Творческая работа на тему: «Использование компьютерных технологий на уроках истории».
учебно-методический материал по истории на тему

Калягина Татьяна Михайловна

      В последние годы система образования находится в постоянном реформировании и модернизации. В связи с изменениями в обществе меняются и ученик, и учитель, и школа. Поэтому педагогу необходимо в своей  деятельности искать такие методы и приёмы обучения, которые помогут повысить мотивацию ученика и качество  образования. Необходимо приблизить урок к мировосприятию современного ученика, развивая его познавательную активность путём эмоциональной и образной подачи материала.Компьютерные технологии  на уроках истории достаточно эффективны: рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности. Учащиеся получают возможность дальнейшего использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни и осознание себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

1. Введение                                                                                                          С.3

2. Основная часть: «Использование компьютерных технологий на уроках истории».                                                                                                С.5

  • 2.1 Тесты как средство контроля знаний, умений и навыков учащихся.                                                                                                  С.5
  • 2.2  Применение электронных программ                                         С.11    
  • 2.3 Способы использования компьютерных презентаций на уроках истории                                                                                                    С.11
  • 2.4 Работа с интерактивной доской                                                   С.19    
  • 2.5 Видеофрагменты исторических событий                                   С.21
  • 2.6 Использование аудиоматериалов                                                 С.21

3. Заключение                                                                                                   С.21    

4. Список используемой литературы                                                          С.22                                      

                   

             

                 

ВВЕДЕНИЕ.

      В последние годы система образования находится в постоянном реформировании и модернизации. В связи с изменениями в обществе меняются и ученик, и учитель, и школа. Поэтому педагогу необходимо в своей  деятельности искать такие методы и приёмы обучения, которые помогут повысить мотивацию ученика и качество  образования. Необходимо приблизить урок к мировосприятию современного ученика, развивая его познавательную активность путём эмоциональной и образной подачи материала.

       В настоящее время достаточно интенсивно в процесс обучения внедряются компьютерные технологии. К сожалению, долгое время приходилось быть только пассивным наблюдателем этого процесса. Но вот в 2009 году нашей школой   было получено мультимедийное оборудование, включающее, проектор и компьютер, интерактивную доску, которое было установлено в кабинет истории.

      Небольшой опыт  использования электронных средств обучения имелся, но о работе с компьютером непосредственно на уроке и тем более о  спланированной системе такой работы раньше не могло быть и речи. И вот появилась сначала необходимость, а затем и потребность в освоении  компьютерных технологий и их применении на уроках истории.

     Слово учителя, конечно же, никакие электронные средства не заменят, но могут стать хорошими помощниками в творческом общении педагога и ученика на современном технологическом уровне.

       Сейчас с большим интересом изучаю литературу по данному вопросу, опыт коллег в школе, городе, а также материалы в Интернете. Многое ещё предстоит осваивать в техническом отношении. Однако наибольший интерес представляет именно методическая сторона проблемы. Необходимо прежде всего разработать методику изучения той или иной темы, того или иного раздела, а затем определить роль и место использования компьютера в учебном процессе.

      Надо отметить, что широкая компьютеризация школьного обучения идёт нарастающими темпами. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Перед современным учителем встаёт проблема поиска новых технологий. Если же учесть, что информация должна быть учебной, специальным способом обработанной, то очевидно, что работа учителя становится сложнее, так как реальное достижение результатов возможно только при использовании различных методик изложения учебного материала.

При составлении плана работы надо стремиться к тому, чтобы были реализованы все взаимосвязанные функции обучения (образовательная, развивающая, воспитательная) и чтобы могли проявиться самостоятельность, инициатива и творчество учащихся.

       При планировании важно также учитывать максимальное использование наглядно-иллюстративного материала, включать учебные задачи, которые обеспечивают необходимость практического применения знаний, формирование умений и навыков.

       Конечно, существует много полярных взглядов на использование компьютера на уроке, но мир новейших технологий занимает всё большее место в нашей жизни, и учителю просто необходимо идти в ногу со временем.

    Таким образом, цель данной работы – определить роль и место использования компьютерных технологий в преподавании истории.                 

