Внеклассное мероприятие на тему "Восточные славяне"
классный час по истории (10 класс) на тему

Артамонова Ирина Анатольевна

Мероприятие позволит расширить знания учащихся о наших предках-славянах, их образе жизни, быте, традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Древняя Русь2.39 МБ
Файл pril2.docx17.17 КБ
Файл pril3.docx17.42 КБ
Файл pril5.docx72.78 КБ
Файл celi.docx17.05 КБ
Файл nikolay_ivanovich_kostomarov.docx14.24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассное мероприятие на тему: «Древняя Русь» Презентация учителя истории Артамоновой И.А.

Слайд 2

Цели мероприятия: повысить познавательный интерес учащихся к истории Древней Руси; расширить знания учащихся о жизни и культуре древних славян; развить познавательную активность, речь учащихся, умение анализировать исторические ситуации с опорой на ранее изученный материал; сформировать ценностные ориентации и убеждения на основе славянских традиций; воспитать уважительное отношение учащихся к истории наших предков.

Слайд 3

Задание 1. Соотнести славянские и современные названия месяцев. Дать объяснение каждому названию. Сечень Серпень Грудень Студень Червень Сухый Рюень Березозол Кресень Листопад Просинец Травень Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Слайд 4

Названия месяцев Просинец (Январь) Сечень (Февраль) Сухый (Март) Березозол (Апрель) Травень (Май) Кресень (Июнь) Червень (Июль) Серпень (Август) Рюень (Сентябрь) Листопад (Октябрь) Грудень ( Нобярь ) Студень (Декабрь)

Слайд 5

Задание 2. Инсценировка славянских праздников. Генрих Семирадский . Ночь на Ивана Купалу Трутовский К. А. Колядки в Малороссии.

Слайд 6

Задание 3. Объяснить значение древнерусских крылатых выражений и примет 1 команда 2 команда «И на старуху бывает проруха» «Выносить сор из избы» «Тертый калач» Первой в новый дом впускают кошку Двери начали скрипеть - к несчастью Не свисти в доме - денег не будет. Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет «У черта на куличках» «Первый блин комам» «Ему все как с гуся вода!» Забыть какую-либо вещь в чужом доме - к скорому возвращению туда Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси Хранить разбитую посуду - к несчастью

Слайд 7

Задание 4. Перевести старославянский текст на современный русский язык. Остроми́рово Ева́нгелие — хорошо сохранившаяся рукопись середины XI века, памятник русского извода старославянского языка. До обнаружения в 2000 году Новгородского кодекса считалась древнейшей книгой, созданной на Руси, т.е. первым памятником церковно-славянского языка русского извода.

Слайд 8

Задание 4. Перевести старославянский текст на современный русский язык. Саввина книга — кириллическая старославянская орнаментированная рукопись, неполный текст краткого евангелия-апракоса . Содержит 166 листов пергамена формата 17x13 — 17x14 см разного времени; наиболее ценны древнейшие листы 25—153 и 166 (датируются XI веком). Название рукописи дано по имени писца — попа Саввы, дважды упомянутого в приписках к тексту (на лл . 51а и 56а).

Слайд 9

Кириллица

Слайд 10

1 команда

Слайд 11

2 команда

Слайд 12

Задание 5. Найти в квадрате названия славянских племен и богов. в е л е с п р а д и м и ч и ж ы п о л я н е м т ф й е г б я д ц с п п т д р е г о в и ч и а с ь о е ю д у б у ж а н е щ ж е ш л р н р м о к о ш ь г ч д в я о у ы е ф к р и в и ч и ь е б ч н и в р у ц ь ю к щ с б р с а т х л я р и л о с ь в о я з н х о я х я ц в у л ц а г н в е п р н и р т я у о о р о е ж н г с е ч о в т д в д о р о ж е н и ц ы д г и ф е д г к е у л и ч и ш п ф ч ж н э м и с т р и б о г й ф и я е у з д т э з е ж ц й с и м а р г л

Слайд 13

Задание 6. Работа с историческим источником. Никола́й Ива́нович Костома́ров (1817 — 1885) — общественный деятель, историк, публицист и поэт, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, современник, друг и соратник Тараса Шевченко. Автор многотомного издания «Русская история в жизнеописаниях её деятелей», исследователь социально-политической и экономической истории России, в особенности территории современной Украины, называемой Костомаровым южною Русью и южным краем

Слайд 14

Задание 7. Прокомментировать репродукции картин.

