Компьютерные технологии на уроке истории
статья по истории по теме

Косован Светлана Вячеславовна

Преподавание истории и возможности интернета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuternye_tehnologii_na_uroke_istorii.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Косован Светлана Вячеславовна

МБОУ Павловская основная общеобразовательная школа

Луховицкого района Московской области

Компьютерные технологии на уроке истории

          Новые педагогические технологии, о которых мы не раз уже писали позволяют успешно решать и эту задачу. Поэтому, как мы вновь убеждаемся, все проблемы, связанные с эффективным использованием услуг и ресурсов глобальной сети Интернет, предполагают, прежде всего, педагогическое их решение и только затем можно говорить об использовании возможностей сети Интернет для более эффективной реализации этих решений.1.5.3. Преподавание истории и возможности интернета. Всем известно, в каком сложном положении в наше время находятся учителя: дефицит свободного времени, масса вариантов учебников, высокая цена на книги - все это понижает качество преподавания. С появлением в нашей стране сети Интернет, в которой представлены и образовательные сайты, появилась возможность радикально помочь учителям, что уже и происходит. Интернет-образование - могучий стимул в повышении квалификации учителей, в улучшении качества преподавания, как в крупных городах, как и на периферии. Причем, в отдаленных уголках России Интернет - чуть ли не единственная возможность для учителя найти нужный ресурс, познакомиться с новыми методическими разработками, передовым педагогическим опытом, пообщаться с другими педагогами. Понимая важность и актуальность Интернет-образования, я попытался проанализировать все, найденные мной ресурсы по преподаванию Отечественной истории. И связать их с Программой для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по курсу "История" (6-9 классы), рекомендованную Министерством образования Рос. Федерации, изданную в 2000 году. (Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: История. Обществознание. Всеобщая история: 5-9 классы. История государства и народов России с древнейших времен до наших дней: 6-9 классы. Обществознание: 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2000. - 156 с.)Материалы носят рекомендательный характер. Учителя могут по-своему использовать указанные сайты. Данная тема выбрана произвольно. Для демонстрации характера работы даны методические разработки первых трех уроков. Тема: «Древнерусское государство Киевская Русь. IX - первая половина XII в. (6 ч)»Становление Древнерусского государства. Предпосылки создания Древнерусского государства: общественное расслоение, появление княжеской власти. Развитие ремесла и торговли. Города. Варяги в Восточной Европе. Путь «Из варяг в греки». Новгород и Киев. Утверждение династии Рюриковичей и образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Эволюция внутриполитической организации и рост международного влияния Руси при Игоре, Ольге и Святославе. Военные походы князей. Русско-византийские отношения. Правление князя Владимира и крещение Руси. Личность князя Владимира. Борьба за киевский престол. Приход Владимира к власти. Походы князя Владимира. Расширение территории государства. Укрепление внешних рубежей. Крещение Руси. Значение принятия христианства. Жители Древнерусского государства. Формирование древнерусской народности. Основные социальные слои древнерусского общества: князья, дружинники, бояре, духовенство, горожане и землепашцы-общинники. Княжеская власть, городское вече. Занятия и образ жизни землевладельцев и земледельцев. Земельные отношения, вотчина.

      Зависимые категории населения. Развитие городов, ремесла и торговли. Быт и образ жизни знатных и простых горожан. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Личность князя Ярослава. Внутренняя и внешняя политика Ярослава. Развитие просвещения. Начало русского законодательства, Русская Правда. Начало распада Древнерусского государства. Центробежные тенденции в Древнерусском государстве. Княжеские съезды. Владимир Мономах — последний правитель единого государства. Военные походы князя. Борьба с половцами. Устав Владимира Мономаха. Культура и быт Руси IX — начала XII в. Русь в орбите восточнохристианского мира. Легенды, былины и сказания. Письменность, образование и грамотность на Руси. Летописание. «Повесть временных лет». Жанры и произведения древнерусской литературы. Художественная культура: деревянная и каменная архитектура, живопись, ювелирное и прикладное искусство. Вклад древнерусской культуры в мировую культуру.

