Обобщающий урок по истории России
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

ЧЕРНЫШЕВА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА

Обобщающий урок по теме «СССР в годы «оттепели» и «застоя».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme_0.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме

«СССР в годы «оттепели» и «застоя».

                                                                                     

Цели:

  1. Сравнительная характеристика двух эпох правления в послевоенное время (1960-1980-е гг)

  1. Работа с историческими документами.

  1. Составление исторического видения эпохи, ее особенностей. Учащиеся  отрабатывают умения сравнивать, анализировать, делать выводы,  при   работе в группе слушать, доказывать свою точку зрения. Продолжаем развивать навыки публичных выступлений.
  2. Приобщение учащихся к истории Отечества, к осознанию роли отдельной личности в истории.

  1. Отработка навыков решения тестовых заданий.

Оборудование:

  1. Учебник.
  2. Документы.
  3. Тесты.
  4. Фотографии.
  5. Оценочный лист.

Предварительная подготовка к уроку:

- две группы (время правления Н. С. Хрущева, время правления Л. И. Брежнева);

- краткая характеристика исторических личностей;

- справка из толкового словаря по следующим понятиям: «оттепель», «застой»;

- составление таблиц по эпохам «Особенности развития СССР в годы правления (Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнева)» (экономика: индустрия, с/х; внешняя политика, политический аппарат, социальная сфера, духовная сфера);

- подготовка вопросов по группам для дискуссии.

Застой – всякая продолжительная или вредная остановка в движении чего-либо” (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля. Т.1, СПб, М, 1912г.).

Оттепель  — повышение температуры до положительных значений в устойчивый морозный период. О. возникает при распространении воздуха с положительной температурой из других, более тёплых районов или вызывается местным нагреванием воздуха солнечной энергией.

Хрущёвская оттепель; оттепель — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (конец 1950-х — начало 1960-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, большей свободой творческой деятельности.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.
  2. Постановка целей и задач урока. определение темы.

  1. Задание 1 : определите о каких исторических периодах будет идти разговор на уроке, назовите годы, правителей этих периодов.

Карточка 1.

……… (1894-1970) - советский государственный и партийный деятель, член КПСС с 1918 г. Участник гражданской и Великой Отечественной войн. С сентября 1953 г. - Первый секретарь ЦК КПСС, одновременно с 1958 по 1964 г.г. - председатель Совета Министров СССР. С деятельностью …… связано развенчание культа личности Сталина и период оттепели в СССР. В 1964 г. он был освобождён от всех постов и находился на пенсии.


Карточка 2.

……. (1906-1982) - с 1966 по 1982 г. - ген. сек. ЦК КПСС. Участник Великой Отечественной войны, где вёл политическую работу. С 1950 г. ….. — первый секретарь ЦК КП Молдавии. С июня 1957 - член Президиума ЦК КПСС. В мае 1960 г. …… избран председателем Президиума Верховного Совета СССР, находился на этом посту до июня 1964, одновременно с июня 1963 - секретарь ЦК КПСС.

На Октябрьском пленуме ЦК (1964) он был избран первым секретарём ЦК КПСС. В 1966 г. 23-й съезд КПСС восстановил должность Генерального секретаря ЦК КПСС, пленумом ЦК КПСС им был избран ….. (был номинальным правителем). Правление  называют эпохой «застоя».


Задание 2: Установите соответствие между фамилиями руководителей СССР и периодами пребывания их у власти.

Руководители

Периоды

А) Н. С. Хрущев

1) 1964-1982 гг.

Б) Л. И. Брежнев

2) 1982-1984 гг.

В) Ю. В. Андропов

3) 1985-1991 гг.

Г) М. С. Горбачев

4) 1953-1964 гг.

5) 1991-1996 гг.

Ключ: А4, Б1, В2, Г3.

(исходя из заданий, учащиеся должны определить тему урока, цели) – предлагается сделать это в группах.

