Главные вкладки

    Эссе на тему: «Я И МОЯ СЕМЬЯ»
    творческая работа учащихся (история, 9 класс) по теме

    Эссе написано ученицей 9 класса  Ивановой Светланой в 2008 году о своей семье. В работе использованы материалы семейного архива. Прочитайте! Это очень интересно и познавательно.

     

     Учитель предложил мне принять участие в конкурсе плакатов по теме «Я и моя семья». Плакат должен быть формата А4. Как на таком небольшом плакате рассказать о своей семье? Да и художник из меня не очень… А вот если попробовать написать о своей семье… С чего начать? Открыла учебник  «Обществознание», читаю: «Семья – это самая малая первичная ячейка общества, без которой совершенно невозможно его существование…». Мама, папа, я , дедушка, бабушка, прадедушка и т.д. Кто положил начало моей семье, были ли среди моих предков те, кто оставил след не только в памяти моих родных? К счастью, этот вопрос волновал не только меня. Папа раскрыл заветную папку, а там лежали документы, рассказывающие о замечательных людях, которыми может гордиться не только моя семья.

            С нетерпением читаю строки: «Вразумитель пиратов. Рассказ о житии преподобномученика Адриана Ондрусовского. Память – 26 августа (8 сентября). Вот это да! Мой предок был святым! Кто он? Читаю дальше.

    «В миру его звали Андреем Завалишиным. Он основал около 1520 года на берегу Ладожского озера в 25-ти верстах от города Олонец монастырь Ондрусова пустынь. Оказался он в этих местах по велению самодержца Иоанна  Ш по службной надобности. Поворотным событием, изменившим жизнь Андрея Завалишина стала встреча в 1491 г. с преподобным Александром Свирским, жившим в тех местах отшельником. Вскоре после встречи с Александром Свирским Андрей уходит на Валаам. Монашеский постриг Андрей принял на Валааме и был наречен Адрианом и в 1520 г. Основал монастырь на Ондрусовском полуострове, на восточном берегу Ладожского озера. Попасть в монастырь было нелегко, с суши путь преграждали топкие болота. Со стороны озера недалеко от монастыря на острове Сала укрывались озерные пираты-разбойники. Пиратам не понравилось, что вблизи их укрытия обосновались монахи-отшельники. Атаман потребовал, чтобы Адриан убирался прочь. Скорбно было преподобному расстаться с местом, благословенным ему на жительбство святым его наставником. Он умолял гонителя оставить мироное убежище труженикам Божиим. Не имея ни серебра, ни злата, чтобы предложить выкуп разбойнику, Адриан обещал ему ходатайствовать о нем в молитвах своих перед Господом, советуя ему притом покинуть пагубный промысел. Разбойник посмеялся словам его, но потом решил оставить отшельников в покое. Шло время. Случилось так, что разбойник попал в плен и, лежа связанный в ожидании смерти, вспомнил об обещании отшельника. И, о чудо! Увидел перед собой Адриана. « Милосердием Господа, ради которого я просил у тебя пощады братству нашему, ты свободен! – сказал отшельник и оковы упали с разбойника. Адриана уже с ним не было. Недоумевающий разбойник отправился в обитель преподобного и здесь нашел Адриана, который никуда не отлучался из монастыря, всю ночь провел на общей молитве… Адриан же нисколько не удивился и разъяснил разбойнику, что причина чуду не он, а сила Божия, вспомоществующая по молитвам работающих Ему.

    Разбойник пал к ногам преподобного и попросил научить служению Господу. Он остался в монастыре и здесь и закончил в молитвах и покаянии свою жизнь.

    Преподобный Адриан Ондрусовский был одним из образованнейших людей своего времени. Существует предположение, которое высказал в 1905 году историк А.Петров, что Адриан и был автором знаменитой «Валаамской беседы» - одного из популярнейших на протяжении двух веков сочинений. «Валаамская беседа» - выдающийся памятник русской исторической публицистики середины  XVII века.

    Преподобный Адриан был и умелым хозяйственником. При нем монастырь быстро богател. Архимандрит Никодим писал: «Слух о богоугодной жизни отшельников Ондрусовой пустыни дошел до Царя и Великого князя Василия Ш Иоанновича. Благочестивый Государь дал им грамотою милостыню из своей казны, повелевая выдать «преступая чрез два года на третий безволокитно» и вместе с этим воспрещал наместникам брать пошлины с монастырских ловцев и тоней» Царь Иоанн Грозный подтвердил льготы, данные монастырю родителем и пожаловал рыбные тони в Ладожском озере.

