"А помнишь, как бывало..."
классный час по истории (5 класс) по теме

Методический материал к часу общения в 5 классе. Узнав о конференции, посвященной 1150-летию государственности, захотелось в её рамках немного рассказать ребятам о прошлом нашего государства и их бабушек и дедушек. Наши дети сегодня очень мало знают о советском прошлом нашей родины. А ведь было в нем немало хорошего, полезного, незаслуженно подзабытого сегодня.Я думаю, что моим пятиклашкам классный час о пионерах лишним не стал. Я попыталась немного, без политики и оценок, поведать им о том, как это было. В разработке содержится краткий рассказ о некотрых моментах пионерской жизни, прилагается презентация как набор иллюстраций и два приложения - устав и законы пионеров, символика и атрибутика. Я намеренно не ввела этот материал в сценарий, т.к. его стоит использовать только в том случае, если ребятам эти вопросы станут интересны. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Пионерская клятва

«Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза».

Примечание. До 1986 г. было: «…горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».

Обещание 1922 года

Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться .

Обещание 1923 года

Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что

1) Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира.

2) Буду честно и неуклонно выполнять законы и обычаи юных пионеров.

Обещание 1924 года

Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича, законы и обычаи юных пионеров.

Обещание 1928 года

Я, юный пионер СССР, перед лицом товарищей торжественно обещаю, что: 1) Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение трудящихся всего мира.2) Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича — Законы ЮП.

Законы пионеров

 

Пионер — юный строитель коммунизма — трудится и учится для блага Родины, готовится стать её защитником.

Пионер — активный борец за мир, друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Пионер равняется на коммунистов, готовится стать комсомольцем, ведет за собой октябрят.

Пионер дорожит честью своей организации, своими делами и поступками укрепляет её авторитет.

Пионер — надёжный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести и чести.

Пионер имеет право: избирать и быть избранным в органы пионерского самоуправления; обсуждать на пионерских сборах, слетах, сборах советов отрядов и дружин, в печати работу пионерской организации, критиковать недостатки, вносить предложения в любой совет пионерской организации, вплоть до Центрального Совета ВПО имени В. И. Ленина; просить рекомендацию совета дружины для вступления в ряды ВЛКСМ.

Законы пионеров

Предпоследняя редакция (1967 год)

Пионер предан Родине, партии, коммунизму.

Пионер готовится стать комсомольцем.

Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.

Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.

Пионер настойчив в учении, труде и спорте.

Пионер — честный и верный товарищ, всегда смело стоит- за правду.

Пионер — товарищ и вожак октябрят.

Пионер — друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Тексты предыдущих редакций

1922 год

1. Юный пионер верен рабочему классу;

2. Честен, скромен, правдив и не ленив;

3. Друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу;

4. Исполнителен;

5. Трудолюбив, весел и никогда не падает духом;

6. Бережлив и уважает общеполезный труд[



Предварительный просмотр:

«А помнишь, как бывало…..»

Час общения, посвященный знакомству с пионерским движением.

Цели и задачи:

  1. познакомить ребят с пионерским движением, его положительными сторонами
  2.  рассказать о том, как жили сверстники в СССР
  3. сравнить жизнь ребят прошлого века и современных
  4. формировать патриотические чувства у учащихся
  5. повышать и укреплять интерес к истории России
  6. воспитывать уважение к прошлому своего народа
  7. повышать уровень интеллектуального и духовного развития учащихся
  8. развивать познавательную активность и речевые навыки учащихся

Оборудование: 

  1. мультимедиакомплекс
  2. презентация «А помнишь, как бывало…»
  3. видеофрагмент «Пионеры-герои»

Подготовительный этап:

  1. создать сценарий и презентацию
  2. подготовить с учащимися небольшие выступления
  3. предупредить родителей о теме предстоящего часа общения, чтобы после него они смогли ответить на вопросы своих детей без политических или негативных оценок

Ход мероприятия

Слайд № 1. (титульный)

Ученица:

Я теперь вспоминаю как песню

Пионерии первый отряд.

