"Борьба с западными завоевателями" - урок истории в 6 классе
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Елена Валентиновна Новикова

На уроке учащиеся определяют  историческое значение Невской битвы, Ледового побоища,на примерах русского народа формируются чувства героизма и патриотизма

            

Скачать:


Предварительный просмотр:

Борьба с западными завоевателями

Цель: Рассмотреть борьбу северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского.

 План урока:   1. Невская битва.

                        2. Ледовое побоище.

                        3. Личность в истории.

Задачи:  -  Определить  историческое значение Невской битвы.

                -  Определить историческое значение Ледового побоища.

                - Продолжить формирование чувства героизма и патриотизма на примерах русского   народа

                -  Дать представление о полководческом таланте Александра Невского.

Предполагаемый результат:

  1. Формирование чувства патриотизма и героизма по отношению к своей Родине.
  2.  Умение  воспроизвести полученную информацию в письменном виде.
  3. Знание  исторических  терминов.
  4. Аргументировано отвечать на  заданные  вопросы

 Оборудование: карта, ИКТ.

 Ход урока.

  1. Организационный момент.

      Мы сейчас с вами изучаем Русь XIII века. А как можно представить Русь того времени? В каком облике?

Ответы учащихся

     А мне кажется, что Русь надо представить в облике пахаря. Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его встревожен. Два всадника – с востока и с запада – устремились на него. Один на приземистой лошади, со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком и каленой стрелой. Как вы думаете, это кто?

  1. Проверка домашнего задания.

 Задание 3,4 стр. 36 (печатная тетрадь)

  III.  Изучение нового материала.

      Продолжаем представление Руси – другой всадник, приближавшийся к пахарю был с тяжелым копьем, одетый в рыцарские доспехи. Труднейшие обстоятельства. В них решалось – быть России или не быть. Какой же враг наступал с запада?

.запись темы урока

    На земли Великого Новгорода, через который проходил торговый путь, давно претендовали шведские феодалы и католические священники, которые хотели обратить русских в католическую веру.

                        - Как назывался торговый путь?

  1. Первыми свой поход  на Русь начали шведы.

По ходу моего рассказа вы будете одновременно слушать, и заполнять таблицу в своей печатной тетради на стр. 40 задание 4. Можно воспользоваться схемой на стр. 110 (учебник).

    В июле 1240 года шведские суда вошли в устье Невы. Шведы были настолько уверены в успехе, что часть войск высадили на левом  берегу реки, где они  разбили лагерь, а остальные остались на кораблях.

    Александр сын Ярослава Всеволодовича княживший в то время, в Новгороде зная от своих сторожей (разведчиков) расположение и намерение шведов, решил напасть на них внезапно и как можно скорее.

     15 июля 1240 года русское войско, состоящее из Новгородских ополченцев и присоединившегося отряда из Ладоги, напали на шведский лагерь

Кто такие ополченцы? Словарное слово: Ополченцы – это воины-добровольцы из народного ополчения.

Конные дружинники во главе с Александром ударили по центру шведских войск, а новгородское ополчение пробилось вдоль берега реки и отрезало лагерь от кораблей. Мужество  русских воинов описано в древнерусской повести «Житие Александра Невского»

  - Дружинник Гаврило Олексич на коне по мосткам ворвался на корабль и убил шведского воеводу и епископа.

  - Ополченец Савва в центре лагеря подрубил шатер предводителя шведов, что вызвало смятение в стане врага.

  - Сам Александр сразился со шведским военачальником и тяжело ранил его.

 Шведы в панике бросились бежать, понесли тяжелые потери. Русское войско одержало победу на Неве, за которую народ назвал Александра Невским.

Успех русских воинов на долгое время отбил у шведов желание овладеть устьем Невы, воевать с Русью.

Проверка таблицы.

2. Разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей. Но защитить Новгородскую землю было некому – бояре, боясь того , что Александр Невский расширит права княжеской власти, заставили  его покинуть Новгород. Однако вскоре народное вече упросило Александра вернуться, так как немецкие завоеватели захватили русскую пограничную крепость Изборск и овладели Псковом.

    Зимой 1241-1242 года Александр Невский освободил Псков, изгнал немцев и датчан из пределов Руси и двинул на запад против главных вражеских сил. Александр решил заманить рыцарей на лед Чудского озера.

Показ сюжета.

Как Константин Симонов в своем стихотворении представляет битву на Чудском озере

Показ сюжета и чтение отрывка из стихотворения «Ледовое побоище»

Битва на льду Чудского озера вошла в историю под названием Ледового побоища.

3.  Какими же качествами должен обладать человек  возглавивший народ на борьбу с западными завоевателями.

Ответы учащихся.

   Князь был умным и красноречивым, предусмотрительным и распорядительным. Строительство укреплений, воинские приготовления стоили немалых денег. Александр сумел уговорить скупых новгородских купцов развязать кошели. Дважды отвел угрозу нового вторжения монголо-татарского войска.

4. Закрепление материала.

   В качестве закрепления материала выполним задание в тетради на печатной основе стр. 39 задание 3.

5. Итог урока.

      Таким образом, в результате битв на Неве и Чудском озере было отбито нападение на Русь ее северно-западных соседей.  Она отстояла свою территорию и веру от посягательств шведских и немецких рыцарей.

6. Домашнее задание.

  § 13, вопросы

Рекомендации.

  1. Борьба Руси с западными завоевателями.
  2. Тип урока: комбинированный; 6 класс; учебник А.А. Данилов; программа А.А.Данилов.
  3. ИКТ используется  для  мотивации  учащихся на изучение данной темы. Данная презентация позволяет наглядно продемонстрировать те события, которые пережил русский народ в XIII веке.
  4. Презентация используется на всех этапах урока.
  5. Данный материал может быть использован не только на уроке в 6 классе, а также для ознакомления учащихся начальных классов с исторической личностью Александра Невского.

