Технологическая карта по истории Древнего мира. Тема «Индия в древности»
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Кржижевская Валентина Вениаминовна

Цель данной работы: провести анализ учебных занятий по использованию психолого-педагогических технологий проектирования универсальных учебных действий на материале заданий к урокам по теме «Древняя Индия» по учебнику «Всеобщая история.  История Древнего мира». 5 класс/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.  М. Просвещение, 2010

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_po_indii.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Технологическая карта по истории Древнего мира

Тема «Индия  в  древности»

        Если учитель на уроке должен планомерно управлять учебными действиями учащихся, если хочет, чтобы учащийся воспроизводил, сопоставлял, абстрагировал и т.д., ему необходимо создать для этого такие условия, чтобы эти действия появились в обучении. Тем, что вызывает активные учебные действия, это учебные задачи. Поэтому задача номер один для учителя — это научиться составлять учебные задачи так, чтобы их операционная структура соответствовала преследуемым педагогическим целям и учебному материалу. Итак, если анализ учебного материала ведет к определению того, что учащийся в конце обучения будет знать, то анализ учебных действий ведет к определению того, что учащийся с усваиваемыми познаниями должен сделать — определить их, сопоставить, дедуцировать, применять и т.д., чтобы преобразовать их в знания. К первой категории относятся задачи, требующие от учащегося мнемических операций, содержание которых предусматривает узнавание или репродукцию отдельных фактов или их целого. Чаще всего они начинаются со слов: какая из: что это:как называется; кто был; дайте дефиницию и т.д.[1]

Во вторую категорию включены задачи, при решении которых уже необходимы элементарные мыслительные операции. Это задачи по выявлению, перечислению, сопоставлению, обобщению и т.п. Начинаются они обычно словами: установите, какого размера;

опишите, из чего состоит; перечислите части: составьте перечень:

опишите, как протекает; скажите, как проводится; как действуем при: чем отличается: сравните; определите сходства и различия;

почему; каким способом; что является причиной и т.п.

      Третья категория охватывает задачи, решение которых требует сложных мыслительных операций. Сюда относятся задачи по индукции, дедукции, интерпретации, верификации и др. Начинаются они обычно со слов: объясните смысл; раскройте значение: как вы понимаете; почему думаете, что;  определите;  докажите и т.д. Следует указать, что к категории 3.1 относятся все задачи, в которых учащиеся должны перевести что-то с одного “языка” на другой, например, выразить словами формулу, прочитать что-либо, перевести текст с родного языка на иностранный и т.д.

     .В четвертую категорию включены задачи, предусматривающие для их решения помимо мыслительных операций еще какой-нибудь речевой акт. устный или письменный. Следовательно, сюда относятся все задачи, требующие не только проведения определенных операций, но и высказываний о них. Учащийся в этих задачах дает показание не только о результате решения, но также и о его ходе, условиях, фазах, компонентах, трудностях

      В пятую категорию входят задачи, которые предполагают самостоятельность при решении задач. Начинаются они обычно словами: придумай практический пример; обрати внимание: на основании собственных наблюдений определи и т.п. Это уже те задачи, которые предполагают не только знание всех предшествующих операций, но и способность комбинировать их в более крупные блоки, структуры, секвенции, стратегии и пр. так, чтобы они создавали нечто новое, пусть даже только субъективно, т.е. для учащегося, новое.

Как показала проверка обучения в школах разного типа и на разных предметах, эта таксономия подходит для проектирования учебных задач по заранее заданным параметрам, например. сложности, операционного состава, интеллектуальной требовательности и т.п. В качестве пособия для проектирования задач Д. Толлингерова разработала несколько приемов, описанных также в вышеупомянутых “Методах программирования”. Это таксация, исчисление индекса вариабельности, а на ее основе и дидактической ценности учебных задач.

     Таксация — это выявление операционного качества задачи, а именно тем, что задачи подводятся под одну из вышеуказанных категорий и обозначаются числом десятичной классификации.

   Технологическая карта является дидактической разработкой в помощь педагогу.

Используется : учебник «Всеобщая история.  История  Древнего мира». (5 класс/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.  М. Просвещение,  2012.  ФГОС.

 Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: Жизнь первобытных людей. Древний Восток.  Выпуск 1. М. Просвещение, 2012. ФГОС.

 Поурочные разработки О.В.Араслановой по истории Древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой. В помощь школьному учителю. 5 класс, «ВАКО», Москва, 2010

     Данное УМК в 5 классе предоставляет возможность организовать  целенаправленное развития универсальных учебных действий на уроках истории.

