Использование компьютерных технологий на уроках истории
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Жилёнене Светлана Валентиновна

Использование компьютерных технологий на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kompyuternyh_tehnologiy_na_urokah_istorii.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Жиленене С.В.

Использование компьютерных технологий на уроках истории

Новые технологии – это, прежде всего, выход из привычной плоскости. Новый подход к подаче материала и взаимодействию «учитель-ученик».  Современные школы имеют хорошую материально-техническую базу, включая интерактивные тележки с макбуками, смарт-доски.

 Поэтому информационные технологии успешно используются на уроках с 1-го по 11-й класс.

Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей ученика. Компьютер используется как самое совершенное информационное средство на уроках гуманитарного цикла, наряду с использованием книги. Компьютер – средство связи ученика с учителем.

Итак, самое поверхностное использование компьютера - иллюстративный материал. Экран освобождает не только от необходимости приносить множество книг, делать в них закладки, но и экономит время, давая учителю возможность заранее отсортировать изобразительный материал, а также применить “аудиоиллюстрацию" в тех объемах, которые ему удобны

На уроках истории в 5-11-x классах могут широко использоваться презентации, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Можно выделить два направления - самостоятельная презентация учителя и использование готовых программ. Данный вид деятельности дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

Есть в применении ИКТ и минусы. Наиболее существенный - заданность урока, необходимость следовать заранее выработанному плану или, если урок свернул в сторону, отказаться от подготовленного материала. Но это случается и с обычным уроком, когда в ходе урока учитель по тем или иным причинам вынужден перестраиваться.

Второй недостаток применения характерен для всех новых технологий в начале их применения - очень большое время на подготовку к уроку.

При организации урока с использованием макбуков нужно продумывать и учитывать целый ряд факторов, часть из которых являются общими для подготовки уроков истории в целом, а часть - специфическими, связанными с использованием компьютера в обучении.

1.         Определение специфической методической цели урока и выбор соответствующей ей формы урока, приемов деятельности учителя и учащегося.

2.         Учет уровня подготовки класса по истории. Классы бывают однородными и разноуровневыми, причем вторых гораздо больше. Следовательно, необходимо использовать возможности дифференцированного обучения с использованием компьютерного и раздаточного материалов.

3.         Соотношение количества учебной группы (класса) и количества компьютеров в кабинете.

4.         Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером. Согласно действующим нормам учащиеся, например, 9 класса  могут находиться за компьютером непрерывно не более 25 минут.

При работе с персональными компьютерами используются различные варианты работ:

1.        Каждый учащийся на уроке самостоятельно изучает новую тему -изучение новой темы учеником происходит индивидуально:

-работа с  виртуальным учебником (ребенок  должен уметь самостоятельно анализировать учебный материал)

«плюсы»:

-собственный темп изучения

-индивидуальная итоговая оценка за работу (учитывается количество выполненных заданий и скорость и правильность выполнения )

«минусы»:

количество компьютеров должно соответствовать количеству учеников

2.        Изучение несколькими группами в классе различного исторического материала с последующим обсуждением. Количество компьютеров должно соответствовать количеству групп.

3.        Лабораторно-практические занятия с использованием материалов учебника и исторических источников на основе самостоятельной  работы учеников. Количество компьютеров соответствует количеству учеников, либо в два раза меньше (при парной работе).

4.        Организация коррекционной работы и дополнительных занятий. При этом количество  компьютеров  зависит от количества неуспевающих учеников.

5.        Проведение различных вариантов опроса и контроля знаний учеников. Разные варианты предполагают наличие различного количества компьютеров, но их должно быть больше одного.

        словарная разминка: учитель отправляет на  персональные  компьютеры учеников ряд определений исторических терминов и каждый ученик, с индивидуальной скоростью, к определению «подставляет» термин. Отметка выставляется в зависимости от скорости и правильности выполнения задания.

      Подобное задание выполняется и с датами важнейших исторических событий.