Слайд 15

Задание 7. Прокомментировать репродукции картин.

Слайд 16

Интернет-ресурсы http://slovar.kakras.ru/ http://www.booksite.ru/enciklopedia/index.htm http://ru.wikipedia.org http://slavyans.narod.ru/holidays/kolyada.html http://rujaz.narod.ru/kuvalina/Kuvalina.Starosl.2006.pdf



Предварительный просмотр:

29 декабря (студня)

   Коляда - Двадцать девятого студня, когда день «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце, славяне отмечают Коляду.

 Появляются колядовщики и поют песню:  

«Мы ходили, мы искали Коляду святого  

На земле, на небеси, по Славени, по Руси  

По полям да по лесам, по долам да по горам  

А нашли его в светлом Ирии! Гой, Колядо!»

 Впереди идёт козовод, ведёт «козу» (ряженого, одетого козой).

 Перед козой идёт сеятель, осыпающий зерном снег и народ:

«Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю  

Счастья, радости желаю.  

Сею, сею, повеваю, ячмень, жито посыпаю

Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву удвоилось  

Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.  

Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.  

Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота  

Овец с овсом, жеребца с хвостом.  

Кто не даст пирога, тому куричья нога  

Пест да лопата, корова горбата.»

Колядовщик с Козой (поет).

Мы не сами идем – мы козу ведем.

Где коза ходит, там пшеница родит,

Где коза хвостом, там жито кустом,

Где коза ногою, там жито копною,

Где коза рогом, там жито стогом.

 Когда коза проходит меж рядами, её гладят по шерсти «на счастье». За козой идут колядовщики, пляшут и поют:  

«Ой, пляшу, пляшу для дорогого  

Может даст ползолотого.  

Ой, мало, мало, на том не стало!  

Ой, скачу, скачу, серебра хочу!  

Раз имеешь сына, дай головку сыра  

Раз имеешь дочку, дай мне мёда бочку  

Если не богатый, выгони из хаты  

Хоть поленом, хоть метлою, хоть кривою кочергою.»

 

1-й колядовщик.

Идет в гости коза,

К вам коза-дереза.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

2-й колядовщик.

Где ты, козочка, ходила,

Где ты, белая, бродила?

Коза.

Ходила коза по темным лесам,

По сырым борам,

Устала.

(Коза падает.)

Хозяин с хозяйкой (спрашивают колядовщиков). Что же вашей козочке надо? Что же она любит?

3-й колядовщик.

А нашей козе немного и надо:

Ведерочко гречки на перепечки

Да горшок овса на конец хвоста.

4-й колядовщик.

Решето овса, поверх него – колбаса.

Да три куска сала, чтобы коза встала!

 Люди бросают в мешок гостинцы: колбасу, сало, пряники, печенье. Коза встает и пляшет.

Хор:

«Хозяин идёт, пожиток несёт!  

Первый пожиток - мерочка жита,  

Мерочкой жита коза будет сыта.  

Другой пожиток - мерочка гречки,  

Мерочка гречки - нам на варенички.  

Третий пожиток - решето овса,

Решето овса, сверху колбаса.  

Будьте здоровы! Весёлых свят!  

С праздником, хозяева!»

23-24 июня (кресеня)

 Иван - Купала - Праздник летнего солнцеворота.

Заранее девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников. Обережные травы обычно крепятся на поясе.  

       Парни приносят деревце (берёзку, вербу, черноклён) высотой в полтора-два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний. Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Парни заготавливают дрова и складывают неподалёку от деревца костер.