Проект урока.

   Тема урока: Борьба с западными завоевателями.

    Цель: Рассмотреть  борьбу северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского.

   

Задачи:  -  Определить  историческое значение Невской битвы.

                -  Определить историческое значение Ледового побоища.

                - Продолжить формирование чувства героизма и патриотизма на примерах русского   народа

                -  Дать представление о полководческом таланте Александра Невского.

Предполагаемый результат:

  1. Формирование чувства патриотизма и героизма по отношению к своей Родине.
  2.  Умение  воспроизвести полученную информацию в письменном виде.
  3. Знание  исторических  терминов.
  4. Аргументировано отвечать на  заданные  вопросы.

________________________________________________________________________

Проект урока.

   Тема урока: Борьба с западными завоевателями.

    Цель: Рассмотреть  борьбу северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского.

   

Задачи:  -  Определить  историческое значение Невской битвы.

                -  Определить историческое значение Ледового побоища.

                - Продолжить формирование чувства героизма и патриотизма на примерах русского   народа

                -  Дать представление о полководческом таланте Александра Невского.

Предполагаемый результат:

  1. Формирование чувства патриотизма и героизма по отношению к своей Родине.
  2.  Умение  воспроизвести полученную информацию в письменном виде.
  3. Знание  исторических  терминов.

Аргументировано отвечать на  заданные  вопросы

________________________________________________________________________-

________________________________________________________________________-

________________________________________________________________________

Приложение №2

НЕВСКАЯ БИТВА

Дата

Место

Противоборствующие силы


Исход битвы



Историческое значение

победы



Приложение №1

Проверка домашнего задания.

  1. Приведите в соответствие название города и имени человека, прославившегося при его обороне от монголо-татар.

Имя

Город

1. Евпатий Коловрат

А)Москва

2. Филипп Нянька

Б) Киев

3. Петр Ослядюкович

В) Рязань

4. Воевода Дмитрий

Г) Владимир

  1. Отметьте красным цветом причины поражения русских войск в борьбе с монголо-татарами

А) Численное превосходство монголо-татарских войск

Б) Нежелание русских людей защищать своих князей

В) Отсутствие у русских воинов военного опыта

Г) Отсутствие военного единства на Руси.

Д) Превосходство монголов в тактике ведения военных действий.

Приложение №3.

Проведите соединительные линии двух цветов в схеме «Полководческое искусство Александра Невского.».

Хорошо изучил боевые приемы противника

Умело использовал особенности местности

Заранее разведал расположение войск противника и его планы

Невская битва

  (1240)

Внезапно напал на лагерь противника

Преградил противнику отход к кораблям

Правильно выбрал время нападения

Скоординировал действия суздальской дружины и новгородского ополчения

Ледовое побоище

    (1242)

Скоординировал действия княжеской дружины и новгородского ополчения

Использовал прием обманного отступления

Использовал тактику засады.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Борьба народов с западными завоевателями Выполнила: учитель истории МОУ СОШ №1 г. Оханска Новиковой Елены Валентиновны

Слайд 2

Цель: Рассмотреть борьбу северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского.

Слайд 3

Русь XIII века в облике «пахаря»

Слайд 4

Проверь себя Приведите в соответствие название города и имени человека, прославившегося при его обороне от монголо-татар. Имя Город 1. Евпатий Коловрат А) Москва 2. Филипп Нянька Б) Киев 3. Петр Ослядюкович В) Рязань 4. Воевода Дмитрий Г) Владимир

Слайд 5

Отметьте красным цветом причины поражения русских войск в борьбе с монголо-татарами А) Численное превосходство монголо-татарских войск Б) Нежелание русских людей защищать своих князей В) Отсутствие у русских воинов военного опыта Г) Отсутствие военного единства на Руси. Д) Превосходство монголов в тактике ведения военных действий.

Слайд 6

Невская битва 15 июля 1240 г.

Слайд 7

Заполнить таблицу Дата Место Противоборствующие силы Исход битвы Значение победы

Слайд 8

Ледовое побоище 5 апреля 1242 г.

Слайд 9

Проведите соединительные линии двух цветов в схеме «Полководческое искусство Александра Невского» Хорошо изучил боевые приемы противника Умело использовал особенности местности Заранее разведал расположение войск противника и его планы Невская битва Внезапно напал на лагерь противника Преградил противнику отход кораблям Правильно выбрал время нападения Ледовое побоище Использовал прием обманного отступления Использовал тактику засады

Слайд 10

Литература 1. А. А. Данилов История России 6 класс 2. Рабочая тетрадь по истории России 6 класс (Сост. А. А. Данилов) Поурочное планирование истории России 6 класс (Сост. А. А. Данилов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

План - конспект урока истории (6 класс). "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва."

План - конспект урока на тему "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" содержит материал  о борьбе Москвы за политическое первенство, о ходе сражения на Куликовом поле,...

Разработка урока "Борьба с западными завоевателями"

Разработка урока "Борьба с западными завоевателями"  6 класс....

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....

Конспект урока истории 6 класса по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями"

Данный урок расчитан на обучающихся 6 классов .Цель урока:  выяснить,  какую роль в борьбе  с западными  завоевателями сыграл Александр Невский.Задачи урока:1....

Презентация к уроку на тему "Русь и её борьба с западными завоевателями"

Вспомогательный материал для урока в 6 классе по истории на тему "Русь и её борьба с западными завоевателями"...

"Своя игра" к главе 8 "Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием" урок истории в 5 классе

quot;Своя игра" - повторительно - обобщающий урок истории в 5 классе по теме "Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием" глава 8.  Играт состоит из пяти категорий : 1. Зар...