История Профсоюзов.
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

 

Урок  по теме:

Тема: «Профсоюзы. История и современность»

Открытый урок в 9 классе

 

Цель урока: определить место и роль профсоюзов в структуре Российского и зарубежных обществ, показать значимость профсоюзного движения для развития гражданского общества и правового государства.

         Задачи урока: определить, что такое «профсоюз», показать принципы его построения и функционирования. Проанализировать историю возникновения профсоюзного движения на примере Англии, России и США.

Показать методы работы профсоюзов: от компромисса до забастовки.

Раскрыть роль профсоюзов в формировании гражданского общества и правового государства.

План урока:

Профсоюз. Содержание деятельности.

История создание профсоюзного движения.

Методы работы профсоюзов.

Профсоюзы  - главное звено в формировании гражданского общества.

Ход урока.

Ребята, наш урок сегодня посвящен профсоюзному движению.

 Вам было дано задание – самостоятельно изучить материал по данной теме, разбившись на группы: «Россия», «Англия», «США», проанализировать историю возникновения профсоюзного движения на примере Англии, США, России, показать методы работы профсоюзов данных стран, их приоритеты. В конце урока мы должны сделать выводы о значимости профсоюзного движения на современном этапе.

         Слова учителя:  Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанное производственными, профессиональными интересами и по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов.

Работа с Конституцией Российской Федерации, статья 30.

Вопрос (мозговой штурм)  Какие права затрагивает возможность  объединение граждан в профессиональные союзы.

         Право на объединение в профсоюзы – демократическое право граждан,  закрепленное в статье №30 Конституции РФ и Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Главная цель – обеспечение представительства социально-экономических и трудовых интересов и прав работника перед работодателем и органами власти.

         Согласно Российскому законодательству, каждый достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную деятельность, имеет право, без всякого предварительного заключения, создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них или выходить.

Выделить основные цели вступления  работающих граждан в профсоюзы.

         Главная цель объединения в профсоюзы – обеспечение представительства социально-экономических  и трудовых интересов и прав работников перед работодателем и органами власти.

         С появлением капитализма и, как следствие, классов-антагонистов (рабочих  и буржуазии), встала острая необходимость в создании профессиональных союзов для защиты социально-экономических и трудовых интересов

(схема на экране – профсоюзы, содержание их деятельности).

Вопрос. Ребята, что относится на ваш взгляд, к социально-экономическим и трудовым интересам? Каждая группа представляет свой довод.

Примерный ответ.

Ответ:  Экономический интерес  - это заработная плата и пенсионное обеспечение.

Социальный интерес – отсутствие безработицы, гарантия занятости. Социальное страхование, льготы, жилье, пособие по безработицы.

Трудовые интересы – условия труда (оплата, время, отпуск, безопасность), соц. Пакет, гарантии сохранения рабочего места, выполнение трудового законодательства.

Ребята, заранее вы были разделены на группы для создания мини – проектов о возникновении профсоюзного движения в Англии, США, России. Докладчики представляют презентацию, а их товарищи по команде, взяв роли работодателя, наемного работника, представителя СМИ  пытаются выяснить значение профсоюза в стране (на выбор) по плану.

Задачи на  интерактивной доске:

Экономика, обеспечивающая достойную жизнь.

Приличная заработная плата, эффективная занятость.

Развитие системы социального страхования, пенсионного обеспечения, социальных услуг.

Безопасное рабочее место.

Гарантия занятости.

Соблюдение трудовых прав, уважение интересов работника.

Ребята, как в данных странах решаются профсоюзами перечисленные задачи?

Пример ответа для России:

Прожиточный минимум -4900 рублей(130 руб. в день).

Мин. Размер оплаты труда в Москве 7500, в России – 2100 руб.

Низкие пенсии.

Невысокие пособия по безработицы (в среднем – 700 руб.).

Пособия –  от 1000 руб.

Пособия по инвалидности, в среднем, 6000руб.