                         

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

      Включение в учебный процесс компьютерных технологий приводит к активизации познавательной деятельности учащихся, совершенствует все виды познавательных мотивов, интерес к знаниям, к содержанию и процессу обучения.

     Они позволяют значительно расширить возможности предъявления различной информации, разнообразить  и контролировать индивидуальную работу каждого ученика, существенно развивать мышление, внимание и воображение. Сам факт проведения уроков истории и обществознания в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация, которая порождает интерес к предмету.

       Компьютерные  технологии я применяю  на уроках, чтобы решать практические задачи по формированию прочных знаний исторических терминов, дат, умений анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой, анализировать исторические факты, обобщать, самостоятельно работать с дополнительной литературой.

     В урочной деятельности оборудование и материалы  используются на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении и контроле знаний, умений и навыков.

     Формы подачи материала на настоящем этапе работы - это тесты, информационно-обучающие программы, презентации, аудиозаписи, видеофрагменты исторических событий.                                        

     

                                 

2.1.ТЕСТЫ.

      Различные виды тестирования хорошо знакомы детям, а так как учителю всегда приходится ориентировать свою работу на то, в какой форме будут оцениваться знания, умения и навыки учеников, то с появлением централизованного тестирования возникла необходимость постоянно использовать их в процессе обучения. Компьютер и  помогает решать эту задачу.

      Тест  не только экономит время, повышает наглядность на уроке, но и даёт учащимся возможность самим оценить свои знания, свои возможности.

       Для учителя тест служит средством текущего контроля знаний и дидактическим средством обучения.

      На уроках истории я пользуюсь  различными видами тестов, а также различными вариантами тренажёров по подготовке к ЕГЭ. Возникла потребность  создать дополнительные материалы по некоторым темам как самостоятельно, так и с помощью учеников, что уже само по себе повышает интерес к предмету. Большую помощь оказывают коллеги, есть материалы в Интернете. Однако, как это всегда и бывает, свои разработки использовать лучше, что и стимулирует творчество.

       Итоговое тестирование по изученной теме и по каждому курсу стало нормой.

        Следующим шагом в работе очевидна необходимость создания индивидуальных тестов, соответствующих уровню подготовки.  Это и является одной из первоочередных задач, что, как мне сейчас думается, будет по плечу самим ученикам, успешно усваивающим программу.

        В качестве примера прилагаю некоторые задания из  теста по истории средних веков для 6  класса, выполненного учащимися после изучения темы «Крестовые походы»:

1. Почему начались крестовые походы?

А) стремление участников походов освободить Святую землю

Б) стремление участников познакомиться с традициями стран Востока

В) стремление открыть новые торговые пути

2. Когда проходил первый крестовый поход?

А) 1095-1098

Б) 1094-1097

В) 1096-1099

3. Кто участвовал в крестовых походах?

А) крестьяне и горожане

Б) крупные феодалы

В) рыцари

Г) духовенство

Д) все, что перечислено под а,б,в,г

4. Как называлось главное государство крестоносцев, созданное на побережье Сирии и Палестины?

А) Иерусалимское королевство

Б) Тевтонское государство

В) Тамплиерское королевство

5. Какая мировая религия появилась с Средние века?

А) ислам

Б) буддизм

В) христианство

Г) синтоизм

Также можно использовать мини-тестовые задания, например, при изучении темы «Возникновение Древнерусского государства» я использовала:

1)Центрами Древнерусского государства были:

а) Тверь и Смоленск,

б) Новгород и Псков,

в) Киев и Новгород,

г) Москва и Суздаль.

2)Государство у восточных славян сложилось в :

а)8-9 вв.,

б)9-10 вв.,

в)10-11 вв.,

г)7-8 вв.  

3)Полюдье – это:

а) запись событий по годам,

б) объезд князем с дружиной подвластных земель,платящих дань,

в) соседская община,

г )штраф.

4)Основание правящей династии русских князей летописцы связывают с:

а) призванием варягов,

б) объединением Киева и Новгорода,

в) государственной деятельностью княгини Ольги,

г) княжением Олега Вещего.

5)В какой город, согласно летописному рассказу, варяги были приглашены на княжение:

а) Новгород,

б) Константинополь,

в) Киев,

г) Псков.

