Афинская гимназия 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

 

учитель истории и обществознания

28 марта 2012 года. История Древнего мира.5-й класс

 

Тип урока. Урок - экскурсия

Технологии, используемые на уроке: фрагменты метапредмета «проблема», интегративная технология - групповая, интерактивная - межпредметная, игровая, эвристическая (беседа с классом по вопросам)

Тема урока.

В афинских школах и гимнасиях.

Цели урока.

*Показать чему обучали в афинской школе

*Расширить знания учащихся о культуре Древней Греции. Учить детей сравнивать современное образование и древнегреческое.

*Воспитывать у учащихся стремление к познанию нового, умение ценить знания и применять их на практике.

Оборудование урока.

Карта «Древняя Греция», видеофрагмент «Экскурсия по Древней Греции», индивидуальные карточки, иллюстрации и картины, презентация «Чему учили в школах и гимнасиях Древней Греции»

                                   

Новые слова,  понятия, персоналии, даты

Гимнасия, педагог, невежда, стиль, флейта, домоводство, палестра, дискобол, скульпторы Поликлет, Мирон, учёные  Аристотель Антифонт, красноречие, картиады

Запомни эти даты!

1200 год до н.э.- Троянская война,  776г.до н.э - начало Олимпийских игр, 594г. до н.э -реформы Солона в Афинах, 490г.до н.э-Марафонская битва, 480г. до н.э.-Саламинская битва, III-ий век - объединение Индии в единое государство, 221г. до н.э.- объединение Китая в единое государство

 

Проблема урока.

*Чему обучали детей в древнегреческих школах и гимнасиях?

*Какой вклад в развитие культуры народов всего мира внесли древние греки?

 

План урока.

I. Станция № 1. «Знаешь ли ты ремёсла Древних Афин?» (повторение пройденного)

1.1.Работа по индивидуальным карточкам:

Первая карточка.

*Как ты понимаешь слова афинян:  «Если ты был в Афинах и не восторгался ими, - говорили они, то ты осёл!»

*Как выглядел город Керамик?

*Чем занимались жители Керамики?

Вторая карточка.

*Перескажи миф о рождении богини Афины

*Кто такие свободные мастера? И почему они работали лучше рабов?

Третья карточка.

*За что афиняне любили свой город?

*Почему славилось в Афинах гончарное производство?

*Устное сочинение-эссе «Путешествие в Афины»

1.2.Опрос домашнего задания устно.

-Рассказать о том, как выглядели в Афинах Керамик, Агора, Акрополь?

-Отношение афинян к собственному огороду?

-Храм Эрехтейон, кому он посвящён?

Выводы. Учитель и дети

Те, кто посещал Афины, получал особое удовольствие от Агоры и Акрополя. Афиняне гордились городом и считали его самым красивым.

II.Станция №2. «В гостях в афинской школе и гимнасии» (работа над новым материалом)

2.1. Эвристическая беседа с классом.

Учитель.

На прошлом уроке мы познакомились с прекрасными городами в Афинах, свободными  мастерами, картиадами - каменными фигурами юных девушек. Кто из вас обратил внимание на то, как жили женщины в Афинах?

Чем они занимались? Где учились поэзии, изобразительному искусству, музыке? Вот об этом мы сегодня и узнаем. Посмотрите, на какую проблему нам сегодня предстоит ответить?

Чему обучали детей в древнегреческих школах и гимнасиях?

Какой вклад в развитие культуры народов всего мира внесли древние греки?

В течение урока мы постоянно будем к ней обращаться и в конце урока постараемся ответить.

2.2. Объяснение учителя. Показ видеофрагмента 5мин.

-Что вы нового узнали об Афинах?

-Что увидел путешественник в школе?  В гимнасии?

-Можно ли сравнить обучение в Древней Греции и современное обучение?

2.3. Самостоятельная работа по группам. Интегративная технология - работа в группах. Прочитать стр.89-90.

Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына. Подготовить ученика с сообщением

-о чём беспокоится мать?

-почему она пришла к учителю?

-как обращались учителя с детьми?

-каждое тридцатое число, чем было для родителей,  и какой вывод вы можете сделать?

Лидер от групп защищает устно свой мини-проект на основе прочитанного

2.4.Продолжение объяснения нового материала учителем.

2.5. Воспитательный момент.  «Ученье - свет…»

2.6. Различные взгляды учёных на природу человека. (Аристотель, Антифонт, Протагор)

Чьи мысли вам кажутся верными и почему, приведите примеры.

III. Станция №3. «Покажи свои знания для афинских сверстников» (практическая работа по закреплению нового материала)

3.1.Показать сценку как учились дети богатых семей и бедных и почему. Постарайтесь в диалоге показать наглядно и выразительно.

3.2. Повторение исторических дат (на компьютере и в файлах)

3.3.Работа с учебником, стр.92. Ответить на один из вопросов (по выбору)

IV. Станция №4. «Проверь себя» (итоги  урока)

4.1. Ответ на проблему. Чему обучали детей в древнегреческих школах и гимнасиях? Какой вклад в развитие культуры народов всего мира внесли древние греки?

4.2. Творческое задание. Устно составить сочинение-эссе «Как обучают в современной школе».

 

Слайды №№1,2 на экране.  Дополнение к уроку.

Какой вклад в развитие культуры народов всего мира внесли древние греки?

 

***Греки усовершенствовали финикийский алфавит, придумали гласные звуки, от их алфавита произошли все алфавиты в мире.

Греки придумали Олимпийские игры и театр. В скульптуре изобразили красоту человеческого тела. Придумали систему воспитания и обучения молодых людей.