    В правление Иоанна Грозного достигает своего апогея земная слава Адриана Ондрусовского. Поразительна история, сделавшая его крестным отцом дочери Иоанна Грозного – Анастасии.

    Предание говорит: чтобы упрочить долгоденствие и здравие ожидаемого младенца, бояре, руководствуясь древним суеверием, посоветовали царю взять в восприемники первого попавшего путника. Поскольку считалось, что встреча с монахом приносит несчастье, был отдан приказ, чтобы ни один черноризец под страхом смертной казни не смел показываться на улицах, пока не будет совершено крещение младенца.

    В ночь на 1 августа 1549 года у Иона Грозного родилась дочь. Велено было привести с улицы первого встречного. Едва посланец вышел из царских палат, он с ужасом увидел перед собою престарелого инока!

    Когда его ввели в царские покои, приближенные узнали в чернеце Завалишина. Заподозрив, что все подстроено, царь разгневался

    - О, злобесный собачий умысел! – вскричал он. – А ты, окаянный, как же ты, позабыв про свой иноческий сан согласился участвовать в нем?!

    Однако святой Адриан не устрашился.

    - Великий Государь! – с безмятежным спокойствием отвечал он. – Повели справиться: еще вчера вечером я был за сто с лишком поприщ от престольного твоего града и сам недоумеваю, как теперь очутился здесь.

    Иван Грозный приказал послать гонцов, чтобы проверить сказанное. Слова преподобного полностью подтвердились. Царь узрел в этом событии Волю Божию и велел назначить святого Адриана восприемником своей дочери. «…и во утрия день в неделю Августа в 18 день церковь свящал и дщерь свою царевну Анну, а крестил ея старец Адриан Ондрусовской пустыни, да старец Геннадий Сарайския пустыни Корнилов ученик, а действовал священническая Игумен Троицы Сергиева монастыря Серапион Курцов».

    На обратном пути из Москвы, Господь судил блаженному старцу окончить земное поприще мученическою смертию и стяжать венец страстотерпца.

    Крестьяне соседнего с пустынью села Обжи, узнав о милостивом приеме старца в Москве, решили завладеть царскими дарами.

    15 мая 1550 года Адриан попал в руки поджидавших его разбойников. Каково же было их удивление, когда они обнаружили, что Странническая сума составляет все его богатство. Думая, что Адриан где-то спрятал царские дары, разбойники принялись избивать его и били до тех пор, пока он не отдал Богу душу. Убийцы бросили тело преподобного в болото в тридцати верстах от обители. Через два года преподобномученик явился во сне к монастырским старцам и указал место, где находится его тело. Отсюда со слезами и молитвами перенесла братия тело святого мученика в монастырь и погребла – подле северной стены церкви святителя Николая. Впоследствии над могилой пр6еподобного была сооружена часовня, превращенная затем в Храм Введения Пресвятыя Богородицы.

    «Где и сейчас почивают под спудом святые мощи, изливая многоразличными чудотворениями, осеняющую их благодать Божию на всех, притекающих к нам с верою».

    Через тридцать лет в монастырь пришли шведы, в 1582 году.

    «Монастырь Ондрусов, Ондреанова пустыня, на озере на Ладоге. А в нем церковь Николы Чудотворца каменная, да место церковное, что была Церковь Введение Пречистыя, А церковь сожгли немецкие люди. Да на монастыре была ограда деревяна. Ограду же сожгли немецкие люди. Да за монастырем двор коровницкий, хоромы ставят ново, а в нем живет поп Сергей да два старца, А пашни под монастырем нет».

    Подняться монастырю помогал царь Федор Иоаннович. В 1808 году благодаря помощи купцов Андрея Гусарова и Симеона Чусова удалось обновить в Ондрусовской пустыни древнюю церковь святителя Николая. Удостоилась пустынь посещения императора Александра 1.

    Сейчас над местом, где почивают под спудом мощи преподобного Адриана Ондрусовского, иноками Важеозерского монастыря поставлен простой крест. На кресте бумажная, но почему-то не выцветающая под дождями и солнцем иконка преподобномученика.          

    Какие открытия меня ждут дальше? Держу в руках архивную справку из Государственного исторического архива Новгородской области от 10. 09.2004 года

    № 214. Читаю:

    « В «Книге дворянских родов Новгородской губернии, внесенных в родословную книгу с 1787 по 1 января 1910 гг.» записаны пять ветвей рода Завалишиных. Во 2-й части «Книги», куда вносились роды дворянства военного, проходят Завалишины, дворяне Крестецкого уезда:

    Отрасль № 1. Завалишин Александр Николаевич, его жена Евгения Федоровна и их дети Николай, Петр, Орест, Раиса, Ольга, Софья, Леонид, Евгений, Наталья, Александра, Александр и Сергей. Их определение в дворянство состоялось 3 января 1863г. Указ Сената последовал 6 февраля 1863г. За №889.

