Тематические планы по ОРКСЭ 4 КЛАСС
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) по теме
Модуль" Основы мировых религиозных культур" 4 класс, 34 часа.
Модуль 2Основы светской этики" 5 класс, 17 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_4_klass_orkse.doc | 137 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_etiki_5_klass.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№51»
города Омска
Рабочая программа
по основам религиозных культур и светской этики.
Модуль: Основы мировых религиозных культур.
Класс: 4
учитель: Десятова Василина Александровна
учебный год: 2012-2013
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе:
1. Требований Стандарта (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд и творчество
Наука
Традиционные российские религии
Искусство и литература
Природа
Человечество
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Учащимися изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится всего 34 часа. На протяжении всего периода изучения выбранного модуля занятия проводятся одним педагогом в 4 классе.
.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»[1]
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ |
ЛИЧНОСТНЫМ | МЕТАПРЕДМЕТНЫМ | ПРЕДМЕТНЫМ |
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; 2) формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; 3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 4) развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; 5) воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; 6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 7) наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; 2) формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; 3) адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; 4) умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; 5) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; 6) овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 7) готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | 1) знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; 2) знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; 3) формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; 4) осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. |
Содержание учебного предмета ОРКСЭ
4 класс — 34 часа.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур»
комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
№ п/п | Тема урока | Цель | Планируемые результаты | Основные понятия | Методика, виды работ | Требуемые Ресурсы | Домашнее задание, Привлечение родителей |
1. | 4б 4а 4в | Россия – наша Родина | Познакомится с историей возникновения и особенностями религиозных культур. | Л1, М1, П1. | Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. | Беседа, работа с текстом и иллюстрациями | Диск «Основы мировых религиозных культур» | Записать несколько традиций, принятых в семье ребенка. |
2. | 4б 4а 4в | Культура и религия. | Изучить основы разных религиозных традиций. | Л2, М4, П3. | Религия: первобытные верования, древние религии, традиционные религии, национальные религии, мировые религии. | Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с историческим развитием, работа с текстом и иллюстрациями. | тексты на диске «Основы мировых религиозных культур». | Узнайте какие религии преобладают в вашем городе, области. Крае, республике? |
3. | 4б 4а 4в | Культура и религия. | Изучить определения основных понятий культуры. | Л1, М5, П4. | Культура. Материальная культура, духовная культура. | беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение схемы. | Диск с примерами материальной культурой. | Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы: влияние религии на культуру. |
4. | 4б 4а 4в | Возникновение религий. Древнейшие верования | Дают определения основных понятий религиозной культуры. | Л2, М5, П4 | Пантеон. Многобожие. Завет. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | Презентации «Древнейшие верования», «Боги Древней Греции»; учебный мультсериал . | Прочитать статью из пособия, составить план |
5. | 4б 4а 4в | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | Дают определения основных понятий религиозной культуры. | Л2, М5, П4 | Мессия (Христос). Христианство, Ислам. Ступы. Буддизм. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | Диск «Основы мировых религиозных культур» | Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы |
6. | 4б 4а 4в | Священные Книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака | Установить взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. | Л2, М5, П4 | Веды, Авеста, Типитака | Урок актуализации знаний. Беседа, работа с текстом | Диск «Основы мировых религиозных культур» | Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы |
7. | 4б 4а 4в | Священные книга мира: Тора, Библия, Коран | Познакомить с описанием основных содержательных составляющих священных книг, | Л2, М5, П4 | Канон. Тора. Библия. Коран. Пророки | Урок актуализации знаний. Беседа, работа с текстом | Диск «Основы мировых религиозных культур» |