        изображения без сопроводительных подписей

на этапе проверки знаний учащимся предъявляются различные изображения, либо уже знакомые им в процессе изучения темы, либо незнакомые, но посвященные важным, узловым событиям и способные вызвать "эффект узнавания". Второй вариант является оптимальным, ибо помогает достаточно точно определить способность учащихся свободно ориентироваться в историческом материале. Изображения при работе на данном этапе урока презентуются, в хронологическом порядке (опыт показывает, что нарушение хронологического порядка чрезмерно усложняет задание и делает его непосильным для большинства школьников, однако и такой вариант может использоваться в сильных классах, а также на различных исторических вечерах, викторинах и т.п.). Задача учеников - определить, чему посвящено изображение ("придумать собственную подпись"). Работа может выполняться как устно, так и в письменной форме.

Использование десяти изображений - оптимально на данном этапе урока: учащиеся не утомляются, процедура контроля знаний упрощается.

        Тестовые задания – обеспечивают быструю и качественную обратную связь. При ответе на очередной вопрос компьютерного теста тут же появляется сообщение «Правильно» или «Неправильно». Ученик может ответить несколько раз, чтобы узнать правильный ответ, но засчитывается только первый ответ.

        После ответа на вопросы теста появляется таблица оценки результатов, в которой фиксируется количество верных и неверных ответов, время выполнения теста.

        Компьютер показывает полную картину положения дел в классе: что усвоено хорошо, а что недостаточно, что нужно повторить ещё раз и с кем именно, т.е. компьютер показывает направления для индивидуальной работы.

В начале урока в сетевом классе можно провести компьютерное тестирование по предыдущей теме. Таким образом, у большинства учащихся проверяется усвоение домашнего задания и выявляются пробелы в знаниях, так как программа снимает “галочки” с тех тем, по которым тестирование не пройдено. Поскольку сетевая версия рассчитана на 25 учеников, то сразу 25 человек получат оценки. Данный вариант проверки также решает проблему выставления текущих оценок.

Если в классе есть дети, которые не могут работать на компьютере, можно проводить опрос  с помощью других, традиционных, форм. Таким образом учитель имеет возможность опросить большее число учеников и  выставить дополнительные оценки.

На итоговом контрольном уроке по разделу учитель имеет возможность организовать работу следующим образом. Например, в теме 7 параграфов, следовательно, предусматривается 7 вариантов заданий. Каждый ученик, проходит тестирование по одному из параграфов, выбранных произвольно (например, тянут билет), а по другим темам получает письменные задания, не связанные с тестами (работа с документом,  ответы на вопросы, заполнение таблицы и т.п.). Таким образом, организуется разнообразная деятельность учащихся, проверяются не только знания, но и умения. Этот вариант проверки позволяет уйти от тестирования в качестве единственного способа проверки, который не очень любят многие учителя истории.

6.Работа с интерактивной картой – на смарт-доске учитель «вывешивает» карту, а ученики фломастерами рисуют главные сражения и даты. Затем включается сd -диск и диктор говорит правильные ответы.

Отказываться от компьютера при изучении истории нельзя. Интересные и разнообразные иллюстрации, дикторское сопровождение уроков, игровые элементы подачи материала превращают процесс обучения в увлекательное занятие.

Критерий полезности, можно сформулировать так: та или иная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.

Таким образом, применение новых технологий приводит к следующим результатам:

1. Повышение уровня использования наглядности на уроке;

2. Повышение производительности урока;

3. Установление межпредметных связей с основами информатики (ОИ)

4. Возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории.

5. Необходимость обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

6. Улучшаются взаимоотношения учителя с учениками, далекими от истории, но увлеченными ПК. Подростки начинают видеть в преподавателе "родственную душу".

7. А самое главное - у учеников меняется отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на уроках истории.

В современном мире мультимедийные технологии занимают всё более значительное место. Процесс школьного обучения не должен в этом смысле отставать от жизни....

Творческая работа на тему: «Использование компьютерных технологий на уроках истории».

    В последние годы система образования находится в постоянном реформировании и модернизации. В связи с изменениями в обществе меняются и ученик, и учитель, и школа. Поэтому педагогу...

Использование информационных компьютерных технологий на уроках истории и обществознания в условиях сельской школы.

Использование информационных компьютерных технологий на уроках истории и обществознания в условиях сельской школы....

выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной направленности обучения"

выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников  на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной на...

Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»

Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории и обществознании»

laquo;Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории и обществознании»...