Урок истории Древнего мира. Тема урока: «Финикия»,
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Богапова Маргарита Александровна

1.      Тема урока: «Финикия», Раздел II Древний Восток, глава 3 Древняя Азия

2.      Учебник: Т.П. Андриевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина «История древнего мира»                   М., «Вентана - Граф», 2012

3.      Цель урока: Дополнить представления о Древнем Востоке, показать одно из первых морских государств – Финикию.

4.      Задачи:

Обучающие: Дать представления о Финикийском государстве, его роли в истории человечества.

Развивающие: Продолжить развитие умения сравнивать различные регионы по заданным линиям сравнения, устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей.

Воспитывающие: Дать возможность оценивать характер действий финикийцев их роль в развитии человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon finikiya.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

  1. Богапова Маргарита Александровна
  2. МОУ «СОШ №1 р. п. Татищево»
  3. Учитель истории и обществознания
  4. История
  5. 5 класс
  6. Тема урока: «Финикия», Раздел II Древний Восток, глава 3 Древняя Азия
  7. Учебник: Т.П. Андриевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина «История древнего мира»                   М., «Вентана - Граф», 2012
  8. Цель урока: Дополнить представления о Древнем Востоке, показать одно из первых морских государств – Финикию.
  9. Задачи:

Обучающие: Дать представления о Финикийском государстве, его роли в истории человечества.

Развивающие: Продолжить развитие умения сравнивать различные регионы по заданным линиям сравнения, устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей.

Воспитывающие: Дать возможность оценивать характер действий финикийцев их роль в развитии человечества.

  1. Тип урока: урок формирования новых знаний.
  2. Формы работы учащихся: фронтальная,  самостоятельная.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ  ЭОР

  1. http://www/ancienthistori./spb.ru/types/life/phini-kia/ -  иллюстрация быта населения Шумера и Аккада.
  2. http://www.eleven/co/il/article/14286 - Еврейская энциклопедия параграф 14.


Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Мотивация

1 минута

Приветствие учащихся.

Проверка наличия на столах у учащихся учебников, тетрадей, дневников.

Настраиваются на работу

Общеучебные.

Ответственное отношение к учению

Работа в сотрудничестве

Актуализация

3 минуты

Презентация слайд №1

Однажды, когда царевна гуляла со своими подругами на берегу моря, неведома, откуда появился белый бык с загнутыми рогами в виде месяца. Бык подошёл к царевне и подставил ей свою спину. Ничего не подозревая, царевна села на спину мирного животного. Но бык внезапно бросился в волны и поплыл. Царевна должна была крепко держаться за рога. Чтобы не упасть в воду. Прекрасную царевну звали Европа, и была она родом из Финикии. И сегодня мы отправимся на родину царевны.

Вопросы и задания:

На берегу, какого моря гуляла царевна?

Работа с картой (учебник стр.80)

На берегу Средиземного моря. Показывают на карте.

Познавательные

Учитывание разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Желание познавательной деятельности.

Чтение легенды исторической карты, показывать территорию.

Постановка проблемы

7 минут

Презентация слайд №2

Презентация слайды №3,4

Про жителей этой земли ходят разные слухи. Кто-то говорит, что более страшных разбойников и пиратов не видела ни одна земля, кто-то утверждает, что эта страна удивительных людей – отважных мореходов и умелых торговцев. И сегодня мы попробуем разобраться. Кто прав, кем являются эти люди, какую роль они сыграли в истории человечества.

С историей, какой страны мы будем сегодня знакомиться?

Покажите территорию Финикии.

Как вы думаете, какие вопросы мы будем сегодня изучать?

Запишите, пожалуйста, план урока.

Дети формулируют тему «Финикия».

Работа с картой (учебник стр.80) Показывают на карте. Памятка №5 Как описать расположение государства на карте.

Дети формулируют вопросы плана урока.

Делают записи в тетрадь.

Регулятивные, целеполагания, коммуникативные, планирования

Формулирование собственного мнения и позиции,                                                                                                              аргументация и координация её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения и совместной деятельности.

