Разработка урока истории в 7 классе по теме: "Церковная реформа. Власть и церковь"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

 

Урок проводится в курсе учебного предмета история России в 7 класса.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока состоит из трех аспектов:

Познавательный аспект: формировать глубокие знания у учащихся о  причинах и последствиях церковной реформы, о  взаимоотношении церкви и власти в середине XVII в.

Развивающий аспект: развивать умения – интеллектуальные – выделять главное, обобщать и систематизировать; оценочные – рефлексия; коммуникативные – слушать, вступать в диалог.

Воспитательный аспект: формировать основные мировоззренческие идеи и качества личности: ответственности, гуманности, дисциплинированности,  терпимого отношения к мнению других людей.

Средства обучения: мультимедийный проектор, видео пособие «Ожившая история-2. Видеохрестоматия по истории России XVII века.  Патриарх Никон»,  Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России : конец XVI—XVIII век. Учебник для 7 класса. М.: «Просвещение», 2007.

Продолжительность урока: 45 минут.

В основе построения урока использование ЭОР: мультимедийной презентации, видеофрагмента художественного фильма. Использование ЭОР на уроке объясняется необходимостью   наглядно и доходчиво изложить материал, увидеть  и исследовать  исторические  процессы и явления  в интерактивном режиме.

Структура урока представлена шестью этапами. Важным моментом является начало урока - организационный этап, позволяющий настроить учащихся  на работу. На втором этапе была осуществлена проверка выполнения домашнего задания.  Главным моментом третьего этапа (этапа подготовки к усвоению новых знаний) являлась мотивация, интеграция предмета истории и живописи, представление репродукций картин  «Боярыня Морозова» В.Сурикова, «Сожжение протопопа Аввакума» П. Мясоедова, «Самосожигатели» Г. Мясоедова, затем  учащиеся самостоятельно определяют задачи урока, что способствует лучшему усвоению нового материала. Тема раскрывается на четвертом этапе урока, этапе усвоения новых знаний. Новый материал  излагается с помощью мультимедийной презентации, а также с использованием фрагмента художественного фильма. Важным и необходимым является первичное закрепление новых знаний, что позволяет определить степень освоенности нового материала. На этапе закрепления новых знаний происходит выполнение учащимися контрольного  задания, ориентированного на закрепление знаний: исторических дат, понятий, событий,  имен исторических личностей.  В конце урока проводится рефлексия и инструктаж по выполнению домашнего задания. Для реализации поставленных задач урока были выбраны следующие методы: - по источникам знаний – словесные, наглядные, практические; по  степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, диалог; по характеру познавательной деятельности учащихся и учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.  Используемые  приемы  -  образное сравнение событий, происходящих в истории XVII века,  с явлениями природы, составление таблицы, словаря новых слов.

Методы и приемы соответствуют реальным возможностям учащихся, что обеспечивает единство внутренних и внешних условий для успешной деятельности. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cerkovnaya_reforma.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Церковный раскол». 7 класс.

Ход урока.

1. Орг. этап. Приветствие учащихся. Здравствуйте, надеюсь на слаженную работу.

2. Этап проверки домашнего задания. Задание – витязь на распутье. 1 слайд – тестирование, поставьте да или нет (3 минуты).

3. Этап подготовки усвоения новых знаний.

 2 слайд.  События истории всегда являются темой для изобразительного искусства. На слайдах представлены следующие картины: «Боярыня Морозова» Сурикова, «Сожжение протопопа Аввакума» Петра Мясоедова, «Самосожигатели» Григория Мясоедова.

         Взгляните на эту картину «Боярыня Морозова» Сурикова,    перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу.  В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью.

3 слайд. Следующая картина «Сожжение протопопа Аввакума» Петра Евгеньевича Мясоедова, также отражает историческое событие -  14 апреля 1682 года, по царскому указу, протопоп Аввакум вместе со своими «соузниками» – священником Лазарем, иноком Епифанием и дьяком Федором – были заживо сожжены в срубе.

«Самосожигатели» Григория Григорьевича Мясоедова,  в ней художник  изобразил момент самосожжения  фанатиков-староверов в горящей избе.

- Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжет картин Василия Сурикова, Петра Мясоедова и  Григория Мясоедова?

Слайд 4.  Ответ на этот вопрос мы узнаем на нашем уроке, изучив тему «Церковный раскол» (запись темы урока в тетради). 

Слайд 5.  Определим вместе учебные задачи: сегодня на уроке мы определим причины  и последствия  церковной реформы,   познакомимся со словами «раскол», «старообрядцы».

Православная христианская церковь играла важнейшую роль в жизни российского общества 17 века. Церковь объясняла людям смысл их жизни. Смысл жизни с точки зрения христианской церкви, - следствие примеру Иисуса Христа, соблюдение его заповедей: «не убий», «не укради», «не лги» и т.п.  Напоминаю, что  начало XVII века – это период Смутного  времени, которое  стало суровым испытанием не только для русской земли, но и для русской православной церкви.  Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви, но это  не  сломило  их дух,  и церковные деятели принимали активное участие в создании народных ополчений и освобождении государства от  интервентов.