           Все выстраиваются вокруг берёзки и творят прославление Купалы:  

1-ый парень:

- Гой Купало красен  

Стань во небе ясен  

Папороть искрящий  

Огнецвет купавый  

Во ночи горящий  

2-ой парень:  

- Во ночи еси чудесной  

Купы многи составлятись  

Под куполищем небесным  

Благо рода совершатись  

Повели почать купанье  

Здраву чисту за старанье  

Славься сам Купалец  

Великой удалец

Все вместе:

-Гой Купале Сварожичу! Гой! (3 раза)

Девушки заводят хоровод вокруг берёзки и поют:  

1-ая девушка:

- Ой на святого Купалу  

Ой на святого Купалу  

Там ласточка купалась  

На бережочке сушилась  

Красна девица журилась  

Было лето, иль не было  

Мати гулять не пускала  

Златым ключом замыкала  

Я ж на святого Купалу  

До милого побежала...  

Ай люли люли, ай люди люли (вместе)

2-ая девушка:

- На святого Купалу  

Летели гуси ряд по ряду  

На святого Купалу  

На святого Купалу  

Крикнули гуси раз по разу  

На святого Купалу  

На святого Купалу  

Девки ёлки собирали  

Собирали и не знали  

Собирали и не знали  

У Купалича пытали  

Купала, Купала  

Что это за зелье  

Что это за зелье  

Святое коренье?  

Ай люли люли, ай люди люли (вместе)

3-я девушка:

- Девицкая красота  

Мальчоцкая сухота  

Девиц умыванье  

Парней воздыханье  

Как на святого Купалу  

Солнце ясно заиграло  

Ай люли люли, ай люди люли (вместе)  

      Творится веселье, устраивают игрища («ручеёк»). Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Затем пары обмениваются венками, после чего каждый пускает его по воде. Девушки поют:  

«Ой на святого  

Ой на Купалу  

Девки гадали  

Венки кидали  

Кидали в воду  

В воду быструю  

Скажи, реченька,  

Про жизнь молодую  

С кем, наша реченька,  

Век вековати  

Кого, наша реченька,

Любым назвати  

Долго ль я жити  

Долго ли буду  

Неси реченька венок  

Не дай потонути.»



Предварительный просмотр:

Крылатые выражения:

«И на старуху бывает проруха»

«Ему все как с гуся вода!»

“Выносить сор из избы”

"Первый блин комам"

«Тертый калач»

«У черта на куличках»

Приметы:

Первой в новый дом впускают кошку:

Двери начали скрипеть - к несчастью:

Забыть какую-либо вещь в чужом доме - к скорому возвращению туда:

Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси:

Не свисти в доме - денег не будет. Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет:

Хранить разбитую посуду - к несчастью.

«Тертый калач»

На Руси калач - это пшеничный хлеб в форме замка с дужкой. Тертый калач выпекался из крутого калачного теста, которое долго мяли и терли. Отсюда появилась и пословица "Не терт, не мят, не будет калач", что в переносном смысле означает: "беды человека учат". А слова "тертый калач" стали крылатыми - так говорят об опытном, много повидавшем человеке, который много "терся между людьми".

«У черта на куличках»

В глубокой древности кулигами называли поляны в дремучих лесах. Язычники считали их заколдованными. Позже люди расселялись вглубь леса, отыскивали кулиги, поселялись там со всем семейством. Отсюда и пошло выражение: у черта на куличках, т. е. очень далеко.

"Первый блин комам"

Выражение "первый блин комам" имеет древнюю историю и , как оказалось, совершенно иной смысл, чем тот, какой мы в него вкладываем сейчас! Оказывается, следовало бы говорить "первый блин- комам". "Ком"( или "кома")-это одно из многочисленных прозвищ самого опасного хищника наших лесов- медведя. Люди так его боялись, что именно МЕДВЕДЕМ не называли , а "косолапым", "волосатым","топтыгиным"и прочее..В том числе и "комом"( ком, кома) . А само расхожее выражение возникло от обычая первый выпекающийся на Масленицу блин относить на опушку леса и оставлять его там на ветках кустарников, дабы задобрить грозного хозяина леса: "Первый блин- комАм"!..