Умение ставить цель и планировать свою деятельность.

Чтение легенды исторической карты, умение показывать территорию.

Организация проекта

2 минуты

Презентация, слайд №5

Рассмотрите внимательно снимок из космоса, который вы видите на слайде. Вы видите название древних городов. Запишите эти названия в тетрадь.

Работа с картой (учебник стр.80)

Дети записывают: Тир, Сидон, Библ, Арвад.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Действие в рамках предложенных условий и требований.

Чтение легенды исторической карты, умение показывать населённые пункты.

Понимание роли окружающей среды на развитие общества.

Реализация

10 минут

Презентация слайд №7

Прочитайте 1 пункт параграфа 14, стр. 77 - 79

Эвристическая беседа:

Дайте характеристику Финикии.

Есть ли связь между занятиями человека и условиями, в которых он живёт?

Как вы думаете, какие занятия могли существовать в Финикии?

Вспомните, какие природные условия существовали в Финикии? С какими трудностями могли столкнуться житель этой земли? Что было хорошего?

Но если мало земли, значит, может возникнуть нехватка продуктов, как быть в таком случае?

Пожалуйста, используя текст учебника, назовите главные занятия финикийцев.

Ученики дают характеристику территории Финикии. Обязательно  обратить внимание на то, что Финикия сформировалась на берегу моря.

Ученики должны ответить, что занятия человека в древнем мире полностью зависли от окружающей среды.

Ученики должны назвать занятия – земледелие, садоводство, рыбную ловлю.

Ученики могут назвать нехватку земли, недостаток пресной воды. Могут указать, что для рыбной ловли препятствий не было.

Если ученики не скажут, что можно получить зерно в обмен на изделия ремесла, необходимо подчеркнуть этот момент.

Ученики должны назвать ремесло, торговлю. В качестве основных ремёсел могут быть названы кораблестроение, ткачество, изготовление стеклянных изделий, посуды и т. д.

Ученики могут сказать, что Финикия – страна, расположенная на берегу моря. А используя знания, полученные из учебника, назвать пурпурные ткани.

Познавательные, логические, аналитические.

Осмысление опыта предшествующих поколений.

Обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы.

Определение и объяснение отношения к наиболее значимым событиям в истории и их оценка.

Физминутка

1 минута

Приложение 4 к Сан Пин 2.4.2.2821 -10 ФМ общего воздействия

Делают комплекс упражнений

Знание  основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий

Совместная деятельность с учителем и сверстниками

Первичное закрепление

2 минуты

Презентация слайд №7

Торговля играла совершенно особую роль в жизни Финикии. Пожалуйста, используя текст учебника и наши знания о занятиях финикийцев, назовите товары, которые могли продавать и покупать финикийские купцы.

Имея прекрасные корабли, финикийцы отплывали всё дальше и дальше от родных берегов. Но это были маленькие корабли.

Как вы думаете, эти корабли могли плавать далеко?

Когда заканчивалась вода или продовольствие, финикийский корабль приставал к берегу и команда исследовала берег.

Что могли искать финикийцы?

Ученики должны назвать группы товаров и сказать, что часть делали в Финикии, а часть перепродавали.

Ответ должен быть обоснован. Ученики должны отметить, что количество запасов на корабле было ограничено.

Ученики могут назвать источники воды, удобные бухты, поселения.

Познавательные, регулятивные, личностные.

Осмысление опыта предшествующих поколений.

Умение анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы.

Определение и объяснение отношения к наиболее значимым событиям в истории и их оценка.

Самопроверка по эталону

3  минуты

Презентация слайд №8

В некоторых местах финикийцы строили укрепления, создавали колонию.

Запишите, пожалуйста, понятие в тетрадь из учебника стр.80. На карте найдите и назовите самые известные колонии финикийцев. Где они располагались?

На основании карты слайда и учебника (стр.80) должны назвать города, основанные финикийцами, и указать, что большинство из них были расположены на берегу Африки и в западной части Средиземного моря.

Познавательные, личностные, регулятивные

Регулятивные, личностные

Навыки самостоятельной работы.

