Диагностика словаря исторических терминов и понятий на уроках истории в 7-м классе в коррекционной школе VIII вида.
статья (история, 7 класс) по теме

Недостатки речи сопутствующие основному дефекту у детей с нарушением интеллекта привлекли к себе внимание многих исследователей и расценивались как один из основных критериев аномалии умственного развития.       Нарушения познавательной  деятельности накладывают отпечаток  на формирование активного и пассивного словаря.  У этих детей наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительны, чем у учащихся в норме, преобладание  пассивного словаря  над активным. Активный словарь детей с нарушением интеллекта  в два раза меньше пассивного.Цель статьи заключается в  определении основных путей и содержания коррекционно-педагогической работы, способствующих формированию и обогащению активного  словаря исторических терминов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_slovarya_istorich_terminov.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     

   Диагностика словаря исторических терминов и понятий на уроках истории в 7-м классе в коррекционной школе VIII вида.

Войнова Антонина Юрьевна,

                                                                      учитель  истории МОУ специальной            

                                                                     (коррекционной) школы-интернат № 8

                                                                         г. Саяногорска.

            Школьный период – это период,  когда происходит развитие ребенка в целом. Получают развитие все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет познавательное развитие, развитие речи, обогащение и увеличение как пассивного, так и активного словаря. Особенно этот период важен для развития детей с нарушением интеллекта.

           Недостатки речи сопутствующие основному дефекту у детей с нарушением интеллекта привлекли к себе внимание многих исследователей и расценивались как один из основных критериев аномалии умственного развития.          Нарушения познавательной  деятельности накладывают отпечаток  на формирование активного и пассивного словаря.  У этих детей наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительны, чем у учащихся в норме, преобладание  пассивного словаря  над активным. Активный словарь детей с нарушением интеллекта  в два раза меньше пассивного.

Цель статьи заключается в  определении основных путей и содержания коррекционно-педагогической работы, способствующих формированию и обогащению активного  словаря исторических терминов.

           История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально- трудовая и правовая адаптация ученика в общество.      

           Бедность словарного запаса у учащихся и трудности усвоения ими исторических терминов требуют тщательной работы на уроке.

           Активный и пассивный исторический словарь учащихся формируется за счет многократного, вариативного повторения новых терминов. Активный словарь исторических понятий формируется в различных видах деятельности. Знакомство с историческими понятиями происходит через сообщение термина, определение понятия, упражнения в использовании, оперирование новым понятием.

         Основными приемами работы с понятиями могут служить сравнение понятий по существенным признакам, различные средства наглядности, позволяющие создать целостную картину об изучаемом понятии, уточнение и закрепление термина.

        Нарушения последовательности логического высказывания учащихся приводят к тому, что они не могут воспринимать исторический материал в большом объеме.

         Наиболее доступны следующие пути формирования  у  учащихся исторических понятий: перечисление фактов, событий, характеризующих понятие; простое описание изучаемого события, явления; сжатое объяснение в ходе устного рассказа или комментированного чтения учебника, конкретный пример, описывающий понятие.                                                                                                           

        В своей работе для определения уровня сформированности активного словаря исторических терминов у учащихся я использовала диагностические методики Т.А. Власовой, И.Т. Власенко, Л.И. Дмитриевой, Г.В. Чиркиной, которые были переработаны и составлены с учетом программного материала истории в 7-м  классе.

         В работе с учащимися использовала следующие методы:

  1. наблюдение;
  2. опрос;
  3. беседа с учащимися;
  4. проведение коррекционной работы по теме.

          Изучение словаря исторических терминов выявлялось  путем наблюдения за детьми в процессе уроков, а также при выполнении индивидуальных заданий во время беседы на уроке и  во внеурочное время.

        Для выявления уровня словарного запаса проводила  работу по трем методикам и специально разработанному анкетированию.

Методика 1. "Объяснение значений слов". (адаптивнная)  по методике  Т.А.Власовой.

Цель: выявление уровня знания лексического значения слова.

Инструкция :  «Ответь, что это обозначает?»

   -Столица это – …  главный город страны;  

    -Президент это-…глава нашего государства.  

   -Россияне это -…жители России;

   -Граница это-…  линия, которая отделяет территорию нашей страны от             территории других стран…..;   и т. д.  