  1.  Учащимся выдается таблица,  на основе которой они должны представить к концу урока сравнительную характеристику двух исторических периодов.

Правители

Экономическая сфера

Политическая сфера

Социальная сфера

Духовная сфера

Внутренняя

Внешняя

Город

Село

Хрущев Н. С.

Брежнев Л. И.


  1. Работа с основным материалом урока.

 

  1.  Работа с группами.

- По портретам дать характеристику людям.

- Представление каждого периода по направлениям в таблице 2.2. Сравнительная характеристика. Группам необходимо показать плюсы и минусы этих периодов (оценивается умение выделять главное, точность изложения информации и фактов).

  1. Вопросы для дискуссии:

- Что получили советские люди в период правления Н. С. Хрущева. Какие ожидания оправдались в послевоенный период?

- Что принесло разочарование?

- Период правления Л. И. Брежнева, почему ваши родители, бабушки, дедушки считают этот период наиболее благополучным для себя и до сегодняшнего дня сожалеют о его утрате?

- В какой из исторических периодов хотели бы жить вы? Обоснуйте свой выбор.

- проанализируйте понятия «оттепель» и «застой»,  определите, почему именно они характеризуют эти исторические периоды.

  1. Современники.

( представлены портреты, необходимо определить, кто это, в какой сфере представлен, что вы знаете об этом человеке).

Соотнесите биографические данные личностей и фотографии.

Личности

Фотографии

1. Серге́й Па́влович Королёв (30 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир — 14 января 1966, Москва) — советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР. Основатель практической космонавтики. Самая крупная фигура XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения вместе с немецким конструктором Вернером фон Брауном[источник не указан 109 дней]. С выведением на орбиту первого искусственного спутника Земли в 1957 году положил начало новой эпохе в истории человечества, космической эре.

Сергей Королёв — создатель советского стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности. Его конструкторские разработки в области ракетной техники имели исключительную ценность для развития советского ракетного вооружения, а вклад в организацию и развитие практической космонавтики имеет мировое значение. С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой.

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР. Член КПСС с 1953 года.

  1.     

2. Ю́рий Алексе́евич Гага́рин (9 марта 1934, деревня Клушино, Гжатский район, Западная область, РСФСР — 27 марта 1968, около города Киржач, Владимирская область, РСФСР) — лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, полковник, первый человек, совершивший полёт в космическое пространство.[1]

3. Валенти́на Влади́мировна Терешко́ва (6 марта 1937, деревня Большое Масленниково, Тутаевский район Ярославской области) — советский космонавт, первая женщина-космонавт Земли, Герой Советского Союза.

3.                              

4. И́горь Васи́льевич Курча́тов (30 декабря 1902 (12 января 1903), Симский Завод, Уфимская губерния — 7 февраля 1960, Москва) — советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Основатель и первый директор Института атомной энергии с 1943 г. по 1960 г., главный научный руководитель атомной проблемы в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. Академик АН СССР (1943).

4.                    

5. Капи́ца, Пётр Леони́дович (26 июня (9 июля) 1894, Кронштадт — 8 апреля 1984, Москва), физик, академик (1939), член Президиума АН СССР (с 1957), дважды Герой Социалистического Труда (1945, 1974). Лауреат Нобелевской премии по физике (1978) за фундаментальные открытия и изобретения в области физики низких температур. Дважды лауреат Сталинской премии (1941, 1943). Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова (1959). Один из основателей Московского Физико-технического Института.

5.             

6. Андре́й Дми́триевич Са́харов (21 мая 1921, Москва — 14 декабря 1989, Москва) — советский физик, академик АН СССР и политический деятель, диссидент и правозащитник, один из создателей советской водородной бомбы. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год.

6.                

7. Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын (11 декабря 1918, Кисловодск, РСФСР — 3 августа 2008, Москва, Российская Федерация) — русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е — 1980-е годы) активно выступавший против политического строя СССР и политики его властей.

