Тематические планы по ОРКСЭ 4 КЛАСС
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) по теме

Десятова Василина Александровна

Модуль" Основы мировых религиозных культур" 4 класс, 34 часа.

Модуль 2Основы светской этики" 5 класс, 17 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№51»

города Омска

Рабочая программа

по основам религиозных культур и светской этики.

Модуль: Основы мировых религиозных культур.

Класс:  4

учитель: Десятова Василина Александровна

учебный год: 2012-2013


Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена на основе:

1. Требований Стандарта (п. 12.4);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).

4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель учебного курса ОРКСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

формирование уважительного отношения к  разным духовным и светским традициям;

формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;

знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

 Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные  культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

Патриотизм

Социальная солидарность

Гражданственность

Семья

Труд и творчество

Наука

Традиционные российские религии

Искусство и литература

Природа

Человечество

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой  по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.  

          Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

Учащимися  изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится всего 34 часа. На протяжении всего периода изучения выбранного модуля занятия проводятся одним педагогом в 4 классе.

.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения

учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»[1]

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ

ЛИЧНОСТНЫМ

МЕТАПРЕДМЕТНЫМ

ПРЕДМЕТНЫМ

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

2) формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

5) воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

7) наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

2) формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

3) адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

4) умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

5) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

6) овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

7) готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

1) знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

2) знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

3) формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

4) осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание учебного предмета ОРКСЭ

4 класс — 34 часа.

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и

общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.


Тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур»

комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»


п/п

Тема

урока

Цель

Планируемые результаты

Основные

понятия

Методика, виды

работ

Требуемые

Ресурсы

Домашнее задание,

Привлечение родителей

1.






Россия – наша Родина

Познакомится с историей возникновения и особенностями религиозных культур.

Л1, М1, П1.

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица.

Президент. Государственные символы.

Беседа, работа с текстом и иллюстрациями

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Записать несколько традиций, принятых в семье ребенка.

2.






Культура и

религия.

Изучить основы разных  религиозных традиций.

Л2, М4, П3.

 Религия: первобытные верования, древние религии, традиционные религии, национальные религии, мировые религии.

Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с историческим развитием, работа с текстом и иллюстрациями.

тексты  на диске «Основы мировых религиозных культур».

Узнайте какие религии преобладают в вашем городе, области. Крае, республике?

3.






Культура и

религия.

Изучить  определения основных понятий  культуры.

Л1, М5, П4.

Культура. Материальная культура, духовная культура.

беседа, комментированное чтение,  самостоятельная работа с источниками информации, заполнение схемы.


Диск с примерами материальной культурой.

Прочитать статью из пособия, ответить на

вопросы: влияние религии на культуру.

4.






Возникновение религий.

Древнейшие

верования

Дают определения основных понятий религиозной культуры.

Л2, М5, П4

Пантеон. Многобожие. Завет.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему

Презентации  «Древнейшие верования», «Боги Древней Греции»; учебный мультсериал .

Прочитать статью из

пособия, составить план

5.






Возникновение религий.

Религии

мира и их

основатели.

Дают определения основных понятий религиозной культуры.

Л2, М5, П4

Мессия (Христос). Христианство, Ислам.

Ступы. Буддизм.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Прочитать статью из

пособия, ответить на вопросы

6.






Священные

Книги  религий  мира: Веды,  Авеста,

Трипитака

Установить взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.

Л2, М5, П4

Веды, Авеста, Типитака

Урок актуализации знаний.

Беседа, работа с текстом

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Прочитать статью из

пособия, ответить на вопросы

7.






Священные

книга мира:

Тора,   Библия,

Коран

Познакомить с описанием основных содержательных составляющих священных книг,

Л2, М5, П4

Канон. Тора. Библия. Коран. Пророки

Урок актуализации знаний.

Беседа, работа с текстом

Диск «Основы мировых религиозных культур»

8.












Хранители

предания в религиях

мир

Установить взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.

Л2, М5, П4

Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Л2, М5, П4Священник.

Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха.

Установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей

Диск «Основы мировых религиозных культур», иллюстрации «Хранители предания в религиях мира»

Рассказать членам семьи

и друзьям о мировых

религиях.