    Отрасль № 2. Завалишин Иосиф Николаевич, его жена Надежда Фадеевна и их дети: Дмитрий, Александр, Ольга, Мария. Определение в дворянство состоялось 3 января 1863г.Указ Сената последовал 6 февраля 1863г. За № 889.

    Дети Дмитрия Иосифовича: Ольга, Маргарита, Надежда, Александр и Дмитрий. Определение в дворянство состоялось 5 мая 1886г.

    Отрасль № 3. Завалишин Андрей Николаевич и дети: Николай и Зинаида. Определение в дворянство состоялось 3 января 1863г. Указ Сената последовал 6 февраля 1863г. За № 889.

    Отрасль № 4. Завалишин Афанасий Николаевич и дети: Александр, Варвара, Мария, Ольга, Любовь, Владимир, Иван. Определение в дворянство состоялось 12 июля 1874г.

    Дети Александра Афанасьевича: Антонин и Зинаида. Определение в дворянство состоялось 18 декабря 1898г. Указа Сената не последовало.

    Сын Владимира Афанасьевича Клавдий. Определение в дворянство состоялось 6 сентября 1899г.

    Отрасль № 5. Завалишин Степан Николаевич и дети: Владимир, Леонид, Ольга, Мария, Их определение в дворянство состоялось 3 января 1863г. Указ Сената последовал 6 февраля 1863г.  За № 889.                            

    Сын Владимира Степановича Сергей. Определение в дворянство состоялось 1 декабря 1879г.

    Со смертью Адриана Ондрусовского род Завалишиных не прервался. Оставшиеся  в миру его дети продолжили свой исторический путь. Новые веяния затронули и мой род.

    В архивном фонде Новгородского губернского жандармского управления в деле «Об арестованных, находящихся в Новгородской тюрьме» 13.12.1907 – 20.09.1908 гг. выявлены сведения о дворянине Клавдии Завалишине.

    11 декабря при аресте членов «преступного сообщества «Военная организация», как один из ее главарей, был задержан К.В.Завалишин. Целью организации было «ниспровержение существующего в государстве строя». Члены этой нелегальной партии вели «пропаганду и агитацию словесно и с помощью распространения нелегальной литературы».

    Из «Сведений о предоставляемом к административной высылке»:

    Завалишин Клавдий Владимиров, 1890 года рождения, г. Новгород. Устраивал у себя на квартире нелегальные сборища, скрывал подозрительных лиц. Во время сборищ произносил противоправительственные речи и позволял себе угрозы по отношению к должностным лицам и оскорбления Священной особы Государя Императора. Будучи в гимназии он очень вредно влиял на товарищей, развращая их в политическом отношении. По удалении из гимназии, собирал гимназистов у себя на дому. Имел сношения и получал деньги от члена партии социалистов-революционеров. В своих объяснениях, данных на допросах 12 декабря 1907 года, 5 февраля и 12 марта 1908 года Завалишин полностью отрицал все падающие на него улики.

    В графе «заключение местных властей о предполагаемой мере административного взыскания» записано следующее: в виду крайне вредной политической деятельности Клавдия Завалишина, выслать его из пределов Новгородской губернии под гласный надзор полиции в Архангельскую губернию сроком на три года, с воспрещением по отбытии им срока высылки вернуться в пределы Новгородской губернии.

    Интересно то, что мать Клавдия Завлишина не мешала сыну заниматься революционной деятельностью и, судя по донесению унтер-офицера Федора Ваганова начальнику Новгородского жандармского управления от 13-15 июня 1907 г. помогала сыну.

    «Ее (дворянки Марии Фдосеевны Завалишиной) сын Клавдий,…абсолютно неблагонадежный в политическом отношении. В настоящее время он выбыл из Новгорода, куда, пока неизвестно, А в настоящее время к Завалишиной на квартиру часто ходят лица неблагонадежные в политическом отношении. Подозревается, что у нее хранятся типографские принадлежности и бесцензурные брошюры».

    Минуло 20 лет. За плечами моего далекого прапрапрадеда было активное участие в революционном движении. Передо мной новый документ:

    «В Новгородскую Губернскую Комиссию по проведению первого десятилетнего юбилея Октябрьской Революции.

    Завалишина К.В., Новгород, РКИ, тел. 149,

     личный адрес Никитинская 34.