Помимо художественных литературных произведений, затрагивающих, как правило, острые общественно-политические вопросы, также получил широкую известность своими историко-публицистическими произведениями по истории России XIX—XX веков.

7.               

8. Васи́лий Мака́рович Шукши́н (25 июля 1929, село Сростки Бийского района Алтайского края — 2 октября 1974, станица Клетская Волгоградской области) — русский советский писатель, кинорежиссёр, актёр. Член КПСС с 1955 года.

8.           

9. Бори́с Леони́дович Пастерна́к (приблизительно до 1920 года — Бори́с Исаа́кович Пастерна́к[1][2]; 29 января (10 февраля) 1890, Москва, Российская империя — 30 мая 1960, Переделкино, Московская область, СССР) — русский поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958).

9.                            

10.  Гео́ргий Никола́евич Дане́лия (груз. გიორგი დანელია, родился 25 августа 1930, Тбилиси) — выдающийся советский, грузинский, российский кинорежиссёр и сценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1965), народный артист СССР (1989), лауреат Государственной премии России (1996[1]), лауреат премии «Золотой Овен» (1994).

10.                            

11. Григо́рий Нау́мович Чухра́й (23 мая 1921, Мелитополь — 29 октября 2001, Москва) — советский кинорежиссёр, сценарист, народный артист РСФСР (1969)[1], народный артист СССР (1981).[2]

11.                            

12. Лев Ива́нович Я́шин (22 октября 1929, Сокольники, Москва — 20 марта 1990, Москва) — прославленный советский футболист, вратарь, олимпийский чемпион 1956 года и чемпион Европы 1960 года, 5-кратный чемпион СССР, заслуженный мастер спорта СССР (1957). Лучший вратарь XX века по версии МФФИИС. [1] Полковник ВС СССР.


12.                            

13. Михаил Моисеевич Ботвинник (4 (17) августа 1911, Куоккала, Выборгская губерния, Великое княжество Финляндское — 5 мая 1995, Москва) — 6-й в истории шахмат и 1-й советский чемпион мира (1948—1957, 1958—1960, 1961—1963). Гроссмейстер СССР (1935), международный гроссмейстер (1950) и арбитр по шахматной композиции (1956); заслуженный мастер спорта СССР (1945), 6-кратный чемпион СССР (1931—1952). Председатель Всесоюзной шахматной секции (1938—1939) и правления общества «СССР — Нидерланды» (с 1960). Заслуженный работник культуры РСФСР (1971), заслуженный деятель науки и техники России (1991). Доктор технических наук, профессор.

13.                          

14. Га́рри Ки́мович Каспа́ров (при рождении Вайнште́йн; 13 апреля 1963, Баку) — советский и российский шахматист, писатель и политик. Международный гроссмейстер (1980), заслуженный мастер спорта СССР (1985), чемпион мира среди юношей (1980), чемпион СССР (1981, 1988), 13-й в истории шахмат чемпион мира (1985—2000), чемпион России (2004), обладатель приза лучшего шахматиста года «Шахматный Оскар» в 1982—1983, 1985—1988, 1995—1996, 1999, 2001—2002. Лауреат награды «Хранитель пламени» (1991). С 1985 года Каспаров непрерывно возглавлял рейтинг-лист ФИДЕ: на 1 января 2006 года он занимал первое место с коэффициентом Эло 2812, но, согласно правилам ФИДЕ, был исключён из рейтинг-листа на 1 апреля 2006 года, поскольку не участвовал в турнирах в течение предшествующих 12 месяцев [1].

В советские годы член КПСС, член ЦК ВЛКСМ (1984). После 1991 года — общественный деятель, председатель ОГФ. Один из сопредседателей Всероссийского гражданского конгресса. Депутат Национальной Ассамблеи Российской Федерации.

14.             