       Урок 1: «Становление Древнерусского государства в IX-X веках»Цель урока - ознакомление учащихся с процессом формирования Древнерусского государства: расслоением общества, появлением княжеской власти, утверждением династии Рюриковичей. На данном уроке могут быть использованы разнообразные формы организации познавательной деятельности учащихся.Прежде всего, необходимо напомнить учащимся значение слов "цивилизация" и "государство". Затем перейти к рассмотрению предпосылок возникновения государства. В этом учителю поможет сайт "Отечественная история" (http://www.lants.tellur.ru), в котором представлено следующее содержание: Генеалогия русских князей (дерево). Использована книга О.В.Творогова Князья Рюриковичи. Краткие биографии. О.В. Творогов Фреймовый просмотр дерева и биографий. Хронологическая таблица (IX - нач. XVII в.) "Древняя Русь: События и люди"Роспись княжений по волостям. Использована книга К. Рыжова. Россия (600 кратких жизнеописаний)Карты Руси История Российской Государственности А.В.Воронин. Учебное пособие"История Российская. IX-XVII вв." Р.Г.Скрынников. Фрагменты из книги"Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.)". И.Н.Данилевский. Несколько лекций из курса. История Руси (справочник). Автор неизвестен. Библиотека ссылок. Остановимся подробнее на содержании данного сайта применительно к нашей теме урока. Всем известно, что на происхождение племени "русь (или "рось") существуют две точки зрения. Одни ученые придерживаются "норманнской" теории, другие - "славянской". Мы рекомендуем познакомить учащихся с обеими теориями, которые описаны в трудах А.В. Воронина, Р.Г. Скрынникова и И.Н. Данилевского (см. содержание сайта). После ознакомления можно спросить учащихся, какая точка зрения наиболее близка им самим и почему. Ребята должны будут отстаивать свое мнение. Кроме этого, советуем провести диспут на тему "Откуда есть и пошла земля русская". Материалы для этого диспута вы найдете в Библиотеке ссылок под названием "Библиотека электронных ресурсов на сайте Исторического факультета МГУ" под рубрикой "Ссылки на исторические источники на русском языке", где представлена "Повесть временных лет", переведенная на современный язык с краткими пояснениями. В компьютерном классе можно вывести текст на экран и дать детям задание ответить по тексту на вопросы, написанные на доске:-

      Опишите путь "Из варяг в греки".- Назовите как можно больше славянских племен, встречающихся в тексте.- Перескажите своими словами предание об основании Киева.- Расскажите притчу об обрах. Данный перечень вопросов можно расширить по своему усмотрению. Если электронная версия работ Воронина и Скрынника предназначена для расширения кругозора учителя, то некоторые отрывки из курса лекций Данилевского можно применить на уроке в качестве дидактического материала. В частности, в главе "Русь: варяги или славяне?" Данилевский цитирует описание русского племени глазами арабоязычного автора, который подмечает многие детали жизни и быта древних племен. Из его описания ученики могут узнать много интересных подробностей о жизни своих далеких предков. Кроме того, этот отрывок указывает на противоположную точку зрения происхождения русских племен. Учащимся можно дать задание найти в данном отрывке слова, подтверждающие мнение автора о том, что русские племена "норманнского" происхождения. При затруднении учитель должен рассказать, в чем состоит разница между скандинавскими племенами и исконно славянскими, и попросить учеников найти в тексте описание, подтверждающих или опровергающих эту разницу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные технологии на уроке истории

Компьютерные технологии на уроке истории...

Использование компьютерных технологий на уроках истории.

В современном мире мультимедийные технологии занимают всё более значительное место. Процесс школьного обучения не должен в этом смысле отставать от жизни....

Творческая работа на тему: «Использование компьютерных технологий на уроках истории».

    В последние годы система образования находится в постоянном реформировании и модернизации. В связи с изменениями в обществе меняются и ученик, и учитель, и школа. Поэтому педагогу...

Использование информационных компьютерных технологий на уроках истории и обществознания в условиях сельской школы.

Использование информационных компьютерных технологий на уроках истории и обществознания в условиях сельской школы....

"Использование информационно-компьютерных технологий на уроках истории и обществознания". Обобщение опыта.

В статье подчеркивается возросшая роль использования ИКТ на уроках истории и обществознания, которые  позволяют более эффективно решать целый ряд образовательных и воспитательных задач. Рассматри...

Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»

Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...