Общая низкая оплата  труда, когда работающий человек не может обеспечить качественно свои потребности.

 

         В России часто нарушаются работодателями права наемных рабочих, в коммерческих структурах профессиональные союзы практически отсутствуют.  Профессиональные союзы, в большей части,  -  традиционные, что дает возможность работодателю  выбирать в руководство данной организации  «удобных» ему людей.

Функции и методы работы профсоюзов (схема).

У профсоюзов существуют две основные функции: защитная (профсоюз и предприниматели) и представительская (профсоюз – государство). Некоторые экономисты добавляют еще одну – экономическую – заботу о повышении эффективности производства.

Методы работы профсоюза: (схема).

Самым сильным орудием долгое время была забастовка.

Работа с Интернетом для команд

Вопрос: приведите примеры самых крупных забастовок Англия, Америка. Россия.

Хотелось бы отметить, что в последние время понимание защитной функции профсоюзов несколько изменилось. Если раньше боролись за повышение заработной платы, то сегодня главный приоритет – это  1.  не допущение увеличения безработицы. 2. Охрана труда и здоровья рабочих (Шведская Конфедерация профсоюзов с 1990 года внедряет стандарты орг. Техник для жесткой регламентации уровня электромагнитного излучения и шума. 3. Представительство профсоюзов не на уровне фирмы, а в государственных органах. 4. Занимаются лоббизмом (Америка. Политика протекционизма). 5. Поддерживают тесные связи с политическими партиями.

Группа «Россия», вам предлагается вопрос: какие два вида профсоюзов в России вам известны, в чем их отличие друг от друга и какие главные вопросы они решают (работа с Интернетом).

Ответ: Профсоюзы нового типа (альтернативные) и традиционные.

        

 

Главное отличие – негосударственный характер первых, независимость от руководителей предприятий. Самые крупные - Объединение профессиональных профсоюзов России1989, независимый профсоюз горняков, 1990, Сибирская Конфедерация труда, Российский профсоюз докеров и другие.

Альтернативные профсоюзы политизированы, главная их установка – конфронтация (недостатки).

Традиционные профсоюзы начали видоизменяться с 1990 года, недостаток их в том, что они соединяют и работников и руководство (неправильно).

Общая проблема – раздробленность, неспособность найти общий язык. Хотя профсоюзы российские объединяют большое количество работников, но влияние на экономическую жизнь остается довольно слабым.

Мозговой штурм: существует мнение, что профсоюз может оказывать некое негативное влияние на экономику. Согласитесь или опровергните данное предположение.

 Возможный ответ: негативное влияние профсоюзов на экономику:

Повышение зарплаты работника может привести к появлению безработицы.

Повышение заработной платы повышает стоимость товара, что может привести к смерти бизнеса.

Невозможность уволить работника – члена профсоюза, даже если он плохо работает.

 

Вопрос. Ребята, мы изучали темы по обществознанию о гражданском обществе и правовом государстве.

Учитель предлагает на доске составить кластер: «Профсоюз», «Правовое государство»,  «гражданское общество».  Возможно, ли объединить все  кластеры в один, показав,  какую роль играет профсоюз в данных гражданских и политических структурах.

 

В заключение нашего урока мы должны подвести итог  о значении профсоюзов.

Профсоюзы - важное звено в гражданском и правовом обществах.

Профсоюз – массовая организация трудящихся, имеющая отличную законодательную базу (Конституция РФ, Трудовой кодекс, Закон о правах и гарантиях профессиональных союзах).

Профсоюзы – посредник меду работодателем и рабочим.

Обладает развитой структурой, материальными и кадровыми ресурсами.

Профсоюз участвует в разрешении конфликтов, вплоть до суда.

Профсоюз помогает финансово, путем предоставления льгот.

Профсоюз воздействует на законодательную и исполнительную власть.

Вывод: (мозговой штурм). Необходим ли трудящемуся человеку профессиональный союз в с ХХI веке. Каким должен быть современный профсоюз. 

