календарно-тематический план история 10 класс от Ерошина
календарно-тематическое планирование по истории (10 класс) по теме

календарно-тематический план является составной частью  рабочей программы по истории 10-11 классы (базовый уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_istoriya_10_1212-13.docx91.62 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Предмет – история: Всеобщая история – 34 часа; История России – 68 часов; всего – 102 часа. (3 часа в неделю)

Класс – 10

Учебный год – 2012/2013

Программа: рабочая программа Ерошина В.М.

Учебники:

  1. Борисов Н.С. История России с древнейших времён до конца XVII века. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. М., Просвещение, 2010  (МГУ – школе);
  2. Левандовский А.А.  История России XVIII-XIX веков. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. М., Просвещение, 2011 (МГУ – школе);
  3. Волобуев О.В. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2012.

№№

п.п.

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы

содержания

Требования к

уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля,

измерители

Дополни -тельное

образова

ние

Домаш

нее

задание

Дата проведения

план

факт

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (34 часа)

История как наука  (1 час)

1.

История как наука

1

Вводный

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации.

Знать особенности

истории как науки.

Понимать взаимосвязь

и особенности истории

России и мира

Фронтальная

работа

Блок М.

Апология

истории

Стр. 3-4;

вопросы

Древнейшая история человечества  (1 час)

2.

Древнейшая история человечества

1

Комбинированный

Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

Характеризовать

человека и человеческое сообщество

первобытной

Эпохи. Выявлять причины, сущность и

 результаты

Неолитической

революции

Фронталь

ный

опрос, работа

 с понятиями

Работа К.Маркса и Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собствен-

ности

и государства»

§ 1. Вопросы и

задания на стр. 12

Цивилизация Древнего мира и Средневековья (12 часов)

3.

Цивилизации

Древнего

Востока

1

Школьная лекция

Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.

Знать, сравнивать, анализировать происхождение и развитие индо-буддийской и китайско-конфуцианских цивилизаций. Определять мировоззренческие особенности и их причины

Решение проблемных

задач

Взгляды Конфуция изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй"), составленной его учениками и последователями

§2.

Вопросы и задания

4.

Античное

Средиземноморье

1

Школьная лекция с элементами практической работы

Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право цивилизаций и мира варваров.

Определять роль колонизации и торговых коммуникаций. Характеризовать полисную политику-правовую организацию. Сравнивать демократию и теранию. Характеризовать особенности римского права.

Работа с документа

ми.

Кто создавал Римское право

§3.

Вопросы и задания

5.

Античная цивилизация и

варварский мир

1

Урок-презентация

Античная цивилизация и варварский мир. Античные города Северного Причерноморья. Кочевые общества: скифы, сарматы, хунну. Поздняя Римская империя и варвары. Взаимодействие древних цивилизаций и мира варваров.

Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима.

Характеризовать взаимоотношения античной цивилизации и варварами. Систематизировать и представлять материал, характеризующий развитие культуры Древней Греции и Древнего Рима.

Доклады учащихся с презентациями

Философское наследие  Древней Греции и Рима.

(П. Таранов Мудрость трёх тысячеле-

тий).

§4.

Вопросы и задания

6.

Первые века

христианства

1

Групповая работа с использова-

нием текста учебника

Становление иудео-христианской духовной традиции, её религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь. Церковь и государство. Борьба с ересями. Вселенские соборы.

Выявлять причины появления и особенности христианства.

Работа в группе с текстом

§5.

Вопросы и задания.

7.

Европа в Раннее

Средневековье

(V-X вв.)

1

Урок с элементами практиче-ской работы

Христианская средневековая цивилизация в Европе. Европа в раннее Средневековье (V-Xвв.). Франкская империя.

Определять характерные черты христианской средневековой цивилизации. Сравнивать их с цивилизациями Древнего мира.

Работа с картой, схемами, документами.

Период Меровингов

§6.

Вопросы и задания.

Опережающее задание к уроку-семинару по культуре

8.

Средневековая

Европа в XI – XV вв.

1

Комбинированный урок

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм. Феодальная раздробленность. Сословное деление средневекового общества. Средневековая Европа в XI-XV вв. Хозяйственное развитие. Образование централизованных государств.

Выявлять признаки и принципы феодальной системы. Характеризовать сословно-корпоративный строй.

Выполнение заданий на выявление характерных признаков феодального строя.

Феодализм

§7.

Вопросы и задания.

9.

Искусство и

литература Западной Европы

в V – XIII вв.

1

Семинар-

ское занятие.

Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья. Романский стиль в архитектуре и скульптуре. Готическая архитектура. Средневековая литература, образование, нау-

ка

Систематизировать и представлять материал, характеризующий развитие культуры в Средние века. Выявлять специфику роли церкви в европейском средневековом обществе.

Выступления на семинарском занятии. Заполнение таблицы.

Рыцарский эпос и поэзия

§8.

Вопросы и задания.

10.

Византийская

империя и

восточно-

христианский

мир

1

Групповая работа с использованием текста учебника

Античная и христианская традиции в жизни византийцев. Государственная власть, общество и церковь. Византия между Западом и Востоком. Византия и славяне. Культурное наследие Византии

Определять роль влияния Византии.

Работа в группах.

Истоки православ-

ной культуры России

§9.

Вопросы и задания

11.

Арабские

завоевания

и создание

арабского

халифата

1

Школьная лекция

Возникновение исламской цивилизации. Арабский халифат. Страны Ближнего, Среднего Востока

Культура мусульманских стран

Анализировать особенности исламской цивилизации

Индивидуальные задания. Тестирова-

ние.

Средневековая арабо-мусульманская культура Становление и особенности

§10.

Вопросы и задания

12.

Страны Ближнего,

Среднего Востока и Балкан

1

Групповая работа с использованием текста учебника

Мусульманские государства в X-XIII вв. Крестовые походы. Завоевания турок-османов. Гибель Византийской империи

Характеризовать, определять, выделять суть и причины крестовых походов и гибели Византийской империи

Работа с документа-ми

§11.

Вопросы и задания

13.

Страны Южной, Во-

Сточной и Центральной Азии

В Средние века

1

Урок-презентация

Общие черты цивилизаций Востока. Индия. Китай. Монгольская держава. Средняя Азия

Выявлять общие черты в развитии стран Востока и специфику.

Доклады учащихся, составление таблицы

§12.

Вопросы и задания.

14.

Повторительно-обобщающий урок: «Древний мир. Средние века»

1

Повторительно-обобщающий урок

Древний мир

Средневековье

Выявлять характерные черты, сравнивать между собой и с древними цивилизациями цивилизации средневековья

Решение проблемных задач.

Тестирова

ние.

§1-12

Вопросы и задания

Новое время: эпоха модернизации в странах Запада (18 часов)

15.

Европа в начале Нового времени. Эпоха Великих географических открытий.

1

Школьная лекция

Экономика Европы в начале Нового времени. Начало эпохи Великих географических открытий и появление первых колоний. Географические открытия XVI-XVII вв. и их последствия.

Знать принципы периодизации истории. Выявлять причины и признаки модернизации. Сопоставлять причины и результаты Великих географических открытий

Фронтальный опрос. Работа с понятиями. Работа со схемами и диаграмма

ми. Выполнение заданий на установление причинно-следствен

ных связей

Блон Ж.

Флибустьерское море

§13

Стр. 104-108

16.

Реформация и Контрреформация в Европе .

1

Урок с элементами практической работы

Реформация и Контрреформация в Европе. Изменения в жизни западноевропейского общества.

Выявлять причины и последствия Реформации и Контрреформации. Сравнивать изменения в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Реформации со средневековьем

Выполнение в группе познавательных задач

Великие люди Реформа -

ции: М.Лютер,

Т.Мюнцер,

Ж.Кальвин,

Цвингли.

§13

Стр. 108-113

17.

Государство и общество стран Западной Европы в XVI – XVII вв.