Вижу снова рабочую Пресню

И знакомые лица ребят.

Красный галстук из скромного ситца,

Первый сбор, первый клич «Будь готов!».

В синем небе я вижу зарницы.

Золотых пионерских костров.

Учитель: Ребята, только что мы услышали строки из стихотворения о пионерах Советского Союза. Именно в этой стране родились ваши папы и мамы, жили ваши дедушки и бабушки. Так же как и вы, они ходили в школу, дружили, познавали мир, старались наполнить свое свободное время интересными делами. И все они были пионерами, членами Всесоюзной пионерской организации. Ваши близкие люди находятся рядом с вами ежедневно, а много ли вы знаете о их детстве?

                Сегодня я хочу предложить вам совершить небольшое путешествие в прошлое и познакомиться с вашими сверстниками-пионерами. Мои помощники подготовили небольшие рассказы о пионерах, их делах, правилах поведения.

Ученик: Шел 1922 год…После революции 1917 года и Гражданской войны в России оказалось огромное количество беспризорных детей. Они жили в подворотнях, подвалах, крали, участвовали в грабежах, даже занимались разбоем. Скажите, пожалуйста, разве так должны жить дети, ваши сверстники? Совершенно верно, нет. Детей нужно было спасать. И вот в городах больших и малых городах России стали стихийно возникать пионерские отряды. Они помогали милиции разыскивать бездомных детей, оказывали посильную помощь нуждающимся. Их целью были взаимопомощь, организация повседневной жизни, интересного досуга.

Ученик: Официальным днем рождения пионерии считается 19 мая 1922 года. Общественный деятель Надежда Константиновна Крупская и известный скульптор Иннокентий Николаевич Жуков предложили создать организованную детскую организацию. Её назвали пионерской: пионер значит первый. Члены организации должны были стать образцом во всех делах для своих сверстников.

Учитель: Пионеры заметно отличались от окружающих и своей организацией, и внешним видом. Каждый пионер носил форму: светлый верх, темный низ и обязательный красный галстук. При вступлении в пионеры ребята давали специальную клятву. (Слайд №2)

            5-10 ребят составляли пионерское звено во главе с звеньевым. Из 30-40 человек складывался пионерский отряд. В отряде был свой председатель совета отряда, флаговой, горнист и барабанщик. Несколько отрядов – 300-400 человек – объединялись в дружину. Направляли  и помогали ребятам старшие – вожатые.

              Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. (Слайд №3)  

            В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие атрибуты и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате, как правило, оформлялась ритуальная стойка с пионерскими атрибутами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах пионерами выпускались и вывешивались рукописного оформления дружинные и отрядные стенгазеты. (Слайд №4)

Ученик: Жизнь пионеров оказалась очень интересной. В двадцатые все было впервые: первый пионерский лагерь, первый слет авиамоделистов, первые номера журналов "Барабан" и "Пионер», газеты "Пионерская правда", первые брезентовые палатки в "Артеке", первая делегация зарубежных пионеров… (Слайд №5)

           Юные пионеры помогали старшим бороться за новую жизнь: обучали неграмотных, передавали колхозам тракторы, купленные на заработанные средства. Вместе со всеми взрослыми как равных приветствовала страна первых пионеров - орденоносцев, награжденных за доблестный труд. Среди тех, кому вручен был орден Ленина, - таджикская пионерка Мамлакат Нахангова, тонны "белого золота" - хлопка собрала Мамлакат.

Учитель: (Слайд №6) Годы сороковые… В эти годы наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки были пионерами. Они хорошо помнят события тех лет.

Помнят имена смелых пионеров Героев Советского Союза: Лени Голикова, Марата Казея, Вали Котика, нашей землячки Зины Портновой.

Ученик: (Слайд №7) Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области.