8. | 4б 4а 4в | Хранители предания в религиях мир | Установить взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. | Л2, М5, П4 | Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Л2, М5, П4Священник. Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха. | Установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей | Диск «Основы мировых религиозных культур», иллюстрации «Хранители предания в религиях мира» | Рассказать членам семьи и друзьям о мировых религиях. |
9. | 4б 4а 4в | Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния | Познакомить с описанием основных содержательных составляющих добра. | Л5, М7, П4 | Добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние, покаяние | Беседа, комментированное чтение, работа с источниками информации | Диск «Основы мировых религиозных культур» | Подготовить рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле. |
10. | 4б 4а 4в | Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад | Познакомить с описанием основных содержательных составляющих добра. | Л5, М7, П4 | Добро, зло, грехопадение, раскаяние, воздаяние. Рай и ад, традиции | Подготовка рассказа на тему | Подготовиться к сочинению «Что такое добро и зло» |
11 | 4б 4а 4в | Человек в религиозных традициях мира | Познакомить с религиозными праздниками и святынями. | Л5, М7, П4 | Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Православная культура. | Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации | УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» | Подготовить рассказ на тему «Что говорит о человеке … культура » |
12. | 4б 4а 4в | Священные сооружения. | С описанием священных сооружений: иудейский храм, христианский храм. | Л2, М5, П4 | Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации | УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» | Написать, какие священные сооружения ты встречал в своём городе. |
13. | 4б 4а 4в | Священные сооружения | С описанием священных сооружений: буддиский храм, мечеть. | Л2, М5, П4 | Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации | УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» | Написать, какие священные сооружения ты встречал в своём городе |
14. | 4б 4а 4в | Искусство в религиозной культуре | Ознакомить с религиозной культурой: христианство, иудаизм. | Л2, М5, П4 | Икона. Каллиграфия. Арабески. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» | Составить план ответа на тему «Искусство в религиозной культуре …» |
15. | 4б 4а 4в | Искусство в религиозной культуре | Ознакомить с религиозной культурой: буддизм, ислам. | Л2, М5, П4 | Семисвечник. Способы изображения Будды. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» | Подготовить рассказ «Мои впечатления от …» |
16. | 4б 4а 4в | Творческие работы учащихся | Систематизировать знания по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества. | Л2, Л3, Л4, М5, П1-П4. | Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания | Использование мультимедийных средств | Подготовка творческих работ по выбору уч-ся |
17. | 4б 4а 4в | Презентация творческих работ | Систематизировать знания по блоку 1- 2. | Л1-Л5, М1-М7, П1-П4. | Защита творческих работ |
18. | 4б 4а 4в | История религии России | Выяснить значение религии в России: язычество. | Л 1, Л2, М1, М2, М7, П3. | Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты. Церкви | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» | Подготовить устный рассказ о вкладе в историю страны людей разных религий |
19 | 4б 4а 4в | История религии России | Познакомиться с принятием христианства на Руси. | Л2, М7, П4. | Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты. Церкви | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» | Подготовить устный рассказ о вкладе в историю страны людей разных религий |
20 | 4б 4а 4в | Религиозные ритуалы. | Ознакомить с развитием религиозных культур в России. | Л2, М5, П3. | Ритуалы. Таинства.
| Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» | Подготовить сообщение об обрядах Вопросы с.57 |
21 | 4б 4а 4в | Обычаи о обряды. | Ознакомить с развитием обрядов в России. | Л3, М6, П4 | Обряды, обычаи. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» | Подготовить сообщение об обрядах Вопросы с.57 |
22. | 4б 4а 4в | Паломничества и святыни | Знакомятся с обрядом паломничество. | Л1, М2, П2. | Паломничества: хадж, накхор | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | Диск «Основы мировых религиозных культур» | Вопросы с.61 |
23. | 4б 4а 4в | Праздники и календари | Ознакомится с традиционными праздниками в России. | Л1, М3, М7, П4 | Праздники | Самостоятельная работа с источниками информации | Диск «Основы мировых религиозных культур» | Сообщение о традиционных религиозных праздниках по группам |
24. | 4б 4а 4в | Праздники и календари | Ознакомится с созданием календаря. | Л1, М3, М7, П4 | Календарь | Групповая исследовательская работа | Краевой диск |
25. | 4б 4а 4в | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Узнать основные заповеди в разных религиях: Христианство, иудаизм. | Л2, М7, П4. | Притча | Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, | УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» | Эссе |