1

Групповая работа с использованием текста учебника

Социально-экономическое развитие Европы в XVI в. Абсолютизм. Французский абсолютизм Людовика XIV. Английский абсолютизм в XVI - XVII вв. Английская революция в XVII в.

Определять взаимосвязь социально-экономических и социально-политических изменений, их причины и последствия

Работа в группах на выявление причин и характерных черт

Барг М.А.

Великая английская революция в портретах её деятелей

§14

18.

Эпоха Просвещения

1

Урок-презентация

Революция в естествознании. Общественные идеи века Просвещения. Просвещённый абсолютизм.

Характеризовать эпоху Просвещения. Раскрывать понятие просвещённый абсолютизм

Доклады учащихся. Работа с документами

§15

19.

Революции в XVIII столетии. Англия и её североамериканские колонии (американская революция)

1

Школьная лекция

Англия и её североамериканские колонии. Война за независимость североамериканских колоний и американская революция.

Определять взаимосвязь социально-экономических и социально-политических изменений, их причины и последствия. Характеризовать американскую революцию

Работа с документами и текстом учебника в группах

Декларация Независимости, основополагающий документ американской революции, принятый Континентальным конгрессом 4 июля 1776 года и провозгласивший отделение от Великобритании ее 13 североамериканских колоний. Текст

§16

Стр. 128-132

20.

Великая французская революция

1

Школьная лекция

Начало Великой французской революции. Свержение королевской власти во Франции. Якобинская диктатура и её падение.

Определять взаимосвязь социально-экономических и социально-политических изменений, их причины и последствия. Характеризовать  Великую французскую буржуазно-демократическую революцию

Презентации учащихся по лидерам революции

§16

Стр. 132 - 139

21.

От республики к империи Наполеона I

1

Групповая работа с использованием текста учебника

Приход к власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновские войны. Нашествие Наполеона на Россию. Крах наполеоновской империи. Внский конгресс и Священный союз.

Раскрывать понятие «бонапартизм»

Работа в группах с документами и картой

§17

22.

Тенденции развития европейской культуры XIV – XVIII вв.

1

Урок-презентация

Возрождение. Искусство барокко. Искусство эпохи абсолютизма.

Формулировать эволюцию идей Нового времени

Сообщения учащихся

§18

23.

Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Изменения в сельском хозяйстве Англии. Начало промышленного переворота

1

Урок изучения нового материала

Промышленный переворот и становление индустриального общества. Изменения в сельском хозяйстве Англии. Начало промышленного переворота.

Называть социально-экономические и политические предпосылки промышленного переворота. Указывать внутренние и внешние факторы, способствовавшие развитию экономики.

Обсуждение проблемных заданий

 Семенов В.Ф. Огораживания и крестьянские движения в Англии XVI в.

§19

Стр. 156-160

24.

Новый этап промышленного переворота.

1

Урок изучения нового материала

Новый этап промышленного переворота. Социальные последствия промышленного переворота.

Характеризовать противоречия промышленного противоречия и его значение.

Обсуждение проблемных заданий

Последствия промышленного переворота в Европе

§19

Стр. 160-166

25.

Революции и реформы в XIX веке. Революции во Франции. Революционное движение в Европе.

1

Урок применения знаний

Июльская революция во Франции. Революция середины XIX века во Франции. Революционное движение в странах Европы.

Характеризовать причины, особенности и значение европейских революций XIX века

Работа с таблицей

§20-21

Стр. 166-172

26.

Реформы в Великобри -

тании. Борьба против рабства в США

1

Комбинированный

Реформы в Великобритании. Борьба против рабства в США.

Характеризовать и сравнивать реформы и революции.

Значение победы Севера над Югом США.

Работа в группах по выявлению характерных черт реформ и революций

§20-21

Стр. 173-177

27.

Колониальная экспансия европейцев в Азии, Африке и Америке в XVI – XIX вв. Создание колониальных империй.

1

Комбинированный

Создание колониальных империй. «Борьба за моря».  Колониальная экспансия Голландии, Англии и Франции в XVII – XVIII вв.

Характеризовать сущность колониализма, его причины, последствия.

Работа с таблицей

§22

Стр. 178-185

28.

Проникнове-

ние европейцев в Китай и Японию. Национально-освободительные движения в Америке

1

Комбинированный

Проникновение европейцев в Китай и Японию. Национально-освободительные движения в Америке

Характеризовать роль и значение проникновения европейских колонизаторов в Китай и Японию.

Характеризовать причины, особенности, значение национально-освободительного движения в Америке.

Сообщения учащихся

Опиумные войны в Китае.

Агрессивные войны Англии и Франции при поддержке США против Китая в середине 19 в. с целью превращения его в зависимую страну.

§22

Стр. 185-189

29.

Идейные течения и политические партии стран Запада в XIX веке.

1

Урок применения знаний

«Век либерализма». Консерватизм. Социализм. Идеи национализма на Западе.

Называть и характеризовать общественно-политические течения, сложившиеся в Европе в XIX веке.

Раскрывать сущность идеологий, анализировать их влияние на социальные изменения

Работа с таблицей

Философия Ф.Ницше.

Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолко-вание феноме-

нов»,  тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму

§23.

Вопросы и задания

30.

Страны Западной Европы во второй половине XIX века

1

Комбинированный

Возникновение национальных государств в Европе. Новые лидеры мировой экономики. Новые явления в экономике стран Запада. Колониальные захваты и создание колониальных империй. Общественные отношения и политические партии во второй половине XIX в.

Называть, объяснять, характеризовать причины и значение возникновения национальных государств в Европе, изменения в экономике, создания колониальных империй. Роль и значение общественных движений и политических партий в общественной жизни Западной Европы.

Выступления учащихся

О. Бисмарк и его роль в объеди-нении Германии.

Джузеппе Гарибальди – народный герой Италии

§24.

Вопросы и задания

31.

Европейская культура XIX века. Литература, художественная культура, театр, музыка в первой половине XIX века

1

Урок применения знаний

Литература первой половины XIX века. Художественная культура. Театральное искусство и музыка.

Характеризовать, объяснять процессы развития европейской культуры, её влияние на духовное развитие общества в первой половине XIX века

Представление и защита творческих работ и проектов

Мировая художественная культура

XIX век

§25

Стр. 205-210

32.

Европейская культура второй половины XIX века

1

Урок применения знаний

Литература второй половины XIX века. Национальные литературы и мировой литературный процесс. Художественная культура второй половины XIX века.

Характеризовать, объяснять процессы развития европейской культуры, её влияние на духовное развитие общества во второй половине XIX века.

Представление и защита творческих работ и проектов

Мировая художественная культура

XIX век

§25

Стр. 210-214

33.

 Мир в Новое время

1

Повто-рительно-обобщаю -

щий урок

Работа с тестами

§13-25.

Вопросы и задания.

34.

Резерв

1

История России с древнейших времён до конца XIX века (68 часов)

Тема I. Древнерусское государство в IX-XIII вв. (10 часов)

35.

Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства.

1

Школьная проблемная лекция

Территория России до появления восточных славян. Происхождение славян, их расселение. Освоение славянами Восточной Европы. Хозяйственная деятельность восточных славян. Язычество древних славян. Предпосылки образования Древнерусского государства.

Знать: причины и этапы складывания государства у восточных славян; теории образования Древнерусского государства.

Уметь:  показывать на карте территорию расселения восточных славян, их соседей, Древнерусского государства, путь «из варяг в греки»; анализировать документы, высказывать свою точку зрения; устанавливать причинно-следственные связи.

Беседа, работа с картой, анализ документа

Хазарский каганат. Тюркский каганат. Волжская Булгария. Борьба восточных славян с кочевниками. Происхождение слово «Русь»

§1.

Вопросы и задания.