         

 Методика № 2. "Назови, одним словом".    (адаптивная) по Т.И.Власенко.    

Цель: Определение обобщенных понятий.

Инструкция:  « Скажи, как можно назвать одним словом.»

- Наука о прошлом человечества? (история)

- Люди, от которых мы произошли? (предки)

-Страна, где ты родился? (Родина)

-Помещение, где хранятся вещественные памятники истории? (музей) и т. д.

          Методика № 3.  « Твои ассоциации к слову»   (адаптивная) по В.В.Чиркиной.                

                 Цель:  определение уровня понимания учащимися лексических значений                                                      исторического словаря.

                    Инструкция:  «Подбери слово, которое ассоциируется со словом

                               - Ратник  -  … воин;

                               - Дружина -  … княжеское войско;

                               - Оборона - … защита;

                               - Секира - … боевой топор;

                               - Копье - … метательное оружие, с металлическим  наконечником; и т. д.

 Так же в своей работе я использовала метод анкетирования.

 Анкета включает в себя 8 понятий и определений к ним.  

К каждому вопросу было предложено три ответа, один из которых был правильным.

 Детям необходимо было выбрать правильный ответ.

 Цель анкетирования: определить уровень сформированности активного словаря исторических терминов.

 Анкета  «Найди правильный ответ и подчеркни его»

1.Люди,  которые  изучают  прошлое  человечества  по раскопкам.

Археологии

историки

предки

2.Объединение людей, которые всем пользовались сообща.

) с

семья

община

племя

3. Самый старый, мудрый и уважаемый член общины.

князь

президент

старейши-на

4. Место, где жили славяне

деревня

поселение

город

5. Изгородь из заостренных бревен ( колов) вокруг славянского поселения.

частокол

забор

плетень

6. Жилище славян

 амбар

хлев

изба

7. Основной вид занятий восточных славян.

бортничество

скотоводст-во

земледе-

лие

8. Приспособление для рыхления земли.

борона

соха

серп

В целом, речь у учащихся с нарушением интеллекта характеризуется невыразительностью высказывания, запас слов этих учащихся очень беден. На вопросы учащиеся отвечают односложно или кивком головы. Словесные инструкции воспринимают фрагментарно после неоднократного повторения. Сами говорят мало, неохотно, их речь крайне примитивна.

А также из наблюдений на уроках можно сказать, что все отмеченное выше сочетается с неустойчивостью внимания, слабой памятью, низкой работоспособностью. Поэтому работа по формированию активного словаря исторических терминов детей с нарушением интеллекта должна строиться с учетом всех этих особенностей.

Систематическая работа над историческими терминами и понятиями способствует прочному их усвоению. Проведенный анализ подтверждает, что применяемые методики  дают хорошие результаты.                                                                     

Литература.

  1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение во вспомогательной школе.  Школа пресс. 1994.
  2. Дмитриева  Л.И. Комплексная психолого-педагогическая технология формирования словаря у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. Красноярск: РИО КГПУ, 2002.
  3. Пузанов Б.П. и др. Уроки истории спец. (корр.) шк.VIII в. М.:Гумм. Изд. Центр Владос, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Германия (Федеративная Республика Германия)»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

Тесты и задания для проверки знаний по истории Отечества учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Тесты и задания для проверки знаний по истории Отечества учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Разработаны для  учебника "История России" для 7 кл. специальных (коррекцио...

Тесты и задания для проверки знаний по истории Отечества учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Тесты и задания для проверки знаний по истории Отечества учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Разработаны для  учебника "История России" для 7 кл. специальных (коррекцио...

Тематическое планирование по истории Отечества для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида для учащихся с ОВЗ.

Данное тематическое планирование рассчитано на 34 часа в год (1 час в неделю). В планировании на каждый урок представлены разделы: № урока, тема урока, цель, основные термины и понятия, наглядные посо...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПУТЕМ  ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ"

    Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для...

Тематическое планирование по истории Отечества для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Данное тематическое планирование рассчитано на 34 часа в год (1 час в неделю). В планировании на каждый урок представлены разделы: тема урока, цель, основные термины и понятия, наглядные пособия и обо...