Урок истории в 10 классе «Религия древних славян»
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Бочкарникова Елена Валерьевна

Архив содержит конспект урока и презентацию. На уроке учащиеся познакомятся с понятиями: язычество, духи, боги, идолы, жертва и пантеоном славянских божеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bochkarnikovaev.rar1.31 МБ
Office presentation icon bochkarnikovaev.ppt1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 10 классе  «Религия древних славян»

Цели урока:      

1. Углубить знания учащихся о язычестве.

   2. Познакомить с понятиями: язычество, духи, боги, идолы, жертва.  

   3. Познакомить с пантеоном славянских божеств.

   4. Воспитывать уважение к предкам, к истории Руси.

   Оборудование: компьютер, медиапроектор, сообщения учащихся.

Ход урока

   1. Организационный момент.

   2. Сообщение темы и целей урока.

       - Сегодня мы с вами будем говорить о язычестве восточных славян. Наша цель – получить представление о религиозном мировоззрении древневосточных славян. Мы познакомимся с пантеоном славянской религии, духами и существами, а также с обрядами восточных славян

  3. Изучение новой темы.

     - Во все времена людей интересовал вопрос о происхождении жизни. Мифы о рождении мира, деяниях богов создавали все народы планеты. Не стали исключением и восточные славяне. До появления на Руси христианства наши предки были язычниками.

Давайте вспомним, что такое язычество? (комплекс религиозных обрядов, верований, представлений, предшествовавший возникновению мировых религий и послуживший их основой). Язычество — традиционное обозначение нетеистичных религий по их противоположности к теизму. В современной науке язычеству соответствует термин «политеизм» — многобожие. Язычество предполагает циклический взгляд на мир: лето — осень — зима — весна. Душа переходит из одного тела в другое. Природа вечна. Душа человеческая вечна. Мир населен духами (упыри, домовые). Трава, деревья, реки, камни – словом все, что окружало человека, казалось ему живым. Он наделял их умом, чувством, речью. Весь мир казался населенным добрыми и злыми духами. Язычество древних славян имеет глубокие корни. Истоки его видятся за много тысячелетий до начала нашей эры. Основной источник современных знаний о язычестве - православная литература. Так, митрополит Макарий в XVI веке писал о язычниках: "Таковы же скверные мольбища их: лес, и камни, и реки, и болота, источники, и горы, и холмы, солнце и месяц, и звезды, и озера. И проще говоря - всему существующему поклонялись яко Богу, и чтили, и жертвы приносили". Наши предки в борьбе с хищными зверями, голодом, болезнями, засухой, наводнениями на каждом шагу встречались с таинственным и непонятным. Задумываясь над тем, как  устроен окружающий мир, они искали объяснения всему неизвестному.  Так появились религиозные верования.

- Как вы думаете, почему славяне верили в духов?  Какие неприятности могли причинить людям духи?  (Люди не могли объяснить причины неудач в быту, в занятиях рыбной ловлей, охотой, а также в земледелии и скотоводстве. Поэтому верили в духов и богов).

Сейчас мы с вами познакомимся с пантеоном славянских богов. Давайте вспомним, что такое пантеон? (Группа богов, принадлежащих к одной какой-то религии).

Вниманию учащихся предлагается таблица со значением основных языческих богов древних славян:

ОСНОВНЫЕ СЛАВЯНСКИЕ БОЖЕСТВА

Название 

Значение 

Древнегреческий аналог 

Древнеримский аналог 

Сварог 

Бог Неба 

Уран, Гера 

Юнона 

Дажбог 

Бог Солнца 

Гелиос 

Соль 

Стрибог 

Бог ветра 

Борей, Нот, Евр, Зефир 

Перун 

Бог грома и молнии, покровитель дружины 

Зевс, Арес 

Юпитер, Марс 

Велес

Бог скота и покровитель пастухов 

Артемида, Гермес, Пан 

Диана, Меркурий, Фавн 

Ярило 

Бог весны (или солнца) 

Купала 

Бог лета 

Мокошь 

Богиня женского рукоделия 

Гестия 

Веста 

Учитель просит записать в тетрадь и выделить: Главное отличие славянского язычества от античного или скандинавского: по славянским представлениям, ни один бог не являлся, высшим среди других, повелителем богов, как Зевс или Юпитер!

