Пейзаж
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Цуканова Любовь Александровна
Разработка урока по искусству по теме "Пейзаж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись».

Л. А. Цуканова,

учитель истории

МБОУ СОШ № 2,

г. Грязи,

Липецкой области.                                                                    

Цели:        

1. Образовательные  -  познакомить учащихся с видами пейзажа, научить ориентироваться в картинах с пейзажными сюжетами и самим определять вид.

2. Развивающие  -  развить у детей умения анализировать,  давать определения новым понятиям, обобщать, делать выводы, давать оценку.

3. Воспитательные  -  приобщить учащихся к навыкам ведения дискуссий,
аргументации своей точки зрения и выслушивания чужой, привить любовь к искусству.
Тип урока: комбинированный.  

Дата: 1.10.2012.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Огр. момент

Приветствие, проверка присутствующих и готовности класса к уроку. Собрать тетради для творческих работ на проверку.

2. Переход к новому материалу

Ребята, природа в жизни человека играет большую роль. Каждый человек любит гулять по парку, лесу, берегу реки. Природа помогает успокоиться, она позволяет любоваться своими красотами. Художник создает прекрасные картины, вдохновляясь природой.

Тема нашего урока: «Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись». (запись на доске)

Сегодня мы узнаем, что такое пейзаж; как он развивался в XIX-XX  вв.

(запись в тетради)

3. Объяснение нового материала

Во  все  времена  живописцы,  композиторы  и  писатели  воплощают  в своих произведениях различные явления  природы,  волновавшие  их.  Через чувства  и  переживания они  передают  свое видение  мира.

Благодаря  произведениям  искусства — литературным, музыкальным, живописным — природа предстает перед читателями,  слушателями,  зрителями всегда  разной:  величественной,  грустной,  нежной,  ликующей,  скорбящей, трогательной.

«Ребята, скажите, что такое пейзаж?»

Верно. Давайте обобщим. Пейзаж- это жанр,  посвященный  изображению  при-
роды.  В  европейском  искусстве  в  ка-
честве  самостоятельного  жанра  пейзаж 
выделился  в  XVII  в
.

Благодаря  произведениям  искусства — литературным, музыкальным, живописным — природа предстает  всегда  разной:  величественной,  грустной,  нежной,  ликующей,  скорбящей, трогательной.

Даже возникает вопрос: что может привлекать в однообразных равнинных пейзажах, в сером небе, в весенней распутице?!

Русские  художники  XIX  в.  А.  Саврасов,  И.  Левитан, И. Шишкин  и  др.  открыли  красоту  родной  земли. Люди,  словно  впервые  увидели  на  их  картинах и  прозрачный  весенний  воздух,  и  оживающие  березы;  услышали  веселый, радостный гомон птиц (А. К. Саврасов «Грачи прилетели».

В XX в. в зарубежном изобразительном  искусстве  возникло  направление, которое  получило  название  «импрессионизм» (от франц.  impression — впечатление).  Художники-импрессионисты  старались  зафиксировать  в  своих картинах мимолетные  впечатления  от реально  существующего  мира. Например, французский художник К. Моне «Вестминстерское аббатство» заметил и открыл для всех особенность тумана приобретать различную окраску.

«Ребята, как Вы думаете, что может включать пейзажная картина?»

Верно. Давайте теперь обратимся к примерам пейзажа.

«Ребята, что изображено на картинах?» (показываю картины И. И. Левитана «Владимировка» и И. И. Шишкина «Лесные дали»)

Верно, ребята. Итак, это один из видов пейзажа - сельский пейзаж.  К сельскому пейзажу прибегали многие художники – Васильев, Саврасов, Левитан, Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает деревенский быт, его естественная связь с окружающей природой.

Идем с Вами дальше. «А,  что Вы видите на этих картинах?» (картины Камиля Писсарро «Оперный проезд в Париже» и Е. Лансере «Петербург начала XVIII века»).

Верно. Городской пейзаж включает в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.

Ещё один вид пейзажа – парковый, в котором  изображают уголки природы, созданные для отдыха людей, гармонично сочетаются природные формы с декоративной скульптурой и архитектурой.

«Что изображено на картинах Н.Айвазовского « Девятый вал» и «Морской берег»?