6)Кто из варяжских князей и когда объединил под своей властью Киев и Новгород:

а) Рюрик в 862 г.,

б) Олег в 882 г.,

в) Аскольд при участии Дира в 865 г.,

г) Игорь в 945 г.

7) 988 г. - эта дата отражает:

а) крещение Руси,

б) призвание варягов,

в) объединение Киева и Новгорода,

г) начало правления Олега.

Применяю тесты и по большим разделам программы в форме итогового контроля, например в 10 классе:  


1.Святослав совершал походы и завоевания:
а) в северо-восточный Китай
б) овладел Тмутараканью
в) разгромил Хазарский Каганат
д) в Византию

2.Принятие Христианства способствовало:
а) утверждению идеи равенства людей перед богом
б) укреплению межгосударственных связей с Европой
в) развитию земледелия
г) появлению феодальной раздробленности
д) расцвету древнерусской культуры.

3.Соотнесите события и даты:
а) княжение Игоря
б) начало строительства храма Св. Софии в Киеве.
в) Написание «Повести временных лет»
д) Восстание древлян
1 – 1113-1117, 2 – 945, 3 - 1037, 4 – 912-945.

4.Проставить в хронологическом порядке правителей эпохи дворцовых переворотов:
а) Петр III д) Анна Леопольдовна
б) Екатерина I е) Петр II
в) Екатерина П ж) Анна Иоановна
г) Елизавета

5.Выберите правильную последовательность завоеваний монголо-татар;
а) Восточная Сибирь, половцы. Средняя Азия, Закавказье, Русь, Северный Китай
б) Средняя Азия, Северный Китай, половцы, Русь, Закавказье
в) Восточная Сибирь, Северный Китай, Средняя Азия, Закавказье, половцы, Русь
г) Северный Китай, Восточная Сибирь, половцы. Средняя Азия, Закавказье, Русь

6.Соотнесите событие и дату:
а) Правление Бориса Годунова 1. 1610-1613
б) Правление Федора Ивановича 2. 1605-1606
в) Семибоярщина 3. 1598-1605
г) Правление Лжедмитрия I 4. 1584-1598
д) Правление Василия Шуйского 5. 1613-1645
е) Правление Михаила Романова 6. 1606-1610

7. К сторонникам норманнской теории можно отнести:
а) Ломоносов г) Рыбаков
б) Миллер д) Байер
в) Ключевский е) Шлецер

8.Проставьте события в хронологической последовательности:
а) крещение Ольги г) написание повести временных лет
б) походы князя Олега на Царьград д) составление первых статей русской Правды
в) война князя Святослава с Византией е) Любечский съезд князей

9.Основные отличия процесса образования российского централизованного государства в отличие от Западной Европы:
а) происходил на феодальной основе
б) происходил на буржуазной основе
в) экономическое объединение предшествовало политическому
г) политическое объединение предшествовало экономическому

10.С историей Новгородской боярской республики связаны понятия и имена:
а) Золотые ворота д) Роман Мстиславович
б) Тысяцкий е) Храм Покрова на Нерли
в) Юрий Долгорукий ж) Всеволод "Большое гнездо"
г) Кончанские старосты з) Александр Невский

11. С именем Владимира Маномаха связано:
а) Любечский съезд 1097 года г) "Поучение детям"
б) Крещение Руси д) Битва на Калке
в) Крестовый поход в степь 1111 года

12.К деятелям Избранной Рады относятся:
а) Григорий Бельский г) Митрополит Филипп
б) Алексей Адашев д) Андрей Курбский
в) Митрополит Макарий е) Борис Годунов

13. Шатровый стиль в архитектуре появился:
а) в 14 веке в) в 13 веке
б) в 16 веке г) в 17 веке

14.Представьте в хронологическом порядке сражения Северной войны:
а) Дерпт д) Прутский поход
б) Гангут е) Полтава
в)взятие Нарвы русскими войсками ж)Гренгам
г) Лесная

15. Меркантилизм - это
а) экономическая политика, направленная на преобладание вывоза товаров над ввозом
б) занятие должностей согласно заслугам рода
в) экономическая политика, поощрявшая импорт товаров
г) экономическая политика, вводившая режим строгой экономии