     Цель данной работы: провести анализ учебных занятий по использованию психолого-педагогических технологий проектирования универсальных учебных действий на материале заданий к урокам по теме «Древняя Индия» по учебнику «Всеобщая история.  История Древнего мира». 5 класс/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.  М. Просвещение, 2010

Технологическая карта

Тема «Индия  в  древности»

Тема

Тема «Индия  в древности» (2 часа)

Цель темы

Познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии. Формировать умение работать с исторической картой, сравнивать природный условия разных стран, составлять рассказ, составлять план. Обеспечить усвоение учащимися понятие «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.

Основное содержание темы, термины и понятия

Природа и климат Древней Индии, животный мир, боги индийцев, вера в переселение душ, джунгли, Инд и Ганг, Гималаи. Касты. Брахманы. Отшельник. Индийские цифры. Шахматы. Буддизм.

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знакомство с местоположением и климатом Индии, занятиями населения, животным миром и миром индийских богов; особенностями индийской религии: вере в переселение душ; принадлежности каждого индийца к определенной касте; изобретениями древних индийцев.

Поиск и выделение необходимой информации; структурирование

знаний; построение речевого

высказывания; рефлексия способов и условий действий;

смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений; самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера.

 Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.

Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности; формирование единого целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий;

развитие эмпатии и сопереживания; развитие навыков критического мышления.

                                                                           Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 МХК,  география,  литература. Умение определять местоположение стран;  знать, какие культурные достижения древних индийцев сохранили свое значение и в наши дни; знакомство с древнеиндийской поэмой «Рамаяна».

Фронтальная,  индивидуальная, групповая

Учебник (Всеобщая история.  История Древнего мира. 5 класс/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер,  И.С.Свенцицкая.  М. Просвещение,  2012.  ФГОС),

Рабочая тетрадь №1 по истории Древнего мира,М, Просвещение,2012 ФГОС

Методическое пособие, О.В.Араслановой к ученику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой, М, «ВАКО», 2010

История Древнего мира. Контрольно-измерительные материалы. 5 класс. Москва, ВАКО, 2013, ФГОС

Раздаточный материал (карточки)

                                                                      I этап.  Мотивация к деятельности

Цель – мотивировать учащихся на изучение материала по теме урока.

Проблемная ситуация.  «Мальчик снимал шкуру с животного вот уже целый час.  Он знал, как это делается, однако работа была трудная. Маугли уже старался целый час, отдирая и полосуя шкуру ножом, а волки смотрели, высунув языки, или подходили и тянули шкуру, когда он приказывал им». В какой стране была возможна такая ситуация, когда ребенок мог выжить среди волков? ( Методическое пособие, стр. 113)

                                                                        II этап. Учебно-познавательная деятельность

Последователь-ность

изучения

Учебные задания

Универсальные учебные действия

Диагностические

задания

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Тема урока 1. «Природа и люди Древней Индии»

      Цель:

Познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии. Формировать умение работать с исторической картой, сравнивать природный условия разных стран, составлять рассказ.

 

Задание №1.

Опишите местоположение Индии (2.2), работа с картой.

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование

знаний;

построение речевого высказывания; рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений, знаково-символическое моделирование

Целеполагание

планирование,

прогнозирова-ние,

коррекция, оценка, волевая саморегуляция

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками; умение слушать собеседника; умение аргументиро-вать;

умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Рефлексия.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.

Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности; формирование единого целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий.

Учебник, с.100 (Домашнее задание – за-полнить кон-турную карту в рабочей тетради  с..70)

Тесты  №12 (1,2 вариант) «Древняя Индия. При-

рода и люди», с. 32, 33.

     Задание №2

В начале 1тыс. до н.э. в долине Ганга стало быстро разви-ваться хозяйство. Правильно ли, что это было вызвано появлением железных орудий труда?

(3.6)

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование

знаний;

построение речевого высказывания; рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений

Целеполагание

планирование,

прогнозирова-ние,

коррекция, оценка, волевая саморегуляция

Ориентация на партнера по общению, умение аргументи-ровать свое предложение, убеждать и уступать, способность строить понятные для партнера высказвания, рефлексия своих действий

Знакомство с миром профессий.

Методическое пособие, с. 112

      Задание №3

Объясните смысл того, почему индийцы ходили со специальной метелочкой и сметали с дороги насекомых (3.2)

Установление причинно-следственных связей.