Опережающее задание: подготов=ка проектов, рефератов по темам

36 - 37

Киевская Русь

2

Комбинированный

Призвание варягов. Рюрик. Норманнская теория. Объединение Новгорода и Киева под властью Олега. Деятельность первых русских князей Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого. Развитие государственности. Государственное управление, роль князей и веча. Социальная структура древнерусского общества. Русская Правда. Крещение Руси и его значение. Народные движения и заговоры аристократии.

Восстановление относительного единства Руси при Владимире Мономахе. Основные направления внешней политики Киевской Руси. Причины распада Киевской Руси.

Знать: тенденции развития древнерусского государства, его внутренние и внешние задачи;

Уметь: характеризовать раннефеодальные отношения в Киевской Руси, выделять их особенности; сравнивать исторические источники, анализировать документы, давать оценку деятельности первых князей, свою точку зрения подтверждать историческими фактами, заполнять таблицу «Основные направления внешней политики Киевской Руси», работать с картой: показывать военные походы князей

Беседа, работа с картой, анализ документа

Этнический состав древнерусского общества. Княжеские усобицы

§2-3.

Вопросы и задания.

Индивидуальные

задания.

38.

Культура Киевской Руси

1

Урок - презентация

Особенности древнерусской культуры: связь с религиозным культом, анонимность, отличие от средневековой культуры Западной Европы.

Фольклор и былины. Создание славянской письменности Кириллом и Мефодием. Распространение письменности на Руси. Первые русские книги. Летописи. Жития первых русских святых. Архитектура. Живопись.

Знать: сущность и своеобразие культуры Киевской Руси.

Уметь: показывать достижения Киевской Руси на конкретных примерах; анализировать древнерусскую былину, исторический документ, описывать архитектурные памятники, высказывать своё мнение

Выступления учащихся, презента-

ции, составление таблицы

Древнерусский былинный эпос

§4.

Вопросы и задания

39-40

Русские земли в XII - начале XIII в. Наследники Киевской Руси.

2

Комбинированный

Причины наступления периода раздробленности Руси. Положительные и отрицательные последствия раздробленности. Характерные черты политического строя отдельных русских земель.

Северо-Восточная Русь. Развитие Владимиро-Суздальской земли при Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбском, Всеволоде Большое Гнездо.

Новгородская земля. Новгородская боярская республика: государственное устройство, политическая жизнь, объединения жителей.

Галицко-Волынское княжество. Борьба князей с боярством. Деятельность князей Ярослава Осмомысла, Романа Мстиславича, Даниила Галицкого.

Знать: причины распада Древнерусского государства; историческое значение феодальной раздробленности.

Уметь: доказывать, что феодальная раздробленность – этап прогрессивного развития общества; давать сравнительную характеристику княжеств в виде таблицы, сопостовлять деятельность и судьбу князей; высказывать своё мнение об альтернативах ролитического развития в период раздробленности.

Беседа, работа с картой, анализ документа, составление таблицы

Алексеев Л.В.

Смоленская земля в IX – XIII вв. Очерки истории Смоленщи-

ны и Восточной Белоруссии.

Альтерна-

тивы политического развития в период раздробленности

§§5-6.

Вопросы и задания

41.

Культура Руси

XII – начала XIII вв.

1

Урок - презентация

Расцвет летописания, появление летописей в различных землях. Литература.  «Слово о полку Игореве».  «Слово» и  «Моление» Даниила Заточника.  «Слово о погибели Русской земли». Каменное зодчество в различных землях. Иконопись. Фрески.

Знать: сущность и своеобразие культуры периода распада.

Уметь: показывать достижения русских земель на конкретных примерах; анализировать древнерусскую былину, исторический документ, описывать архитектурные памятники, высказывать своё мнение;

Заполнять таблицу;

Сравнивать культуру Владимиро-Суздальской, Галицко-Волынской, Новгородской земель; используя источники, готовить выступления.

Выступления учащихся, презента-

ции, составление таблицы

Контакты с культурами Запада и Востока

§7

Вопросы и задания

42-43.

Монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды.

2

Комбинированный

Рождение монгольской империи, причины завоевательных походов. Чингисхан. Завоевания монголов. Битва на Калке. Поход Батыя на Русь: взятие городов, разорение земель. Причины завоевания русских земель.

Образование Золотой орды. Установление ордынского владычества над Русью. Сущность и содержание ордынского ига. Последствия монгольского завоевания для истории России.

Вторжение крестоносцев. Александр Невский. Победы Александра Невского на Неве и Чудском озере, отражение угрозы агрессии с Запада. Политика Александра Невского по отношению к Золотой Орде.

Знать: причины завоевания Руси монголо-татарами; монгольская система управления русскими землями; внешнеполитическая деятельность А.Невского;

Уметь: характеризовать монголо-татарское иго и его исторические последствия; составлять хронологическую таблицу «Завоевания монголо-татар»; анализировать документ; описывать исторические события от лица исторического деятеля; показвать на карте завоевательные походы монголо-татар, немцев, шведов, места сражений, государство Золотая Орда

Беседа, работа с картой, анализ документа, дискусссия

Принятие Ордой ислама.

Роль монголь-

ского завоевания в истории Руси.

§8.

Вопросы и задания

44.

Древнерусское государство в IX-XIII вв.

1

Повтори-

тельно-обобщающий урок

Даты, имена, термины, причинно-следственные связи

Работа с тестами

§1 – 8.

Вопросы и задания

Тема II. Образование единого Русского государства

в XIV-XV вв. (6 часов)

45 - 46.

Москва – центр объединения русских земель

2

Комбинированный

Различные судьбы русских земель после монгольского нашествия. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Борьба за первенство в Северо-Восточной Руси. Московское княжество: деятельность князей Даниила Александровича, Юрия Даниловича, Ивана Калиты. Отношения с Золотой Ордой. Причины возвышения Москвы.

Начало правления Дмитрия Донского. Дальнейшее усиление Москвы. Ослабление Золотой Орды. Начало борьбы с татарами. Битвы на Пьяне и Воже. Куликовская битва и её значение. Тохтамышево разорение и восстановление ордынского ига. Значение деятельности Дмитрия Донского. Правление Василия I и Василия II. Результаты феодальной войны.

Знать: причины превращения Москвы в центр объединения русских земель, о борьбе за власть между московскими и тверскими князьми, о роли церкви и её деятелей в процессе объединения; причины победы в Куликовской битве; сущность и особенности централизованного государства.

Уметь: характеризовать деятельность князей, авать оценку действиям основных участников событий; работать с исторической картой; составлять хронологическую таблицу; писать эссе.

Беседа, работа с картой, анализ документа

Выбор путей развития Руси.

Роль церкви в объединении русских земель

§9 – 10.

Вопросы и задания.

47 – 48.

Образование единого Русского государства - России. Иван III.  

2

Комбиниро-

ванный.

Школьная лекция.

Начало правления Ивана III. Завершение присоединения к Москве русских земель. Покорение Новгорода. Присоединение Твери. Продвижение на Урал и в Западную Сибирь. Ереси.

Судебник 1497 г. Начало формирования системы крепостного права. Этапы закрепощения крестьян. Причины создания крепостнической системы. Становление поместного землевладения и его роль в укреплении государства.

Внешняя политика Ивана III. Походы на Казань. Стояние на Угре. Свержение ордынского ига. Войны с Великим княжеством Литовским и присоединение западнорусских земель. Борьба в Прибалтике. Предпосылки, причины и особенности образования единого Русского государства. Начало складывания самодержавия.

Знать: взаимосвязь процесса объединения русских земель и освобождения от золоордынского ига; внутренняя и внешняя политика Ивана III; этапы формирования системы крепостного права; содержание Судебника; особенности образования единого Русского государства.

Уметь: характеризовать деятельность Ивана III; сравнивать процесс образования единого государства в России и на Западе; высказывать своё мнение и аргументировать его; составлять тезисный план; на основе работы с различными источниками готовить сообщения; работать с картой

Беседа, работа с картой, анализ документа, презентация

«Иван III – государь всея Руси», тезисный план.