16.Соотнесите событие и дату:
а) начало Ливонской войны 1. 1552 г.
б) отмена опричнины 2. 1558 г.
в) завоевание Сибири 3. 1572 г.
г) взятие Казани 4. 1549 г.
д) 1-ый Земской собор 5. 1581 г

17. Сторонники никонианского направления в православии придерживаются следующих обрядов и правил:
а) многогласие е) двуперстие
б) дважды возглашать «Аллилуйя» ж) троеперстие
в) трижды возглашать «Аллилуйя» з) написание имени Христа "Иисус"
г) крестный ход вокруг алтаря по ходу солнца
д) крестный ход вокруг алтаря против солнца

18. Проставьте события в хронологической последовательности:
а) Медный бунт
г) Воссоединение Украины с Россией
б) поход казацкой голытьбы за зипунами
д) Церковный раскол
в) Крестьянская война С. Т. Разина
е) Крымские походы В.В. Голицина

19. В правление Ивана III произошли события:
а) строительство Покровского собора
г) путешествие Афанасия Никитина в Индию
б) свержение монголо-татарского ига
д) присоединение Твери к Москве
в) строительство Грановитой палаты
е) Куликовская Битва

20. Соотнесите событие и дату:
а) Азовские походы 1. 1709 г.
б) "Великое посольство" 2. 1703 г.
в) Полтавская битва 3. 1697-98 гг.
г) Разделение России на губернии 4. 1710 - 1711 г.
д) Основание города Санкт Петербург 5. 1695-96 гг.
е) Прутский поход 6. 1708 г.

2.2.ЭЛЕКТРОННЫЕ  ПРОГРАММЫ.

       В своей работе я использую электронные программы, входящие в полученное школой материальное обеспечение  и приобретаемые по мере возможности. Это компьютерный учебник «История России ХХ век» (КЛИО-СОФТ), компьютерный задачник «История Древнего мира. Загадки сфинкса» (МедиаХауз), обучающая программа для 5-11 классов под издательством группы «Весь»  (Медиа1, 2009), учебное электронное издание по всеобщей истории для 5 и 6 классов (Кордис Медиа, 2004) и другие.

В этих учебных пособиях органично сочетаются традиции отечественного образования, новейшие компьютерные технологии и перспективные направления развития российской школы.

Дают возможность использования на уроках Древнего мира карт с описаниями и возможностью навигации и масштабирования, тексты исторических первоисточников, биографии и портреты видных исторических деятелей, словарь, содержащий важные исторические термины и понятия.

Они содержат большой объём учебной информации, в них  есть задания различного типа, позволяющие учащимся работать самостоятельно.

         Электронные уроки, справочники, коллекции карт, энциклопедические статьи, теоретический материал, снабжённый заданиями для коллективного обсуждения,  позволяют при определённом навыке работать более оперативно и стимулируют творческий подход к пополнению электронного дидактического материала в дальнейшем самостоятельно, с помощью коллег и учеников.                Электронные учебники, снабжённые анимацией, речью диктора, мультимедийными эффектами, создают познавательную мотивацию для учащихся.

     

      Актуальность таких пособий состоит в использовании их для тренинга и контроля, консультации по любой форме экзамена. Они могут быть использованы при объяснении нового материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу предмета.    

                                                                                                                                                               

2.3.ПРЕЗЕНТАЦИИ.

Презентации дают возможность учителю проявить творчество, индивидуальность в подготовке и проведении уроков.

     Главное в презентации - это тезисность для выступающего и наглядность для слушателя.

     Благодаря использованию презентаций концентрируется  внимание учащихся, включаются все виды памяти, возрастает мотивация к учёбе.

     Способы использования презентации на уроках истории и обществознания   следующие:

     - урок в форме компьютерной презентации;

     - план урока или основные тезисы;

     -отдельные фрагменты урока (текст исторических документов для анализа, задания разных видов, портреты исторических деятелей, иллюстрации, таблицы, схемы, цитаты, карты).

     Иногда использую в работе уже готовые презентации, но чаще создаю свои.

На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов мультимедийных энциклопедий у меня уходит 2-2,5 часа. Для ввода в ПК графики использую цифровую камеру, сканер или коллекцию картинок с дисков, в случае необходимости меняю текст, рисунки, диаграммы, чтобы настроить презентацию под конкретный урок в конкретном классе. В основном работаю в Power Point.

