Свято-Смоленская Зосимова пустынь и русское старчество.
творческая работа учащихся по истории (8 класс) по теме
В данной работе ученик 8-го класса Маратканов Андрей раскрывает связь русского старчества и Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, которая расположена в 3, 5-х километрах о т школы.
К старцам пустыни, как к свету, стремились отовсюду люди: архиереи, государственные деятели, священнослужители, монахи, военные, врачи, чиновники, учителя, профессора и студенты.
Личность священослужителей Зосимовой пустыни и образ их жизни были основой нравственного и духовного становления великого русского старца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sszp.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад.
Свято – Смоленская
Зосимова пустынь и русское старчество.
(Культурное наследие края)
1. Обитель расположена в 90 верстах от Москвы, 20 верстах от Троице -Сергиевой Лавры и в 3,5 верстах от станции Арсаки Ярославской железной дороги, на границе Московской и Владимирской областей. Среди дивной лесной природы, на берегу небольшой речки Молохчи возвышается живописный холм. К нему-то в последней четверти XVII века и пришел инок Троице - Сергиевой Лавры схимонах Зосима, искавший молитвенного уединения. Он поставил тут деревянную часовню и келлию и начал вести безмолвную жизнь. Старец Зосима славился своей святой жизнью, мудростью и чудесами. Он, несомненно, обладал великим и редким даром совета, так называемого старчества. Временами пустынь, названная по имени основателя Зосимовой, приходила в упадок и запустение; бывало, что и вовсе упразднялась. Но каждый раз - по молитвам почившего отца Зосимы - пустынь восстанавливали благочестивые почитатели памяти этого подвижника.
Явление «старчество», стоит в тесной связи с историей монашеской.
Такое же древнее, как и само монашество, оно проистекает из двух начал: исповеди и монастырского развития, в ходе которого старец всегда был духовным руководителем-исповедником новоначального инока.
Старчество зиждется на строках Священного Писания, являющего нам послушание и смирение Иисуса Христа, и являет собой суть аскетики.
Пришедшее с греческого Афона, куда уже в XI веке потянулись русские люди, старчество незыблемо утверждается на Руси. Во времена татаро-монгольского ига оно обретается в Новгородских монастырях, а позже возносится на должную высоту преподобным Сергием Радонежским и его учениками. В XV веке традиция обрела новую силу в учениях Нила Сорского и его последователей – заволжских старцев.
О старчестве XVII – XVIII веков сведений нет. Исследователи считают, что в это период Россия разделилась на два слоя. Наверху чиновничья церковная власть, поддерживающая и поддерживаемая государством, внизу – глубоко верующий народ и некоторые аскетически настроенные монахи и епископы.
Эти два разноценных мира объединяло только одно – богослужение!
Поэтому прежде чем выйти в народ, в мир, обрести его преданность и послушание старчество не могло не пройти школу монашества. Только монастырь порождал старца.
Так и преподобный Зосима, прежде чем поселиться на берегу речки Молохчи (Александровского уезда, Владимирской губернии), много лет провел в стенах Троице-Сергиевой обители. Пройдя все ступени монашеского подвига, выдающийся подвижник достиг тех закономерных высот,
1.
которые требуют уединения для непосредственного общения с Создателем.
С первых дней пребывания у Старца помимо многочасовых молитвенных бдений появилась необходимость заботиться обо всем сразу:
обустройство жилья, добыча пропитания, мелочи быта – это не общежительный монастырь, где все обязанности-послушания равномерно распределены между массы людей.
2. Отец Герман.
По смерти Старца Зосимы немногочисленные братия, собравшиеся вокруг него, расходятся, пустынька то периодически возрождается, то угасает.
Только в 1887 году иеромонах Порфирий получил согласие от московского купца-мецената Д. М. Шапошникова на возведение первой каменной часовни.
К началу ХХ века оптинские старцы постепенно переходят в мир иной, и полюс старчества перемещается из калужских земель во Владимирщину. Некоторое время спустя пустынь под Александровом станут называть «северной Оптиной».
А в конце XIX - начале XX века Зосимова пустынь получила широкую известность как выдающийся центр духовничества и старчества. И в этом немалая заслуга отца Германа( 1897 года началось служение О.Германа.в Свято Смоленской Зосимовой пустыни).
Около отца Германа собрались монашествующие, как простосердечные дети около любимого отца. Не скроются эти подвижники и боголюбивые труженики от взора народа, ищущего правды духовной, их скоро найдут скорбящие, недужные, страждущие, и просветится обитель блаженного схимонаха Зосимы! Тогда мир устремится искать себе отрады, облегчения, утешения в эту самую пустынь, которую злоба мира хотела уничтожить до основания.