Целеполагание

планирование,

прогнозирова-ние, коррекция, оценка, волевая саморегуляция

контроль

Владение определенными

вербальными и невербальными средствами общения, понимание раз-личных позиций и точек зрения, умение обосновать собственное.

Уважение к истории и культуре всех народов; развитие толерантности.

Учебник, с. 100

      Задание №4

Прочитать «Сказа-ние о Раме». На основании собст-веных  размыш-лений определите, кто в этом сказании олицетворяет добро, а кто – зло?

(5.5)

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование

знаний;

построение речевого высказывания; рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений.

Целеполагание

планирование,

прогнозирова-ние, коррекция, оценка, волевая саморегуляция контроль

Ориентация на партнера по общению, умение аргумен-тировать свое предложение, убеждать и уступать, способность строить понятные для партнера высказвания, рефлексия своих действий

Ориентация в нравственном содержании поступков.

Учебник, с. 100

       Задание №5

Напишите мини-сочинение, что сходно в

представлениях индийцев и египтян о посмертном существовании, что различно. (4.3)

Самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера.

Целеполагание

планирование,

прогнозирова-ние, коррекция, оценка, волевая саморегуляция; контроль

-

Формирование мотивов достижения и признания

Методическое пособие, с. 114

Тема урока 2. «Индийские касты»

       Цель:

Обеспечить усвоение учащимися понятие «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией

       Задание №1

К какой категории индийского общества боги установили следующие занятия? (обучение, жертвоприношение для себя и других, раздача и получение милостыни)  (3.4)

Анализ, синтез; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

Целеполагание

планирование,

прогнозирова-ние, коррекция, оценка, волевая саморегуляция контроль.

Способность строить понятные для партнера высказывания.

Выделение нравственного содержания поступков.

Методическое пособие, с. 117

Тесты  №13 (1,2 вариант) «Индийские касты», с. 34, 35

      Задание №2

Составить вопросы по тексту параграфа. (5.3)

Или выполнить задание по группам, например, заполнить таблицу  

(название касты, что имели, чем занимались, права)

Самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера.

Целеполагание

планирование,

прогнозирова-ние, коррекция, оценка, волевая саморегуляция контроль

Эмоционально-

позитивное отношение к сотрудничеству, взаимоконтроль и взаимопомощь.

       -

Групповая  

    работа

      Задание №3

Опишите древне-индийскую книгу.  (1.2)

Знаково-символическое моделирование

Оценка, волевая саморегуляция; контроль

Способность строить понятные для партнера высказывания

Формирование чувства прекрасного  и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и художественной культурой

Методическое пособие, с. 118

   Задание №4 Определите, какая судьба ждала мальчика, родившегося в  семье брахманов,  и какая  - в семье «неприкасаемых?»

Мог ли человек перейти из одной касты в другую? (2.9)

Самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера.

Целеполагание

планирование,

прогнозирова-ние,

коррекция, оценка, волевая саморегуляция контроль

-

Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-

нравственной отзывчивости; знание основных моральных норм, развитие навыков критического мышления

Методическое пособие, с. 119

   Задание №5

На основе соб-ственных наблю-дений  сделайте вывод, что важнее – личные достоинства человека или его происхождение в той или иной семье?

(5.4)

Самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера

Целеполагание,

планирование,

прогнозирова-ние,

коррекция, оценка, волевая саморегуляция; контроль

Понимание раз-личных позиций и точек зрения, умение обосновать  свое собственное мнение

Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-

нравственной отзывчивости; знание основных моральных норм

Учебник, с. 105

                                                       Диагностика качества учебно – познавательной деятельности

Цель:

Итоговый контроль

Самостоятельная

работа

Предметные результаты

УУД

Задание 1.

 Тесты  №12 (1,2 вариант) «Древняя Индия. Природа и люди», с. 32, 33

Знакомство с местоположением и климатом Индии, занятиями населения, животным миром и миром индийских богов; особенностями индийской религии: вере в переселение душ; принадлежности каждого индийца к определенной касте; изобретениями древних индийцев.

Познавательные

Структури-

рование знаний;

 рефлексия способов и условий действий

Регулятивные

Целеполагание

прогнозирова-ние,

коррекция, оценка, волевая саморегуляция

Коммуникативные

_

Личностные 

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.

Задание 2.