“Выносить сор из избы”

Обычно это выражение употребляется с отрицанием: «Не выноси сор из избы!». Переносное значение его, надеюсь, известно каждому: не следует разглашать ссоры, дрязги, происходящие между близкими людьми, или тайны узкого круга лиц. А вот истинный смысл этого фразеологизма попробуем сейчас объяснить, хоть это будет и непросто. Связано это выражение с нечистой силой и таких, кстати, в русском языке очень много. По древним поверьям, сор из избы нужно непременно сжигать в печи, чтобы он не достался злым людям. Очень распространены были раньше так называемые знахарские «отводы» или «относы». Отводом мог служить, например, узелок, брошенный на перепутье дорог для «оберега» от болезни. В такой узелок обычно заворачивали уголь или печную золу — печинку. Она пользовалась у знахарей особой популярностью, потому что именно в печи сжигали сор из избы, в котором встречались волосы и другие необходимые для колдовства предметы. Не случайно поэтому запрет выносить мусор из избы вошел во фразеологический фонд русского языка.

«Ему все как с гуся вода!»

 «Ему все как с гуся вода!» Это выражение часто встречается, но происхождение его известно не всем. Это не простая поговорка, а часть древней заклинательной формулы. Бывало, и знахарки, обливая больных детей «наговорной водой», и заботливые родители, купая чадо в бане, приговаривали: «Как с гуся вода, с нашего Коленьки (или Катеньки) — худоба (то есть болезнь)». И простодушно верили, что всякие напасти сбегут с их сына или дочери так же быстро, как сбегает вода с гусиного оперения. Именно с гусиного? Да нет, не обязательно: с перьев любой водоплавающей птицы, так как их оперение покрыто особой жировой смазкой, которую выделяет железа на спинке у корня хвоста. Вода не смачивает перья, скатывается по жиру…А вот сказать: «Как с курицы вода» — нельзя. Видели ли вы промокшую курицу? Жалкий вид. Недаром про неприспособленных к жизни, испуганных, растерянных людей говорят «как мокрая курица». А выражение как с гуся вода означает: ему (ей) все нипочем.

«И на старуху бывает проруха»

Крылатое выражение «и на старуху бывает проруха» — старинное русское. Говорит оно о том, что даже у самого опытного и умелого человека могут быть недосмотры или промахи. Собственно, «проруха» — это и есть ошибка, оплошность, порок или неудача. Сейчас это слово используют только в этом выражении, а еще в XIX веке оно было очень популярно в ежедневном обиходе. Означало «убыток». Существуют и другие версии исконного значения слова. Русское народное высказывание. «Проруха» - диалектное выражение, распространенное в некоторых областях России. Так называют всякий промах, ошибку. Высказывание говорит о том, что даже у самого опытного и умелого человека могут быть недосмотры или промахи. См. «и на солнце есть пятна».

Первой в новый дом впускают кошку:

    В сущности, этот обычай основан на том же, что и предыдущий. Но к нему добавляется еще одно толкование: кошка способна найти в жилище самое здоровое, уютное место. В дом входят после того, как кошка уляжется на этом месте. Обычно там ставят кровать для молодых, а после рождения ребенка - колыбель.

Двери начали скрипеть - к несчастью:

    Это поверье может быть объяснено так же, как и поверья о печи или пороге. Дверь - не только реальная защита от посторонних, но и символическое препятствие для нечистой силы. Естественно, что ее скрип воспринимается как своего рода предупреждение. Реально же скрип двери нагнетает обстановку больше, чем любое его мистическое толкование. И чем дольше дверь будет оставаться несмазанной, тем больше вероятность взаимных претензий и возможной ссоры, что и есть одно из проявлений "несчастья".