    Отзываюсь на Ваше предложение, Пишу о том, что было в Новгороде десять лет тому назад, когда волею трудящихся масс была установлена (зачеркнуто «объявлена») диктатура пролетариата, положено начало Советской власти – власти рабочих и крестьян….мне приходится исключиться из списка работников революции. Даже Больше того, нужно честно и открыто сказать, что в самый тяжелый и ответственный для успеха социалистического движения момент, я, как и вся партия Социалистов-Революционеров, к которой я тогда принадлежал, оказался среди тех, кто противодействовал этому успеху.»

    Какой замечательный документ! Жаль, что на уроке истории мы с ним не знакомились. Вот они, события 1917-18 гг. глазами  участника, противника большевиков, моего предка. Несколько раз прочитываю документ и обращаю внимание на резолюцию к нему: «Роль эсеровской организации после Октябрьской революции Завалишин несколько идеализирует и прихорашивает. …Фактическая сторона событий изложена неплохо и достаточно объективно. Подпись (неразборчиво)».

    Возвращаюсь к архивной справке из ГИАНО, читаю:

    «При просмотре документов из фонда Новгородского губернского исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Ф.Р – 822) списков служащих губернских, уездных и городских учреждений за 1919г., списков служащих губернских и уездных  учреждений на получение пайка за 1919 – 1929 гг. … сведения о Завалишине К.В. не выявлены (Фонд 117, опись 1, дело 740, лл. 22-22об)».

    Вспоминаю рассказ отца о том, что прадед внезапно бесследно исчез, поговаривали, что был арестован большевиками, но установить истину так и не удалось.

    Прадед моего отца детство провел в детском доме. Там ему дали новое имя и другую фамилию – Иванов. С тех пор представители четвертой ветви рода Завалишиных стали Ивановыми.

    В Великую Отечественную войну мой дед Юрий Сергеевич Иванов в 1941-42гг воевал под Москвой, затем в 1943г. его часть была переброшена на Волховский фронт под Ленинград. В январе 1944г. дедушка участвовал в освобождении г. Ленинград и там познакомился с моей бабушкой Верой Андреевной, пережившей долгие 900 дней блокады в городе на Неве.

    Бабушка гостила у родных в городе Ленинграде и не смогла вернуться домой в пос. Мамонтовка  Московской области. После окончания войны дедушка с бабушкой поселились на родине бабушки в Мамонтовке. Вскоре после рождения моего папы в 1960 г. дедушка умер.

    Мой папа Сергей Юрьевич Иванов закончил Московский государственный архитектурный институт, участвовал в разработке проекта «новой» территории Московского зоопарка, был одним из тех, кто проектировал и строил мемориальный архитектурный ансамбль на Поклонной горе и его центральную часть композиции – фигуру богини  Победы Ники. В настоящее время занимается проектированием  торговых центров «Пражский пассаж», «Арсенал» и др. К сожалению, моя мама Елена Алексеевна,

    умерла в 2000 году. Она работала инженером-проектировщиком гидросооружений в Мосводоканале. В детстве мама активно занималась спортом и даже завоевала первое место по прыжкам в длину на малых Олимпийских играх.

    Мне сейчас 15 лет, заканчиваю 9-й класс школы № 448 ВАО г.Москвы, мечтаю заняться журналистикой.

    Я рассказала Вам о своей семье начиная с XV века. Перед вами прошли разные люди: преподобный Адриан Ондрусовский, декабрист, социалист-революционер, солдат, архитектор. Их связывает одно – они  разные поколения одной семьи. Каждый из них прожил достойную жизнь в соответствии со своей совестью. Я горжусь своей семьей, согласитесь мне есть кем гордиться. Одновременно я чувствую груз ответственности, свалившийся на меня.

    Я не имею права подвести свою Семью, я Должна ей соответствовать.   

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vrazumitel_piratov.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  Г,  МОСКВЫ
    ВАО, ГОУ  СОШ № 448

    ЭССЕ  НА  ТЕМУ:

    «Я  И  МОЯ  СЕМЬЯ»

    ИСПОЛНИТЕЛЬ:

    УЧЕНИЦА 9 «А»  КЛАССА

    ИВАНОВА  СВЕТЛАНА

    РУКОВОДИТЕЛЬ:

    УЧИТЕЛЬ  ИСТОРИИ  И  ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

    МАЛЫШКИНА  Н,А,

    МОСКВА, 2008 Г.

