Открытый урок по истории Древнего мира
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Поддубная Римма Анатольевна

Открытый урок проведен в 5-м классе по теме "Рабство в Древнем Риме".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_ist.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

     

                              Открытый урок по теме

             «Рабство в Древнем Риме»

         учителя истории Поддубной Риммы Анатольевны

                                              2012г.

Тема:              РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ

                                                    УРОК-ЭКСКУРСИЯ

             Цель урока: Рассмотреть источники рабства в Древнем Риме, где использовали труд      рабов и попытаться ответить на главный вопрос урока: в чем было главное отличие раба от свободного.

Оборудование:

          - карта «Рим в III-I1I в.в. до н.э.»;

          - учебные картины;

          - отрывок  из к/ф «Спартак» 

Проблемное задание:    в чем было главное отличие раба от свободного ?

План:

          1. Завоевания – главный источник рабства.

     2. Рабы в имении рабовладельца.

          3. Рабы в богатом доме.

          4. Гладиаторы на арене.                    

Ход урока:

            Учитель: Сегодня мы совершим экскурсию по Древнему Риму. Я буду вашим гидом, а помогут мне экскурсоводы (учащиеся). Мы побываем  на триумфе римского императора, в имении богатого землевладельца и посетим римский амфитеатр, где посмотрим гладиаторские бои.

           Итак, я нажимаю на кнопку невидимой  «машины времени», и мы попадаем на празднество в Древнем Риме – триумф ипмератора. (Поможет это представить картина). В Риме после каждой крупной победы войско провозглашало своего полководца императором. Это почетное прозвище на латыни обозначало «повелитель», «главнокомандующий». Затем военачальник просил  Сенат оценить победу и наградить его триумфом. Ожидая решения, армия находилась за пределами города: вступать в Рим вооруженному войску строго-настрого запрещалось. Если Сенат почему-либо отказывал, полководец мог обратиться с просьбой о назначении триумфа непосредственно к народному собранию.

            Ученик: Триумф был высшей наградой римских полководцев. Войско торжественно вступало в город через парадные ворота в форме арки. Мы видим, что главный герой торжества – победоносный полководец стоит на позолоченной триумфальной колеснице, в которую запряжена четверка белых коней. Одежда императора выкрашена пурпурной краской, раб держит над его головой золотой венок. Впереди колесницы шествуют ликторы – почетная охрана полководца. Перед ними напоказ всем гонят знатных пленников (впереди – возможно царь – седой старик в цепях, его дети и внуки). За колесницей идут знаменосцы, везут на телегах, несут на носилках или руках захваченную добычу. Затем следует все войско, распевающее песни. Граждане Рима приветствуют победителей.

           Учитель: Что рассказывает древний историк Плутарх о триумфе после победы над Македонией?

Рассказ ученика.

       Учитель: Взгляните еще раз на картину. Подумайте, какие чувства вызвал бы триумф у вас,  вы в Риме?

          Для одних триумф – радость, для других – унижение и потеря свободы. Пышное зрелище триумфа – показ награбленной добычи и порабощенных людей.

     

  Каковы же последствия победоносных войн?

  1. Рост числа провинций и их ограбление.

Про одного знатного римлянина, ставшего наместником провинции, говорили: «Бедным он приехал в богатую провинцию и богатым уехал из бедной».

Как вы понимаете эти слова?

(Произвол наместников провинции и их быстрое обогащение было широко распространенным явлением)

  1. Рост числа рабов и их дешевизна.

Невольниками становились военнопленные и жители провинции, не уплатившие налоги. Ни в одной древней стране не было так много рабов, как в Риме и нигде с ними не обращались с такой жестокостью.

                 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

          Учитель:  А теперь мы отправимся в имение римского богача, расположенное на берегу моря. Экскурсовод расскажет нам все об этом имении и его обитателях.

Рассказ ученика.

        Ой, я слышу чьи-то рыдания. Это управляющий и владелец имения о чем-то говорят. Давайте, послушаем.

(сценка с участием  учеников)

Учитель:

                           «Раб – говорящее орудие»

        По представлениям римлян, раб был вещью, которой рабовладелец полностью распоряжался, причем такой вещью, которую часто не берегли, потому что она стоила дешево.

         Каждый из рабов в имении мог бы многое рассказать о тяжелой участи невольника. Давайте послушаем рассказ вот этого раба.

Рассказ ученика.

Учитель:

         Почему же рабы так относились к труду?

        Теперь мы вернемся в город и узнаем, как здесь применяли труд рабов.

Рассказ ученика.

       Учитель: Экскурсия на этом не заканчивается. Мы сделаем небольшую остановку, разомнемся и продолжим экскурсию в римский амфитеатр.

               ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

           Учитель: Я приглашаю вас посетить амфитеатр и посмотреть на бой гладиаторов. Обычно найти свободное место там трудно, но нам повезло.

             Сюда приводят подростков: считается, что вид крови, раненых и умирающих людей воспитывает мужество, презрение к опасности и физическим страданиям. Женщины любят  не меньше мужчин кровавые развлечения.

            В первых рядах сидят сенаторы, верхние ряды занимают простые граждане, а еще выше  расположена галерея, где зрители стоят  прижавшись друг к другу, боясь пропустить что-нибудь из происходящего на арене.

Просмотр отрывка   из к/ф.

           Учитель: Наша экскурсия закончена.

Заключение: Итак,  подумайте в чем было главное отличие раба от свободного?

Домашнее задание – п.49, читать пересказывать, отвечать на вопросы.