Способствовать прогрессу культуры и экономики для обеспечения всем достойного уровня жизни;

Создать передовое демократическое общество и взаимодействовать в укреплении мирных отношений и эффективного сотрудничества между всеми народами  Земли;

В соответствии с этим Кортесом одобрена и испанским народом утверждена следующая КОНСТИТУЦИЯ.

        

Приложение № 3.

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституция Российской Федерации 1993 года

Преамбула

Раздел I

Раздел II

Провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире

Главы:

1.Основы конституционного строя

2.Права и свободы человека и гражданина

3.Федеративное устройство

4. Президент РФ

5.Федеральное собрание

6. Правительство РФ

7. Судебная власть

8. Местное самоуправление

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Заключительные и переходные положения

Зам. председателя

Министры

Органы исполнительной власти

Государственный совет – совещательный орган при Президенте РФ

Президент РФ

Государственный аппарат (федеральный уровень)

Председатель

Правительство

Органы судебной власти

Прокура-тура

Конституционный суд России

Верховный суд России

Высший арбитражный суд России

Органы законодательной власти

Федеральное Собрание

Совет Федерации

Государст-венная Дума


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Мастер-класс на гродском теоретико-практическом семинаре 2014 год.

Примерное электронное портфолио учителя предметника....

Городской теоретико-практический семинар

laquo;Эффективные технологии образовательной деятельности для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»...