Тесты  №13 (1, 2

вариант) «Индий-ские касты», с.34,35

Знакомство с особенностями индийской религии: вере в переселение душ; принадлежности каждого индийца к определенной касте; изобретениями древних индийцев

Структурирование знаний;

рефлексия способов и условий действий

Целеполагание

прогнозирова-ние,

коррекция, оценка, волевая саморегуляция

-

Формирование ценностных ориентиров и

смыслов

учебной деятельности на основе развития познавательных интересов

                                    III этап.  Интеллектуально – преобразовательная деятельность

Цель – учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания 

Ситуация: Учитель на урок принес куклу, три куска ткани разного цвета и длины: узкую длинную полоску ткани, кусок трикотажной,  тонкую прозрачную ткань, заколки, ленты, бусы, браслеты, различные украшения.

Репродуктивное задание  (по образцу).    Формируется репродуктивное мышление.

Индийские женщины носили сари. Все смотрели индийские фильмы или изображение индианок, предлагается вспомнить,  как выглядит их наряд, какого цвета одежду они одевают в праздничные, а какую в траурные дни.

Продуктивные задания. Формируется продуктивное мышление.

Определите по предложенной ткани из чего можно сделать кофту, сари и покрывало на голову.

Импровизационное задание.

Оденьте куклу в одежду индийской женщины.

Эвристическое задание

Почему у индианок на лбу нарисована красная точка? Какая рука в сари остается открытой?

Самоорганизация в деятельности

Подготовьтесь к выполнению задания, выполните, представьте и оцените свою работу.

План действий

Например:

  1. Выбор ткани.
  2. Пошив кофты.
  3. Вариант облачения в сари.
  4. Одевание покрывала на голову.
  5. Украшение заколками, цветами, бусами и т.д.

                                        IV этап.  Контроль и оценка результатов деятельности

Формы контроля: контрольное задание

Самооценка учителя / рефлексия своей деятельности по изучению данной темы

Карточки с заданиями:

1.Установите соответствие меду именами и связанными с ними событиями, впишите цифры в таблицу

А) Будда      1.Один из главных богов индийцев с головой слона

Б) Ашока      2) основатель религиозного учения, прозванный    просветленным

В) Ганеша    3)царь, объединивший под своей властью индийские царства

А

  Б

   В

  Индийские касты (продолжить перечень)

1.) жрецы (брахманы)         3)________________

2)__________________       4)________________

3. Каких животных обожествляли индусы?

4. Из тела какого бога появились касты?

5. Почему Ашока стал исповедовать буддизм и призывать к этому жителей своего государства?

Учебные цели и планируемые результаты достигнуты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Д. Толлингерова рекомендовала для целеустремленного составления учебных задач, назвав его исчислением индекса вариабельности, следующее соотношение                 число разного типа задач

                                                                                             Ив= ________________________ = 10     = 1

                                                                                                     общее число задач в наборе     10

     (Индекс вариабельности должен быть не ниже 0,6 и стремиться к единице).

 

№ здания

I

II

III

IV

V

1.1

1.2

1.3

1.4

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

4.1

4.2

4.3

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

     Просчитанный мною индекс вариабельности учебных задач по методу Д.Толлингеровой  составляет  - 1, что позволяет  достичь обучающих целей:        

     Познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии.

    Формировать умение работать с исторической картой, сравнивать природный условия разных стран, составлять рассказ, план.

    Обеспечить усвоение учащимися понятие «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.


[1] Технология Д.Толлингеровой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс с применением технологии критического мышления

Предмет: историяКласс: 5Тема урока: Древнейшая Греция.Тип урока: комбинированный урокДлительность: 40 минутТехнология – Технология критического мышления через чтение и письмо....

технологическая карта урока История древнего мира

примерный вариант технологической карты обобщающего урока "Древний Египет"...

технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс "Жизнь в Древнем Египте"

Технологическая карта урока составлена с учетом требований ФГОС ООО, выделены этапы урока, предполагаемые результаты, определены действия учителя и учащихся....

Технологическая карта урока История древнего мира 5 класс ФГОС "Финикийские мореплаватели".

Уважаемые коллеги. Предлагаю ознакомиться с моей авторской разработкой. Надеюсь она будет для Вас полезной....

Технологическая карта по истории Древнего мира " Природа и люди Древней Индии"

Материал по истории Древнего мираКласс: 5      Предмет: История Древнего мираТип урока: Усвоение знаний, навыков и умений.Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучен...

Технологическая карта урока истории древнего мира "Древняя Спарта" (5кл)

В рамках урока истории сформировать историко-географический образ Древней Спарты как полиса Древней Греции, охарактеризовать особенности культуры и обычаи. Развивать навыки работы с информацией (отбир...