В качестве примера хочу продемонстрировать урок  в 6 классе по теме «Крестовые походы».

Цели урока: 

  1. Сформировать представление о причинах и целях Крестовых походов, их участниках и итогах.
  2. Историческое мышление.
  • Осмысление изменений, произошедших в образе жизни и мировоззрении европейцев, как результат взаимодействия христианской цивилизации Европы и арабо-мусульманской цивилизации Востока.
  • Применять теоретические знания при анализе, сопоставлении, обобщении новых фактов, при их систематизации, установлении их причин, следствий, значений.
  1. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
  • Дать возможность оценить цели и итоги Крестовых походов с современных гуманистических позиций. Создать ситуации, требующие от учащихся самостоятельной гражданской оценки, выбора между разными мировоззренческими позициями, понимания иной позиции.
  • Сформировать понятия – крестовые походы и духовно-рыцарские ордена.

Обязательный минимум содержания: 

  • КАТОЛИЦИЗМ,
  • ПРАВОСЛАВИЕ,
  • ИСЛАМ,
  • КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ.

Оформление доски: 

  1. Таблица
  2. Понятия:
  • Христианство
  • Ислам
  • Феод
  • Церковь
  • Государство
  • Цивилизация
  • Монахи
  • Рыцари

№ крестового похода

участники

цели

итоги

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Доска(оборудование)

Создание проблемой ситуации

  • В наше время снято много фильмов о рыцарях-крестоносцах, крестовых походах, средневековых битвах.
  • Что вам известно о походах рыцарей?
  • А вот что говорит о крестовых походах исторический документ на стр.129
  • Тема урока записывается в тетрадь.
  • (предположительно назовут фильмы). 

 

Презентация, кадр №1. (Даже музыка к крестовым походам написана современниками. Приложение)

Из речи Папы Римского Урбана II в Клермоне:

“Иерусалим есть пуп (центр) Земли! Реки там текут молоком и медом, это край плодороднейший – второй рай. Исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе, спасите братьев, проживающих на востоке! Кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат! Тому, кто положит жизнь в битве, будут отпущены все грехи!”

 

Презентация (папа Урбан и его речь). Кадр № 2.

  • - Есть ли фразы, которые свидетельствуют об освободительных целях крестоносцев?
  • - О захватнических?
  • - Сравните свои выводы. Есть ли противоречие.
  • - Какую проблему нам предстоит решить?

Выделяют противоречие: в своей речи Папа Римский Урбан II одновременно призывает к освобождению Иерусалима и захвату богатств народов живущих там.

 

Формирование проблемы! (записывается учителем на доске)

Проблема на доске

Крестовые походы – это освобождение или завоевание?

Кадр №3.

Гипотезы записываю на доске, выделяя ключевые слова

Гипотезы

На самом деле произойдет столкновение двух цивилизаций – мусульманской и католической. Что может быть, по-вашему мнению, причиной столь серьезного конфликта?

Предлагают версии. С одобрением принимаю все, даже самые абсурдные.

 

Актуализация знаний

Вспомните так ли серьезны были различия между христианством и исламом?

Если затрудняются можно воспользоваться словарем

 

Цивилизация – общность людей, которая занимает определенную территорию в определенное время.

  • - особенности ведения хозяйства.
  • - форма домов, одежды, предметов быта, еда.
  • - свои обычаи, правила поведения, представления о добре и зле, религиозные верования, особые взгляды на окружающий мир.

Выясняем, что цивилизации отличались друг от друга по признакам цивилизации.

 

  • Любую ссору, войну, драку между приятелями обычно всегда разбирают по определенному плану. Что выясняем первоначально?
  • -далее
  • -заканчиваем

Т.О. используя ваш жизненный опыт, мы составили план нашего исследования?

  • Из-за чего подрались
  • Причины
  • Ход
  • Чем закончилось
  • Итоги

На доске: 

  • Причины
  • Ход
  • Итоги

Поиск решения

Давайте узнаем, с чего начинаются походы и почему так называются. 

Презентация

Папа Римский Урбан II призвал европейцев к освобождению Иерусалима от мусульман.