*** В афинской школе детей не баловали: купали в холодной воде, легко одеваться в холодное время года, но не приучали к работе, им внушали, что трудиться должен раб и с презрением смотрели на труд, зато развивали ум, красоту тела,  добивались понимания, что свободный гражданин должен быть храбрым воином и полководцем. Девочки в школе не обучались. Им необходимо было быть скромными,  ПОКОРНЫМИ ДОМОХОЗЯЙКАМИ И РЕЖЕ ПОКАЗЫВАТЬСЯ НА ЛЮДЯХ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.afinskaya_shkola.ppt889.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока В афинских школах и гимнасиях

Слайд 2

Рафаэль «Афинская школа»

Слайд 3

План урока 1.В афинской школе. 2.Гимнастическая школа-палестра. 3.Гимнасии-школы для взрослых. 4.Научные знания в Древней Греции.

Слайд 4

Цели урока *Показать чему обучали в афинской школе *Расширить знания учащихся о культуре Древней Греции. Учить детей сравнивать современное образование и древнегреческое. *Воспитывать у учащихся стремление к познанию нового, умение ценить знания и применять их на практике.

Слайд 5

Оборудование урока. Карта «Древняя Греция», видеофрагмент «Экскурсия по Древней Греции», индивидуальные карточки, иллюстрации и картины, презентация «Чему учили в школах и гимнасиях Древней Греции»

Слайд 6

Новые слова и понятия Гимнасия, педагог, невежда, стиль, флейта, домоводство, палестра, дискобол, скульпторы Поликлет, Мирон, учёные Аристотель Антифонт, красноречие, картиады Запомни эти даты! 1200 год до н.э.- Троянская война, 776г.до н.э - начало Олимпийских игр,594г. до н.э -реформы Солона в Афинах, 490г.до н.э-Марафонская битва, 480г. до н.э.- Саламинская битва, III - ий век - объединение Индии в единое государство, до н.э..221г. до н.э.- объединение Китая в единое государство

Слайд 7

*Чему обучали детей в древнегреческих школах и гимнасиях? *Какой вклад в развитие культуры народов всего мира внесли древние греки? Проблема урока

Слайд 8

Дети богатых афинян имели персональных педагогов.Это были старые и ни на что другое не годные рыбы. В их обязанности входило сопровождение ребенка до школы, наблюдение за тем как его подопечный делал уроки.Рабы могли даже наказывать детей. В афинской школе

Слайд 9

При обучении грамоте учитель читал вслух текст написанный на папирусе. Ученики смотрели на текст и старались запомнить написанное. С другого конца стило имело вид лопаточки. И можно было легко стереть написанное. В афинской школе

Слайд 10

Наиболее важные тексты писались на пергаменте-специально обработанной телячьей коже, реже - на па-пирусе. Благодаря этому ученики могли приобщиться к мудрости знаменитых ученых и мудрецов . В афинской школе

Слайд 11

Греки считали, что человек должен быть гармонично развитым. В школах очень много времени уделяли музыке - учились играть на инструментах, пению и стихосложению. С 12 лет мальчики посещали палестру - спортивную школу. Здесь они занимались гимнастикой - борьбой бегом, прыжками, метанием копья и диска. В афинской школе

Слайд 12

Гимнастическая школа-палестра

Слайд 13

Взрослые афиняне, желающие продол-жить образование, посещали гимнасии Сначала в них занимались спортом, но затем здесь стали выступать знаменитые ученые и политики. Гимнасии - школы для взрослых

Слайд 14

В Древней Греции были заложены основы практически всех наук. 1-ой наукой была математика. В VI в.до н.э. Пифагор составил таблицу умножения. Евклид заложил основы современной геометрии провозгласив ее аксиомы. Древние учёные и знания

Слайд 15

Научные знания в Древней Греции Греки открыли правило золотого сечения, которое они применяли при строительстве храмов.

Слайд 16

Отцом современной медицины называют Гиппократа. Он первым стал рассматривать болезнь не как кару богов, а как естественное явления. В наши дни все врачи дают «Клятву Гиппократа. Научные знания в Древней Греции

Слайд 17

Отцом современной истории называют Геродота. Он написал «Историю», посвященную греко-персидским войнам. Научные знания в Древней Греции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин Игорь Юрьевич, учитель истории

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин  Игорь Юрьевич, учитель истории.  Цель урока: Расширить и дополнить представления школьнико...

Урок по истории в 5 классе "В афинских школах и гимназиях"

Тема  урока:" В афинских школах и гимназиях" Цели урока: познакомить учащихся с системой образо­вания в Афинах; Аргументировать клад древнегреческих уче­ных в копилку мировых на...

Сетевое взаимодействие гимназий (статья для сборника "Гимназия как открытое образовательное пространство", материалы Пятой научной практической конференции Ассоциации нижегородских гимназий, 30 сентября 2015 года).

В послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному собранию сформулирована образовательная инициатива «Наша новая школа». За этой инициативой выступает понимание образования как сис...

"В афинских школах и гимназиях"

Конспект урока по Истории Древнего Мира в 5 классе на тему "В афинских школах и гимназиях"...

В Афинских школах и гимназиях

архив содержит план-конспект урока по истории в 5 классе по требованиям ФГОС, а также презентацию к нему...

Открытый урок в 5 классе "В афинских школах и гимназиях"

На уроке ученики познакомятся с системой обучения в Древней Греции, проведут сравнение с современной школой....

Кроссворд по теме: «Афинская школа, гимансия. Афинский театр»

Кроссворд по теме: " Афинская школа, гимнасия. Афинский театр" подходит для проверки обучающихся 5 класса по 2-м темам истории Древнего Мира. Работа рассчитала на 13-15 минут....