             По заданию партизанского отряда Зина устроилась работать в немецкую столовую посудомойкой. Ей было поручено подсыпать яд в еду. Это было очень сложно, так как немецкий повар не доверял ей. Но однажды он на время отлучился, и Зина смогла выполнить задуманное. К вечеру многим офицерам стало плохо. Естественно, первое подозрение пало на русскую девочку. Зину вызвали на допрос, но она всё отрицала. Тогда Зину заставили попробовать еду. Зина прекрасно знала, что суп отравлен, но не один мускул не дрогнул на её лице. Спокойно взяла она ложку и стала есть. Зину отпустили. К вечеру она убежала к бабушке, откуда была срочно переправлена в отряд, где ей оказали необходимую помощь.

         …Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее…

           Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Учитель: Подвиг ваших сверстников встал рядом с подвигом воинов Великой Отечественной войны, защитников блокадного Ленинграда. Память все это сохранит. Сохранит на века.  Я хочу предложить вам посмотреть небольшой видеофрагмент о юных патриотах своей страны. Думаю, что не все сегодня смогли повторить их подвиг.

Просмотр видео о пионерах-героях.

Учитель: Наступил 1945 год. Закончилась война. Школьники вернулись за парты, их жизнь наполнилась новыми увлекательными делами. Чем же занимались пионеры в послевоенные годы? Дел было множество. Перед ребятами распахнули свои двери новые школы, Дворцы пионеров, пионерские лагеря.

           Вот чем они занимались(Слайд № 8):

  1. Сбор макулатуры
  2. Сбор металлолома
  3. Смотр строя и песни
  4. Военно-спортивная «Зарница»
  5. Всесоюзные соревнования дворовых команд по футболу «Кожаный мяч»
  6. Всесоюзные соревнования дворовых команд по хоккею с шайбой «Золотая шайба»
  7. Командная игра с мячом Пионербол (упрощенный вариант волейбола)
  8. Командная игра с мячом «Снайпер» (сходна с игрой «Вышибалы»)
  9. Юные помощники инспекторов дорожного движения (движение «ЮИД»)
  10. Юношеские добровольные пожарные дружины (движение «ЮДПД»)
  11. «Голубой патруль» (охрана водных ресурсов) и «Зеленый патруль» (охрана лесов)
  12. Юные натуралисты
  13. Занятия в спортивных кружках и секциях
  14. Тимуровская работа

Ученик: (Слайд №9) Тиму́ровец —образцовоый пионер, безвозмездно совершает хорошие поступки на благо общества. Появилось оно благодаря  книге Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят тайно помогать семьям фронтовиков, пожилым или больным людям. Первые тимуровские отряды создавались в городе Клин Московской Области - в городе, где Аркадий Петрович Гайдар и написал свою повесть «Тимур и его команда». Конечно, пионеры в жизни ни от кого не прятались, но не важничали. Честный тимуровец помогал бескорыстно, не ради благодарности. Традиции тимуровского движения нашли свое выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и др.

Учитель: Прошло время, исчез с карты мира Советский Союз, больше нет Всесоюзной пионерской организации. А пионеры в разных городах и странах по-прежнему живут и стараются совершать добрые дела. Постарайтесь узнать у своих родственников, были ли они пионерами, чем занимались, интересной ли была их пионерская жизнь. Результаты своей поисковой работы мы разместим в нашей классной группе «ВКонтакте» и сможем продолжить разговор о жизни наших сверстников в прошлом.



Предварительный просмотр:

Пионерские символы.

 Пионерские символы - это слова, действия, предметы, которые несут на себе определенную идею, что-то обозначают, символизируют.

Символы - слова: слово пионер, девиз , Торжественное обещание, законы пионеров.

 Слово "пионер" означает "разведчик", "первый", "исследователь", "первооткрыватель", постоянно идущий впереди, прокладывающий новые пути в какой-либо области деятельности.

 Девиз  - "Всегда готов!"

 

Символы-предметы: знамя, отрядный флаг, галстук, пионерский значок.

Пионерское знамя - главный коллективный символ пионерской организации, символ чести и сплоченности пионеров, их верности пионерским традициям, идеям Пионерства.

 Пионерское знамя красного цвета.

 Пионерский галстук - символ принадлежности к организации.