26. | 4б 4а 4в | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Узнать основные заповеди в разных религиях: буддизм, ислам. | Л2, М7, П4. | Бодхисаттва | Групповая работа с источниками информации | УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» |
27. | 4б 4а 4в | Милосердие, забота о слабых. | Выявить качества человека. | Л5, М1, П4. | Милосердие | Беседа. | УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» | Эссе |
28. | 4б 4а 4в | Семья | Рассмотреть понятие семья, род. | Л5, М3, П4. | Семья | Беседа, комментированное чтение | Диск «Основы мировых религиозных культур», краевой диск | Мини - сочинение |
29. | 4б 4а 4в | Долг, свобода, ответственность, труд | Ознакомиться с понятием долг, ответственность. | Л5, М5, П3 | Ответственность | Беседа, комментированное чтение | Диск «Основы мировых религиозных культур» | Сочинение |
30. | 4б 4а 4в | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального народа России. | Рассмотреть многонациональность России. | Л5, М4, П4. | Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Великая сила нравственности. Народ | Беседа | Диск «Основы мировых религиозных культур» | Подготовить сообщение об одной из конфессий. |
31. | Подготовка творческих проектов. | Л2, Л3, Л4, М5, П1-П4 | Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания | Использование мультимедийных средств | Подготовка творческих работ по выбору уч-ся |
32. | Подготовка творческих проектов. | Л2, Л3, Л4, М5, П1-П4 | Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания | Использование мультимедийных средств | Подготовка творческих работ по выбору уч-ся |
33. | Презентации творческих проектов | Л2, Л3, Л4, М5, П1-П4 | Защита творческих работ |
34 | Презентации творческих проектов | Л2, Л3, Л4, М5, П1-П4 | Защита творческих работ |
Рассмотрено на заседании МО
Протокол №_____
от «____»_____2012г.
Согласовано
Зам. директора по УВР
_________Г.В. Бардусовой
от «____»_____2012г.
Утверждаю
Директор БОУ г. Омска «СОШ №51»
_________Т.Н. Подгорнова
Приказ №______
от «____»_____2012г.
[1] Составлено по источнику: Данилюк А.Я. /Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы Издательство «Просвещение», 2010.24с.
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№51»
города Омска
Рабочая программа
по основам духовно-нравственной культуры народов России.
Модуль: Основы светской этики.
Класс: 5
учитель: Десятова В.А.
учебный год: 2012-2013
Учащимися изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится всего 17 часов. На протяжении всего периода изучения выбранного модуля занятия проводятся одним педагогом в 5 классе, 1 полугодие.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»[1]
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ |
ЛИЧНОСТНЫМ | МЕТАПРЕДМЕТНЫМ | ПРЕДМЕТНЫМ |
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; 2) формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; 3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 4) развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; 5) воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; 6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 7) наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; 2) формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; 3) адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; 4) умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; 5) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; 6) овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 7) готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | 1) знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; 2) знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; 3) формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; 4) осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. |
Календарно-тематическое планирование модуля «Основы светской этики»
комплексного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России.»
№ п\п, дата урока. | Тема урока | Цель урока. | Основные понятия. | Планируемая деятельность учащихся. | Совместная деятельность с родителями. | Требуемые ресурсы. |
Род и семья-исток нравственных отношений. | Рассмотреть понятие семья, род. | Род. Семья. Фамилия. Родословная. | Л1, М1, П1. | родословную. Придумайте и изобразите герб своей семьи и узнайте значение вашей фамилии. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 18 Стр.38-39 |
Нравственный поступок. | Разобрать понятие нравственность. | Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. | Л2, М3, П2 | Выбрать и проанализировать поступок любимого героя литературного произведения | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 19 Стр.40-41 |
Золотое правило нравственности. | Выяснить историю развития правила. | Золотое правило нравственности. | Л3, М6, П4 | Оценить поступок героя сказки с точки зрения золотого правила нравственности | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 20 Стр.42-43 |
Стыд, вина и извинение. | Ознакомить с качествами человека: стыд, вина. | Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние. | Л2, М6, П3 | Подготовьте вопросы к тексту в учебнике. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 21 Стр.44-45 |