Люди поддержали призыв Папы, нашивали на свою одежду кресты из красной материи. Поэтому участников походов стали называть крестоносцами, а сами походы крестовыми.

Презентация. Кадр № 4, 5

Почему так важно освободить Иерусалим?

Здесь находится Гроб Господень.

 

Почему европейцы с огромным воодушевлением откликнулись на призыв Папы Урбана II.

  • - Все ли были устроены и богаты на западе?
  • - Нуждались ли в чем-либо крестьяне?

- Византийская империя попросила о помощи католиков – христиан. Многие европейцы были просто неустроенны и бедны (в том числе и рыцари), т.е. лишними на родине и мечтали

  • -получить отпущение грехов от Папы
  • -разбогатеть за счет военной добычи
  • -приобрести славу при возвращении домой.

Карта.

  • - Какое государство лежало между христианской Европой и мусульманами?
  • - Как вы думаете испытывали ли византийцы страх перед мусульманами?
  • - Могли ли справиться собственными силами?
  • - К кому могли обратиться за помощью?

Действительно, Крест и Гроб Христа были найдены в IV веке, когда император Константин I организовал на Голгофе археологические раскопки. После этого они хранились в специально построенном храме в Иерусалиме, а гвозди от распятия – в Константинополе.

Всего было предпринято несколько походов. Наиболее значимые первые четыре. В классе мы организуем три группы.

 

 

  • 1 ряд займется исследованием первого крестового похода,
  • 2 ряд – второго и третьего,
  • 3 ряд – четвертого.
  • Пользуются материалами учебника

 

Чертится таблица на доске. 

Вопросы каждой группе:

  1. Почему успех крестоносцев в 1099 году не стал окончательным?
  2. Почему были созданы духовно-рыцарские ордена?
  3. Почему поход окончился неудачей?
  4. Чем отличался 4 крестовый поход от других походов?

Дети чертят в тетради. 

Крестоносцы не имели заметного культурного превосходства, наоборот, наука, техника, политика в городах Ближнего Востока были развиты лучше.

Крестоносцы должны были закрепиться на захваченных землях. Они жили в постоянном страхе за свои владения, за свою жизнь. Местное население не приняло их Ордена, помогали давать отпор.

Проверка таблицы в тетради и на доске. Презентация. Первый, второй, третий и четвертый походы.

Работа с линией времени.

Чертят линию времени в тетради. Отмечают даты всех крестовых походов, определяют век, отвечают на вопрос: Сколько лет прошло от взятия Иерусалима до наших дней? (909)

Когда был взят крестоносцами Константинополь (1204)?

Сколько лет прошло с тех пор? (804)

Презентация все четыре похода в таблице.

Обратимся к карте в учебнике

  • - Какие страны приняли участие в первом крестовом походе?
  • - Чем отличаются результаты Первого и Четвертого крестового похода?
  • -Франция
  • -Германия
  • -Италия

Презентация, последний кадр.

Работая с таблицей, мы нашли ответ на какую часть плана?

- К чему привело столкновение двух цивилизаций? Постарайтесь выделить + и - стороны.

  • Мы нашли ответ на 2 вопроса.

Записывают в тетрадь: 

  • -: кровь страдания, разрушения, предательство, грабежи и насилие
  • + взаимодействие двух цивилизаций

 

- Культурные достижения Б.Востока постепенно меняли образ жизни европейцев и образ их мышления. Чему они научились на Востоке?

Шелководству, выращиванию риса, арбузов, фисташек, лимонов, строительству ветряных мельниц, изготовлению тонких тканей, их окраске, производству изящной мебели и посуды.

 

Какой теперь ответ на проблему урока можем дать?

Чьи версии, гипотезы оказались верными?

Подтвердились.

“Крестовые походы, организованные европейцами-христианами, с одной стороны, это освобождение христианской святыни, Гроба Господня, от турок сельджуков. А с другой стороны, это стремление Римских Пап распространить свою власть на всех христиан”.

 

Применение нового знания 

По итогам урока заполните схему:

  • Я узнал, что …
  • Я понял, что…
  • Я удивлен тем, что…

 

Домашнее задание

Параграф 14-15, задание в тетради.

 

 

2.4.ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА.