 Пионерский галстук представляет собой треугольную косынку красного цвета. Пионерский галстук завязывается специальным пионерским узлом.

 Пионерский значок - символ, подчеркивающий принадлежность к пионерской организации. Вручается вместе с галстуком при приеме в организацию. Пионер носит значок на левой стороне груди. Пионерский значок ВООПО имеет круглую форму и выглядит следующим образом: на голубом фоне открытая книга, пятиконечная звезда со словами девиза "Всегда готов", три языка пламени, по краю значка расположены слова пионерского призыва "К борьбе за Родину, Добро и Справедливость будь готов!".

Символы-действия: пионерский салют.

        

Пионерский салют - пионерский салют - пионерское приветствие, символ пионерской готовности к активному творческому действию.

 Салютируя, пионер поднимает над головой правую руку с прямой кистью и плотно сжатыми пальцами (сжатые пальцы несколько выше головы) - это символизирует единство нашей организации.

 Пионер отдает салют, находясь в строю и вне строя:

 - при звучании гимна России (при исполнении гимна салют не отдается);

 - при ответе на пионерский девиз;

 - при команде "Равнение на знамя!";

 - при команде "Равнение на флаг";

 - у памятников и обелисков павшим героям;

 - при приеме в пионерскую организацию (вручении знаков отличия, значков);

 - на параде, линейке, проходя мимо трибун, пионеры выполняют команду "Смирно!" с равнением направо или налево; салют отдают только ведущие колонну: старший вожатый, председатель Совета дружины, отрядные вожатые, председатели Советов отрядов, ассистенты у знамени;

 - при сдаче рапорта;

 - при смене караула у знамени:

 - при награждении или объявления благодарности перед строем;

 - при вручении знамени дружине, отрядного флага, атрибутов и знаков различия;

 - приветствуя воинский и пионерский строй;

 - во время приветствия почетных пионеров, ветеранов, гостей.

Пионерские атрибуты.

Атрибуты - это предметы, которые говорят о принадлежности к организации, являются внешним признаком.

Атрибуты: горн, барабан, пионерский значок, знаки различия.

 Пионерский горн и барабан - музыкальные инструменты, традиционно сопровождающие пионеров в их деятельности и "озвучивающие" пионерские дела.

 Сигналы горна и дробь барабана помогают пионерам проще узнать, что нужно сделать, сориентироваться в режиме дня, жизни коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знать, чтобы помнить! «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

Разработка Единого Всекубанского классного часа «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!» в 10-11 классах. Форма классного часа: презентация фото-летописи «Помнить, забыть нельзя»  с просмот...

«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).

Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....

Презентация Помните! Через века, через года – помните!

Данная презентация может быть использована для классного часа о ВОв или на уроках литературы при изучении произведений о Великой Отечественной войне....

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»...

Презентация "Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай..."

В презентации представлены фотографии Махунова Семена Петровича, отца мужа, дедушки моих сыновей, которого они не видели, но подвиг которого восстанавуливают по крупицам. Вся семья была потрясена архи...

Покуда сердца стучатся,— помните! Какою ценой завоевано счастье,— пожалуйста, помните!

Моим внукам посвящается.Я хочу вам, мои внуки Руслан и Юля, рассказать о человеке, с которым мне в жизни не довелось встретиться. Это мой дед Гамов Федор Федорович. Добровольцем он ушел в далеком 42 н...

Воспитательский час: «Без прав не бывает обязанностей, без обязанностей не бывает прав!»

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе ...


 

Комментарии

Банникова Наталья Анатольевна

Елена Анатольевна, большое Вам человеческое спасибо! Так давно уже ничего не читала о пионерии. Это наше детство... Ну ведь ничему же плохому не учили, а только добру! Да, были недочёты, но ведь сколько хороших дел и поступков совершали пионеры. Достаточно вспомнить пионеров-героев. Это очень правильно, что Вы помните о пионерии и рассказываете детям.