- Кроме низших богов, славяне поклонялись верховным божествам.

Сообщения учащихся о богах

Боги славян

Задание классу: в рабочей тетради с помощью аргументов и фактов докажите, что верования славян были языческими. Ответ оформите в виде таблицы.

Признаки язычества

Верования восточных славян

1. Основаны на первобытных мифах

Миф о загробном мире

2. Вера во множество богов и духов

Боги небесного, земного и подземного мира

3. Боги олицетворяют силы природы

В небесном мире – Дажьбог – солнечное божество, Хорс – Солнце, Сварожич – Огонь, Перун – Молния

В Земном мире: лешие, водяные, русалки, кикиморы, домовые.

4. Боги олицетворяют человеческие занятия

Сварожич – кузнечное дело, Перун – война, Рожаницы – землепашество.

        

Вопрос: Почему восточные славяне не взошли на ступень цивилизации одновременно с южными славянами?

Выводы записать в тетради

  1. Восточные славяне оставались язычниками, т.к. жили вдали от регионов распространения мировых религий.
  2. Восточные славяне заселили не цивилизованные территории, а земли первобытных племён.
  3. Только в южной части восточнославянского мира были благоприятные условия перехода к земледелию – основы перехода к цивилизации.
  4. Только в 9 веке в землях восточных славян стали проявляться черты, разрушающие родоплеменной первобытный строй.

Вопрос: Как вы думаете, что предпринимали славяне, чтобы уберечь себя от козней злых духов и гнева богов?  (Они обращались к богам с молитвами, с просьбами и благодарностью, приносили им жертвы (дары богам). Славяне приносили дары богам – для этого существовали специальные места – СВЯТИЛИЩА. Их устраивали на возвышенных местах, окружали рвом, земляничными волами.  День и ночь здесь горели костры. Дым костров должен был донести богам эти жертвы и просьбы славян.  Проведением праздников жертвоприношений ведали волхвы (чародеи и колдуны), к ним обращались за советом и предсказаниями  Издревле местом молений были горы, особенно “лысые”, т.е. с беслесной вершиной .На вершине холма находилось капище – место, где стоял капь – идол. Вокруг капища шёл подковообразный вал, на вершине которого горели крады – священные костры. Второй вал был внешней границей святилища. Пространство между двумя валами носило название требище – там “потребляли”, т.е. ели жертвенную пищу.

Языческие жрецы – волхвы – совершали обряды в святилищах, изготавливали идолов и священные предметы; используя магические заклинания, они просили богов об обильном урожае.

Далее учитель объяснит, что сразу же после прихода к власти  Владимир предпринял попытку языческой реформы, повелел поставить рядом со своим дворцом идолы шести божеств, соствивших государственный пантеон. Этими «главными», по мнению великого князя, богами стали Перун, Дажбог, Стрибог, Хорс (солнечный конь), Мокошь и Симаргл (значение неизвестно).

Главным стал считаться Перун — голову статуи покрыли серебряной краской, а усы — позолотой. Идола Перуна поставили на холме перед самым теремным дворцом князя. Киевляне приносили жертвы тем идолам, называя их своими богами, даже закалывали своих сыновей и дочерей перед истуканами. Вся русская земля и холм тот были политы человеческой кровью.

Однако попытка реформировать язычество не удалась: народ не мог  привыкнуть к новым ролям старых богов, а в пределы Киевской Руси все шире проникала монотеистическая вера соседних народов.

4.Закрепление

Кроссворд

Задания:

По горизонтали: 5. Бог ветра

                            6.Деревянная или каменная статуя языческого божества

                            7.Лесной дух.

По вертикали:  1. Бог солнца

                          2.Мифическая женщина, живущая в воде

                          3.Бог грома, молнии и войны

                          4.Богиня плодородия

 Ответы:  

1.Ярило

2.Русалка

3.Перун

4.Мокошь

5.Стрибог

6.Идол

7.Леший

  1. Подведение итогов

- Какие выводы о занятиях восточных славян, их общественном строе можно сделать, зная их религиозные верования?