§11-12.

Вопросы и задания.

Сообще-

ния

49.

Культура Руси в XIV – XV вв.

1

Литература: повести о борьбе с монгольскими завоевателями, памятники Куликовского цикла («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»), жития святых, «хождения», летописи. Деревянное зодчество. Московская архитектура. Роль итальянских архитекторов в развитии русского зодчества. Перестройка Московского Кремля. Особенности архитектуры Новгорода и Пскова. Живопись. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублёва и Дионисия.

Знать: особенности русской культуры XIV – XV вв.

§13.

Вопросы и задания.

Индивидуальные задания

50.

Образование единого Русского государства

в XIV-XV вв.

1

Повтори-

тельно-обобщающий урок

Работа с тестами

§1 - §13.

Вопросы и задания

Тема III.  Россия в XVI-XVII вв.

(10 часов)

51 - 52.

Россия в XVI веке.

2

Урок изучения новых знаний. Проблемная лекция

Территория и население. Факторы, оказывавшие положительное и отрицательное влияние на развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли. Изменения в положении различных сословий России. Правление Василия III. Формирование московской идеологии: споры иосифлян и нестяжателей, теория «Москва – Третий Рим».

Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады и их значение. Государственный строй. Зарождение сословно-представительной монархии и её особенности в России. Земские соборы. Приказы. Опричнина и её смысл. Опричный террор и его последствия. Внешняя политика Ивана Грозного. Взятие Казани. Присоединение Астраханского ханства. Поход Ермака и начало освоение Сибири русскими людьми. Борьба с набегами из Крыма. Ливонская война: её ход и результаты. Итоги правления Ивана Грозного.

Царствование Фёдора Ивановича.  Возвышение Бориса Годунова. Введение заповедных лет и 5-ти летнего срока сыска беглых крестьян. Учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Избрание царём Бориса Годунова.

Знать: Роль природно-климатического фактора в жизни России; успехи ремесла и торговли; изменения в положении отдельных слоёв населения на протяжении XVI в.; содержание реформ; функции органов сословно-представительной монархии; роль церкви в развитии феодализма, в формировании идеологии самодержавия.

Уметь: анализировать систему управления Россией в XVI в., изображать её в виде схемы; сравнивать сословно-представительную монархию в России и в странах Европы; синхронизировать и сопоставлять внутриполитические и внешнеполитические мероприятия в годы правления Ивана IV; анализировать документы; высказывать своё мнение, аргументировать его; работать с картой.

Беседа, работа с картой, схемой «Система управления Россией в XVI в.», таблицей, анализ документов, сообщения.

Теория «Москва – третий Рим». Иосифляне и нестяжа-тели.

Начало освоения Сибири.

§14-15.

Вопросы и задания, сооб-щения.

53

Русская культура в XVI веке

1

Урок-беседа; презентация

Факторы, влияющие на развитие русской культуры: освобождение и объединение России, становление самодержавной власти. Создание обобщающих трудов: Великие Четьи минеи, Степенная книга, Стоглав, Домострой, Лицевой летописный свод. Публицистика: Максим Грек, Иван Пересветов, переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Начало книгопечатания. Иван Фёдоров. Подъём архитектуры. Рождение шатрового стиля (церковь Вознесения в селе Коломенском, храм Василия Блаженного и др.). Архитектура Соловецкого монастыря. Живопись. Годуновская и строгановская школы иконописи. Миниатюры. Художественное ремесло.

Знать: особенности культурного развития в условиях централизованного государства и утверждения самодержавия; основные произведения культуры, быт и нравы.

Уметь: характеризовать основные тенденции развития культуры; устанавливать причинно-следственные связи – взаимосвязь политической истории и культуры; доказывать свою точку зрения; работать с различными источниками при подготовке сообщениий; анализировать произведения культуры; структурировать материал в виде таблицы.

Беседа, сообщения, таблица «Культура России в XVI в.»

Великие Минеи Четьи митрополита Макария, «Домо-строй» патриархальные традиции в быте и нравах.

§16.

Вопросы и задания.

54-55

Смутное время

2

Комбинированный.

Проблемная лекция.

Лабора-торный урок

Причины Смуты: ухудшение положения крестьян, династический кризис, борьба в верхах общества, стихийные бедствия, вмешательство зарубежных сил. Правление Бориса Годунова. «Голодные годы» и их последствия. Поход Лжедмитрия I и причины его победы. Внутренняя и внешняя политика самозванца. Свержение Лжедмитрия I и воцарение Василия Шуйского, «крестоцеловальная запись». Восстание под предводительством Ивана Болотникова: причины, ход, итоги. Поход Лжедмитрия II, тушинский лагерь. Польская интервенция, вмешательство Швеции. Падение Василия Шуйского. Семибоярщина. Захват Москвы поляками. Национальный подъём. Первое ополчение. Второе ополчение. К. Минин и Дм. Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. и избрание царём Михаила Романова. Окончание Смутного времени.

Знать: причины и характер Смуты; события Смуты.

Уметь: характеризовать деятельность Б.Годунова, самозванцев, бояр во главе с В.Шуйским, Болотникова, Пожарского и Минина, М.Романова; давать оценку событиям Смутного времени; работать с картой; составлять хронологическую таблицу; устанавливать причинно-следственные связи; проводить поиск исторической информации в различных источниках при подготовке сообщений.

Беседа, работа с картой, таблицей, анализ документов, сообщения

Версии о причинах и характере Смуты. Феномен самозванства в России

§17-18.

Вопросы и задания

56 - 57

Россия после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых

2

Урок изучения новых знаний.

Урок - исследование

Последствия Смуты. Консолидация общества при Михаиле Романове. Деятельность патриарха Филарета. Правление Алексея Михайловича. Развитие сельского хозяйства, ремесла. Первые мануфактуры. Торговля. Начало складывания всероссийского (внутреннего) рынка. Политика протекционизма. Восстановление и укрепление армии. Дворянская конница и полки «иноземного (нового) строя». Увеличение срока сыска беглых крестьян. Поиски новых источников государственных доходов, увеличение налогов. Эксперименты в сфере финансов и причины их неудач. Освоение Сибири, русские землепроходцы. Соборное Уложение 1649 года. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания, их причины и последствия. Восстание под предводительством С.Т. Разина: причины, ход, результаты. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы. Дело патриарха Никона. Усиление самодержавия.

Знать: уровень развития хозяйства и торговли; сущность крепостного права, причины его оформления;  причины и сущность реформ государственного управления и формирования сословий; положения церковной реформы патриарха Никона.

Уметь: давать оценку деятельности исторической личности; характеризовать сословную структуру российского общества; составлять таблицу; определять причины народных выступлений; устанавливать причинно-следственные связи; работать с картой.

Беседа, работа с картой, таблицей, анализ документов, сообщения.

Россия и Тридцатилетняя война в Европе. Предпосылки преобразований общественного строя, характер процесса модернизации России в XVII веке

§19.

Вопросы и задания

58.

Внешняя политика России в XVII веке

1

Урок практического применения знаний, умений. Урок-практикум

Заключение Столбовского мира со Швецией и Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Смоленская война: причины, ход, результаты. Поляновский мир с Речью Посполитой. Восстание под предводительством Богдана Хмельницкого. Борьба украинского и белорусского народов за независимость и политика России. Переяславская рада и решение о воссоединении Украины с Россией. Левобережная Украина в составе России. Русско-польская война 1654-1667 гг. Успехи и неудачи русских войск. Итоги войны. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1661 гг. и её результаты. Обострение отношений с Турцией. Чигиринские походы. Бахчисарайский мир с Турцией. Результаты внешней политики России в XVII веке: успехи и нерешённые задачи.

Знать: направления внешней политики России в XVII веке.