     Учитель предложил мне принять участие в конкурсе плакатов по теме «Я и моя семья». Плакат должен быть формата А4. Как на таком небольшом плакате рассказать о своей семье? Да и художник из меня не очень… А вот если попробовать написать о своей семье… С чего начать? Открыла учебник  «Обществознание», читаю: «Семья – это самая малая первичная ячейка общества, без которой совершенно невозможно его существование…». Мама, папа, я , дедушка, бабушка, прадедушка и т.д. Кто положил начало моей семье, были ли среди моих предков те, кто оставил след не только в памяти моих родных? К счастью, этот вопрос волновал не только меня. Папа раскрыл заветную папку, а там лежали документы, рассказывающие о замечательных людях, которыми может гордиться не только моя семья.

            С нетерпением читаю строки: «Вразумитель пиратов. Рассказ о житии преподобномученика Адриана Ондрусовского. Память – 26 августа (8 сентября). Вот это да! Мой предок был святым! Кто он? Читаю дальше.

    «В миру его звали Андреем Завалишиным. Он основал около 1520 года на берегу Ладожского озера в 25-ти верстах от города Олонец монастырь Ондрусова пустынь. Оказался он в этих местах по велению самодержца Иоанна  Ш по службной надобности. Поворотным событием, изменившим жизнь Андрея Завалишина стала встреча в 1491 г. с преподобным Александром Свирским, жившим в тех местах отшельником. Вскоре после встречи с Александром Свирским Андрей уходит на Валаам. Монашеский постриг Андрей принял на Валааме и был наречен Адрианом и в 1520 г. Основал монастырь на Ондрусовском полуострове, на восточном берегу Ладожского озера. Попасть в монастырь было нелегко, с суши путь преграждали топкие болота. Со стороны озера недалеко от монастыря на острове Сала укрывались озерные пираты-разбойники. Пиратам не понравилось, что вблизи их укрытия обосновались монахи-отшельники. Атаман потребовал, чтобы Адриан убирался прочь. Скорбно было преподобному расстаться с местом, благословенным ему на жительбство святым его наставником. Он умолял гонителя оставить мироное убежище труженикам Божиим. Не имея ни серебра, ни злата, чтобы предложить выкуп разбойнику, Адриан обещал ему ходатайствовать о нем в молитвах своих перед Господом, советуя ему притом покинуть пагубный промысел. Разбойник посмеялся словам его, но потом решил оставить отшельников в покое. Шло время. Случилось так, что разбойник попал в плен и, лежа связанный в ожидании смерти, вспомнил об обещании отшельника. И, о чудо! Увидел перед собой Адриана. « Милосердием Господа, ради которого я просил у тебя пощады братству нашему, ты свободен! – сказал отшельник и оковы упали с разбойника. Адриана уже с ним не было. Недоумевающий разбойник отправился в обитель преподобного и здесь нашел Адриана, который никуда не отлучался из монастыря, всю ночь провел на общей молитве… Адриан же нисколько не удивился и разъяснил разбойнику, что причина чуду не он, а сила Божия, вспомоществующая по молитвам работающих Ему.

    Разбойник пал к ногам преподобного и попросил научить служению Господу. Он остался в монастыре и здесь и закончил в молитвах и покаянии свою жизнь.

    Преподобный Адриан Ондрусовский был одним из образованнейших людей своего времени. Существует предположение, которое высказал в 1905 году историк А.Петров, что Адриан и был автором знаменитой «Валаамской беседы» - одного из популярнейших на протяжении двух веков сочинений. «Валаамская беседа» - выдающийся памятник русской исторической публицистики середины  XVII века.

    Преподобный Адриан был и умелым хозяйственником. При нем монастырь быстро богател. Архимандрит Никодим писал: «Слух о богоугодной жизни отшельников Ондрусовой пустыни дошел до Царя и Великого князя Василия Ш Иоанновича. Благочестивый Государь дал им грамотою милостыню из своей казны, повелевая выдать «преступая чрез два года на третий безволокитно» и вместе с этим воспрещал наместникам брать пошлины с монастырских ловцев и тоней» Царь Иоанн Грозный подтвердил льготы, данные монастырю родителем и пожаловал рыбные тони в Ладожском озере.

    В правление Иоанна Грозного достигает своего апогея земная слава Адриана Ондрусовского. Поразительна история, сделавшая его крестным отцом дочери Иоанна Грозного – Анастасии.

    Предание говорит: чтобы упрочить долгоденствие и здравие ожидаемого младенца, бояре, руководствуясь древним суеверием, посоветовали царю взять в восприемники первого попавшего путника. Поскольку считалось, что встреча с монахом приносит несчастье, был отдан приказ, чтобы ни один черноризец под страхом смертной казни не смел показываться на улицах, пока не будет совершено крещение младенца.