Забыть какую-либо вещь в чужом доме - к скорому возвращению туда:

    Думается, тут и без всякой мистики ясно: если уж что-то забыл, то волей-неволей придется возвращаться. А поскольку при себе обычно носят необходимые на каждый день вещи (в наше время - телефонную книжку, зонтик и т.д.), то логично, что возвращаться надо будет поскорее.

Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси:

    Это поверье, как и предыдущее, связано с тем, что под веником может жить домовой. Но, кроме того, в народе сложилось непростое отношение к венику в силу его мистической двоякости. С одной стороны, веник и метла - излюбленные орудия ведьм, которые на них и летают, и росу ими стряхивают, и порчу наводят, болезни насылают (швырнули веник вослед или подбросили его под порог - и готово!). С другой стороны, поскольку с помощью веника избавляются от грязи, ему приписывают и возможность избавлять от нечистой силы (метут им дорогу перед молодоженами и т.д.). Если веником выметали солому, на которой обмывали покойника, такой веник обязательно выбрасывают. Но старый веник при переезде в новый дом обязательно брали с собой: во-первых - чтобы перенести домового; во-вторых - чтобы на выброшенный веник не наступили и тем самым не причинили хозяевам неприятностей.

Не свисти в доме - денег не будет. Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет:

    К свисту в народе вообще отношение отрицательное. Свист - забава бездельников. К тому же, резко свистнув, можно напугать ребенка, беременную женщину, так что эта забава и опасна. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро. Но ближе всего в данном случае бытовое пояснение: разве может нравиться всем остальным домочадцам, когда один из них постоянно насвистывает? Вот и дают они ему понять: будешь свистеть - на всех несчастье накличешь, в том числе и на самого себя.

Хранить разбитую посуду - к несчастью:

    Разбитая посуда символизирует ущербность, нецелостность (можно вспомнить обычай бить посуду на свадьбе, связанный с тем, что невеста расстается с девственностью). Следовательно, хранение разбитой посуды в доме может привести к разладу, несогласию. С бытовой же точки зрения разбитая посуда попросту опасна - можно пораниться. И потому лучше не провоцировать несчастье, склеивая черепки, а избавиться от них. Не зря сохранилось старинное поверье: "Посуда бьется - к счастью". Все уж забыли, что это имеет отношение к невесте, и повторяют, просто чтобы не омрачать себе настроение из-за разбитой чашки.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие на тему «Восточные славяне».

Цели:

  1. повысить познавательный интерес учащихся к истории Древней Руси;
  2. расширить знания учащихся о жизни и культуре древних славян;
  3. развить познавательную активность, речь учащихся, умение анализировать исторические ситуации с опорой на ранее изученный материал;
  4. сформировать ценностные ориентации и убеждения на основе славянских традиций;
  5. воспитать уважительное отношение учащихся к истории наших предков.

Оформление: выставка детских рисунков на тему “Восточные славяне”.

Оборудование: мультимедийная презентация (Приложение), экран, проектор, компьютер, карточки с заданиями для каждой группы, сценарии славянских праздников, старославянские тексты, тексты исторических источников.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Вводное слово учителя.

Сегодня наше мероприятие посвящено Древней Руси. Вы расширите свои знания о наших предках – славянах, их образе жизни, быте, традициях. Классный час будет проходить в необычной форме – в форме фольклорно-интеллектуальной игры между двумя командами, которые уже заранее были определены. Как вам известно, наши предки – славяне – были язычниками. Языческие традиции славян полностью не исчезли, а продолжают жить в сознании людей, народной памяти (в приметах, суевериях, сказках, песнях и т.д.). Так языческая религиозная обрядность сохранилась в системе русских календарных праздников. Это Купала, Коляда, Масленица, Зелёные Святки, Ярилин день и другие. Наша языческая мифология сохранилась в наших волшебных сказках. Русская хороводная культура и ряд детских игр имеют славянские корни. Таким образом, традиционная народная память помнит верования, которым многие тысячи лет.