Уметь:  анализировать основные события внешней политики, составляя таблицу; оценивать воссоединение Украины с Россией; характеризовать итоги внешней политики; работать с картой

Работа с картой, таблицей «Направления внешней политики России в XVII веке»

Крымские походы В.В.Голицина

§20.

Вопросы и задания.

59.

Культура России в XVII веке

1

Урок-презентация

Новые идеи в русской культуре: изменение отношения к властям, обмирщение культуры, усиление светских элементов, интерес к достижениям западноевропейской культуры. Развитие образования. Школы. Открытие Славяно-греко-латинской академии. Издание учебников, других книг. Новые жанры в литературе – сочинения о Смутном времени (Авраамий Палицын, Иван Тимофеев), сатирические повести, автобиографии («Житие» Аввакума). Новое в архитектуре: московская, ярославская, строгановская школы зодчества, московское (нарышкинское) барокко. Усиление светских мотивов в живописи. Симон Ушаков.

Знать: особенности культуры XVII века.

Уметь: анализировать произведения культуры; сравнивать культуры России XVI и XVII вв.; проводить поиск необходимой информации для сообщений в различных источниках; структурировать учебный материал в таблице.

Беседа, сообщения, таблица «Новые тенденции в русской культуре XVII в.»

§21.

Вопросы и задания

60.

Россия в XVI-XVII вв.

1

Повтори-

тельно-обобщающий урок

Работа с тестами

§14-21.

Вопросы и задания

Тема 4. Россия в эпоху Петра Великого (7 часов)

61

Начало правления и реформы Петра I

1

Урок изучения новых знаний

Причины борьбы за престол в 70-80-е гг. XVII в. Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, её внутренняя и внешняя политика. Крымские походы В.В. Голицына и их результаты. Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход Петра к власти. Значение поездки Петра за границу в составе Великого посольства.

 Первые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система её комплектования – рекрутские наборы. Перемены в положении дворянства. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин.

Знать: внутренняя и внешняя политика Софьи; Петровские преобразования.

Уметь:

Анализировать информацию; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы;  работать с картой, с таблицей; высказывать своё мнение.

Сообщения учащихся, решение проблемных задач

Сподви-жники Петра

§1.

Вопросы и задания

62.

Начало правления и реформы Петра I. Преобразо-вания в экономике

1

Комбинированный

Введение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма.

Знать: экономические преобразования.

Уметь:

Анализировать информацию; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы;  высказывать своё мнение.

Беседа, работа над терминами и понятиями

Политика меркантилизма и протекционизма.

§2.

Вопросы и задания

63.

Админи-стративные реформы Петра I. Табель о рангах.

1

Комбинированный

Реформы государственного управления. Бюрократизация государственного строя. Учреждение Сената как высшего законосовещательного и контрольного органа. Система коллегий, особенности коллегиального управления. Дальнейшее подчинение церкви государству. Святейший Синод. Создание системы надзора (фискалы, прокуратура). Реформа местного управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором. Табель о рангах и её значение для социального развития России.

Знать: Петровские преобразования.

Уметь:

Анализировать информацию; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы;  работать с картой, с таблицей; высказывать своё мнение.

Работа с учебником по составлению таблицы «Реформы Петра I»

§2.

Вопросы и задания

64 - 65

Внешняя политика Петра I. Народные восстания.

2

Урок практиче-ского применения знаний, умений. Урок-практикум

Необходимость для России получения выхода к морям. Азовские походы и их результаты. Рождение российского военно-морского флота. Константинопольский мир.

Заключение Северного союза, подготовка войны со Швецией. Начало Северной войны. Поражение русских войск под Нарвой. Борьба за Прибалтику. Основание Санкт-Петербурга. Поход Карла XII на Россию. Полтавская битва и её значение. Пётр I как полководец. Дальнейшие победы русской армии и флота.

Прутский поход, причины его неудачи.

Окончание Северной войны. Ништадтский мир и его значение для России. Тяготы войны. Народные восстания. Астраханское восстание под руководством К.Ф. Булавина.

Знать: основные события внешней политики Петра I.

Народные восстания,  Астраханское восстание под предводительством К.Булавина.

Уметь:

Анализировать информацию; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы;  работать с картой, с таблицей; высказывать своё мнение.

Работа с картой, таблицей «Внешняя политика в первой четверти XVIII века»,

«Народные выступле-ния»

§3.

Вопросы и задания.

66.

«Культурная революция» в России в начале XVIII в.  

1

Урок-презентация

Причины петровских преобразований в области культуры и быта. Новшества в быту: введение западноевропейской одежды, бритьё бород. Переход на новое летоисчесление.  Новые формы досуга высших слоёв общества: ассамблеи. Необходимость развития образования. Учёба дворян за границей. Создание новых учебных заведений. Введение гражданской азбуки, распространение книгопечатания. Первая русская печатная газета «Ведомости». Меры Петра I по развитию науки. Создание первых публичных библиотек и музея (Кунсткамеры).

Учреждение академии наук, её задачи. Общественная мысль петровского времени. Идеология. Публицистический характер указов Петра I. Обоснование необходимости реформ в публицистике Феофана Прокоповича. «Книга о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова. Противники Петра. Дело царевича Алексея. Новые черты в культуре. Перемены в архитектуре и градостроительстве. Становление русской реалистической живописи (И. Никитин, А. Матвеев). Значение преобразований Петра I в сфере культуры и быта.

Знать: особенности российского просвещения, основные достижения и направления культуры России, новшества в быту.

Уметь: характеризовать преобразования; высказывать своё мнение, аргументировать его; проводить поиск исторической информации в источниках различного типа; готовить сообщения; анализировать документ

Сообщения, презентации учащихся, составление таблицы

§4.

Вопросы и задания.

67.

Россия в эпоху Петра Великого

1

Повтори-тельно-обобщающий урок

Работа с тестами

§1-4. Вопросы и задания.

Тема 5. Россия в середине и второй половине XVIII в. (9 часов)

68.

Эпоха дворцовых переворотов

1

Урок-презентация, изучения нового материала

Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Пётр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка» верховников). Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Правление Петра III и приход к власти Екатерины II.

Знать: внутренняя политика эпохи дворцовых переворотов; изменения в положении дворянства.

Уметь: определять причины дворцовых переворотов; составлять хронологическую таблицу; сравнивать самодержавие и олигархическое правление; высказывать своё мнение; сравнивать правление Петра I и его преемников; анализировать документ

Беседа; работа с таблицей «Правители России в эпоху дворцовых переворотов». Анализ документа.

§5.

Вопросы и задания

69 – 70.

Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм

2

Урок изучения новых знаний. Урок исследование

Путь Екатерины II к престолу. Екатерина II и просветители. Приближённые Екатерины. Влияние идей просвещённого абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования; деятельность, результаты деятельности. Губернская реформа Екатерины II. Структура местного управления. Политика Екатерины II по отношению к дворянству: укрепление дворянского землевладения, расширение привилегий дворянства и их власти над крепостными крестьянами. Жалованная грамота дворянству. Создание дворянских корпоративных организаций. Политика Екатерины II по отношению к городам: меры по стимулированию промышленности и торговли, упразднение монополий. Жалованная грамота городам. Создание новой системы городского управления. Итоги внутренней политики Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва: причины, ход, особенности, результаты.

Знать: особенности внутренней политики Екатерины II; основные положения просвещённого абсолютизма.

Уметь: сравнивать Земские соборы и Уложенную комиссию, Екатерину II с предшествующими императрицами; составлять схему центрального и местного государственного управления; оценивать результаты преобразования Екатерины II; анализировать документы.

Беседа, работа со схемой «Централь-ное и местное государственное упра-вление»;

Таблицей «Земские соборы и Уложенная комиссия», анализ документов

Эпоха Просвеще-ния

Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва.

§6. §7

Вопросы и задания

71 – 72.

