«Общественное движение в 80-х – 90-х гг.»
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Данный урок интересный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_80-90.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс.

Тема урока: «Общественное движение в 80-х – 90-х гг.»

Цели урока:

 -познакомить учащихся с основами марксистского учения, которое определит развитие России в XX веке;

 - выяснить особенности либерального и консервативного движения в это время;

 - развивать умения обобщать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

Новые термины и даты: кризис революционного народничества, теория малых дел; рабочее движение; марксизм; 1883 г. – группа « Освобождение труда»; борьба за освобождение рабочего класса.

Оборудование: таблицы, раздаточный материал; ватман; маркеры.

                                               Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний по теме «Экономическое развитие в годы правления Александра III». Проверка Д/З.

проведём исторический диктант, цель которого проверить, как вы усвоили основные понятия по теме «Экономическое развитие в годы правления Александра III»                                                                                                                                                                                        1. Исключительное право государства на производство и продажу спиртных напитков. (винная монополия)

2. Роспись доходов и расходов государства на  определённый срок. (бюджет)

3. Рабочие (синоним). (пролетариат)

4. Владельцы капитала, собственники орудий, использующие наёмный труд. (буржуазия)

5. Отрасль промышленности, энергично развивающаяся в районе Баку и Грозного.(нефтяная)

6. Платёж, взимаемый с физических и юридических лиц в общегосударственный и местный бюджет ( налоги)

7. Политика государства, направленная на защиту и покровительство отечественной промышленности. (протекционизм)

8. Взыскания с рабочих за опоздание, выпуск некачественной продукции. (штраф)

9. Министр финансов, который был инициатором постройки Транссибирской магистрали. (С.Ю.Витте)

10. Наценка, устанавливаемая государством на товары массового потребления. (косвенные налоги)

III Изучение нового материала

План.

  1. Разгром народнического движения.
  2. Новое в либеральном движении.
  3. Начало рабочего движения.
  4. Марксизм в России.
  5. Закрепление материала.

1) Беседа по вопросам

- Ребята, скажите, какой период в истории России мы сейчас рассматриваем?

тема нашего урока «Общественное движение в 80-90-х годах».

проследить за изменениями в общественно - политическом движении в 80-90-е гг; что появилось нового.

- Как вы думаете, что нужно для достижения этой цели? (план)

Рассмотреть, какие события повлияли на зарождение новых общественно- новых политических течений 80-90х гг.

2) Дисскусия

1. -Вспомните, какое влияние оказало убийство Александра 2 на внутренний политический курс российского правительства?

- Какие направления особенно были прогрессивны? ( Народники)  Консерваторы и либералы не имели широкой поддержки в обществе.

Письмо к Александру 3.

Программное требование «Народной воли» установление социализма, всеобщего равенства, политический переворот для передачи власти народу. Созыв Учредительного собрания, избранного свободно, на основе всеобщего голосования.

Однако правительство не собиралось идти на какие – либо политические уступки и к 1886г «Народная воля» была окончательно разгромлена

После этого в народничестве начинают преобладать либерально настроенные течения.

3   Сегодня мы рассмотрим эти движения, поработав группах

   

 Работа в группах.  1. Либеральное движение, консервативное, марксизм.

                     

Учитель. Либеральные народники считали. Что капитализм в России еще не укоренился. Они ратовали за развитие коллективных форм производства, дабы избежать капитализма в России. Коллективная собственность, как они полагали, лучше всего соответствовали российским условиям, психологии крестьянства. Они предлагали увеличить крестьянское землевладение за счет колонизации и закупок земли у  помещиков; организовать дешевый кредит для крестьян. Наиболее видным представителем этого течения стал философ и публицист Н.К.Михайловский.

2. Новое в либеральном движении.  (дети) либералы: против революции, с помощью просветительской деятельности – достичь преобразований, улучшения жизни рабочих и крестьян;

4) Беседа по вопросам

- В чем заключалась теория малых дел?

 Запись на доске

«Теория малых дел»

События начало 1880-х годов уход с политической арены либералов, способствовало тому, что консерватизм становится ведущим направлением правительственной политике   

Работа в группах.  2. Консерваторы.

 Назовите представителей?          (Победоносцев. Катков.)

Запись на доске

1882- тайная организация «Священная дружина».

5) Беседа по вопросам

-Вспомните основные идеи консерватизма?  (сохранения абсолютной монархии, предотвращение всяких попыток реформ)

 

6) Беседа по вопросам

3.  Вспомните, какие два новых класса появляются в России во второй половине XIX века. (буржуазия и пролетариат).

- Какой из них мог стать новой силой в общественном движении и почему? (Пролетариат. Тяжелые условия труда, высокая организация рабочих делало возможным их вовлечение в общественное движение).

Уже с 1870-х г в России довольно частым явлением становятся забастовки, стачки, зарождается рабочее движение.