Использованные источники:

  1. Бухарева Н.Ю. История России с древнейших времён до конца 16 века. Дидактические материалы (контрольные задания, тесты, кроссворды) Волгоград 2009 .
  2. Блохин В.Ф. История России. Древняя Русь в 6-12 веках. Дидактические материалы, практические советы. Брянск 2003.
  3. Дорожкина Н.И. Современный урок истории. – М., 2009.
  4. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России с древнейших времён. Рабочая тетрадь. – М., 2009 .
  5. Ерёменко М.В. Славянские боги. – М., 2009.
  6. Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 1988. 1 т.
  7. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Тестовые задания по истории России. – М., 2008.
  8. Краткая энциклопедия славянской мифологии. – М., 2004.
  9. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. – М., 2008.
  10. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди. С – П.2008.
  11. Румянцев В.Я. Задания и вопросы по истории России с древности по xvi век. – М., 2002.
  12. Соловьёв С.М. Сочинения в 18 книгах. – М., 1988–1991. Книга 1
  13. Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России. – М., 2002.
  14. Словарь славянской мифологии. – М., 2010.
  15. http://voov.narod.ru/god/slav.htm
  16. http://godsbay.ru/slavs/slavs_gods.html
  17. http://via-midgard.info/news/article/nasledie/20813-famincyn-a-s-bozhestva-drevnix-slavyan-1884.html
  18. http://www.mirfentazy.ru/slavyanskoe-yazichestvo-panteon-bogov/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК В 5 КЛАССЕ."РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

Цели урока:1.     Рассказать учащимся об особенностях мировоззрения древневосточного человека.2.     Продолжить формирование умений анализировать исторические ф...

Презентация к уроку истории в 10 классе "Восточные славяне в древности"

Учебная презентация к уроку истории в 10 классе по теме "Восточные славяне в древности" (базовый курс)...

Конспект урока для 5 класса "Религия древних египтян."

Тип урока: урок изложения нового материала.Учебное оборудование: учебник, карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», презентация «Религия древних египтян»....

Презентация по истории 5 класс. Религия Древнего Египта

В этой презентации представлено несколько Богов Древнего Египта и про религию...

разработка урока истории 5 класс. Религия Древних греков.

Урок истории в 5 классе с презентацией....

презентация к уроку истории 5 класс Религия в Древнем Египте

презентация к уроку истории 5 класс Религия в Древнем Египте...

Урок в 5 классе "Религия Древних Египтян"

Цель урока: Познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян, зародившимися еще в первобытные времена.Продолжить формирование умений анализировать исторические факты, формировать не сло...


 

Комментарии

Банникова Наталья Анатольевна

К данному интересному уроку просто необходима презентация.

Бочкарникова Елена Валерьевна

Наталья Анатольевна,она в архиве.

Банникова Наталья Анатольевна

Впечатляет. Суровые Боги, хорошо подобран фон и иллюстрации. Но, Елена Валерьевна, презентацию нужно серьёзно доработать. 22, 23 и 24 слайды просмотрите - идёт наплыв изображений друг на друга и на текст. Необходимо убирать слова "заголовок слайда", лишние рамки и др. При просмотре очень в глаза бросаются, работе неопрятный вид придают. Подтяните иллюстрации к краткому тексту (21, 25 слайды), чтобы слайды не пустовали. 28 слайд - текст крупнее, количество текста - меньше (размер текста во всей презентации, кроме титульных слайдов, должен быть одинаковым, это правила оформления.) Фото растягивайте только за углы. На последнем - списки используемых материалов, на первом - данные автора. В общем, доработайте презентацию, а потом снова загрузите.

Гуля Наталья Владимировна

Уважаемая Елена Валерьевна, спасибо за интересный урок и презентацию. Согласна с Натальей Анатольевной, что презентацию нужно доработать. Успехов Вам.

Бочкарникова Елена Валерьевна

Презентация давно исправлена.Смотрите еще раз.

Банникова Наталья Анатольевна

Слово "давно" в данном случае неуместно. Но, спасибо, что исправили некоторые недочёты в работе. Оформление: титульный лист на первом слайде (ваши данные), в конце презентации - используемые материалы.