Честь и достоинство. | Рассмотреть понятие честь, достоинство. | Честь. Достоинство. Кодекс чести. | Л3, М5, П3 | Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о чести и достоинстве | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 22 Стр.46-47 |
Совесть. | Определить качества человека: стыд. | Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля. | Л4, М7, П4 | Обсудите с родителями, что значит испытывать муки совести. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 23 Стр.48-49 |
Нравственные идеалы. | Рассмотреть качества идеала человека. | Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка. | Л2, М3, П2 | Подготовить рассказ н тему «Нравственный образец богатыря» | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 24 Стр.50-51 |
Нравственные идеалы. | Анализировать поведение человека. | Джентльмен. Леди. | Л2, М3, П2 | Подготовить рассказ на тему «Джентльмен и леди» | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 25 Стр.52-53 |
Образцы нравственности в культуре Отечества. | Рассмотреть нравственность в культуре Родины. | Нравственность. Культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. | Л4, М7, П2. | Ответить на вопрос «Кого из современников можно назвать героями защитниками Отечества?» | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 26 Стр.54-55 |
Этикет. | Выяснить значение слова этикет. | Этикет. Образец. Правила этикета. | Л3, М3, П1 | Составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 27 Стр.56-57 |
Семейные праздники. | Рассмотреть традиционные семейные праздники в России. | Праздник. Подарок. Праздничный ритуал. | Л3, М3, П3 | Подготовить рассказ о семейном празднике. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 28 Стр.58-59 |
Жизнь человека -высшая нравственная ценность. | Определить значение жизни для человека. | Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни. | Л4, М4, П4 | Подготовить рассказ на тему «Жизнь человека – высшая нравственная ценность» | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 29 Стр.60-61 |
Любовь и уважение к Отечеству. | Сформировать понятие Отечество, любовь к Родине. | Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. | Л4, М6, П4 | Рассказать членам семьи и друзьям о государстве и морали гражданина | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 30 Стр.62-63 |
Подведение итогов. | Л5, М7, П4 | Подготовка и презентация творческих проектов. | Творческие работы учащихся. |
Подведение итогов. |
Подведение итогов. |
Подведение итогов. |
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе:
1. Требований Стандарта (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд и творчество
Наука
Традиционные российские религии
Искусство и литература
Природа
Человечество
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Учащимися изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 17 часов в третьей и четвёртой четверти в 4 классе и 17 часов в первой и второй четверти в пятом классе. Всего 34 часа. На протяжении всего периода изучения выбранного модуля занятия проводятся одним педагогом в 4 и в 5 классе.
.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
Осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
4 класс, четвертая четверть (17 часов)
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
5 класс, первая четверть (17 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Учебник: А.Я. Данилюк, Основы светской этики, 4-5 класс, М. « Просвещение», 2012г.
Рассмотрено на заседании МО
Протокол №_____
от «____»_____2012г.
Согласовано
Зам. директора по УВР
_________Г.В. Бардусовой
от «____»_____2012г.
Утверждаю
Директор БОУ г. Омска «СОШ №51»
_________Т.Н. Подгорнова
Приказ №______
от «____»_____2012г.
[1] Составлено по источнику: Данилюк А.Я. /Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы Издательство «Просвещение», 2010.24с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематический план по биологии11 класс 3ч (профиль)
По программе В.В.Пасечника...
календарно-тематический план история 10 класс от Ерошина
календарно-тематический план является составной частью рабочей программы по истории 10-11 классы (базовый уровень)...
Тематический план Сафиуллина 6 класс (рус гр)
Рабочая программа для русских учеников в русской школе. 4 часа в неделю....
Тематический план Сафиуллина 7 класс (рус гр)
Рабочая программа для русскоязычных учеников в русской школе. 4 часа в неделю....
Тематический план Сафиуллина 8 класс (рус гр)
Рабочася программа для русскоязычных учеников в русской школе. 4 часа в неделю....
Календарно-тематический план для 5 класса татарской группы
Предлагаю вашему вниманию календарно-тематический план для 5 класса татарской группе в школе с русским языком преподавания.План рассчитан на 3 часа в неделю татарского языка.Итого-105 часов....
Тематический план технология 5 классу
Рабочая программа составлена согласно федеральному государственному стандарту основного общего образования по технологии и примерной Программы основного общего образования по технологии. Для проведени...