    В ночь на 1 августа 1549 года у Иона Грозного родилась дочь. Велено было привести с улицы первого встречного. Едва посланец вышел из царских палат, он с ужасом увидел перед собою престарелого инока!

    Когда его ввели в царские покои, приближенные узнали в чернеце Завалишина. Заподозрив, что все подстроено, царь разгневался

    - О, злобесный собачий умысел! – вскричал он. – А ты, окаянный, как же ты, позабыв про свой иноческий сан согласился участвовать в нем?!

    Однако святой Адриан не устрашился.

    - Великий Государь! – с безмятежным спокойствием отвечал он. – Повели справиться: еще вчера вечером я был за сто с лишком поприщ от престольного твоего града и сам недоумеваю, как теперь очутился здесь.

    Иван Грозный приказал послать гонцов, чтобы проверить сказанное. Слова преподобного полностью подтвердились. Царь узрел в этом событии Волю Божию и велел назначить святого Адриана восприемником своей дочери. «…и во утрия день в неделю Августа в 18 день церковь свящал и дщерь свою царевну Анну, а крестил ея старец Адриан Ондрусовской пустыни, да старец Геннадий Сарайския пустыни Корнилов ученик, а действовал священническая Игумен Троицы Сергиева монастыря Серапион Курцов».

    На обратном пути из Москвы, Господь судил блаженному старцу окончить земное поприще мученическою смертию и стяжать венец страстотерпца.

    Крестьяне соседнего с пустынью села Обжи, узнав о милостивом приеме старца в Москве, решили завладеть царскими дарами.

    15 мая 1550 года Адриан попал в руки поджидавших его разбойников. Каково же было их удивление, когда они обнаружили, что Странническая сума составляет все его богатство. Думая, что Адриан где-то спрятал царские дары, разбойники принялись избивать его и били до тех пор, пока он не отдал Богу душу. Убийцы бросили тело преподобного в болото в тридцати верстах от обители. Через два года преподобномученик явился во сне к монастырским старцам и указал место, где находится его тело. Отсюда со слезами и молитвами перенесла братия тело святого мученика в монастырь и погребла – подле северной стены церкви святителя Николая. Впоследствии над могилой пр6еподобного была сооружена часовня, превращенная затем в Храм Введения Пресвятыя Богородицы.

    «Где и сейчас почивают под спудом святые мощи, изливая многоразличными чудотворениями, осеняющую их благодать Божию на всех, притекающих к нам с верою».

    Через тридцать лет в монастырь пришли шведы, в 1582 году.

    «Монастырь Ондрусов, Ондреанова пустыня, на озере на Ладоге. А в нем церковь Николы Чудотворца каменная, да место церковное, что была Церковь Введение Пречистыя, А церковь сожгли немецкие люди. Да на монастыре была ограда деревяна. Ограду же сожгли немецкие люди. Да за монастырем двор коровницкий, хоромы ставят ново, а в нем живет поп Сергей да два старца, А пашни под монастырем нет».

    Подняться монастырю помогал царь Федор Иоаннович. В 1808 году благодаря помощи купцов Андрея Гусарова и Симеона Чусова удалось обновить в Ондрусовской пустыни древнюю церковь святителя Николая. Удостоилась пустынь посещения императора Александра 1.

    Сейчас над местом, где почивают под спудом мощи преподобного Адриана Ондрусовского, иноками Важеозерского монастыря поставлен простой крест. На кресте бумажная, но почему-то не выцветающая под дождями и солнцем иконка преподобномученика.          

    Какие открытия меня ждут дальше? Держу в руках архивную справку из Государственного исторического архива Новгородской области от 10. 09.2004 года

    № 214. Читаю:

    « В «Книге дворянских родов Новгородской губернии, внесенных в родословную книгу с 1787 по 1 января 1910 гг.» записаны пять ветвей рода Завалишиных. Во 2-й части «Книги», куда вносились роды дворянства военного, проходят Завалишины, дворяне Крестецкого уезда:

    Отрасль № 1. Завалишин Александр Николаевич, его жена Евгения Федоровна и их дети Николай, Петр, Орест, Раиса, Ольга, Софья, Леонид, Евгений, Наталья, Александра, Александр и Сергей. Их определение в дворянство состоялось 3 января 1863г. Указ Сената последовал 6 февраля 1863г. За №889.

    Отрасль № 2. Завалишин Иосиф Николаевич, его жена Надежда Фадеевна и их дети: Дмитрий, Александр, Ольга, Мария. Определение в дворянство состоялось 3 января 1863г.Указ Сената последовал 6 февраля 1863г. За № 889.