9.






Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния

Познакомить с описанием основных содержательных составляющих добра.  

Л5, М7, П4

Добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние, покаяние

Беседа, комментированное чтение, работа с источниками информации

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Подготовить рассказ с

примерами из истории

представлений человека о добре и зле.

10.






Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

Познакомить с описанием основных содержательных составляющих добра.  

Л5, М7, П4

Добро, зло, грехопадение, раскаяние, воздаяние. Рай и ад, традиции

Подготовка рассказа на тему

Подготовиться к

сочинению «Что такое

добро и зло»

11






Человек в

религиозных традициях

мира

 Познакомить с религиозными праздниками и святынями.

Л5, М7, П4















Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Православная

культура.

Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Подготовить рассказ на

тему «Что говорит о

человеке … культура »

12.






Священные

сооружения.

С описанием священных сооружений: иудейский храм, христианский храм.

Л2, М5, П4

Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации


УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Написать, какие

священные сооружения

ты встречал в своём

городе.

13.






Священные

сооружения

С описанием священных сооружений: буддиский храм, мечеть.

Л2, М5, П4

Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Написать, какие

священные сооружения

ты встречал в своём

городе

14.






Искусство в

религиозной

культуре

Ознакомить с религиозной культурой: христианство, иудаизм.

Л2, М5, П4

Икона. Каллиграфия. Арабески.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Составить план ответа

на тему «Искусство в

религиозной культуре

…»

15.






Искусство в

религиозной

культуре

Ознакомить с религиозной культурой: буддизм, ислам.

Л2, М5, П4

Семисвечник. Способы изображения Будды.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Подготовить рассказ

«Мои впечатления от

…»

16.






Творческие

работы

учащихся

Систематизировать знания по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества.

Л2, Л3, Л4, М5, П1-П4.

Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания

Использование мультимедийных средств

Подготовка творческих работ по выбору уч-ся

17.






Презентация

творческих

работ

Систематизировать знания по блоку 1- 2.

Л1-Л5, М1-М7, П1-П4.

Защита творческих работ

18.






История религии

России

Выяснить значение религии в России: язычество.

Л 1, Л2, М1, М2, М7, П3.

Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты.

Церкви

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Подготовить устный рассказ о вкладе в историю страны людей разных религий

19






История религии

России

Познакомиться с принятием христианства на Руси.

Л2, М7, П4.

Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты.

Церкви

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Подготовить устный рассказ о вкладе в историю страны людей разных религий

20






Религиозные

ритуалы.








Ознакомить с развитием религиозных культур в России.

Л2, М5, П3.

Ритуалы. Таинства.

 

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Подготовить сообщение об обрядах

Вопросы с.57

21




Обычаи о

обряды.

Ознакомить с развитием обрядов в России.

Л3, М6, П4

Обряды, обычаи.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Подготовить сообщение об обрядах

Вопросы с.57

22.






Паломничества и святыни

Знакомятся с обрядом паломничество.

Л1, М2, П2.

Паломничества: хадж, накхор

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Вопросы с.61

23.






Праздники и календари

Ознакомится с традиционными праздниками в России.

Л1, М3, М7, П4

Праздники

Самостоятельная работа с источниками информации

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Сообщение о традиционных религиозных праздниках по группам

24.






Праздники и календари

Ознакомится с созданием календаря.

Л1, М3, М7, П4

Календарь

Групповая исследовательская работа

Краевой диск

25.






Религия и

мораль.

Нравственные заповеди в религиях

мира

Узнать основные заповеди в разных религиях: Христианство, иудаизм.

Л2, М7, П4.

Притча

Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом,

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Эссе

26.






Религия и

мораль.

Нравственные заповеди в  религиях мира

Узнать основные заповеди в разных религиях: буддизм, ислам.

Л2, М7, П4.

Бодхисаттва

Групповая работа с источниками информации

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

27.






Милосердие, забота о слабых.

Выявить качества человека.

Л5, М1, П4.

Милосердие

Беседа.

УМК

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Эссе

28.






Семья

Рассмотреть понятие семья, род.

Л5, М3, П4.