Итак, мы начинаем путешествие в мир наших далеких предков.

II. Проведение игры.

Участники делятся на 2 команды, каждая из которых выполняет предложенные задания, набирая определенное количество баллов. Оценивает команды жюри из учителей и учащихся. Победителем считается тот, кто набрал наибольшее количество баллов.

Задание 1 (см. слайд 3, 4)

Славянские названия месяцев.

Соотнести славянские и современные названия месяцев. Дать объяснение каждому названию.

Максимальный балл – 36 б. (По 3 б. за каждый правильный ответ)

Задание 2 (см. слайд 5)

Инсценировка славянских праздников.

Команды должны показать сцену празднования одного из славянских праздников – Коляда или Иван Купала (учитель заранее раздает сценарий праздника, дети самостоятельно его инсценируют). После того как одна из команд выступит, другая команда должна рассказать подробно об этом празднике (когда отмечался, какие традиции и приметы этого праздника сохранились до наших дней).

Максимальный балл – 7 б.

Переменка.

Пока жюри подводит итоги, у нас – “Переменка”. Мы с вами попытаемся вспомнить русские народные пословицы и поговорки. Каждая команда поочерёдно будет называть свою версию, максимальное время на обдумывание – 15 секунд. Команда, которая “продержалась” дольше всех, получает дополнительно 3 балла.

Задание 3 (см. слайд 6)

Древнерусские крылатые выражения.

Командам предоставляется список древнерусских крылатых выражений и примет. Задача участников - объяснить их значение.

Максимальный балл – 12 б. (По 2 б. за каждый правильный ответ)

Задание 4. (см. слайды 7-11)

Перевод старославянского текста на современный русский язык.

Командам предлагается текст, написанный кириллицей, и список основных букв кириллицы. Команды должны попытаться перевести этот текст на современный язык, или хотя бы передать основной смысл данного текста.

Максимальный балл – 10 б.

Задание 5. (см. слайд 12)

Расшифровка волшебного квадрата.

В этом волшебном квадрате много разных букв. На первый взгляд, кажется, что все они расположены без всякого смысла. Но если приглядеться более внимательно, то можно найти названия славянских племен и богов. Читать слова можно по вертикали и по горизонтали.

Максимальный балл – 22 б. (По 2 б. за каждый правильный ответ)

Задание 6. (см. слайд 13)

Работа с историческим источником.

Команды должны прочитать отрывки из книги Николая Ивановича Костомаров “Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей”, определить, о ком идет речь, назвать ключевые фразы, по которым они это определили.

Максимальный балл – 5 б.

Задание 7. (см. слайд 14,15)

Работа с иллюстрациями на историческую тему.

Определите, какое событие изображено на картинке, кто является ее автором. Дайте краткую историческую справку данного события.

Максимальный балл – 9 б.

III. Подведение итогов. Награждение победителей.

Пока жюри подводит итоги игры, можно провести “Переменку”. Участникам необходимо дать современное значение устаревших слов. За каждый правильный ответ – 1 балл.

“чело” (Лоб)

“кудесник” (Волшебник, колдун)

“курган” (Холм над могилой знатного воина)

“жребий” (Судьба, участь)

“отрок” (Младший воин в дружине)

“сеча” (Битва с врагом)

“волхв” (Языческий жрец, служитель богов)

“око” (Глаз)

“недуг” (Болезнь)

“броня” (одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от ударов меча, копья)

“витязь” (храбрый воин, богатырь)

“оброк” (дань)

“чадо” (сын или дочь до 12 лет)

“супостат” (противник, враг)

Заключительное слово учителя.

Наше мероприятие заканчивается. Но, не смотря на это, славянские традиции и обычаи останутся надолго в вашей памяти благодаря этой игре. Мы с вами окунулись в те далекие времена, которые сохранились в сознании современных людей в виде славянских обрядов, традиций, примет, суеверий и т.д. Мы не должны терять наши исторические корни, чтить и помнить обычаи и традиции наших предков.