    Дети Дмитрия Иосифовича: Ольга, Маргарита, Надежда, Александр и Дмитрий. Определение в дворянство состоялось 5 мая 1886г.

    Отрасль № 3. Завалишин Андрей Николаевич и дети: Николай и Зинаида. Определение в дворянство состоялось 3 января 1863г. Указ Сената последовал 6 февраля 1863г. За № 889.

    Отрасль № 4. Завалишин Афанасий Николаевич и дети: Александр, Варвара, Мария, Ольга, Любовь, Владимир, Иван. Определение в дворянство состоялось 12 июля 1874г.

    Дети Александра Афанасьевича: Антонин и Зинаида. Определение в дворянство состоялось 18 декабря 1898г. Указа Сената не последовало.

    Сын Владимира Афанасьевича Клавдий. Определение в дворянство состоялось 6 сентября 1899г.

    Отрасль № 5. Завалишин Степан Николаевич и дети: Владимир, Леонид, Ольга, Мария, Их определение в дворянство состоялось 3 января 1863г. Указ Сената последовал 6 февраля 1863г.  За № 889.                            

    Сын Владимира Степановича Сергей. Определение в дворянство состоялось 1 декабря 1879г.

    Со смертью Адриана Ондрусовского род Завалишиных не прервался. Оставшиеся  в миру его дети продолжили свой исторический путь. Новые веяния затронули и мой род.

    В архивном фонде Новгородского губернского жандармского управления в деле «Об арестованных, находящихся в Новгородской тюрьме» 13.12.1907 – 20.09.1908 гг. выявлены сведения о дворянине Клавдии Завалишине.

    11 декабря при аресте членов «преступного сообщества «Военная организация», как один из ее главарей, был задержан К.В.Завалишин. Целью организации было «ниспровержение существующего в государстве строя». Члены этой нелегальной партии вели «пропаганду и агитацию словесно и с помощью распространения нелегальной литературы».

    Из «Сведений о предоставляемом к административной высылке»:

    Завалишин Клавдий Владимиров, 1890 года рождения, г. Новгород. Устраивал у себя на квартире нелегальные сборища, скрывал подозрительных лиц. Во время сборищ произносил противоправительственные речи и позволял себе угрозы по отношению к должностным лицам и оскорбления Священной особы Государя Императора. Будучи в гимназии он очень вредно влиял на товарищей, развращая их в политическом отношении. По удалении из гимназии, собирал гимназистов у себя на дому. Имел сношения и получал деньги от члена партии социалистов-революционеров. В своих объяснениях, данных на допросах 12 декабря 1907 года, 5 февраля и 12 марта 1908 года Завалишин полностью отрицал все падающие на него улики.

    В графе «заключение местных властей о предполагаемой мере административного взыскания» записано следующее: в виду крайне вредной политической деятельности Клавдия Завалишина, выслать его из пределов Новгородской губернии под гласный надзор полиции в Архангельскую губернию сроком на три года, с воспрещением по отбытии им срока высылки вернуться в пределы Новгородской губернии.

    Интересно то, что мать Клавдия Завлишина не мешала сыну заниматься революционной деятельностью и, судя по донесению унтер-офицера Федора Ваганова начальнику Новгородского жандармского управления от 13-15 июня 1907 г. помогала сыну.

    «Ее (дворянки Марии Фдосеевны Завалишиной) сын Клавдий,…абсолютно неблагонадежный в политическом отношении. В настоящее время он выбыл из Новгорода, куда, пока неизвестно, А в настоящее время к Завалишиной на квартиру часто ходят лица неблагонадежные в политическом отношении. Подозревается, что у нее хранятся типографские принадлежности и бесцензурные брошюры».

    Минуло 20 лет. За плечами моего далекого прапрапрадеда было активное участие в революционном движении. Передо мной новый документ:

    «В Новгородскую Губернскую Комиссию по проведению первого десятилетнего юбилея Октябрьской Революции.

    Завалишина К.В., Новгород, РКИ, тел. 149,

     личный адрес Никитинская 34.

    Отзываюсь на Ваше предложение, Пишу о том, что было в Новгороде десять лет тому назад, когда волею трудящихся масс была установлена (зачеркнуто «объявлена») диктатура пролетариата, положено начало Советской власти – власти рабочих и крестьян….мне приходится исключиться из списка работников революции. Даже Больше того, нужно честно и открыто сказать, что в самый тяжелый и ответственный для успеха социалистического движения момент, я, как и вся партия Социалистов-Революционеров, к которой я тогда принадлежал, оказался среди тех, кто противодействовал этому успеху.»