Семья

Беседа, комментированное чтение

Диск «Основы мировых религиозных культур», краевой диск

Мини - сочинение

29.






Долг, свобода, ответственность, труд

Ознакомиться с понятием долг, ответственность.

Л5, М5, П3

Ответственность

Беседа, комментированное чтение

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Сочинение

30.






Любовь и

уважение к

Отечеству. Патриотизм многонационального народа России.

Рассмотреть многонациональность России.

Л5, М4, П4.

Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.

Великая сила нравственности. Народ

Беседа

Диск «Основы мировых религиозных культур»

Подготовить сообщение

об одной из конфессий.

31.













Подготовка

творческих

проектов.

Л2, Л3, Л4, М5, П1-П4





Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания

Использование мультимедийных средств

Подготовка творческих работ по выбору уч-ся

32.

Подготовка

творческих

проектов.

Л2, Л3, Л4, М5, П1-П4





Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания

Использование мультимедийных средств

Подготовка творческих работ по выбору уч-ся

33.

Презентации

творческих

проектов

Л2, Л3, Л4, М5, П1-П4


Защита творческих работ

34

Презентации

творческих

проектов

Л2, Л3, Л4, М5, П1-П4


Защита творческих работ

Рассмотрено на заседании МО

Протокол №_____

от «____»_____2012г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________Г.В. Бардусовой

от «____»_____2012г.

Утверждаю

Директор БОУ г. Омска «СОШ №51»

_________Т.Н. Подгорнова

Приказ №______

от «____»_____2012г.


[1] Составлено по источнику: Данилюк А.Я. /Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы Издательство «Просвещение», 2010.24с.



Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№51»

города Омска

Рабочая программа

по основам духовно-нравственной культуры народов России.

Модуль: Основы светской этики.

Класс:  5

учитель: Десятова В.А.

учебный год: 2012-2013

Учащимися  изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится всего 17 часов.  На протяжении всего периода изучения выбранного модуля занятия проводятся одним педагогом в 5 классе, 1 полугодие.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения

учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»[1]

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ

ЛИЧНОСТНЫМ

МЕТАПРЕДМЕТНЫМ

ПРЕДМЕТНЫМ

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

2) формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

5) воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

7) наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

2) формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

3) адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

4) умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

5) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

6) овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

7) готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

1) знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

2) знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

3) формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

4) осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


Календарно-тематическое планирование модуля «Основы светской этики»

 комплексного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России.»

№ п\п, дата урока.

Тема урока

Цель урока.

Основные понятия.

Планируемая деятельность учащихся.

Совместная деятельность с родителями.

Требуемые ресурсы.

Род и семья-исток нравственных отношений.

Рассмотреть понятие семья, род.

Род. Семья. Фамилия. Родословная.

Л1, М1, П1.

 родословную. Придумайте и изобразите герб своей семьи и узнайте значение вашей фамилии.

Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 18

Стр.38-39

Нравственный поступок.

Разобрать понятие нравственность.

Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель

поступка. Средства достижения цели. Действие.

Результат.

Л2, М3, П2

Выбрать и

проанализировать

поступок любимого

героя литературного

произведения

Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 19

Стр.40-41

Золотое правило нравственности.

Выяснить историю развития правила.

Золотое правило нравственности.

Л3, М6, П4

Оценить поступок героя

сказки с точки зрения

золотого правила

нравственности

Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 20

Стр.42-43

Стыд, вина и извинение.

Ознакомить с качествами человека: стыд, вина.

Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.

Л2, М6, П3

Подготовьте вопросы к тексту в учебнике.

Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 21

Стр.44-45

Честь и достоинство.

Рассмотреть понятие честь, достоинство.

Честь. Достоинство. Кодекс чести.

Л3, М5, П3

Подобрать пословицы, в

которых говорилось бы

о чести и достоинстве

Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 22

Стр.46-47

Совесть.

Определить качества человека: стыд.

Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля.

Л4, М7, П4

Обсудите с родителями, что значит испытывать муки совести.

Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 23

Стр.48-49

Нравственные идеалы.

Рассмотреть качества идеала человека.

Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.