Не увидит здесь мир ни довольства, ни покоя, а будет свидетелем бедности, недостатков, трудов и древнего монастырского порядка, длинных служб по церковному уставу. Стройное, старинное пение, так называемое столповое, произведет совершенно иное впечатление, чем обычное светское пение в городах. Увидит мир, как совершается ежедневно к вечеру монашеское правило по Саровскому уставу со многочисленными поклонами, с умною молитвою, со слезными прошениями и воздыханиями за благотворителей, попечителей, жертвователей обители, а также и за обидящих, осуждающих по неведению. Братия живет по примеру святых отцов под руководством своих старцев, открывая им ежедневно свои помышления. Живущие здесь монахи - истинные труженики:
летом работают на огородах, косят сено, чистят лес. Это занятие для свободного времени, для отдыха. Не прекращается работа в мастерских, келиях. Таких послушаний - до четырнадцати: 1) день и ночь читают Псалтирь за благодетелей; 2) пишут образа, иконы; 3) занимаются токарным производством; 4) столярничают;
2.
5) переплетают книги; 6) пекут просфоры; 7) пекут хлебы; 8) работают на кухне; 9) шьют одежды; 10) занимаются малярной работой; 11) в кузнице; 12) в слесарной; 13) шьют сапоги; 14) лудят посуду. Таким образом, братия постоянно находится в трудах".
3.Старец Алексей.
Но старец Алексий пришел к старчеству несколько иным путем. Безусловно, вся его жизнь до прихода в Зосимову пустынь была пронизана постоянной духовной работой над собой. Но при этом в его случае старчество было формой послушания, обязанностью, которую иеромонах Алексий был должен понести. Сам же старец с самого начала мечтал о полном затворе.
И здесь мы подходим к вопросу, который уже не первое столетие интересует как историков-специалистов, так и православных авторов: какова природа старчества? В случае со старцем Алексием можно говорить о том, что послушание старчеством в понимании этого долга как духовного наставничества было возложено на него до того, как слава о нем пронеслась по всей России. Безусловно, у настоятеля Зосимовой пустыни игумена Германа были все основания возложить на отца Алексия данное послушание, но, тем не менее, не будем забывать, что изначально он стал старцем фактически по обязанности, а уж затем – старцем в более глубоком понимании этого слова, когда само старчество уже становилось феноменом, иногда не связанным с монастырскими стенами.
4. Что касается «высоких» посетителей старца Алексия, то, пожалуй, особо следует сказать о великой княгине Елизавете Федоровне. Она посещала Зосимову обитель несколько раз: в 1909 году (30 мая, 5 сентября, 31 октября, 20 ноября), в 1910 году (5 января, 29 января, 6 марта, 23 апреля, 29 мая, 27 августа, 2 октября), в 1911 году (11 марта, 17 июня, 20 августа) и 2 марта 1912 года. Во время этих своих посещений пустыни великая княгиня неоднократно присутствовала за богослужениями, а также беседовала со старцем Алексием, у которого она не раз исповедовалась.
С момента кончины супруга Елизавета Федоровна не снимала траур, много молилась, перестала вкушать мясо. Ее спальня в Николаевском дворце стала напоминать монашескую келью. Она собрала все свои драгоценности, часть отдала в казну, часть — родственникам, а остальное решила употребить на постройку обители труда и милосердия. Ей хотелось создать такую обитель, сестры которой совмещали бы молитву и рукоделие с деятельной помощью ближним. На Большой Ордынке в Москве Елизавета приобрела усадьбу с четырьмя домами и садом. В первом доме были устроены трапезная для сестер, кухня, кладовая и другие хозяйственные помещения, во втором — церковь и больница, рядом — аптека и амбулатория для приходящих больных, в четвертом доме находилась квартира для священника — духовника обители, классы школы для девочек приюта и библиотека.
3.
5. Сергей Николаевич Булгаков.
Среди духовных детей старца Алексея в конце 19 начале 20 века были и такие известные деятели философский учений, как Сергей Булгаков и Павел Флоренский. Зосимову пустынь часто посещали и члены известного в те годы в Москве религиозно-философского кружка, основанного в начале века М. А. Новосёловым.
Углубленно занимаясь марксизмом, Булгаков со временем понял несостоятельность этого учения. Под воздействием чтения русских религиозных мыслителей (Л.Толстого, Ф.Достоевского, Вл.Соловьева ), бесед и споров с Толстым он снова обретает религиозную веру. Подобная эволюция была характерна для русской интеллигенции той поры, и вскоре Б. выдвигается в ряд ее признанных духовных лидеров. Он стал одним из основных участников сборника "Проблемы идеализма" (1902), где впервые объединились ведущие лица нарождавшегося религиозно - философского движения; название сборника его статей "От марксизма к идеализму" (1903) сделалось крылатым словом, выразившим духовный смысл истинного момента.