Спасибо за добрые слова, Наталья Анатольевна. У нас действительно перечеркнуто все, что было свзано с советской властью. К сожалению, дети чрезвычайно мало знают об этом периоде нашей истории, осебенно средний возраст: на уроках не проходили, дома не рассказывали, сами не читали.

Ананьева Галина Валентиновна

Елена Анатольевна! Открыла для просмотра материалы конференции и, благодаря Вам, неожиданно оказалась в далеких семидесятых. Приятно вспомнить то время, когда переполняла гордость за свою Родину. Ведь воспитаны мы были именно так. Сама была активной пионеркой (председателем совета отряда), с гордостью носила пионерский галстук до вступления в ряды ВЛКСМ. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, этой темы, к сожалению, еще не касалась. Думаю, Ваш материал будет способствовать тому, чтобы и малышей (в доступной для них форме) познакомить с историей пионерской организации и теми детьми, кто с гордостью называли себя пионерами. Спасибо!

Рябова Галина Георгиевна

И от меня огромное Вам СПАСИБО, уважаемая Елена Анатольевна!

Дрогие коллеги, спасибо за добрые слова.Я тоже была в свое время пионеркой. помню, как мы готовилсь к вступлению в пионеры, как действительно старались следовать законам пионерии. И в даже не думали, что это часть государственной политики. Нам было просто интересно.

Вагу Мария Викторовна

Интересный и оригинальный сценарий мероприятия.

Яковлева Маргарита Сергеевна

В нашей школе в музее мы открыли раздел,посвященный октябрятам,пионерам,комсомольцам.Хорошо,что у всех нас еще сохранились документы,материалы,фотографии того времени,поэтому раздел пополняется экспонатами.Ребята с интересом рассматривают все,что есть в разделе(а том и горн,и барабан,и флаг,значки,удостоверения и т.д.).Историю,конечно,нужно хранить.Молодцы,что обращаетесь к этой теме.Я думаю,Вам можно бы еще два конспекта разработать-об октябрятах и о комсомольцах,будет тоже интересно,и более полная картина школы того времени воссоздастся.Ну,а уж если еще о коммунистах рассказать,а это ведь тоже страница нашей истории,то будет вообще хорошо.Видна Ваша заинтересованность историей,поэтому и хочется,чтобы продолжали начатое.Успехов,Елена Анатольевна,спасибо за материал!

Сергеева Наталия Александровна

Отличная работа,Елена Анатольевна, спасибо! Прочитала все Ваши материалы на одном дыхании, как любимую книгу, потерянную на время и потом найденную. Мне, бывшей пионерке 70-х годов прошлого столетия так близко то, о чём Вы рассказываете. Несомненно, нужно, чтобы школьники 21-ого века знали о том, кто такие пионеры, как всё начиналось. Знать историю своей страны, уважать прошлое народа дети должны. И, хотя сейчас перечёркивается крест-накрест многое из того, что было в бывшем СССР, пионерское движение – это, на мой взгляд, лучшее, что можно было создать для детей. Была устойчивая система с идеалами, не какими-то вымышленными героями, а самыми что ни на есть настоящими. Вы проделали большую работу: подобрать материал, найти стиль изложения, форму подачи материала – это не так-то просто. Всё, как говорится, разложено по полочкам. Охват материала большой; всё доступно, просто, лаконично, логически закончено. Иллюстрации замечательные. Наверняка, детям было на классном часе интересно. Уверена, что ребята в Вашем классе живут насыщенной жизнью, ведь у них есть такой педагог, воспитатель, как Вы, Елена Анатольевна! Обязательно воспользуюсь Вашими записями. Успехов Вам!

Сердечное спасибо за добрые слова и оценку моего скромного труда. Для нас, бывших пионеров, тема оказалась близкой и ностальгической. Детям же нашим очень интересно знать о том, как жили их сверстники. После общения у меня возникла мысль продолжить эту работу, создав небольшой цикл бесед о скаутах, о жизни и развлечениях, занятиях в разные исторические эпохи, в разных социальных группах. Буду рада, если мои материалы помогают коллегам в работе.