Внешняя политика России в 1725 – 1796 годы  

2

Урок практичес-кого применения знаний.

Лаборатор-ный урок

Главные направления внешней политики России после Петра I: борьба за выход к Чёрному морю, присоединение земель Речи Посполитой, участие в «большой» европейской политике. Русско-турецкая война 135-1739 гг.: основные события, результаты. Русско-турецкая война 1768-1774 гг.: причины войны, победы русской армии и флота . Кучук-Кайнарджийский мир и его результаты. Полководческое искусство П.А. Румянцева. Освоение Новороссии. Деятельность Г.А. Потёмкина. Присоединение Крыма к России. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.: причины, ход, условия Ясского мира. Полководческое искусство А.В. Суворова. Флотоводческое искусство Ф.Ф. Ушакова. Значение получения Россией выхода к Чёрному морю и возможности освоения Северного Причерноморья и Северного Кавказа. Разделы Речи Посполитой: причины, инициаторы, участники. Восстание в Польше 1794 года и его подавление. Значение присоединения к России Белоруссии, Правобережной Украины, Литвы и Курляндии. Участие России в семилетней войне: действия русской армии, её победы, выход России из войны. Начало борьбы России с последствиями Великой Французской революции конца XVIII века. Итоги внешней политики России в XVIII веке.

Знать: основные направления внешней политики в середине и второй половине XVIII века;

Выдающиеся военные деятели.

Уметь: находить на карте страны, мета сражений, территориальные изменения; анализировать высказывания, документ; структурировать исторический материал в таблицу

Беседа, работа с картой;

Составление таблиц «Внешняя политика России в середине и второй половине XVIII века; «Разделы Речи Посполитой»

§8

Вопросы и задания

73.

Царствование Павла I

1

Школьная

лекция

Личность Павла I, его взгляды, стремление к наведению порядка в государстве. Внутренняя политика Павла I. Указ о престолонаследии, указ о трехдневной барщине, частичное упразднение дворянских привилегий. Внешняя политика Павла I. Участие во II антифранцузской коалиции. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Победы флота Ф. Ф. Ушакова на Средиземном море. Причины выхода России из антифранцузской коалиции и сближения с Францией. Недовольство Павлом I в верхах общества, заговор против императора. Переворот 11 марта 1801 г. и убийство Павла I.

Знать: основные направления внутренней и внешней политики Павла I;

Уметь: анализировать политику Павла I.

Беседа, работа с картой

§9.

Вопросы и задания

74 – 75.

Русская культура XVIII века

2

Урок практического применения знаний

Развитие образования после Петра I. Сословный характер образования (шляхетские корпуса, Смольный институт). Основание Московского университета, его роль в развитии образования, науки и культуры России. Попытки Екатерины II создать стабильную систему народного просвещения. Открытие новых школ, училищ. Успехи книгоиздания. Просветительская и издательская деятельность Н. И. Новикова. Развитие науки. М. В. Ломоносов и его вклад в науку и культуру России. Становление исторической науки (В. Н. Татищев, М. М. Щербатов, И. Н. Болтин). Успехи в изучении географии России. Русские изобретатели И. И. Ползунов и И. П. Кулибин. Общественная мысль. Идеология просвещенного абсолютизма. Журнальная полемика Н. И. Новикова и Екатерины II. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Взгляды М. М. Щербатова на положение России. Развитие русской литературы. Классицизм в литературе (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин). Сентиментализм в литературе (Н. М. Карамзин). Начало русского театра. Ф. Г. Волков. Становление русской композиторской школы. Успехи в живописи. Портретная живопись (А. П. Антропов, Дм. Г. Левицкий, Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский). Русская скульптура. Ф. И. Шубин. Архитектура: стиль барокко (В. В. Растрелли), классицизм (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов). Итоги развития русской культуры XVIII в.

Знать: особенности развития науки, литературы, архитектуры, музыки, театра; выдающихся деятелей науки и культуры.

Уметь: характеризовать направления науки и культуры, сравнивать взгляды Новикова, Щербатова, радищева, роль Ломоносова в развитии науки и культуры, гтовить сообщения, проект-презентацию, структурировать учебный материал в таблицу

Сообщения, презентации.

Составление таблицы; работа с документом

Взаимодействие русской и европейской культуры.

Формирование русского литературного языка.

Быт и нравы дворянства.

«Путеше-ствие из Петербурга в Москву» А.Радищева.

§10.

Вопросы и задания

76.

Россия в середине и второй половине XVIII в.

1

Повтори-тельно-обобщающий

Защита проектов.

Работа с тестами

§5-10.

Вопросы и задания.

Тема 6. Россия в первой половине XIX века (12 часов)

77.

Экономическое и социальное развитие России в конце XVIII — первой половине XIX в

1

Урок практического применения знаний, умений.

Урок – практикум.

Новое в экономике России. Рост внутренней и внешней торговли. Развитие промышленности. Крепостная мануфактура и мануфактура с вольнонаемным трудом. Начало промышленного переворота в России: причины, основные достижения и их влияние на экономику. Состояние сельского хозяйства. Крепостное хозяйство и влияние на него рыночных отношений. Взаимоотношения между сословиями, влияние развития рыночных отношений на социальные слои.

Знать: особенности социально-экономического развития России.

Уметь: сравнивать крепостную и вольнонаёмную мануфактуры; характеризовать преобразования; высказывать своё мнение, аргументировать его; проводить поиск исторической информации в источниках различного типа; готовить сообщения; анализировать документ

Работа с таблицей

«Крепостная и вольнонаёмная мануфактуры»:

Проблемные вопросы

Противоре-чия между новыми формами экономических отношений и крепостническими порядками

§11.

Вопросы и задания

78.

Реформы Александра I.

1

Проблемная лекция

Воцарение Александра I. Его взгляды. «Молодые друзья». Негласный комитет. Внутренняя политика Александра I. Создание министерств. Крестьянский вопрос. Указ о «вольных хлебопашцах». Реформы в сфере просвещения. Реформаторы и проекты реформирования государства. М. М. Сперанский, его проекты. «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина.

Знать: реформы, проведённые в годы правления Александра I.

Уметь характеризовать личность Александра I, деятельность Неглассного комитета, схематично изображать систему центральных и местных органов управления; сравнивать планы Сперанского, Карамзина, результаты реформы государственного управления; анализировать документ

Составление хронологической таблицы схема «Система центральных и местных органов управле-ния»; анализ указа о «вольных хлебо-

пашцах»

Распро-

странение конституционализма в России

§12.

Вопросы и задания

79.

Борьба с Наполеоном

1

Урок изучения нового

материала

Основные направления, способы реализации, результаты внешнеполитической деятельности России. Участие в коалициях против наполеоновской Франции. Тильзитский мир и его последствия. Подготовка Франции и России к войне. Войны со Швецией, Турцией, Ираном. Присоединение Финляндии, Бессарабии, части Кавказа. Накануне Отечественной войны 1812 г. Силы сторон. Причины, основные события войны. Бородинская битва. Полководцы войны 1812 г. (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай де Толли, П. И. Багратион), герои (Д. В. Давыдов, Н. Н. Раевский). Итоги войны 1812 г. Причины победы России. Заграничные походы русской армии 1813—1814 гг. Венский конгресс. Участие России в создании и деятельности Священного союза. Восточный вопрос в царствование Александра I.

Знать: задачи внешней политики России в начале XIX века; причины, ход, значение Отечественной войны; цели и результаты заграничных походов; решение Восточного вопроса

Уметь:

Давать характеристику континентальной блокаде; анализировать внешнюю политику России; работать с картой; структурировать учебный материал в таблицу; анализировать документ.

Работа с картой, составление таблицы «Отечественная война 1812 года»

Россия в Священном союзе

§13.

Вопросы и задания

80 - 81

 Внутренняя политика второй половины царствования Александра I. Восстание декабристов

2

Урок изучения нового материала.