15. Ири́на Константи́новна Роднина́ (12 сентября 1949, Москва) — выдающаяся советская фигуристка, трёхкратная олимпийская чемпионка, десятикратная чемпионка мира, российский общественный деятель.

15.                  

16. Владисла́в Алекса́ндрович Третья́к (25 апреля 1952, с. Орудьево Дмитровский район, Московская область) — выдающийся[1][2] советский хоккеист, вратарь.

В период с 1969 по 1984 годы защищал ворота ЦСКА и сборной Советского Союза. В матчах чемпионата СССР сыграл 482 матча, на чемпионатах мира и Олимпийских Играх 117 игр. В турнирах Кубка Канады — 11 матчей.

С декабря 2003 года — депутат Государственной думы РФ четвертого созыва. С 2006 года — президент Федерации хоккея России. Полковник ВС РФ запаса.


16.                  

КЛЮЧ:

1-15

2-5

3-10

4-16

5-1

6-4

7-9

8-13

9-11

10-2

11-3

12-8

13-6

14-7

15-12

16-14

(По итогам взаимопроверка, соотнести правильные ответы с ответами, предложенными на доске).

4. Закрепление и контроль знаний.

Тест.

  1. Какое из перечисленных событий произошло в СССР раньше всех других?
  1. принятие партийного постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград»
  2. кампания травли писателя Б. Л. Пастернака
  3. отставка Н. С. Хрущева со всех руководящих постов
  4. возникновение движения диссидентов

  1. Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.?
  1. проведение экономических реформ в промышленности СССР
  2. проведение пилотируемых полетов в космос
  3. ввод советских войск в другие страны
  4. первые испытания в СССР атомной и водородной бомбы

  1. С какими событиями связаны даты – 1953 г., 1956 г., 1968 г.?
  1. проведение запусков космических кораблей
  2. заключение договоров между СССР и странами Запада
  3. созданием международных организаций с участием СССР
  4. участием советских войск в подавлении выступлений в других странах

  1. Какой ряд дат связан с успехами СССР в освоении космоса?
  1. 1945 г., 1953 г., 1964 г.
  2. 1965 г., 1977 г., 1982 г.
  3. 1969 г., 1979 г., 1989 г.
  4. 1957 г., 1961 г.. 1975 г.

  1. В каком году была принята Конституция, в которой утверждалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество?
  1. 1936 г.
  2. 1964 г.
  3. 1977 г.
  4. 1993 г.

  1. Экономическая реформа под руководством А. Н. Косыгина проводилась в СССР в
  1. 1949-1953 гг.
  2. 1956-1960 гг.
  3. 1965-1970 гг.
  4. 1985-1991 гг.

  1. Кто был руководителем группы ученых, создавших атомное оружие в СССР?
  1. П. Л. Капица
  2. С. П. Королев
  3. Н. Н. Семенов
  4. И. В. Курчатов

  1. На ХХ съезде КПСС был(а)
  1. подвергнут критике культ личности И. В. Сталина
  2. принята новая программа партии
  3. одобрен курс на перестройку
  4. отстранен от должности Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев

  1. Программа освоения в СССР целинных и залежных земель была принята по инициативе
  1. Н. С. Хрущева
  2. Л. И. Брежнева
  3. Ю. В. Андропова
  4. М. С. Горбачева

  1. Какое из названных понятий стало распространенным в СССР в период «оттепели»?
  1. многопартийность
  2. реабилитация
  3. акционирование
  4. репарации

  1. Что было одним из проявлений «оттепели» в духовно-культурной жизни СССР?
  1. прекращение идеологического давления на деятелей культуры
  2. отмена государственной цензуры
  3. возможность развития всех направлений искусства
  4. публикация произведений о заключенных ГУЛАГа

  1.  Какие из названных мер относились к социальной политике Н. С. Хрущева?