Слайд 6. (Михаил Федорович и Филарет). В 1613 года Земский собор  на  престол  избрал нового  царя Михаила Федоровича Романова, а патриархом был избран – Филарет, отец царя Михаила Федоровича, который по сути был вторым царем в государстве. Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича.

Слайд 7. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены. Среди них был главным вопрос обновления церковных книг и обрядов. Решением этих давно назревших вопросов занялся в середине XVII в. патриарх Никон.

Слайд 8. Патриарх Никон (сообщение ученика).

Слайд 9. Причины  реформы: русская православная церковь существует с 988 г., когда киевский князь Владимир крестил Русь и крестился сам. За многие века существования церкви в церковных книгах и обрядах накопились искажения.

- Почему искажались книги? В церковных книгах было много описок и искажений текста в сравнении с оригиналами. Вспомните, как их создавали? Книги переписывались от руки, а во время переписывания неизбежны ошибки, людям свойственно ошибаться.

- Почему искажались обряды? Обряды исполняются людьми. Все люди разные. У разных людей могут быть разные представления об исполнении обрядов. Патриарх  Никон решил, что если верующие читают в книгах разное, обряды совершают по-разному, то это ведет к искажению веры, что недопустимо.

Причины  реформы:

1. Восстановление влияние церкви в обществе.

2. Необходимость исправления ошибок в русских церковных книгах.

3. Необходимость привести обряды к единому образцу.

Слайд 10. Пути решения (самостоятельно, с. 57). Вопрос: назовите, как предполагалось решить эти проблемы.

Исправление по                                         Исправление в соответствии с

древнерусским образцам                                греческими источниками                                                                                Алексей Михайлович

1653-1655 г. – осуществление церковной реформы.

Слайд 11. До реформы (написать)                После реформы (самостоятельно)

Крещение двумя перстами;                                Крещение тремя перстами;                                                                                                                                                

Земной поклон;                                        Поясной поклон;

Двукратное пение "аллилуйя";                         Троекратное пение "аллилуйя";

Написание имени Христа Исус                        Написание имени Христа: Иисус

Слайд 12. (Филарет и Михаил Федорович, Никон и Алексей Михайлович) Но новый патриарх был человек своенравный, волевой и фанатичный. Получив власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской  и,  по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть, по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца – так царь имеет власть от патриарха». Эти заявления царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на богослужения и приглашать Никона на государственные приемы. Это было ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе Никон заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Он стал ждать, что царь  раскается и будет росить его вернуться  в Москву.

Просмотр видеофильма:

Вопросы:

1.  В чём вы видите основную причину конфликта между патриархом и царём? Почему  патриарх сложил с себя обязанности? (хотел правит вместе с царем, власть церковная должна быть выше власти светской)

2. Какие черты характера Никона проявились в этом противостоянии? (своенравность, упорство, упрямство, воля)

          Слайд 13. Церковный Собор 1666 – 1667 года осудил Никона. Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стане принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон был осужден на вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников, которые стали называться старообрядцами. Так начался раскол русской православной церкви. Раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона (запись в тетрадях).

Русская православная церковь : на никониан и  старообрядцев (люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона)

        Слайд 14. Я хочу показать вам происходящее в нашем государстве в 17 веке образно, с помощью явлений природы. Представьте тихий, солнечный день, ясное голубое небо, но вот надвигаются тучи, гремят раскаты грома и молния ударяет в одиноко стоящее дерево, которое раскалывается надвое. Тихий солнечный день это русское общество до церковной реформы Никона, расколовшееся дерево символизирует происходящее в обществе после реформы, когда оно разделилось на никониан и старообрядцев. Как нельзя вновь соединить это дерево, так и нельзя было примирить сторонников и противников данной реформы.

Слайд 15. Протопоп Аввакум. Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум. С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Но и там он вел пропаганду старообрядческих идей и принципов, за что был предан церковному проклятию, и заключен в тюрьму. В последнем своем заключении он написал знаменитое литературное произведение «Житие». Судьба Аввакума была трагична. В 1682 году он был приговорен к казни и заживо сожжен. Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скиты (Север, Сибирь, Урал). Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е. огненное крещение. Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. старообрядцы отказались принять новые богослужебные книги и «заперлись» в монастыре. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 500 защитников крепости в живых осталось 60. Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью.

Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию.

4. Этап закрепления нового материала.

Задания….

5. Этап подведения итогов. - А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукциям  картин «Боярыня Морозова», «Сомасожигатели», «Сожжение протопопа Аввакума».  Кто перед нами:  никониане или старообрядцы?  Вы уже догадались, что перед нами сторонники старообрядцев. Данные картины стали на века символом трагедии раскола Русской православной церкви.

6. Д/з.- Что нового мы сегодня узнали на уроке? Я попрошу вас выразить это словами синквейна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"

Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....

Урок в 10 классе по теме "Церковный раскол XVII века"

Урок с использованием проблемно-диалогической технологии образовательной системы "Школа 2100", ...

Разработка урока истории 5 класс

Вводный урок истории Древнего мира включает работу учащихся в группах....

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....