 

 

 

 

 

 

 

учитель истории и обществознания

28 марта 2012 года. История Древнего мира.5-й класс

 

Тип урока. Урок - экскурсия

Технологии, используемые на уроке: фрагменты метапредмета «проблема», интегративная технология - групповая, интерактивная - межпредметная, игровая, эвристическая (беседа с классом по вопросам)

Тема урока.

В афинских школах и гимнасиях.

Цели урока.

*Показать чему обучали в афинской школе

*Расширить знания учащихся о культуре Древней Греции. Учить детей сравнивать современное образование и древнегреческое.

*Воспитывать у учащихся стремление к познанию нового, умение ценить знания и применять их на практике.

Оборудование урока.

Карта «Древняя Греция», видеофрагмент «Экскурсия по Древней Греции», индивидуальные карточки, иллюстрации и картины, презентация «Чему учили в школах и гимнасиях Древней Греции»

                                   

Новые слова,  понятия, персоналии, даты

Гимнасия, педагог, невежда, стиль, флейта, домоводство, палестра, дискобол, скульпторы Поликлет, Мирон, учёные  Аристотель Антифонт, красноречие, картиады

Запомни эти даты!

1200 год до н.э.- Троянская война,  776г.до н.э - начало Олимпийских игр, 594г. до н.э -реформы Солона в Афинах, 490г.до н.э-Марафонская битва, 480г. до н.э.-Саламинская битва, III-ий век - объединение Индии в единое государство, 221г. до н.э.- объединение Китая в единое государство

 

Проблема урока.

*Чему обучали детей в древнегреческих школах и гимнасиях?

*Какой вклад в развитие культуры народов всего мира внесли древние греки?

 

План урока.

I. Станция № 1. «Знаешь ли ты ремёсла Древних Афин?» (повторение пройденного)

1.1.Работа по индивидуальным карточкам:

Первая карточка.

*Как ты понимаешь слова афинян:  «Если ты был в Афинах и не восторгался ими, - говорили они, то ты осёл!»

*Как выглядел город Керамик?

*Чем занимались жители Керамики?

Вторая карточка.

*Перескажи миф о рождении богини Афины

*Кто такие свободные мастера? И почему они работали лучше рабов?

Третья карточка.

*За что афиняне любили свой город?

*Почему славилось в Афинах гончарное производство?

*Устное сочинение-эссе «Путешествие в Афины»

1.2.Опрос домашнего задания устно.

-Рассказать о том, как выглядели в Афинах Керамик, Агора, Акрополь?

-Отношение афинян к собственному огороду?

-Храм Эрехтейон, кому он посвящён?

Выводы. Учитель и дети

Те, кто посещал Афины, получал особое удовольствие от Агоры и Акрополя. Афиняне гордились городом и считали его самым красивым.

II.Станция №2. «В гостях в афинской школе и гимнасии» (работа над новым материалом)

2.1. Эвристическая беседа с классом.

Учитель.

На прошлом уроке мы познакомились с прекрасными городами в Афинах, свободными  мастерами, картиадами - каменными фигурами юных девушек. Кто из вас обратил внимание на то, как жили женщины в Афинах?

Чем они занимались? Где учились поэзии, изобразительному искусству, музыке? Вот об этом мы сегодня и узнаем. Посмотрите, на какую проблему нам сегодня предстоит ответить?

Чему обучали детей в древнегреческих школах и гимнасиях?

Какой вклад в развитие культуры народов всего мира внесли древние греки?

В течение урока мы постоянно будем к ней обращаться и в конце урока постараемся ответить.

2.2. Объяснение учителя. Показ видеофрагмента 5мин.

-Что вы нового узнали об Афинах?

-Что увидел путешественник в школе?  В гимнасии?

-Можно ли сравнить обучение в Древней Греции и современное обучение?