Урок -исследование

Причины изменения внутриполитического курса. Попытки продолжения реформ. А. А. Аракчеев и аракчеевщина. Казенный мистицизм. А. Н. Голицын. Движение декабристов (участники, цели, программные документы, судьбы декабристов). Выступление декабристов 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади. Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами.

Знать: влияние Отечественной войны на общественное сознание; первые тайные организации; причины, задачи, ход, итоги и значение движения декабристов.

Уметь:

Характеризовать движение декабристов, давать свою оценку и аргументировать её, сравнивать программные документы тайных обществ; структурировать учебный материал в таблицу; анализировать документ.

Беседа, работа с таблицей «Консти-туция Н.Муравъёва

и «Русская

правда» П.Пестеля»

«…Страшно

Далеки

 они от

 народа …».

Оценка движения декабристов в различных источниках.

§14.

Вопросы и задания

82.

Внутренняя политика Николая I

1

Изучение нового материала.

Проблемная лекция.

Император Николай I. Особенности николаевской системы управления. Теория «официальной народности». С. С. Уваров. Меры по укреплению самодержавия. Свод законов Российской империи. Социально-экономические преобразования. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Крестьянский вопрос: основные проблемы и попытки их решения. Реформа государственных крестьян. Инвентарная реформа. «Мрачное семилетие».
Основные понятия: канцелярия, государственная безопасность, теория «официальной народности», жандармы, обязанные крестьяне, кодификация, ассигнации, кредитный билет, прямые и косвенные налоги, монополия, откупщик.

Знать: особенности внутренней политики Николая I.

Уметь: характеризовать личность императора; анализировать основные положения теории «официальной народности»; попытки

Реформирования.

Беседа, сообщения

§15.

Вопросы и задания

83 – 84.

Внешняя политика России во второй четверти XIX в. Крымская война. Кавказская война

2

Комбинированный урок

Россия и Европа во второй четверти XIX в.: основные направления взаимодействия и противоречия. Польское восстание. Восточное направление внешней политики России. Русско-иранская и русско-турецкая войны. Нарастание противоречий между Россией и Англией и Францией в Восточном вопросе. Крымская война: цели, причины, основные события, результаты. Оборона Севастополя. Герои Крымской войны (В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, Э. И. Тотлебен). Кавказская война: ход, результаты, последствия. А. П. Ермолов. Имам Шамиль и его государство.

Знать: основные направления внешней политики России при Николае I; причины , ход, результаты, герои Крымской войны, кавказской войны;

Территориальные изменения

Уметь: анализировать внешнюю политику России, определять причины Крымской и Кавказской войн;

работать с картой; структурировать учебный материал в таблицу; анализировать документ.

Беседа. сообщения,

Составление таблицы «Кавкзская война»

«Крымская война»

§16.

Вопросы и задания.

85.

Общественное движение в годы царствования Николая

1

Школьна проблемная лекция

Причины активизации духовной жизни, способы организации, основные идеи участников. Дружеские кружки 20—30-х гг. XIX в. и их участники. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Западники, славянофилы, их взгляды и деятельность. Русский утопический социализм. А. И. Герцен. Петрашевцы.

Знать: основные направления общественной мысли в гоы царствования Николая I.

Уметь:

Определять значение толстых журналов, салонов, дружеских кружков в развитии общественного движения; анализировать взгляды западников и славянофилов, сторонников теории «официальной народности»;

структурировать учебный материал в таблицу; анализировать документ.

Таблица «Направления общественного движения при Николае I»

Утопический социализм

А.Герцена

§17

86 - 87

Русская культура первой половины XIX в

2

Урок практичес-кого применения.

Урок-презентация

Становление национального самосознания. Развитие просвещения, создание системы народного просвещения. Печать и библиотеки. Развитие науки, становление научных школ, главные открытия российских ученых и их влияние на жизнь общества (И. И. Лобачевский, П. Л. Чебышев, М. В. Остроградский, Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, В. В. Петров, П. П. Аносов, П. Л. Шилинг, Б. С. Якоби, Н. И. Пирогов и др.). Историческая наука (Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев). Русские первооткрыватели: основные направления исследований, открытия, их использование в экономике и культуре. Открытие Антарктиды. Расцвет русской литературы, становление основных направлений, жанров, стилей: романтизм, реализм. Великие русские поэты, писатели, драматурги (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, А. Н. Островский и др.). Ведущие театральные школы, выдающиеся актеры и лучшие роли (П. С. Мочалов, М. С. Щепкин). Поиски самобытных путей в музыке, русские композиторы (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский). Живопись и скульптура: характерные черты, известные творцы и их произведения (О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов, К. П. Брюллов, П. А. Федотов, А. А. Иванов, И. П. Мартос). Архитектура: господствующие стили, наиболее известные архитектурные ансамбли и их создатели. Особенности русского классицизма в архитектуре, переход к стилю эклектики. Быт различных слоев населения.

Знать: основные достижения культуры России в первой половине XIX века.

Уметь:

Анализировать

произведения культуры,

сравнивать просвещение при АлександреI

и Николае I; готовить сообщения

Беседа, сообщения, презентации

«Золотой век русской культуры»

§18.

Вопросы и задания.

88.

Россия в первой половине XIX века

1

Повтори-тельно-обобщаю-

щий

урок

Работа с тестом, защита проектных работ

§11-18.

Вопросы и задания

Т е м а 7. Россия во второй половине XIX в. (10 часов)

89.

Начало правления Александра II. Крестьянская реформа 1861 г.

1

Урок изучения новых

Знаний. Лаборатор-ный урок.

Александр II. Предпосылки и необходимость Крестьянской реформы. Подготовка Крестьянской реформы, разработка ее условий. Деятели Крестьянской реформы: Я. И. Ростовцев, Н. А. Милютин. Содержание Крестьянской реформы. Выкупная операция. Осуществление реформы, деятельность мировых посредников. Новая организация крестьянского управления и суда. Реформы и процесс модернизации в России: значение Крестьянской реформы.

Знать: причины, ход отмены крепостного права; основные положения и значение реформы.

Уметь:

Приводить аргументы о необходимости крестьянской реформы, анализировать роль реформы в развитии страны, определять отношение крестьян к отмене крепостного права, составлять таблицу

Беседа, составление таблицы «Реформа 1861 года»,

Составлять тезисный план «Отношение крестьян к отмене крепостного права»

§19.

Вопросы и задания»

90.

Социально-экономическое развитие России после Крестьянской реформы.

1

Урок практического применения знаний, умений, урок-семинар.

Развитие сельского хозяйства. Влияние реформы на крестьянское хозяйство. Роль крестьянской общины. Влияние реформы на эволюцию помещичьего хозяйства. Изменения во взаимоотношениях помещиков и крестьян. Причины застоя в сельском хозяйстве. Промышленное производство. Влияние реформы на легкую и тяжелую промышленность. Завершение промышленного переворота и его влияние на жизнь государства и общества. Промышленный подъем конца XIX в. Новые промышленные районы России. Роль экономической политики государства. С. Ю. Витте. Формирование классов индустриального общества — буржуазии и пролетариата. Начало рабочего движения. Развитие внутренней и внешней торговли, транспорта, рост городов, их благоустройство. Итоги социально-экономического развития.

Знать: экономическое развитие страны в пореформенный период.

Уметь: сравнивать развитие лёгкой и тяжёлой промышленности; характеризовать буржуазию и пролетариат, процесс урбанизации;

социальную

структуру российского общества;

составлять таблицу, диаграмму; готовить сообщения используя различные источники.

Беседа, сообщения, составление таблицы.

 

Влияние реформы на эволюцию помещичьего хозяйства

§20.

Вопросы и задания

91.

Реформы 60—70-х гг. XIX в.

