«Россия в начале 20 века».
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Чуприна Светлана Сергеевна

Урок- Зачет в 11 классе

Повторение и закрепление учебного материала об историческом развитии России в начале 20 века;

активизация познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время;

закрепление  умений  и навыков самостоятельной и индивидуальной работы учащихся на уроке;

закрепление навыков оформительской работы учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

З А Ч Е Т Н Ы Й  Л И С Т

Фамилия, имя _____________________________

Класс_________

Задание

Содержание работы

баллы




А - 1

(1-5)





А - 2

(1-5)





В - 1

(1-5)




В - 2

(1-5)





С-(1-5)



Итого:

Замеча-

ния

Оценка

УРОК-ЗАЧЕТ В 11 КЛАССЕ (45 минут)

Тема:

«Россия в начале 20 века».

Цели урока:

Повторение и закрепление учебного материала об историческом развитии России в начале 20 века;

активизация познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время;

закрепление  умений  и навыков самостоятельной и индивидуальной работы учащихся на уроке;

закрепление навыков оформительской работы учащихся.

Основные понятия:

Сословно-представительная монархия, интервенция, террор, синдикат, картель, трест, концерн, монополия, финансовый капитал, концессии, продналог,  Тройственный Союз, Антанта, контрибуция, консолидация, абсолютная монархия, Временное правительство, протекторат, автономия, многоконфессиональность, империя, панславизм, революция, отруб, хутор, винная монополия, инвестиции.

Оборудование урока

Парты расставляются на 4 группы (по две вместе);

Индивидуальные зачетные листы;

Зачетные вопросы;

Конверты с заданиями (А-1, А-2, В-1, В-2, С);

Таблица «Критерии оценок», «Зачетный лист»;

Рабочая тетрадь.

Предварительная работа

Подготовка консультантов по вопросам зачета, оформление доски и оформление таблиц, подготовка зачетных листов и  карточек с заданиями.

Оформление доски

Тема урока; цели урока; таблицы – «Зачетный лист» и «Критерии оценок».

П Л А Н   У Р О КА

Этапы урока

Содержание работы

Форма работы

1. Вводная часть

Вступительное слово учителя (3 мин.):

учитель объявляет тему и цели урока:

учитель дает пояснения и рекомендации по заполнению индивидуальных зачетных листов:

учитель объясняет форму смены заданий и консультантов;

заполнение индивидуальных зачетных листов.


Разъяснение учителя;

Таблица «Зачетный лист» на доске;

Разъяснение учителя;

Индивидуальная работа учащихся

2. Основная

часть

Выполнение основной части урока (40 мин.)

консультанты раздают карточки с уровневыми заданиями (А-1, А-2, В-1, В-2);

самостоятельная индивидуальная работа учащихся выполняется в течение 10 мин. (по ходу выполнения работы консультанты следят за соблюдением норм самостоятельной и индивидуальной работы учащихся, правильностью заполнения зачетного листа);

при досрочном выполнении уровневого задания консультант (или учитель) может выдать дополнительную карточку с повышенным уровнем сложности («С»);

к концу работы над заданием, консультант в отдельной графе «баллы» выставляет заработанный бал;

при нарушении норм выполнения самостоятельной и индивидуальной работы учащихся, консультант (или учитель) имеет право вынести замечание в графу «замечания» (данное нарушение будет являться штрафным балом.


Работа консультантов;


Самостоятельная и индивид.

работа уч-ся

с разноуровневыми заданиями;



Работа консультантов;

Индивидуальная работа учащихся;



Работа консультантов;


Работа консультанта и учителя.

3. Заключение

Итоговая часть урока (2 мин.):

учитель подводит учащихся к итогу, подсчитывает индивидуальные баллы учащихся;

на доске вывешивается таблица «критерии оценок»;

Учитель просит поднять руки учащихся, выполнивших работу и набравших 14 баллов (оценка «5»), учащихся, набравших 10-13  баллов (оценка «4»), учащихся, набравших 7-9  баллов (оценка «3»), учащихся, набравших менее 7  баллов (оценка «2»), учащихся, выполнивших задание «С» (дополнительная оценка);

Консультанты собирают индивидуальные зачетные листы учащихся и раздаточный материал (сдается учителю);

Учитель объявляет об окончании урока.


Работа учителя,

Индивидуальная

работы уч-ся;

Наглядная таблица;

Работа учителя с классом;








Работа консультантов;

 Учитель благодарит за работу консультантов на уроке, о дополнительной проверке зачетных индивидуальных листов и о подведении заключительных  итогов (оценок) к следующему  уроку.

Работа учителя.

А-1 (1)

Объясните значение терминов:

Сословно-представительная монархия, террор, синдикат, Антанта, протекторат.

А-1 (2)

Объясни значение терминов:

Тройственный союз, картель, финансовый капитал, революция, хутор.

А-1 (3)

Объясни значение терминов:

Продналог, концерн, инвестиции, консолидация, абсолютная монархия.