Л2, М3, П2

Подготовить рассказ н

тему «Нравственный

образец богатыря»

Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 24

Стр.50-51

Нравственные идеалы.

Анализировать поведение человека.

Джентльмен. Леди.

Л2, М3, П2

Подготовить рассказ на

тему «Джентльмен и

леди»

Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 25

Стр.52-53


Образцы нравственности  в культуре  Отечества.

Рассмотреть нравственность в культуре Родины.

Нравственность. Культура. Культура России. Патриот.

Защитник Отечества. Коллективист.  

Л4, М7, П2.

Ответить на вопрос

«Кого из современников

можно назвать героями

защитниками

Отечества?»





Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 26

Стр.54-55

Этикет.

Выяснить значение слова этикет.

Этикет. Образец. Правила этикета.

Л3, М3, П1

Составить перечень

правил этикета, которые

должен соблюдать

школьник.

Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 27

Стр.56-57

Семейные праздники.

Рассмотреть традиционные семейные праздники в России.

Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.

Л3, М3, П3

Подготовить рассказ о

семейном празднике.

Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 28

Стр.58-59

Жизнь человека -высшая нравственная ценность.

Определить значение жизни для человека.

Ценности. Жизнь человека. Уникальность,

неповторимость жизни.

Л4, М4, П4

Подготовить рассказ на

тему «Жизнь человека –

высшая нравственная

ценность»

Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 29

Стр.60-61

Любовь и уважение к Отечеству.

Сформировать понятие Отечество, любовь к Родине.

Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ.

Л4, М6, П4

Рассказать членам семьи

и друзьям о государстве

и морали гражданина

Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 30

Стр.62-63

Подведение итогов.

Л5, М7, П4

Подготовка и презентация

творческих

проектов.

Творческие работы учащихся.

Подведение итогов.

Подведение итогов.

Подведение итогов.


Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена на основе:

1. Требований Стандарта (п. 12.4);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).

4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель учебного курса ОРКСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

формирование уважительного отношения к  разным духовным и светским традициям;

формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;

знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

 Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные  культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

Патриотизм

Социальная солидарность

Гражданственность

Семья

Труд и творчество

Наука

Традиционные российские религии

Искусство и литература

Природа

Человечество

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой  по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.  

          Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

Учащимися  изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 17 часов в третьей и четвёртой четверти в 4 классе и 17 часов в первой и второй четверти в пятом классе. Всего 34 часа. На протяжении всего периода изучения выбранного модуля занятия проводятся одним педагогом в 4 и в 5 классе.

.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

Осознание ценности человеческой жизни.

Содержание учебного предмета ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

4 класс, четвертая четверть (17 часов)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и

общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

5 класс, первая четверть (17 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный.  Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

 Учебник:  А.Я. Данилюк, Основы светской этики, 4-5 класс, М. « Просвещение»,  2012г.

Рассмотрено на заседании МО

Протокол №_____

от «____»_____2012г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________Г.В. Бардусовой

от «____»_____2012г.

Утверждаю

Директор БОУ г. Омска «СОШ №51»

_________Т.Н. Подгорнова

Приказ №______

от «____»_____2012г.


[1] Составлено по источнику: Данилюк А.Я. /Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы Издательство «Просвещение», 2010.24с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематический план история 10 класс от Ерошина

календарно-тематический план является составной частью  рабочей программы по истории 10-11 классы (базовый уровень)...

Тематический план Сафиуллина 6 класс (рус гр)

Рабочая программа для русских учеников в русской школе. 4 часа в неделю....

Тематический план Сафиуллина 7 класс (рус гр)

Рабочая программа для русскоязычных учеников в русской школе. 4 часа в неделю....

Тематический план Сафиуллина 8 класс (рус гр)

Рабочася программа для русскоязычных учеников в русской школе. 4 часа  в неделю....

Календарно-тематический план для 5 класса татарской группы

Предлагаю вашему вниманию календарно-тематический план для 5 класса татарской группе в школе с русским языком преподавания.План рассчитан на 3 часа в неделю татарского языка.Итого-105 часов....

Тематический план технология 5 классу

Рабочая программа составлена согласно федеральному государственному стандарту основного общего образования по технологии и примерной Программы основного общего образования по технологии. Для проведени...