1

Урок - практикум

Земская и городская реформы. Формирование и основы деятельности земств и городских дум. Роль земств в развитии страны. Взаимоотношения органов самоуправления и государственной власти. Судебная реформа: новая судебная система и новый процесс следствия и судопроизводства. Суд присяжных. Военная реформа. Дм. А. Милютин. Всеобщая воинская повинность. Реформы в других сферах жизни (финансы, просвещение, печать).

Знать: содержание реформ.

Уметь:

Характеризовать, анализировать, оценивать реформы 60-70 гг.XIX века.

Беседа, составление таблиц «Реформы Алексан-

дра II»

Оценка реформ современниками

§21.

Вопросы и задания.

92 – 93.

Общество и власть во второй половине 50-х — начале 80-х гг. XIX в.

2

Урок практического применения знаний, умений

Отношение общества к реформам 60—70-х гг. Появление политически акт часа)ивных слоев общества, способы влияния на политику самодержавия. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественной мысли, их представители. Разночинцы. «Земля и воля» 60-х гг. XIX в. Н. Г. Чернышевский. Прокламационная кампания. Нигилизм. Ишутинцы. «Нечаевщина». Истоки народничества, его основные идеи. Три течения в народничестве. М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации, их состав, способы и формы борьбы: «хождение в народ» и его результаты. Террор и его последствия. «Земля и воля» 70-х гг. XIX в. «Народная воля». Борьба власти с политической активностью общества: реорганизация репрессивных органов, преследования, попытки сотрудничества с общественностью («бархатная диктатура»). «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова. Убийство Александра II.

Знать: общественное движение, идеологию различных течений в общественном движении.

Уметь:

Сравнивать основные направления общественного движения; структурировать учебный материал втаблицу; анализировать документы; делать выводы.

Беседа, сообщения, составление таблиц по направлениям общественного движения и по их деятельности.

Народники.

§22.

Вопросы и задания

94 – 95.

Внутренняя политика и общественное движение в царствование Александра III.

2

Урок изучения новых знаний.

Проблемная лекция.

Начало правления Александра III. Укрепление государственной власти. Попытки контрреформ (земские начальники, земская контрреволюция и др.). Ограничения в сфере просвещения и печати. Попечительская политика. Начало рабочего законодательства. Особенности общественного движения. Кризис революционного народничества. Либеральное народничество. Рабочее движение. Группа «Освобождение труда». Г. В. Плеханов. Проникновение марксизма в Россию. Российская социал-демократия. Начало политической деятельности В. И. Ленина. Либеральное движение, его представители

Знать: основные направления внутренней политики

Александра III;

Особенности общественного движения.

Уметь:

Давать оценку, анализировать деятельность Александра III, контрреформы,  деятельность лидеров общественного движения; сравнивать идеи марксизма и революционных народников.

Беседа, сообщения, составление таблиц и схем

Плеханов Г.В. и группа

«Освобождение труда»

§23 – 24.

Вопросы и задания

96.

Внешняя политика России во второй половине XIX в.

1

Комбинированный урок

Основные направления. Борьба за пересмотр Парижского мирного договора и ее итоги. А. М. Горчаков. Другие направления внешней политики: «Союз трех императоров», продажа Аляски США, договоры с Китаем и освоение Дальнего Востока. Обострение Восточного вопроса: причины, попытки дипломатического разрешения противоречий. Причины русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Ход военных действий (осада Плевны, оборона Шипки). Герои войны. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский договор и Берлинский конгресс. Александр III — миротворец. Обострение противоречий между Россией и Германией в 80—90-е гг. XIX в. Русско-французское сближение. Присоединение Казахстана и Средней Азии к России: ход событий и результаты для Российского государства и азиатских народов. Влияние внешнеполитической деятельности Российского государства на развитие экономики и культуры страны. 

Знать:  основные направления и задачи внешней политики России, способы их реализации.

Уметь:

Характеризовать восточный кризис, сравнивать Сан-Стефанский и Берлинский конгресс; анализировать отношения Германии и России; оценивать русско-французский договор; определять последствия присоединения Средней Азии для России и среднеазиатских народов; работать с картой; составлять тезисный план

Беседа, работа с картой, тезисный план

Россия и народы Балканского полуо-строва.

Само-

державие и нацио-нальный вопрос.

§25

Вопросы и задания.

97 - 98

Русская культура второй половины XIX в.

2

Урок практического применения знаний, умений.

Урок - конференция

Демократизация культуры. Реформирование системы образования: расширение сети образовательных учреждений и их доступности для различных слоев населения, ориентация на выпуск специалистов, необходимых в хозяйстве страны. Начало высшего женского образования в России. Создание условий для самообразования и повышения уровня культуры россиян (книжный бум, музеи и их создатели). Российские меценаты (П. М. Третьяков и др.). Важнейшие открытия русских ученых и их значение для развития общества (Дм. И. Менделеев, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Г. Столетов, В. В. Докучаев, П. Н. Яблочков, А. Н. Лодыгин, М. О. Доливо-Добровольский, А. С. Попов, К. Э. Циолковский и др.). Развитие исторической науки (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, Н. И. Кареев и др.). Географические открытия русских географов (П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, Н. Н. Миклухо-Маклай и др.). Литература. Великие русские писатели (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. А. Гончаров, Н. С. Лесков и др.). Основные направления, темы и жанры литературы, отражение в ней общественных противоречий. Расцвет реализма в литературе. Театральное искусство. Эпоха А. Н. Островского. Выдающиеся русские артисты и особенности их творчества (П. М. Садовский, М. Н. Ермолова и др.). Расцвет русской национальной музыки. Творчество композиторов «Могучей кучки» и П. И. Чайковского. Новые тенденции в архитектуре. Изменения в технологии строительства. Творчество передвижников. Основные темы в живописи (И. Н. Крамской, В. Е. Маковский, Н. А. Ярошенко, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге, В. Г. Перов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, И. И. Левитан, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, К. Е. Маковский, И. Е. Репин и др.). Творческие союзы и их влияние на культурную жизнь российского общества. Влияние российской культуры второй половины XIX в. на мировую культуру. 

Знать особенности развития культуры второй половины XIX века.

Уметь: используя различные источники, готовить сообщения.

Беседа, сообщения, презентации

§26.

Вопросы и задания

99 - 100

Россия во второй половине XIX

2

Повторитель-но-обобщающий урок.

Итоговое повторение

Работа с

тестами

§§19-26.

Вопросы и задания

101-

102

резерв

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по истории нового времени 8 класс.УМК ВедюшкинВ.А.История Нового времени

Тематическое планирование по истории Нового времени 8 класс. По учебнику Ведюшкина В.А. История нового времени 8 класс. Планирование развёрнутое , расчитанное на 34 часа.Включает в себя : наменование ...

Календарно - тематическое планирование по истории Средних веков и истории России в 6 классе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»Пояснительная запискаКласс – 6.Количество часов в неделю – 1, в год – 34Учебник – Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних в...

Календарно-тематическое планирование курса История России Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс). 45 часов

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008...

календарно- тематическое планирование по истории Казахстана и Всемирной истории для 7-9 классов

календарно- тематическое планирование по истории, составленное по учебной программе МОН РК "Астана 2010"...

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ9 класс на 2013-2014 уч.год...

Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира (5 класс) учителя истории ГБОУ ВАО СОШ № 1947 ШАБУНЕВИЧ Н.А.

Планирование рассчитано на 68 часов. ФГОС. Учебник "История древнего мира" А.А.Вигасин, Г.И.Годер и др..2012 год. Надеюсь кому-то поможет в работе....

Модульное календарно-тематическое планирование по истории в 8 классе (к учебникам :А.Я.Юдовская и др. "Всеобщая история" , 2014 г. и А.А.Данилов и др. "История России. XIX в.", 2014 г.)

Модульное планирование позволяет представить материал крупными блоками. Например, история нового времени в данном планировании разделена на 4 модуля, которые в свою очередь делятся на темы. Обобщения ...