Процесс постепенного возврата к церковно-православному миросозерцанию завершается уже в революционные годы принятием священства (1918).
С этим завершением Булгаков сразу же начинает играть видную роль также и в церковных кругах, активно участвуя в работе Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви (1917-1918) и близко сотрудничая с патриархом Тихоном. Восприняв безусловно отрицательно Октябрьский переворот, Cергий быстро откликнулся на него диалогами "На пиру богов", написанными в стиле и духе "Трех разговоров" Вл. Соловьева; диалоги вошли в сборник "Из глубины". В годы гражданской войны о. Сергий находился в Крыму и, будучи оторван как от иерейского служения, так и от общественно-публичной деятельности, интенсивно работал в философии. В написанных тогда сочинениях "Философия имени" и "Трагедия философии" он подверг пересмотру свой взгляд на соотношение философии и догматики христианства, придя к выводу о том, что христианское умозрение способно выразиться без искажений исключительно в форме догмат, богословия. Последнее и стало с тех пор основной сферою его творчества.
6.В Зосимову стекались сотни и тысячи богомольцев со всей необъятной России. Пустынь стала одним из духовных центров русского Православия того времени. Офицеры и чиновники, священники и монахи, крестьяне и ремесленники, промышленники и торговцы - все они, мужчины и женщины, старики и молодежь, молодые супруги и юные девы, обновлялись духом, принимая наставления старцев Зосимовой пустыни и уносили с собой в мир ее особенный свет - отблеск Света Невечернего.
4.
Ценным свидетельством того, каким христианином был Павел Михайлович, для нас является слово, сказанное по его кончине преподобным Алексием, старцем Смоленской Зосимовой пустыни:
"Мне пришлось долгое время служить в Николо-Толмачевском приходе, куда ходил Павел Михайлович Третьяков. В моем сознании при воспоминании о нем встает образ человека, служившего примером трезвенной, сосредоточенной, воздержанной жизни, исполненной благой энергии и трудов, и, главное, образ человека, сочетавшего владение богатством внешним – материальным – с нищетой духовной. Это проявлялось в его смиренной молитве. Он обычно становился перед местной иконой преподобного Алексия, человека Божия. Ни разговоров, ни озираний вокруг никогда не допускал он себе, вошедши в храм и углубившись в великое дело молитвы. Никаких послаблений и облегчений неподвижного предстояния не позволял он себе, как бы долго ни длилась служба… Разумный, настойчивый труд при помощи Божией, полезная деятельность и громадные материальные пожертвования Павла Михайловича на благо общества сами собой, помимо его воли, возвышали его перед другим.Будем уповать, что Господь, обещавший смиренным благодать и Царство Небесное – нищим духом, примет почившего раба Павла в Свое Вечное Царство любви и безпредельного мира".
7.Заключение. Зосимовского старца отличала большая простота, непосредственность, иногда будто бы некоторая детскость в восприятии внешних условий и обстоятельств жизни духовного чада. Вместе с тем, вникая в эти условия жизни, выясняя детально, давали правильные советы жизненного пути.
К ним, как к свету, стремились отовсюду люди: архиереи, государственные деятели, священнослужители, монахи, военные, врачи, чиновники, учителя, профессора и студенты.
Личность священослужителей Зосимовой пустыни и образ их жизни были основой нравственного и духовного становления великого русского старца.
5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированный проект. Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня».
Практико-ориентированный проект.Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня»....
Разработка урока "Зона Арктических пустынь.Положение на карте.
Урок географии в 7 классе коррекционной школе 8 вида,тема "Зона арктических пустынь.Положение на карте.Климат".Презентация прилагается....
Урок "Тропические пустыни Африки"
Природа и пустыня Африки...
Урок развития речи в 8 кл. Подготовка к написанию сочинения по впечатлениям. Описание памятника Серафиму Саровскому в Коренной пустыни работы В. Клыкова
Урок подготовки к написанию сочинения по впечатлениям "Описание памятника Серафиму Саровскому работы В. Клыкова" разработан и проведён в рамках проведения стажировочной площадки по теме « Духовно...
Презентация "Не станет ли Земля пустыней?"
Работа рассматривает проблему экологии....
Природная зона - пустыни. Может ли пингвин жить в пустыне?
Этот урок - проблема, урок - путешествие проводится в конце изучения темы "Природные зоны мира. Пустыни". Обучающиеся обобщают и систематизируют ранее полученные знания, выполняя увлекательные задания...
«Письмо...» Амвросия Оптинского . Оптина Пустынь и русская литература.
Конспект урока литературы . 8 класс. По программе А.Г.Кутузова. Блок: "Духовная литература и её традиции"...