А-1 (4)

Объясни значение терминов:

Контрибуция, Временное правительство, автономия, панславизм, отруб.

А-1 (5)

Объясни значение терминов:

Временное правительство, трест, многоконфессиональность, винная монополия, инвестиции.

Примечание

Максимальное количество баллов при выполнении задания А-1 – 5 баллов (правильный термин – 1 бал).

А-2 (1)

Какое событие соответствует дате:

1904, 1900-1903, 26 января 1904, 9 января 1905, 23 августа 1905.

А-2 (2)

Какое событие соответствует дате:

14-15 мая 1905, 23 августа 1905, май 1905, 17 июля 1904 – 20 декабря 1904.

А-2 (3)

Какое событие соответствует дате:

1911, 1897, 3 июня 1907, 1904, 17 октября 1905.

А-2 (4)

Какое событие соответствует дате:

9-19 декабря 1905, 11-15 ноября 1905, 26 января 1904, 1906.

А-2 (5)

Какое событие соответствует дате:

Сентябрь 1904, 1904, 23 августа 1905, 9 января 1905, 17 октября 1905.

Примечание:

Максимальное количество баллов – 5 баллов (правильный ответ – 1 бал).

В-1 (1)

Государственный  деятель, заключивший мирный договор с Японией, подготовивший Манифест 17 октября, возглавлявший правительство России:

А) С.Ю. Витте;

Б) П.А. Столыпин;

В) П.Д. Святополк-Мирский.

Государственный деятель, был поочередно министром  путей сообщения, финансов, успешно провел денежную реформу:

А) В.К. Плеве;

Б) С.Ю. Витте;

В) П.А. Столыпин.

В-1 (2)

Выдающийся русский ученый – историк, учитель и наставник Николая 2:

А) В.О. Ключевский;

Б) К.Н. Победоносцев;

В) В.К. Плеве.

Автор аграрной реформы в России, выдвигавший лозунг: «Вперед на легком тормозе»:

А) В.К. Плеве;

Б) С.Ю. Витте;

В) П.А. Столыпин.

В-1 (3)

Один из лидеров партии РСДРП, инициатор программы минимум, активный марксист:

А) В.И. Ленин;

Б) П.Н. Милюков;

В) В.О. Ключевский.

Идея организовать встречу обиженного народа с «Царем батюшкой» в январе 1905 года принадлежала:

А) Г.А. Гапону;

Б) Е.Ф. Азефу;

В) П.А. Столыпину.

В-1 (4)

Кому из политических деятелей начала 20 века принадлежат слова: «Им  (революционерам) нужны великие потрясения, нам нужна  Великая Россия»:

А) С.Ю. Витте;

Б)Николаю  Второму;

В) П.А. Столыпину.

В начале 20 века  выдающимся художникам – реалистам, наследником идей передвижников был:

А) И.Е. Репин;

Б) А.Н. Бенуа;

В) Н.К. Рерих.

В-1 (5)

Кто из выдающихся ученых начала 20 века был теоретиком реактивного движения и космических полетов:

А) К.Э. Циолковский;

Б) Н.Е. Жуковский;

В) И.И. Мечников.

Кто выступил инициатором введения винной монополии в государстве:

А) С.Ю. Витте;

Б) В.К. Плеве;

В) П.А. Столыпин.

Примечание:

Максимальное количество баллов – 2 бал (правильный ответ – 1 бал).

В-2 (1)

Основным средством борьбы против  царизма эсеры считали:

А) вооруженное восстание;

Б) террор;

В) стачки.

Столыпинская аграрная реформа:

А) полностью решила поставленные  вопросы;

Б) закончилась полной неудачей;

В) осталась незавершенной.

В-2 (2)

Идея взять под контроль самодержавной власти рабочее движение («Полицейский социализм») принадлежала:

А) В.К. Плеве;

Б) С.В. Зубатову;

В) С.Ю. Витте.

Впервые советы рабочих депутатов были созданы в ходе первой  русской революции в:

А) Иваново;

Б) Баку;

В) Петербурге.

В-2 (3)

Укажите основные черты экономического развития России начало 20 века:

 Какие страны входили в состав Тройственного Союза:

А) Россия, Англия, Франция;

Б) Италия, Германия, Австро-Венгрия;

В) Франция, Германия, США.

В-2 (4)

Кто считался  первым марксистом России:

А) Плеханов;

Б) Ленин;

В) Троцкий.

Укажите основные черты политического развития России начала 20 века.

В-2 (5)

На втором  съезде РСДРП произошло:

А) Переименование партии в РКПб;

Б) разделение РСДРП на большевиков и меньшевиков;

В) Временное объединение большевиков и меньшевиков.

«Я верю в честные чувства рабочих людей и в непоколебимую преданность их мне, а потому прощаю им их вину…». Кому принадлежат эти слова?