Раскрытие смысла исторического понятия.

Динамическая пауза

1 минута

Под музыку делают упражнения.

Знание  основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий

Совместная деятельность с учителем и сверстниками

Актуализация знаний

3 минуты

Вопросы:

Вспомните, какие системы письменность существовали в Древнем Египте?

В чём заключалась их сложность?

Но финикийцы прославились не только как опытные мореходы, пираты и торговцы. Финикийцы оказали влияние на развитие всего человечества. Финикийцы придумали Алфавит.

Запишите это слово в тетрадь.

Египтяне писали иероглифами.

Освоить письмо было непросто. Только часто используемых иероглифов насчитывалось несколько десятков. Каждый иероглиф соответствовал нескольким согласным буквам, целому слову или понятию. Гласные звуки древние египтяне не обозначали. Слова в предложении не отделялись друг от друга – у египтян не было знаков препинания.

Делают запись в тетради.

Познавательные, логические

Умение раскрывать смысл понятия.

Продуктивное чтение

4 минуты

Пожалуйста, прочитайте текст вашего учебника и подумайте, почему алфавит смог заменить другие системы письма, и какую роль он играет?

Обратите внимание на рисунок в учебнике на стр.81 - 82

Читают учебник стр. 81 – 82

Делают вывод: Алфавит оказался очень удобным, и очень быстро алфавит переняли другие народы. От финикийского алфавита произошли все древние и современные алфавиты.

Познавательные, логические

Осмысление опыта предшествующих поколений.

анализ и обобщение фактов, формулирование и обосновывание выводов.

Определение и объяснение отношения к наиболее значимым событиям в истории и их оценка.

Рефлексия

5 минут

Презентация, слайд №10

Давайте подведём итоги. Что же мы узнали о Финикии?

Необходимо уточнить порядок выводов:

Природные условия.

Занятия.

Культурные достижения.

Итог.

Можно ли дать финикийцам однозначную оценку?

Учащиеся делают выводы.

Ответ должен быть обоснован

Коммуникативные, регулятивные, аналитические

Осмысление опыта предшествующих поколений.

Анализ и обобщение фактов, формулировка и обосновывание выводов.

Определение и объяснение отношения к наиболее значимым событиям в истории и их оценка.

Оценивание учащихся

2 минуты

.

Учитель консультирует.

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей).

Регулятивные оценивания(самооценивания), коммуникативные

Основы самоконтроля, самооценки.

Домашнее задание

1 минута

Ответить на вопросы учебника стр. 82

1 уровень 1,2,3.

2 уровень 1, 2, 3, 4, 5, 6

3 уровень 1,2,3,4,5,6,7

Записывают задание в дневник.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Готовность обучаться.

Способность самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности

Умение искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал:тренинг по истории Древнего мира Тема: "Древний Египет"

Тренинг позволяет повторить изученный материал и осуществить контроль знаний....

5 класс. История Древнего мира. Тема: Религии Древней Индии

Религии Древней Индии. План-конспект урока в 5 класса.  В данной разработке в форме игры повторяется изученный  предыдущий материал, изучается религия Древней Индии, ее особенности....

Технологическая карта по истории Древнего мира. Тема «Индия в древности»

Цель данной работы: провести анализ учебных занятий по использованию психолого-педагогических технологий проектирования универсальных учебных действий на материале заданий к урокам по теме «Древняя Ин...

Презентации История древнего мира тема "Фараоны и вельможи в Древнем Египте"

Презентация к уроку по истории Древнего мира 5 класс на тему "Фараоны и вельможи"...

История Древнего мира. Тема: "Подданные фараона"

Подробный конспект урока истории (5 класс) по теме "Подданные фараона"....

Урок по истории Древнего мира тема "Ассирийская держава"

Урок составлен  в соответствии с рабочей программой по истории древнего мира, в соответствии с ФГОС...

ТЕСТ ПО КУРСУ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА ТЕМА «ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО»

ТЕСТ ПО КУРСУ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА  ТЕМА «ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО»...