- Вспомните что такое забастовка, стачка? (Единовременное  по предварительному соглашению  прекращение  рабочими работы на предпринимателя с целью достижения от него более выгодных условий труда).

-Какие требования выдвигали рабочие? (повышение заработной темы, сокращение рабочего дня, сокращение штрафов)

- Вспомните законы, которые должны  были регулировать отношения между рабочими и работодателями?

(Из мероприятий по решению рабочего вопроса при Александре 3 были осуществлены).

- 1882 закон запрещавший труд детей до 12 л.

- рабочий день детей с 12-15л ограничивался 8-ю часами.

- 1885 закон запрещавший ночной труд женщин.

- 1886 закон ограничивающий размер штрафов, запрет на расплату с рабочими  через фабричные лавки.

4. Работа в группах.  Марксизм

Учитель. Кризис революционного народничества, необходимость поиска новых способов переустройства общества, с одной стороны, и развитие рабочего движения, с другой стороны, создали условия для распространения  в России марксизма.

- Кто является создателем марксизма? (К.Маркс, Ф.Энгельс).

1883г русские революционеры – эмигранты создали в Женеве марксистскую организацию.

Кризис революционного народничества, поиск новых способов переустройства общества, с одной стороны, и, развитие рабочего движения, с другой стороны, создали условия для распространения в России марксизма; 1883 г. русские революционеры-эмигранты создали в Женеве (Швейцария) организацию «Освобождение труда» во главе с Г.В.Плехановым. (работа с документом, стр.244-245, учебник)  

Запись на доске

«Освобождение труда».

-Кто вошел в группу (Плеханов, Засулич, Аксельрод, Плеханов стал ее главой.)

Вспомните, в какие революционные организации входили эти люди. (были участниками организации «Земли и воли» 70-х г, после его раскола, отвергнув тактику индивидуального террора, вошли в состав «Черный передел». Стояли на народнических позициях.

Группа «Освобождения труда»

Цели

  1. Ликвидация крепостных пережитков, введение конституции, демократических свобод.
  2. Коммунистическая революция, замена капиталистического строя социалистическим, завоевания пролетариатом политической власти.

Методы

  1. Пролетариат – главная сила в освободительной борьбе против самодержавия и капитализма.
  2. Необходимость организации рабочей партии для организации пролетариата.
  3. Распространение произведений Маркса и Энгельса в России.

В 1880-х г в России возникает ряд подпольных марксистских групп и кружков.

Кружки

Год место

Руководители

Деятельность

Кружок Благоева

1883-1885, Петербург

Благоев

Изучение марксизма, пропаганда его среди рабочих, издание газеты «рабочий».

Кружок раскрыт полицией.

Товарищество

Санкт-Петербургских мастеровых

1885-1888гг

Точинский

Пропаганда марксизма среди рабочих.

Кружок Федосеева

1888г Казань

Федосеев

Пропаганда среди рабочих и студентов.  Организация студенческих волнений в казанском университете.

Кружок Бруснева

1889-1892гг, Петербург

Бруснев

Пропаганда марксизма, создание рабочих кружков.

Резерв.

1895г после из разрозненных марксистских кружков Петербурга был сформирован «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Один из  его создателей был В.И. Ленин.

Запись на доске

1895г   «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

7)  Отчет о проделанной работе.

Какие  изменения или что нового появляется в общественном движении в 80-90-е гг.

.

  1. Закрепление материала

-Учение о пролетариате, как движущей силой революции, называется

  1. Марксистское
  2. Либеральное
  3. Консервативное
  4. Анархистское

-  Группа «Освобождение труда» считала, что движущей силой революции является

         1. крестьянство

         2. пролетариат

         3. дворянство

         4 буржуазия.

  1.  Подведение итогов.

1.Теперь сравним, какие же изменения или что нового появляется в общественном движении в 80-90-е гг.

2. Почему марксисты объявили о своем полном разрыве с народническим  движением.

3. Какие изменения произошли в либеральном движении

6. Домашнее задание п 34

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практическая работа "Общественное движение при Александре 1" 8 класс

практическая работа содержит таблицы по теме "Общественное движение при Александре 1", выполненные с выпощью технологии критического мышления - прием фишбон...

Общественное движение.

Предлагаемая презентация к уроку на тему: "Общественное движение в России в 1870-1880-ые г.г ." поможет интересно и увлекательно объяснить новый материал....

Общественные движения при Николае I

Презентация к уроку истории России в 8 классе....

Поддержка детского общественного движения в воспитательном комплексе Уренского муниципального района

  Роль детского движения в механизмах реализации общественной  активности  детей трудно переоценить.  Являясь важной формой самоуправления, детские организации, объеди...

Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"

На данном уроке учащиеся выделяют новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией. Стараются обобщить полученную информацию в форме модели, а также выделить основно...

Кроссворды "Общественное движение 60-70-х гг. XIX века", "Общественное движение 80-90-х гг"

Кроссворды составлены по учебнику "История России. 19 век" 8 класс...