    Какой замечательный документ! Жаль, что на уроке истории мы с ним не знакомились. Вот они, события 1917-18 гг. глазами  участника, противника большевиков, моего предка. Несколько раз прочитываю документ и обращаю внимание на резолюцию к нему: «Роль эсеровской организации после Октябрьской революции Завалишин несколько идеализирует и прихорашивает. …Фактическая сторона событий изложена неплохо и достаточно объективно. Подпись (неразборчиво)».

    Возвращаюсь к архивной справке из ГИАНО, читаю:

    «При просмотре документов из фонда Новгородского губернского исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Ф.Р – 822) списков служащих губернских, уездных и городских учреждений за 1919г., списков служащих губернских и уездных  учреждений на получение пайка за 1919 – 1929 гг. … сведения о Завалишине К.В. не выявлены (Фонд 117, опись 1, дело 740, лл. 22-22об)».

    Вспоминаю рассказ отца о том, что прадед внезапно бесследно исчез, поговаривали, что был арестован большевиками, но установить истину так и не удалось.

    Прадед моего отца детство провел в детском доме. Там ему дали новое имя и другую фамилию – Иванов. С тех пор представители четвертой ветви рода Завалишиных стали Ивановыми.

    В Великую Отечественную войну мой дед Юрий Сергеевич Иванов в 1941-42гг воевал под Москвой, затем в 1943г. его часть была переброшена на Волховский фронт под Ленинград. В январе 1944г. дедушка участвовал в освобождении г. Ленинград и там познакомился с моей бабушкой Верой Андреевной, пережившей долгие 900 дней блокады в городе на Неве.

    Бабушка гостила у родных в городе Ленинграде и не смогла вернуться домой в пос. Мамонтовка  Московской области. После окончания войны дедушка с бабушкой поселились на родине бабушки в Мамонтовке. Вскоре после рождения моего папы в 1960 г. дедушка умер.

    Мой папа Сергей Юрьевич Иванов закончил Московский государственный архитектурный институт, участвовал в разработке проекта «новой» территории Московского зоопарка, был одним из тех, кто проектировал и строил мемориальный архитектурный ансамбль на Поклонной горе и его центральную часть композиции – фигуру богини  Победы Ники. В настоящее время занимается проектированием  торговых центров «Пражский пассаж», «Арсенал» и др. К сожалению, моя мама Елена Алексеевна,

    умерла в 2000 году. Она работала инженером-проектировщиком гидросооружений в Мосводоканале. В детстве мама активно занималась спортом и даже завоевала первое место по прыжкам в длину на малых Олимпийских играх.

    Мне сейчас 15 лет, заканчиваю 9-й класс школы № 448 ВАО г.Москвы, мечтаю заняться журналистикой.

    Я рассказала Вам о своей семье начиная с XV века. Перед вами прошли разные люди: преподобный Адриан Ондрусовский, декабрист, социалист-революционер, солдат, архитектор. Их связывает одно – они  разные поколения одной семьи. Каждый из них прожил достойную жизнь в соответствии со своей совестью. Я горжусь своей семьей, согласитесь мне есть кем гордиться. Одновременно я чувствую груз ответственности, свалившийся на меня.

    Я не имею права подвести свою Семью, я Должна ей соответствовать.  

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Эссе на тему "Моя профессия - воспитатель"

    Эссе на тему: “Моя профессия – воспитатель».      Данное эссе я написала, когда представляла себя на конкурсе «Воспитатель года 2007» .      Когда меркнут дне...

    Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»

    Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...

    Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя» Утопия на тему: «РУСЬ… ДАЙ ОТВЕТ…»

    Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯСочинение - эссе на тему:« Россия – Роди...

    эссе на тему Преподавание химии в школе

    Вот уже 4 года я работаю учителем химии в МОУ СОШ №14 г.Тайшета Иркутской области, учитель  II  квалификационной категории. Это мои ученики и мои коллеги, без которых я не представля...

    Эссе на тему : «Что я хочу предпринять для повышения своего профессионального имиджа (профессионализма)».

    Что я хочу предпринять для повышения своего профессионального имиджа (профессионализма)?         В российском обществе данная тема приобрела особую актуальность...

    Эссе на тему: "Я и моя профессия"

    Небольшое сочинение о новых педагогических подходах в изучении химии....

    Эссе на тему "Моя педагогическая философия"

    «Очень много детей обездоленных и педагогически запущенных. Не гнушайтесь их. Подберите к ним (ключик), заинтересуйте их своим предметом, помогите им найти дело по душе, и вы увидите, какие способност...