2.3. Самостоятельная работа по группам. Интегративная технология - работа в группах. Прочитать стр.89-90.

Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына. Подготовить ученика с сообщением

-о чём беспокоится мать?

-почему она пришла к учителю?

-как обращались учителя с детьми?

-каждое тридцатое число, чем было для родителей,  и какой вывод вы можете сделать?

Лидер от групп защищает устно свой мини-проект на основе прочитанного

2.4.Продолжение объяснения нового материала учителем.

2.5. Воспитательный момент.  «Ученье - свет…»

2.6. Различные взгляды учёных на природу человека. (Аристотель, Антифонт, Протагор)

Чьи мысли вам кажутся верными и почему, приведите примеры.

III. Станция №3. «Покажи свои знания для афинских сверстников» (практическая работа по закреплению нового материала)

3.1.Показать сценку как учились дети богатых семей и бедных и почему. Постарайтесь в диалоге показать наглядно и выразительно.

3.2. Повторение исторических дат (на компьютере и в файлах)

3.3.Работа с учебником, стр.92. Ответить на один из вопросов (по выбору)

IV. Станция №4. «Проверь себя» (итоги  урока)

4.1. Ответ на проблему. Чему обучали детей в древнегреческих школах и гимнасиях? Какой вклад в развитие культуры народов всего мира внесли древние греки?

4.2. Творческое задание. Устно составить сочинение-эссе «Как обучают в современной школе».

 

Слайды №№1,2 на экране.  Дополнение к уроку.

Какой вклад в развитие культуры народов всего мира внесли древние греки?

 

***Греки усовершенствовали финикийский алфавит, придумали гласные звуки, от их алфавита произошли все алфавиты в мире.

Греки придумали Олимпийские игры и театр. В скульптуре изобразили красоту человеческого тела. Придумали систему воспитания и обучения молодых людей.

*** В афинской школе детей не баловали: купали в холодной воде, легко одеваться в холодное время года, но не приучали к работе, им внушали, что трудиться должен раб и с презрением смотрели на труд, зато развивали ум, красоту тела,  добивались понимания, что свободный гражданин должен быть храбрым воином и полководцем. Девочки в школе не обучались. Им необходимо было быть скромными,  ПОКОРНЫМИ ДОМОХОЗЯЙКАМИ И РЕЖЕ ПОКАЗЫВАТЬСЯ НА ЛЮДЯХ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.afinskaya_shkola.ppt889.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Российские профсоюзы. История и современность"

Урок для учащихся 9 класса. Возможно использование во время недели профсоюзных уроков....

Российские профсоюзы: история и современность.

Методическая разработка урока по обществознанию для 9,11 классовСсылка на презентацию https://docviewer.yandex.ru/?c=517a2df00595&url=ya-disk%3A%2F%2F%2Fdisk%2F%D0%97%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%...

Классный час "Российские профсоюзы.История и современность"

Презентация к классному часу для 9 класса....

Методическая разработка открытого профсоюзного урока для 9 класса «Российские профсоюзы. История и современность».

Данная методическая разработка имеет цель:Познакомить учащихся с правом граждан на объединение в профсоюзы. Научить грамотно пользоваться своими правами.Способствовать дальнейшей  социализа...

Методическая разработка урока по обществознанию в 9б классе по теме «Российские профсоюзы:история и современность»

Цель урока: познакомить учащихся с деятельностью профсоюзов как гражданского института российского общества.Задачи урокаобучающая: изучить история, функции и структуру профсоюзной организации РФ;разви...

Профсоюз. Протокол № 1 Отчетно-выборной конференции Городской организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации города Покачи

Избрать большинством голосов, председателем городской организации    профсоюза работников народного образования и науки РФ города Покачи Рамазанову М.М....

Конспект урока «Российские профсоюзы: история и современность»

Разработка профсоюзного урока "Российские профсоюзы: история и современность". Данный конспект урока может пригодиться и на уроке обществознания в 10-11 классе....