А) Николаю Второму;

Б) С.Ю. Витте;

В) П.А. Столыпину.

Примечание:

Максимальное  количество баллов – 2 бала (правильный ответ – 1 бал).

С-1

 В начале  20 века положение «…партия будет стоять за социализацию всех частновладельческих земель…» содержала программа:

А) РСДРП;

Б) «Союза русского народа»;

В) Партия социал-революционеров;

Г) Союза освобождения.

С-2

Одной из целей Столыпинской аграрной реформы было:

А) ликвидация помещичьего землевладения в интересах буржуазных элементов села;

Б) разрушение крестьянской общины;

В) расширение помещичьего землевладения.

С-3

По характеру общественных изменений, на которое она была направлена, революция 1905-1907 была:

А) буржуазно- демократической;

Б) пролетарской;

В) буржуазной.

С-4

Проект какой фракции по аграрному вопросу в первой Думе предполагал выкуп части помещичьих земель по «Справедливой оценке»:

А) Октябристов;

Б) кадетов;

В) трудовой группы.

С-5

Одним из характерных признаков

 Вступления России в империалистическую стадию развития в начале 20 века стало:

А) завершение промышленного переворота;

Б) образование монополий;

В) экономическое расслоение крестьянства;

Г) развитие мелко-товарного производства.

Примечание:

При правильном  выполнении задания С, выставляется оценка «5».

УРОК-ЗАЧЕТ

        Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся является урок-зачет.  Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения.  Положительная отметка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по изученному предмету. Если хотя бы одно из таких заданий осталось не выполненным, то, как правило, положительная оценка не выставляется. В этом случае зачет подлежит пересдаче, причем заданий, с которыми он не справился.

        Практикуются различные виды зачетов: текущий и тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет, зачет-экстерн и т.д. При их проведении используются различные формы организации деятельности учителя и учащихся зачет в форме экзамена, ринга, конвейера, общественного смотра знаний, аукциона и т.д. Если учащимся предварительно сообщают примерный перечень заданий, выносимых на зачет, то его принято называть открытым, в противном случае – закрытым. Чаще же предпочтение отдается зачетам с целью определения результатов изучения наиболее важных тем учебного предмета.

        Такой зачет проводится как завершающая проверка в конце изучаемой темы. Приступая к ее изложению, учитель сообщает о предстоящем зачете, его содержании, особенности организации и сроках сдачи. Для проведения зачета из числа наиболее подготовленных учащихся отбираются консультанты. Они помогают распределить учащихся по группам в 3-5 человек, готовят учетные карточки для своих групп, в которых будут фиксироваться отметки за  выполнение учениками каждого задания и итоговые отметки за зачет.  Задания готовятся  двух видов: основные, соответствующие обязательному уровню подготовки учащихся, и дополнительные, выполнение которых вместе с основными  необходимо для получения хорошей или отличной отметки.

        Каждому ученику, кроме консультантов, готовятся индивидуальные задания,  включающие основные и дополнительные вопросы и упражнения. В начале зачета, как правило, на спаренном уроке ученики получают свои задания и приступают к их выполнению. В это время учитель проводит собеседование с консультантами. Он проверяет и оценивает их знания, а затем еще раз разъясняет методику проверки заданий, в особенности основных.

        На следующем этапе урока консультанты, приступают к проверке выполнения заданий в своих группах, а учитель выборочно из разных групп проверяют, в первую очередь, работы учащихся  справившихся с основными  и приступивших к выполнению дополнительных заданий.

        В заключительной части урока завершается оценка выполнения каждого задания выставлением отметок в учетные карточки. Собрав учетные карточки групп, учитель на основе выставленных отметок выводит итоговые отметки каждому ученику и подводит общие итоги зачета.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Россия в начале XX века» 9 класс

Тема урока:  «Россия в начале XXвека» Цель: повторить, систематизировать и проверить знания учебного материала об историческом развитии России в начале XX века.Задачи:...

Демо-тест на тему: "Россия к началу Нового времени" по учебнику "История России Нового времени XVI - XVIII века". 7 класс

Демо-тест  к теме: "Россия к началу Нового времени" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Российская история Нового времени XVI - XVIII  века" для 7 класса.  Перед и...

Проверочная работа по теме: "Россия в начале века (1900-1917 гг.)"

Проверочная работа по истории для 11 класса...

Урок-презентация на тему "Программа модернизации России в начале XX века" (9 класс, история России).

Презентация  содержит теоретический, фактический и иллюстративный материал по теме. Для проверки знаний или самопроверки предлагаются варианты тестовых и  развивающих заданий....

Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

Презентация по истории России 11 класс тема "Искусство и культура России в начале ХХI века"

Данная презентация предназначена для учащихся 11 класса по "Истории Отечества ХХ - начала ХХI века", учебник  Загладина Н.В., Козленко С.И., Минакова С.Т. – 4-е изд. – М.: «Русское слово», 2006. ...

Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»

В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...