А) повышение зарплаты рабочим

Б) увеличение продолжительности рабочей недели

В) выдача паспортов колхозникам

Г) увеличение пенсионного возраста

Д) установление государственной пенсии колхозникам

Е) проведение антиалкогольной  кампании

Выберите верный ответ:

  1. АБЕ
  2. АВД
  3. БВГ
  4. ГДЕ

  1. Какие права получили промышленные предприятия в ходе проведения экономической реформы А. Н. Косыгина во второй половине 1960-х гг?

А) планировать темпы роста производительности труда

Б) самостоятельно продавать продукцию за рубеж

В) устанавливать размеры заработной платы

Г) отказываться от централизованного планирования

Д) относительно свободно распоряжаться  прибылью

Е) сдавать в аренду производственные помещения

Выберите верный ответ:

  1. АВД
  2. БВГ
  3. БГЕ
  4. ГДЕ

  1. Прочтите отрывок из статьи и напишите фамилию руководителя СССР, при котором происходили описанные в отрывке события, явления.

«Ряд реформ был проведен достаточно твердо, до конца доведен и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды…

Пенсионная реформа. До нее пенсии были настолько мизерны, что носили символический характер. Реформа пенсий распространилась на десятки миллионов человек и сделала для них возможным сносное,  хотя и скромное существование.

Жилищная реформа.  Массовое жилищное строительство… сделало, по крайне мере, для вступающих в кооперативы доступным получение квартиры, да и цены на кооперативы были тогда вполне умеренными»

____________________________________________

  1. Прочтите отрывок из заявления ТАСС и напишите фамилию руководителя СССР, при котором было сделано данное заявление.

«Дальнейшее обострение обстановки в Чехословакии затрагивает жизненные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безопасности государств социалистического содружества.

   Братские страны твердо и решительно противопоставляют любой угрозе свою нерушимую солидарность. Никогда и никому не будет позволено вырвать ни одного звена из содружества социалистических стран».

_____________________________________________

КЛЮЧ: 1-1, 2-4, 3-4, 4-4, 5-3, 6-3, 7-4, 8-1, 9-1, 10-2, 11-4, 12-2, 13-1, 14-Хрущев, 15-Брежнев.

5.  Итог урока.

6. Мотивирование оценок.

7. Д/з: 1) сообщение о деятелях культуры 60-80-х годов 20 века (по выбору)

             2) решение теста по периоду.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ.

_________________________________________________________________________

Вид деятельности на уроке

Оценка

1. Установите соответствие между фамилиями руководителей СССР и периодами пребывания их у власти

2. Соотнесите биографические данные личностей и фотографии.

3. Тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок по истории России 20века

Урок проводится после завершения курса "История России " в 9классе с целью обобщения и систематизации знаний учащихся....

Повторительно-обобщающий урок по истории России 20века

Урок проводится после завершения курса "История России " в 9классе с целью обобщения и систематизации знаний учащихся....

Обобщающий урок по истории России

Обобщающий урок по теме «СССР в годы «оттепели» и «застоя»....

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 9 классе "Россия в конце 20- начале 21вв"

Подробная разработка урока, проводимого в форме групповой работы на основе учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной.Содержит подробные задания для работы в группах, вопросы для рефлексии учащихся....

обобщающий урок по истории России 6 класс

Обобщающий урок по истории России 6 класс на тему: "Нашествие иноземных захватчиков на Русь XIII веке"...

Нетрадиционный повторительно-обобщающий урок по истории России в форме интеллектуально-познавательной игры с опережающим творческим заданием «Живые страницы истории».

Необычная игровая форма преподнесения сложного и неоднозначного учебного материала по истории России начала ХХ века способствует приобретению учащимися 9 – 11 классов опыта ведения диалога и дискуссии...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по истории России 6 класс

Предлагаю вариант повторительно-обобщающего урока по главе "Древняя Русь" в 6 классе в форме конкурса-игры. Эта форма использована неоднократно, с большим интересом дети готовятся и участвуют в игре. ...