Значит это морской пейзаж. 

Теперь обратим внимание на картины Ф.Алексеева «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» и  Вермера Делфтского «Уличка».

Верно. Ребята, это архитектурный пейзаж. Близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры. Пейзаж Алексеева можно отнести ещё и к историческому.

«Обратимся теперь к этой картине» (Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар)

Верно. Это индустриальный пейзаж. 

Еще один вид пейзажа - героический, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека. В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья. Например, Уильям Тернер «Снежная буря во время перехода Ганнибала».

«Сравните два пейзажа. Какие чувства они у Вас вызывают?» (И. И. Левитан «Владимирка», А. Васильев «Оттепель»)

Ребята, пейзажи, в которых состояние природы соответствует человеческим переживаниям, называются пейзажами настроения.

«Как Вы видите пейзаж И. Шишкина «Рожь»?»

Верно. Эта картина относится к эпическому пейзажу. 

Ребята, грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра – мотивы для романтического пейзажа. Например, пейзажи Н. К. Рериха « Небесный бой» и  И. К. Айвазовского «Девятый вал».

Ребята, давайте теперь сделаем выводы.

«Пейзаж- это картина, на которой изображена природа в любое время года»

«Пейзаж- это изображение моря, реки, леса, степи, города»

(запись в тетрадь)

(запись в тетрадь)

«Пейзажная картина может включать земную поверхность,

растительность, водоёмы (озера, моря, реки), животных, людей, свет, облака, дождь»

«Широкие просторы, дорога, голубое небо; густой лес, вдали река. Похоже на деревню»

«Большие здания, улицы, фонари, фонтаны, много людей; лодка, река»

«Это городской пейзаж»

«Спокойное и бушующее море»

«Изображена стена Петропавловской крепости, Мраморный дворец, летний сад.  Делфтский изображает часть дома»

«Изображение вокзала. Может быть художник стремится показать роль человека как создателя, строителя фабрик, заводов, вокзалов»

«Пейзаж Васильева вызывает чувство тоски, грусти, безнадежности, а пейзаж Левитана- чувство тихой радости, спокойствия»

«Величавая природа, напряженное небо, чувство уверенности и значимости»

Пейзаж  изображает природу в отдельных ее проявлениях и открывает ее смысл. Существует много видов пейзажа, в которых главное место занимают разные отдельные элементы (например, архитектура, деревенская местность)

4. Закрепление

5. Домашнее задание

1. Что такое пейзаж?

2. Назови виды пейзажа?

3. Каких художников- пейзажистов Вы знаете?

Записи в тетради наизусть.

1. Пейзаж- это жанр,  посвященный  изображению  природы. 

2. Пейзажи настроения, романтические пейзажи, эпические пейзажи,  героические, архитектурные пейзажи, исторические, индустриальные пейзажи, морские, парковые, сельские пейзажи, городские пейзажи.

3. И. И. Левитан; И. И. Шишкин; Камиль Писсарро;

Е. Лансере; Н.Айвазовский; Ф.Алексеев; Вермер Делфтский; Клод Моне; А. Васильев;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИП "Художественные фунции пейзажа в русской литературе"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

виды пейзажа

Презинтация составлена по ИЗО 6 класс. Это зрительный ряд по теме Виды пейзажа....

Советы для учителей ИЗО и просто для тех кто любит рисовать. Как рисовать пейзаж, приёмы рисования

В данной работе описываются различные методы рисования пейзажа...

«Использование регионального компонента в процессе преподавания темы «Пейзаж» на уроках ИЗО в общеобразовательной школе (пейзаж с рекой Колокша)».

Представляю  фрагмент методической разработки, занявшей 1место в областном конкурсе методических материалов «Я – профессионал»Разработка содержит методические рекомендации по написанию учащимися ...

Функции пейзажа в рассказе И.А.Бунина "Сны Чанга". Способы создания пейзажа

Разработка урока по анализу художественного текста и развитию речи...

пейзаж большой мир. виды пейзажа

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Виды пейзажа. Превращение пустоты в прострвнство. Организация перспективного пространства в картине. Поэтапное выполнение пейзажа гуашью...