На уроках я использую интерактивную доску, мне очень нравиться работать с ней на всех этапах урока: для проверки знаний применяю тесты, кроссворды, создание или дополнение таблиц, при объяснении нового материала показываю анимации, видеофрагменты, схемы, готовлю презентации. Например:

Задание.

Заполните схему «Возникновение государства у восточных славян».

Предпосылки возникновения государства:

1.Появление людей, способных установить и удержать свою власть силой.

2.Появление излишков продукции.

3.Переход от коллективного труда к индивидуальному.

4.Появление возможности эксплуатировать чужой труд.

5.Возникновение противостоящих друг другу интересов у членов общества.

6.Появление вождей и дружин.

7.Необходимость поддержания  в обществе порядка.

8.Переход от родовой общины к соседской.

9.Возникновение неравенства.

 

Задание.

Дополните недостающие элементы в таблице.

Теории возникновения государства у восточных славян.

Название теории

Норманнская

Центристская

Славянская

Представители

Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, Л.Н.Гумилев,

Б.Л. Васильев

А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва

Б.А.Рыбаков, В.Н.Чивилихин.

Содержание

Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги организованнее и образованнее славян, признаются представителями более развитого мира.

Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Но иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы.

 Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства. отрицается варяжское происхождение первых русских князей.

Дети с удовольствием выполняют различные типы задания, наблюдаю хорошую активизацию внимания и развитие познавательного интереса к предмету.

2.5.ВИДЕОФРАГМЕНТЫ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ.

Замечательный материал для уроков истории, но не только иллюстративный. Он, например, помогает при сравнительном анализе исторических событий, оценке исторических фактов и личностей,    глубже вникать в учебный материал и делать свои выводы.

Например, интересной и содержательной, на мой взгляд, оказалась работа при изучении темы «Великая Отечественная война» в 9 классе («От Кремля до Рейхстага»). Учащимся предлагалось просмотреть 5 минутные видеосюжеты крупных сражений, и они сравнивали достоверность исторических фактов, которые изучили, и созданные  на экране режиссером образы действия исторических личностей и ход событий.

       Пока такая форма на стадии первых проб; безусловно, предстоит много поработать, чтобы убедиться в её целесообразности.

                 

2.6.АУДИОМАТЕРИАЛЫ.

         К ним относятся записи высказываний исторических деятелей, используемые для проведения уроков по истории, звуковое оформление презентаций.

                             

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Использование компьютерных технологий не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности. Они позволяют активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы учащихся.

      Задача учителя – сделать урок по-настоящему современным и привлекательным, информационно и эмоционально насыщенным.

       Изменяется содержание деятельности учителя, так как он становится разработчиком новой технологии обучения, что повышает его творческую активность, однако и требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

Компьютерные технологии  на уроках истории достаточно эффективны: рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности. Учащиеся получают возможность дальнейшего использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни и осознание себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

       Однако использовать компьютерные  технологии нужно в системе, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить о том, что эти приёмы в учебном процессе не должны заменять традиционные методы.                                             

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Первый компьютерный учебник 20 месяцев спустя. ПИОШ, 2000, №6.
  2. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Мультимедиа учебник по истории России: мифы и реалии информатизации процесса обучения. ПИШ, 2000, №3.
  3. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М.: Наука, 2003.
  4. Клетогонов А. Произведения древнерусской литературы на уроках истории.  «Преподавание истории в школе», №8, 2000.
  5. Митрофанов С. Использование ИТ в преподавании истории. Вопросы Интернет образования, 2001.
  6. Мультимедиа продукты в обучении. ПИОШ, 2001, № 1-3.
  7. О современных методах преподавания истории. ПИШ, 2001, №4.
  8. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа на тему: "Использование информационных технологий на уроках немецкого языка"

В работе раскрываются следующие темы:1.СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ РОССИИ. 2..КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА.4.  ОСНОВЫ ФО...

Использование компьютерных технологий на уроках истории.

В современном мире мультимедийные технологии занимают всё более значительное место. Процесс школьного обучения не должен в этом смысле отставать от жизни....

Использование компьютерных технологий на уроках истории

Использование компьютерных технологий на уроках истории...

выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной направленности обучения"

выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников  на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной на...

Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»

Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории и обществознании»

laquo;Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории и обществознании»...