Интернет-ресурсы.

http://slovar.kakras.ru/

http://www.booksite.ru/enciklopedia/index.htm

http://ru.wikipedia.org

http://slavyans.narod.ru/holidays/kolyada.html

http://rujaz.narod.ru/kuvalina/Kuvalina.Starosl.2006.pdf



Предварительный просмотр:

Николай Иванович Костомаров

Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей

… жили …  под разными местными названиями, держась берегов рек: Западной Двины, Волхова, Днепра, Припяти, Сожи, Горыни, Стыри, Случи, Буга, Днестра, Сулы, Десны, Оки с их притоками. Они жили небольшими общинами, которые имели свое средоточие в городах – укрепленных пунктах защиты, народных собраний и управления. Никаких установлений, связующих между собой племена, не было. Признаков государственной жизни мы не замечаем. …  племена управлялись своими князьками, вели между собой мелкие войны и не в состоянии были охранять себя взаимно и общими силами против иноплеменников, а потому часто были покоряемы. Религия их состояла в обожании природы, в признании мыслящей человеческой силы за предметами и явлениями внешней природы, в поклонении солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням и т. п. и в разных баснях, верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожания природы. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов, но у них не было ни храмов, ни жрецов ... Они умели строить себе деревянные жилища, укреплять их деревянными стенами, рвами и земляными насыпями, делать ладьи и рыболовные снасти, возделывать землю, водить домашних животных, прясть, ткать, шить, приготовлять кушанья и напитки – пиво, мед, брагу, – ковать металлы, обжигать глину на домашнюю посуду; знали употребление веса, меры, монеты; имели свои музыкальные инструменты; на войну выходили с метательными копьями, стрелами и отчасти мечами…

… деятельно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал духовных. В самом Киеве он построил церковь Св. Василия и церковь Богородицы, так называемую «Десятинную», названную так оттого, что князь назначил на содержание этой церкви и духовенства ее десятую часть княжеских доходов. Для прочного укрепления новопринятой веры …  вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и в других городах приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте. Таким образом на Руси, в каких-нибудь лет двадцать, возросло поколение людей, по уровню своих понятий и по кругозору своих сведений далеко шагнувших вперед от того состояния, в каком находились их родители; эти люди стали не только основателями христианского общества на Руси, но также проводниками переходившей вместе с религией образованности, борцами за начала государственные и гражданские. Эта одна черта уже показывает …  истинно великого человека: он вполне понял самый верный путь к прочному водворению начал новой жизни, которые хотел привить своему полудикому народу; и проводил свое намерение, несмотря на встречаемые затруднения…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе"У истоков письменности славян".

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры.Цель:•         познакомить с историей создания письменности,•...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности "Слава Вам, братья славян просветители"

Устный журнал, инсценирование ко Дню славянской письменности и культуры...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории :" Мы славяне"

Владимир Путин отметил, что в стране есть национальная идея, это патриотизм, никакой другой идеи придумывать не надо. Основная цель методической разработки - это воспитание российской гражданской иден...

Внеклассное мероприятие "Восточные славяне и их соседи"

Внеклассное мероприятие "Восточные славяне и их соседи"...


 

Комментарии

Банникова Наталья Анатольевна

Работа очень интересная, однако не хватает методического сопровождения. И ещё. На некоторых слайдах очень мелкий шрифт. В презентации такое не приветствуется.

Вагу Мария Викторовна

Презентация содержит интересные сведения, но методическое сопровождение необходимо.

Артамонова Ирина Анатольевна

Извините. Прикрепила методическое сопровождение. Я пока что новичок, срузу не разобралась, что в одну разработку можно несколько файлов вкладывать!

Рябова Галина Георгиевна

А я опять со своим вопросом---для какого возраста презентация?

Артамонова Ирина Анатольевна

Данная методическая разработка для учащихся 10-11 класса.

Артамонова Ирина Анатольевна

Добавила дополнительные материалы, извините, что сразу их не выложила!